Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Послание Иакова 2:21
Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
Святые отцы
- Климент Римский, сщмч. (†99)
- Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Прочие
- Иларий Арелатский, еп. (†449)
- Экумений (†VIв.)
- Иоанн Кибалчич, священник (†1883)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Орлин Николай Иванович (†XIXв.)
- митр. Георгий (Ярошевский) (†1923)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
- Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Климент Римский, сщмч. (†99)
Ст. 21-23 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»
Авраам, названный другом [Божиим], найден верным по своему послушанию словам Божиим.
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
Ст. 21-23 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»
Удовольствуемся еще одним ветхозаветным примером Авраама, так как мы и сынами его посредством веры сделались, он не делами только оправдался, но и верою. Много, правда, он и сделал, однако же не прежде назван другом Божиим, чем когда уверовал, да и всякое дело его совершено верою.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 21-23 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»
То, что он веровал Богу, глубоко в сердце, относится только к вере, в том же, что он привел сына на заклание, что, бестрепетный, взял оружие в правую руку, что заколол бы таки его, если бы его не удержал голос, заключается, конечно, великая вера - и великое дело.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 21-23 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»
Так как блаженный Иаков говорит, что Авраам, принесший Исаака, сына своего, на жертвенник, был оправдан делами, а Павел говорит, что он был оправдан по вере, то следует понимать кажущееся противоречие следующим образом: [Авраам] уверовал прежде, чем у него родился Исаак, и в качестве награды за веру получил Исаака. Однако когда он принес Исаака на жертвенник, он не только исполнил то, что было ему поручено, но не отступил и от веры в то, что в Исааке его семя умножится как звезды, решив, что Бог может поднять и из мертвых.
…[Авраам] принес [на алтарь] наделенную разумом жертву, распрощавшись с законами природы, поправ стрекало привязанности, которой невозможно пренебречь, и не противопоставив любви к Богу ничего из земного.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ст. 21-23 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»
Иаков искусно использует здесь пример добрых дел Авраама, чтобы затронуть чувства тех иудеев, кто считал себя достойными наследниками своего великого патриарха. Призывая их верно стоять в испытаниях и подтверждать свою веру делами, он приводит им в пример Авраама, у которого они могут научиться этим добродетелям. Что может быть тяжелее испытания, которое поражает собственное тело, чем необходимость убить своего единственного, любимого сына, наследие старости? Насколько более желал бы Авраам раздать всю свою одежду и еду бедным ради любви Божией, нежели по воле Божией предать смерти сына, наследника, рожденного от отца-старика? Эта прекрасная фраза Иакова перекликается с тем, что говорил Павел: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя, ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить (Евр 11:17-19). Взирая на пример одного и того же праведника, Иаков хвалит величие его дел, Павел же - постоянство веры, и нет противоречия между тем, что пишут Павел и Иаков. Ведь оба знали, что Авраам совершен как верой, так и делами, просто каждый из них обращал большее внимание на ту добродетель, в которой более нуждались адресаты его послания.
…Авраам столь неколебимо и горячо верил Богу, что готов был сделать все, чего бы Бог ни попросил от него, и поэтому вера его сердца Богу вменилась ему в праведность. И чтобы мы знали, какова оправдавшая его вера, Бог испытывал его, приказав принести в жертву сына, и вера была исполнена в делах. То есть вера, уже совершенная в его сердце, была испытана на деле.
Когда Иаков говорит: Авраам, отец наш, разве не делами был оправдан, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник? – то [этим] он умело внушает необходимость брать пример добрых дел с самого патриарха, побуждая уверовавших из иудеев, как достойных потомков, следовать делам своего великого праотца. А так как он убеждал их не ослабевать в искушениях и доказывать свою веру делами, то и предлагает [здесь] весьма подходящий пример патриарха, чтобы наставить их и в одной, и в другой добродетели. Какое большее может постигнуть [человека] искушение, исключая собственные телесные страдания, чем быть вынужденным в старости убить своего единственного и возлюбленного сына? Тот, кто не отказался исполнить повеление Господне тотчас предать смерти своего сына, которого он получил в старости как наследника, разве отказывал беднякам в помощи едой и одеждой из любви к Богу? Таким образом, этот стих блаженного Иакова согласен с тем, что говорит Павел: верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву сына своего Исаака, и приносил единородного, которого принял по обетованию (получивший обетования – Vlg.). Ему было сказано: в Исааке наречётся тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и мёртвых воскрешать (Евр. 11:17–19). В одном и том же поступке блаженного Авраама Иаков похвалил значимость его дел, а Павел – твёрдость его веры. Высказывание Павла не противоречит Иакову. Будучи согласны в том, что Авраам был совершенен как в делах, так и в вере, каждый из апостолов больше похвалил ту из его добродетелей, в которой их слушатели, как они видели, испытывали больший недостаток. А поскольку Иаков писал к тем, у которых была пустая вера без [добрых] дел, то он и привёл этот подходящий пример, в котором обнаруживается та исключительная вера Авраама, ещё раньше заслужившая похвалу [от Бога], по свидетельству Писания. Она не была в его сердце бездейственно-пустой, но, будучи испытана, пылала готовностью исполнять Божьи повеления. Павел же, в свою очередь, наставлял тех, которые похвалялись своими делами, будучи лишены благодатной веры. Поэтому он показывает, что без веры Богу угодить невозможно (см. Евр. 11:6). Собрав примеры всех патриархов для изобличения и исправления надменности иудеев, он ясно показывает, что все они свидетельством веры заслужили похвалу [от Бога] (см. Евр. 11:39). Поэтому он и делает, в частности, вывод об Аврааме, что тот, принося Исаака, думал, что Бог силен и мёртвых воскрешать (Евр. 11:19). Авраам сразу решил принести сына, ибо веровал, что Бог намерен тотчас воскресить его. Таким образом, вере он сочетал дело. А верил, что Бог воскресит сына после смерти, потому что веровал в истинность услышанного, что в Исааке наречётся тебе семя.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 21-23 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»
Оба апостола приводят Авраама в подтверждение учения своего о вере. Один примером Авраама доказывает, что вера выше дел, а другой, что дела выше веры. Но выше сказано, что каждый принимает слова («вера» и «дела») в своем значении и берет полезное для него в подтверждение своих мыслей. Впрочем, некоторые отцы понимали это таким образом: Авраам, удаленный временами, есть образ той и другой веры - и той, которая до крещения, которая не требует дел, а только одной веры, исповедания спасения и слова, которым оправдываемся мы, верующие во Христа; и той, которая после крещения и которая соединена с делами. Так Дух Святый, говоривший в них, оказывается не противоречащим Себе. Одна вера оправдывает приходящего одним только исповеданием, если он тотчас отрешился от жизни, ибо у него нет дел, но для него достаточно очищения через крещение, а другая требует выказывания добрых дел от уже крещенного. С этим согласен и Павел. В другом месте он говорит и учит, что вера после крещения требует усовершенствования через дела, когда говорит: не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовию (Гал. 5, 6). Но любовь для своей полноты требует много мудрости.
Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим - Авраам был образом оправдания через одну веру тогда, когда поверил и это вменилось ему в праведность (Быт. 15, 6), а образом оправдания через дела был он тогда, когда возложил сына на жертвенник, ибо он не только сделал дело, но и не отпал от веры относительно Исаака, что потомство его умножится, как звезды, но помыслил, что Бог воскресит его из мертвых (Евр. 11, 19).
Подобным образом Павел свидетельствуется и Давидом, ибо Давид Духом Божиим знал, что некогда придет вера о Христе, почему говорит: блажен человек, которому Господь не вменит греха (Пс. 31, 2).
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Ст. 21-23 Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвенник? Видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера? И совершися писание глаголющее: верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся
Толкует святой Феофилакт, что два апостола, т.е. Павел в 4-й главе к Римлянам послания и брат Божий здесь, приводят Авраама в пример, как веры, так и дел. И Павел с одной стороны, показывает веру выше дел закона, приводя в пример Авраама: «а не делающему, верующему же во оправдающаго нечестива, вменяется вера его в правду» (Рим. 4:5). Иаков же показывает здесь высшими дела перед поверхностной верой. Каждый же употребляет двойное значение, как в именовании веры, так и дел, в том значении, какую необходимость имел, как мы уже сказали выше. Однако некоторые Отцы (из них божественный Кирилл Александрийский) разрешая разногласие двух апостолов говорят так, что сам Авраам считается образом и примером двойного значения веры в разные периоды, т.е. веры бывающей перед Крещением, которая не требует обязательных дел, кроме исповедания одних догматов устами (хотя вера эта перед Крещением испытывается достаточное время – тверда ли она и какое есть расположение души оглашаемого) потому что, если кому-нибудь, крестившись, прилучится сразу умереть, одно исповедание и через Крещение дарованная чистота в достаточной мере оправдают такого человека, даже не успевшего сотворить добрых дел. Такую веру в начале показал и Авраам, потому что, когда Бог сказал ему «воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое» (Быт. 15:5), тогда Авраам услышав сие, уверовал не колеблясь в обетование Божие. Как и Писание далее говорит «и верова Аврам Богу, и вменися ему в правду» (Быт. 15:6).
Тот же Авраам есть образ веры после Крещения, который соединён с добрыми делами, и требует обязательного от того, кто крестился, делания заповедей Христовых, как свидетельство веры. Такую веру показал Авраам после, когда Бог сказал ему взойти на гору, и там принести в жертву своего сына. Послушавшись слов Божиих, он уже делом хотел принести его в жертву. Итак, поскольку Авраам показал и простую веру, не требующую дел, то Павел и сказал, что Авраам оправдался от веры без дел(36). Он же показал и веру сопровождаемую делами, поэтому Иаков здесь говорит, что он от дел оправдался, приводя свидетельство слов Писания: «верова Авраам Богу, и вменися ему в правду». И хотя это было сказано об Аврааме в начале, однако, когда Авраам хотел самим делом принести в жертву сына, то верил, что Бог, сказавший, то, что Он умножит семя его как звёзды, силен и воскресить из мёртвых его сына, от которого Он умножит род его, поэтому-то и поставлено здесь это изречение, о вере Авраама от дел.
А в каком месте божественного Писания Авраам дословно назван другом Божиим, - сего не обретается. Это, однако, предполагается из других изречений Писания, которые называют Авраама возлюбленным от Бога. Вот Исаиа говорит «семя Авраамле, егоже возлюбих» (Ис.41:8), и три отрока в песни: «Авраама ради возлюбленнаго от Тебе» (песнь 8); возлюбленный Богом и друг Божий, почти одно и тоже. Приводит и Великий Василий, в пятом слове против Евномия, это изречение и говорит: «верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду и друг Божий наречеся. Блаженный Авраам именуется другом Божиим, и действительно друг – друг по вере, друг по послушанию». Говорит же и божественный Кирилл Александрийский «верова же Авраам. Отсюда со всею ясностью можешь видеть причину присущей ему славы. Так как назван другом Вседержителя Бога, то поэтому и стал великим и славным, вменена ему вера в праведность и правда от веры для него соделалась причиною свободы по Богу» (Книга 5, на Иоанна толк.).
Иларий Арелатский, еп. (†449)
Ст. 21-23 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»
Четыре груза принес Авраам на гору: меч, огонь, тяжесть сердца и связку дров. Что, кажется, обозначается через огонь, если не страсть? Что через меч, если не смерть? Что через дрова, если не крест? Что через тяжесть сердца, если не скорбь бесстрастную Отца и ангелов о смерти Христа? Потому что этот Исаак плотский по образу Христа, пострадав, приносится в жертву за всех; потому что в восьмой день до календ апреля, в который, передают, мир был основан и в день суда восстановлен, отцом [Авраамом] был принесен в жертву в месте, которое Бог избрал, чтобы построить спустя много времени дом на горе Сион. Эта гора стала называться именем Сион, то есть зеркало жизни, потому что в нем Авраам увидел новый завет.
Экумений (†VIв.)
Ст. 21-23 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»
Когда Авраам уверовал и это вменилось ему в праведность (Быт 15:6), он был образом праведности, основанной на одной вере, а когда он возложил сына на жертвенник, праведность подтвердилась и на деле. Ведь он не только совершил дело, но и не отступился от веры, что потомство Исаака будет многочисленно, как звезды.
Иоанн Кибалчич, священник (†1883)
Ст. 20-25 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
Ст. 20-25 Хо́щеши же ли разуме́ти, о челове́че су́етне, я́ко ве́ра без дел мертва́ есть? Авраа́м оте́ц наш не от дел ли оправда́ся (έχ έξ έργων έδιχαιώθη), возне́с (άνενέγχας) Исаа́ка сы́на своего́ на же́ртвенник? Ви́диши ли, я́ко ве́ра поспе́шествоваше (συνήργει) дело́м его́, и от дел соверши́ся ве́ра (χάι έχ των έρνων ή πίστις έτελειώθη)? И соверши́ся (έπληρώθη) Писа́ние глаго́лющее: ве́рова же Авраа́м Бо́гови, и вмени́ся ему́ в пра́вду (είς διχαιωσύνην), и друг Бо́жий нарече́ся. Зрите́ ли у́бо, я́ко от дел оправда́ется (έξ έργων διχαιέται) челове́к, а не от ве́ры еди́ныя (χάι έχ έχ πίστεως μόνον)? Та́кожде же и Раа́в блудни́ца не от дел ли оправда́ся (έχ έχ έργων έσι xawi&y), прие́мши схо́дники (τές άγγέλθς) и ины́м путе́м изве́дши (έχβαλσα) их?
Человека, полагающаго оправдание или спасение, т. е. достижение царства славы, в одной вере без всяких добрых дел, или осуществления веры, Иаков называет неосновательным, пустым (χενέ – vane), и эту неосновательность разоблачает примерами Авраама для христиан из иудеев и Раавы для христиан из язычников. Человек должен знать основательно (γνώναι), говорит он, что Авраам свою веру, засвидетельствованную Богом, осуществил, доказал, оправдал на деле (έξ έργων έδιχαιώθη), возложив (άνενέγχας) Исаака на жертвенник. И такому самоотвержению в деле Авраама, по которому нужно было отректись от отеческих чувствований, решиться не только лишиться своего сына, самому возложить на жертвенник, но еще и заклать самому; что споспешествовало (συήργει), если не таже вера, которая пришла в совершенство от дела (έχ τών έργων ή πίσιξ έτελειώθη)? Эта-то вера, открывшаяся в деле, и доставила Аврааму праведность (σιχαιωσύνην – justitiam), по которой он назван другом Божиим, т. е. самым точным исполнителем воли Божией.
«Луч света, говорит один из пастырей церкви, который озарял и ободрял Авраама в сей нощи веры, была, как изъясняет сие его состояние Апостол (Рим.4:17, Евр.11:19), мысль о воскресении мертвых, которая представляла ему смерть Исаака не совсем невозвратною его потерею, а таким образом еще питала веру и надежду обетования. Впрочем, так как и тот же Апостол примечает, что Авраам сверх упования с упованием веровал (Рим.4:18), должно признать, что в сие время вера и надежда сокрыты были в любви его к Богу, как временныя, приготовительныя и частныя добродетели во всеобщей, полной и вечной. Исполненный силою сей божественной любви Авраам творит ея дело: и как она всему верит, всего надеется, и никогда не отпадает (1Кор.13:7-8), то вера и надежда не могли поколебаться при сем, хотя и теряли видимое средство к достижению своего предмета.»
Другой пример оправдания чрез веру и добрыя дела представляет Ап. Иаков в Рааве, которая, будучи язычница и женщина легкаго поведения, слышав о чудесах, которыя сотворил Бог избранному народу своему, уверовала в Него (Евр.11:31), и эту веру доказала на деле (έξ έργων), приняв соглядатаев (χατασχόπες – Евр.11:31), как добрых вестников (τές άγγέλες – Иак.2:25) истиннаго Бога, которые могли передать ей чистое понятие о Нем, сохранила их с опасностию собственной жизни, и отпустила (έχβαλέσα) иным путем. Дело ея, как соответствовавшее намерению Божию, оправдало ее, так что она пощажена, когда все соотечественники ея погибли.
«Сие есть основание, говорит один из пастырей, что Бог и язычникам отверз двери веры; добродетели их делали достойными принятия учения евангельскаго, они утвердили их веру и совершили спасение их»
Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Не делами ли оправдался Авраам и проч.: самое сильное доказательство для христиан из иудеев (Иак.1:1), так как этот праотец пользовался во все времена величайшим почтением у евреев, почему и прибавлено – отец наш. Вопросительная форма речи дает тон несомненности высказываемой мысли, которой не могут не верить даже противники, которые здесь имеются в виду.
Оправдался: понятие оправдания заключает в себе понятие о переходе человека из состояния виновного в состояние правого. Все люди виновны пред Богом святым как грешники, но по мере их нравственного очищения и усовершения из виновных переходят в состояние оправдываемых; оправдание поэтому употребляется в смысле праведности, оправданный – то же, что праведный, праведник, святой. – Авраам оправдался – значит, стал праведным пред Богом или, точнее, Бог явил его праведным пред судом Своим. Чем же он оправдался, или достиг праведности?
Делами, или от дел, венцом которых была готовность его, по требованию Божию, принести сына своего единородного Исаака в жертву Богу (Быт. гл. 22). Вся жизнь Авраама показывает его беспрекословное послушание велениям Божиим, то есть исполнена дел его веры, но особенно эта готовность, по которой он возложил сына своего на жертвенник, была величайшим делом его веры, подвигом (ср.Евр. 11:17-19), в нем как бы сосредоточились все праведные дела Авраама. Правда, в повествовании о сем книги Бытия нет слова, которое бы соответствовало употребленному здесь слову оправдался Авраам этим делом, но на великое значение этого дела для оправдания Авраама указывают ясно слова Божии, сказанные при сем: ныне Я вижу, что ты боишься Бога (Быт.22:12); это было высшим делом веры Авраама, при котором Бог явил праведность его.
Рассматривая это дело Авраама, апостол указывает в нем теснейшую связь веры с делами и тем доказывает, что вера без дел – ничто, мертва, не может даровать оправдания или спасения.
Вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства: по вере в Бога Авраам совершил дело сие (дела, апостол опять обобщает понятие, говоря об одном деле, как и в ст. 21), следовательно – вера его содействовала тому, что он совершил дело сие, без веры его не было бы, оно – плод веры, но, с другой стороны, и вера этим самым делом (делами, опять обобщение) достигла совершенства, еще более возвысилась и укрепилась, как выдержавшая этим делом величайшее испытание, или искушение (Иак.1:3; Быт.22:1). Если бы можно было представить, что Авраам, вопреки требованию Божию, не решился бы на жертвоприношение сына своего, то вера его прежняя не оправдала бы его пред Богом, и, следовательно, делом, или верою, выразившеюся в деле, оправдался Авраам, иначе вера его оказалась бы мертвою, а теперь дело свидетельствовало, что она жива.
И исполнилось, осуществилось на деле, слово Писания, которое говорит: веровал Авраам Богу, и сие вменилось ему в праведность. Эти слова сказал бытописатель Моисей после изложения обетования Божия о умножении семени Авраама (Быт.15:6). Апостол Иаков указывает осуществление сего слова в событии жертвоприношения Исаака, когда вера Авраама выразилась в таком высоком деле, как жертвоприношение Исаака, как плод этого веровал Авраам.
И он наречен другом Божиим: не в это время прямо Самим Богом наречен так; так называется он от лица Божия у пророка Исаии (Ис.41:8) и в книге Паралипоменон (2Пар.20:7), что показывает величайшую любовь Божию к этому высокому праведнику, такую веру явившему делом жертвоприношения сына своего. Заключение из сего события и объяснения его (ст. 21-23) апостол выводит решительное: видите ли, что человек оправдывается, делается праведным пред Богом, делами, а не верою только, если вера обнаруживается в делах, в противном же случае она мертва и не имеет оправдательной силы. (Разрешение кажущегося разногласия этого учения с учением святого апостола Павла о сем и раскрываемого в сем же примере Авраама см. в прим. к Рим.4).
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Далее (Иак.2:22), говоря о вере Авраама, апостол утверждает, что она содействовала делам патриарха, как бы сотрудничала с ними в деле оправдания его, – и от дел совершися вера, т. е., чрез дела достигла совершенства; это значит, что она не бывает отдельным деятелем в оправдании и спасении человека, но как, с одной стороны, дела совершаются по указанию веры, под ее водительством, так с другой – и вера чрез проявление в делах укрепляется и совершенствуется. – Наконец ап. говорит: яко тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак.2:26). Тело без духа бывает неподвижно; также неподвижна бывает и вера без дел; тело без духа бывает бездейственно; также бездейственна бывает и вера без дел; бездушное тело немногого стоит, разве естественного страха и отчуждения; подобно сему и вера без дел заслуживает осуждения. Но раскрывая недостаточность одной только веры (ср. Иак.2:24) для оправдания человека, апостол чрез это не отвергает необходимости ее, как первого средства к оправданию, доставляющего оправдание совместно с другим средством – добрыми делами. Он не имеет здесь целью нарочито раскрывать необходимость веры, однако дает понять ее из следующего. Если вера не соединяется с добрыми делами, то ее нельзя поэтому считать несуществующею, она только мертва, или – без действия (Иак.2:17). Если к ней присоединяются дела, то они служат обнаружением ее; если бы не было веры, то не могли бы явиться и дела, в которых она обнаруживается (Иак.2:18). Вера и дела содействуют одно другому в оправдании человека; а посему если нельзя оправдаться одною верою, то нельзя и одними делами (Иак.2:22). «Делами вера достигает совершенства»; это показывает, что она отнюдь не есть что либо излишнее, – тогда не стоило бы и говорить об ее совершенстве. От дел оправдается человек, а не от веры единыя (Иак.2:24). Это значит, что для оправдания мало одной веры, требуются и дела; а этим косвенно показывается, что и вера необходима, только не одна, а сопутствуемая делами.Итак, оправдание и спасение человека достигаются посредством веры и добрых дел. Какова должна быть вера? Будучи восприятием и усвоением истин Откровения, она должна быть правою, должна быть усвоением тех самых истин, которые действительно открыты Богом человеку для его спасения, должна быть усвоением точным, чуждым всякого извращения или перетолкования этих истин, должна быть настолько глубоким усвоением, чтобы усвоенные истины действительно побуждали и руководили человека в деле спасения, в богоугодной жизни.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 21-24 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только
Здесь Апостол приводит самое сильное и самое решительное для христиан из иудеев доказательство необходимости дел для оправдания человека пред Богом и для спасения его - на оправдание Авраама праотца не одною верою, но и делами, причем из дел Авраама берется у Апостола самое великое - жертвоприношение им Исаака (ст. 21, см. Быт XXII). Это именно дело самоотвержения Авраама в деле служения Богу сослужило венцем дел, посредством которых Авраам прошел путь нравственного очищения и явился истинно праведным, святым: оправдался ἐδικαιώθη, - именно достиг праведности на самом деле, а не только «объявлен был праведным», как полагают некоторые западные комментаторы. Нет, подвиг целой добродетельной жизни Авраама, нашедшей свое высшее выражение в мысленно совершенном им жертвоприношении Исаака, словом, все праведные и благочестивые дела Авраама сделали его человеком высокой праведности, а вместе с тем и наследником спасения. Но дела Авраама, по воззрению Апостола Иакова, не были самостоятельным принципом его оправдания, напротив, дела его были органически соединены с его верою: «вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства», ἡ πίστις συνήργει τοῖς ἔργοις αὐτοῦ καὶ ἐκ τῶν ἔργων ἡ πίστις ἐτελειώθη, ст. 22. «Для ясности представления, веру можно уподобить корню и стволу дерева, а дела - ветвям и листьям… Между корнем и стволом, с одной стороны, и ветвями и листьями, с другой, тесная взаимная связь. Корень и ствол питают ветви и листья, но и ветви и листья в свою очередь питают ствол и корень. Как листья и ветви не могут существовать без корня и ствола, так корень и ствол не могли бы жить, если бы ветви и листья не проводили солнечного луча в корень и ствол» (еп. Георгий).
В силу такого внутреннего, органического взаимоотношения веры и дел, св. Апостол в ст. 23 свидетельство Быт 15:6 о вменении Аврааму в праведность его веры обетованию Божию о потомстве истолковывает в том смысле, что вера Авраама, наивещим образом проявившаяся в жертвоприношении Исаака, тогда же наиболее полно и совершенно послужила к его оправданию; следовательно, Авраам оправдался верою, достигшей совершенства в делах его. Печатью совершенства Авраама, как следствия веры и дел его, Апостол признает усвоенное Аврааму (в Ис 41:8; 2Пар. 20:7) название «друга Божия» (евр. очевд, греч. φίλος).
Ст. 24 представляет логически-последовательный вывод из предыдущих рассуждений св. Апостола о совместном, равно необходимом участии дел и веры в деле оправдания и спасения человека: «видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только».
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
Некоторые ученые западные видят в учении Апостола Иакова о значении в деле спасения веры и дел некоторое несогласие с учением о сем Апостола Павла; так как, говорят они, Апостол Иаков учит о спасении через дела, а Павел Апостол – через веру. Но это несогласие видится потому, что неверно представляется учение обоих Апостолов. Как в стихах 14 и 17, так равно в 19–20 и далее в стихе 24 и 26 Апостол Иаков говорит о вере, как бессердечном, рассудочном только признании истины Откровения, без живого проникновения ими; о той вере, какую имеют и бесы, и которую обличает Апостол в своих читателях, получивших ее как бы в наследство от своих отцов Иудеев, тщетно ожидавших спасения через холодную веру. Веру же истинную, живую Апостол Иаков одобряет, считает ее содействующею добрым делам и способствующею к оправданию пред Богом и приближению к Нему. Таким образом, Апостол Иаков говорит о спасении не через одни дела, а в связи с живою верою (24 ст.). То же видим и у Апостола Павла, который говорит, что во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера любовью поспешествуема (Гал.5:6). Из указанных Апостолом Павлом дел видно, что он не придавал значения в деле спасения не делам вообще, а только делам обрядовым (обрезанию и т. п.), потерявшим свое значение с установлением Нового Завета. Должно заметить еще, что Апостол Павел в примере верующего указывает на того же Авраама, на которого указывает и Апостол Иаков. Перед Апостолом Иаковом были люди, принявшие веру Христову, но продолжавшие жить по-язычески; перед Апостолом Павлом были лжеучители, утверждавшие, что без соблюдения закона Моисеева и всех его установлений нельзя спастись, чем ниспровергалось самое существо учения об оправдании через веру во Христа. Поэтому святой Апостол Иаков в своем послании говорит о недостаточности холодной веры без дел; требует, чтобы вера была не мертвая, а живая; Апостол же Павел говорит о недостаточности дел закона без сердечной веры (Рим.3:31; 9:31:32). Таким образом они вполне сходятся в требовании от христиан веры и дел благочестия. Одинаково также они говорят и о содействии веры делам и дел вере, сравн. (Иак.2:22) и (Евр.11:33–37). Апостол Иаков указывает даже такое место Писания, которое, по-видимому, более подходит к несправедливо предполагаемому исключительному учению Павла, а именно: на вменение Аврааму в праведность его сердечной веры, не перешедшей еще в дело (в жертвоприношении Исаака).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Олег Стеняев, протоиерей
Здесь святой апостол Иаков приводит нам примеры: пример праведного Авраама, пример Раав. Эти примеры достойны подражания, потому что эти люди не просто проявляли веру, но ради нее были готовы изменить все и в семейной жизни (праведный Авраам возлагает на жертвенник своего единственного сына Исаака), и в личной (Раав, вопреки естественной привязанности к своим согражданам, впускает соглядатаев в Иерихон).
Мы должны раз и навсегда запомнить, что люди становятся святыми тогда, когда, очищенные Господом, очищенные этим даром веры, в благодарность Творцу своему меняют всю жизнь – и личную жизнь, и ту жизнь, которая их окружает. Вот тогда, братия и сестры, мы будем идти не путем бесовской мертвой веры, не путем этой секуляризации, обмирщения современной жизни, а путем, предначертанным Богом.
О чем мы просим Господа в молитве «Отче наш»? – «Да приидет Царствие Твое… яко на Небеси и на земли». То есть мы хотим, чтобы рано или поздно Божественный порядок был бы один повсюду – как на небе, так и на земле. И вот это Царствие Божие, власть Бога – это то совершенство, которое изменит и землю, и небо.
Священное Писание свидетельствует нам о том, что тот день придет – и будет тогда новое небо и новая земля (см.: Откр.21:1). А новое человечество – оно рождается уже сейчас. Каждый день. В каждом православном храме. В каждой православной епархии. Это и есть то новое человечество, которое будет жить под новым небом и на новой земле. Это и есть Царствие Божие на земле – каждый православный христианин!
Заканчивается церковная служба, и вы возвращаетесь из храма по своим домам. Но каждый из вас несет частичку Царствия Божия – своим семьям, своим близким. Они это не сразу заметят, они к этому, может быть, неправильно отнесутся. Они, может быть, не поймут этого при вашей жизни. Но верьте: соль всегда осоляет. Ваше влияние на них постоянно будет расти!
Сколько мне приходилось встречать людей, которые приходили каяться и говорили: «Меня учила бабушка, но только после ее смерти я поняла, что она была права!»… Да я сам о себе могу засвидетельствовать: самой заветной мечтой у моей бабушки было увидеть, как я служу в храме священником. Но она не дожила даже до того момента, как я стал диаконом.
Может быть, при своей жизни мы и не увидим духовных результатов у наших детей, внуков и правнуков. Но соль всегда осоляет! Распространяйте Царствие Божие вокруг себя, распространяйте этот мир Христов! Творите добро с благодарностью ко Господу за те великие дела, которые Он сотворил с нами.
Орлин Николай Иванович (†XIXв.)
Авраам, отец наш, отец верующих, не делами ли оправдался, вознесши Исаака, сына своего, на жертвенник?
Вознесение им сына своего на жертвенник служит ясным доказательством, что он обнаруживал веру свою праведной жизнью и деятельностью по воле Божьей и таким образом сделался праведником пред Богом.*
* К значению δικαιοῦσϑαι. ср. Иак.5:6,16; Мф.1:19;5:45;23:28; Лк.1:6;2:25;23:47; Деян.10:22; Рим.5:7; Евр.12:23; 2Пет.2:7.
митр. Георгий (Ярошевский) (†1923)
В качестве решительного доказательства необходимости дел, св. Апостол указывает на Авраама, отца читателей послания как по вере, так и по плоти (ὁ πατὴρ ἡμῶν), оправдавшегося не верою только, но и делами: «Авраам…, не от дел ли оправдася?». Из послуживших к оправданию Авраама дел называется только величайшее дело его жизни – жертвоприношение Исаака:«ἀνενέγκας Ἰσαὰκ τὸν υἰὸν αὑτοῦ ἑπὶ τὸ ϑυσιαστήριον». Упоминается оно не потому, что именно оно послужило к оправданию Авраама, и не потому, что в нем заключалось множество дел, а потому, что оно выдающееся из дел Авраама, «венец его дел». Слово ἀνενέγκας лучше всего перевести в значении «возносить», так как глагол ἀναφέρω значит «возносить»: «вознесши Исаака сына своего на жертвенник». Не совсем точный перевод у Лютера: «принесши Исаака сына своего в жертву на алтаре», тем более, что Исаак не был принесен в жертву, а только вознесен на жертвенник в качестве жертвы: принесение Исаака в жертву состоялось только в сердце Авраама, но не на жертвеннике. Вот такими-то делами и оправдался Авраам.
Самым трудным для понимания понятием в этом стихе является понятие оправдания (δικαιοῦσϑαι). Что же такое разумеется у св. Иакова под оправданием? Многие экзегеты понимают оправдание в юридическом, декларативном смысле. Глагол δικαιοῦσϑαι, по их мнению, значит «быть признанным, объявленным праведником», какого рода признание или объявление бывает, например, на суде. Так как св. Иаков требует от христиан исполнения закона любви – дел милосердия, то ясно, что декларативное оправдание у св. Иакова может иметь только тот смысл, что действительно праведный объявляется со стороны Бога праведником, признается δίκαιος. Ни в коем случае декларативное оправдание у св. Иакова не может пониматься в том смысле, будто грешный, нисколько не изменившийся в своем внутреннем существе к лучшему, признается, однако, праведником со стороны Бога. Таким образом, если бы св. Иаков учил и о декларативном оправдании, то это оправдание должно пониматься только в лучшем смысле. Однако, нужно сказать, оправдание, о котором говорит св. Апостол, не есть декларативное, юридическое оправдание. Это видно из следующего.
Прежде всего, несомненно, что св. Иаков в своем словоупотреблении стоит весьма близко к Ветхому Завету, а в Ветхом Завете глагол δικαιοῦσϑαι употребляется в смысле: «стать праведным», «достичь праведности» (Ис. 53:11), будучи вполне равносильным выражениюδίκαιος εἶναι, что значит быть таким, поведение которого согласовалось бы с нормой поведения – божественным законом (Мф. 1:19; 5:45; 23:28); (Лк. 1:6; 2:25; 23:47); (Деян. 10:22); (Рим. 5:7); (Евр. 12:23); (2Пет. 2:7), «быть праведным на самом деле». Из этого можно заключить, что и у св. Иакова глагол δικαιοῦσϑαι не имеет декларативного смысла. Во-вторых, против декларативного понимания оправдания говорит и филология. Производные глаголы на όω (здесь δικαιόω) всегда обозначают действительное обладание тем, о чем говорит корень, от которого они произведены. Следовательно, глагол δικαιόω, образованный от прилагательного δίκαιος – «праведный» или от сущ δίκη – правда, должен значить: «делать, творить кого-либо праведным на самом деле»; в страдательном же залоге он будет иметь значение: «делаться, становиться, быть праведным». Наконец, если бы у св. Иакова разумелось декларативное оправдание, то можно было бы определить время, момент признания со стороны Бога праведности тех лиц, об оправдании которых упоминает св. Иаков, т. е. Авраама и Раави.
Однако сделать это нет никакой возможности. Так, в отношении к Аврааму нельзя считать таким моментом обетование Божие об умножении и благословении его семени, – обетование, данное после жертвоприношения Исаака (Быт. 22:16-18) так как подобные обетования давались Аврааму и раньше (Быт. 17:16-19; 18:18), нельзя признать таким моментом и момент произнесения Богом слов: «Я знаю, что боишься ты Бога» – слов, сказанных Аврааму после жертвоприношения Исаака (Быт. 22:12) так как назвать человека боящимся Бога и объявить его праведником не одно и то же; боящимся Бога называется даже язычник сотник Корнилий (Деян. 10:2). Что касается Раави, то здесь нельзя указать даже приблизительно такого момента, когда она была признана праведной.
Таким образом, оправдание у св. Ап. Иакова не может пониматься в декларативном смысле. Точно так же, как декларативное понимание, неправильно понимание и тех, которые глагол δικαιοῦσϑαι переводят в значении «обнаруживаться, открываться в качестве праведника». Прежде всего, глагол δικαιοῦσϑαι нигде не употребляется в таком значении. Во-вторых, при указанном переводе получается мысль, будто дела не имеют существенного значения в деле оправдания, – они только обнаруживают праведность, а не соделывают ее, между тем, как для всякого очевидно, что св. Иаков говорит о значении дел в созидании праведности: «еда вера может спасти его?». В виду сказанного, наиболее основательным нам кажется понимание глагола δικαιοῦσϑαι в смысле «быть, становиться праведным», «достигать праведности». По нашему пониманию, следовательно, св. Иаков в (Иак. 2:20-26) развивает ту мысль, что достижение праведности и спасения невозможно при посредстве одной веры: необходимы также дела.
Конечно, дела у св. Иакова понимаются, как дела веры, а не как совершенно самостоятельный принцип. О такой органической связи между верою и делами говорит как предыдущее, так и последующее. В предыдущих стихах были употреблены такие выражения о вере: «вера» если не имеет дел, – мертва в себе» (Иак. 2:17), «а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). Если вера без дел называется мертвою, то, очевидно, между ней и делами есть органическая связь: только органически связанное, при разрушении связи, умирает. Далее, если вера может быть показана от дел, то ясно, что это дела, в которых действует и проявляется вера, так как иначе невозможно было бы по делам судить о вере. И последующие стихи, как увидим, подтверждают тоже.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О вере и делах.
Здесь апостол Иаков раскрывает недостаточность одной веры для спасения человека, но в тоже время дает понять и необходимость её, или такое отношение её к делам, что богоугодные дела невозможны без истинной веры: Евр.11:6. С другой стороны, не верою только оправдывается человек, по и делами: Иак.2:24; Евр.11:31; при всем том необходимо быть принятым в число истинных последователей Христа, в Церковь Его: Деян.10:2-6,48.
Вера Авраама сопровождалась самоотверженным подвигом: Быт.14:14-16, и завершилась готовностью пожертвовать своего единственного сына: Быт.22:10; поэтому он и наречен другом Божием. И Христос друзьями называете и тех, кто исполняет то, что Он заповедовал: Ин.15:14; а заповедовал Господь, между прочим, и послушание голосу тех, кого Он посылал: Лк.10:16.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28; Рим.4:3-8; Гал.2:16), и Церковь не нужна.
Ответ:
а) Под «делами закона» апостол Павел разумеет дела закона Моисеева, имевшего временное значение, до пришествия Господа Иисуса Христа (Гал.3:24-25; Гал.5:3-4; Евр.10:1-4 и др.), а не дела любви и милосердия, свойственные вере и обязательные для христианина (Рим.2:13, 13:8-10; 1Кор.7:19; 2Кор.5:10; Еф.2:10,6:8; Тит.2:11-14). Вера рассудочная, как признание истинности евангельского учения, но не проникающая во внутреннюю жизнь души, а потому не выражающаяся в делах любви, – эта вера для спасения человека не имеет никакого значения: имеющий такую веру – «ничто» (1Кор.13:1-3). Рассудочную веру апостол Иаков называет «бесовскою» (Иак.2:14-26). Апостол Павел свидетельствует, что во Христе Иисусе имеет силу не вера рассудочная, «но вера, действующая любовью» (Гал.5:6), т.е. проявляющаяся в любви, творящая добрые дела (1Фес.5:8; 1Тим.1:14,2:15; 2Тим.1:13 и др.); только такую веру, как всецелую преданность Христу своему Спасителю и Богу в мыслях, чувствованиях и делах, и признавал апостол необходимой для спасения, такую веру и подразумевал в указанных местах (Рим.3:28; Гал.2:16).(1)
При этом нужно помнить, что, по учению православной Церкви, вера и добрые дела – не заслуга человека перед Богом, обязывающая Его воздавать за них вечными наградами, а являются лишь причинами, производящими в душе человека то расположение, которое делает его способным быть причастником вечной жизни, даруемой исключительно по милости Божией. Душа спасается не от дел своих, а оттого, что внутреннее существо ее обновлено и что она всегда с Богом; дела добрые – выражения внутреннего обновления, душевной перемены (Мф.25:33-46).(2)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 - Между учением апостола Павла и апостола Иакова (Рим.3:28;4:25;Иак.2:14,21-24; Евр.11:31;Иак.2:25) нет противоречий. Апостол Павел, имея в виду заблуждения иудействующих о возможности оправдания делами закона (Моисеева), в опровержение их, говорит об оправдании человека верой во Христа без дел закона; он отвечает на вопрос: чем может оправдаться иудей и язычник?
Апостол Иаков, зная, что некоторые из читателей Послания, признав необходимость веры во Христа для оправдания, веру разумел рассудочную, непроявляющуюся в делах любви, внушает им, что такая вера мертва, что, только обнаруживаясь в делах, вера становится живой и совершенной; он отвечает на вопрос: какова должна быть вера христианина?
2 - Сергий архиеп. Православное учение о спасении. 1910 г., стр. 236–239.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
б) Для нравственного обновления человека (Еф.4:22-24; Кол.3:5-10), для успешной борьбы с грехом и врагами спасения (диаволом, плотию и соблазнами мира) недостаточно ни собственных сил его, ни веры во Христа, а необходимы силы Святого Духа (Ин.15:5; Мф.19:26), подаваемые через Святые Таинства, необходимо пастырское руководство и научение (Еф.4:11-14; 2Тим.4:2) истинному вероучению, которое и хранится только в единой Христовой Церкви (Еф.4:5; 1Тим.3:15). Если же о Церкви в приведенных сектантами местах и не сказано апостолом, то потому, что это не требовалось ходом мыслей, зато в других местах тот же апостол достаточно ясно изображает необходимость для христианина жизни в живом союзе с Церковью (1Кор.5:5,13,12:13-31; Еф.4:11-16,5:23). Не сказал апостол (Рим.3:28; Гал.2:16) и о покаянии, крещении, благодати Божией и др.; даже не указал предмета веры (Рим.3:28), но отсюда не следует, что нужно отвергать все, о чем умолчал, а только следует одно то, что для уразумения истины должно обращаться к другим местам Священного Писания, так как слово апостола «не было то да, то нет» (2Кор.1:18). Путем снесения и сравнения одних текстов с другими уясняется истинный смысл их.(3)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 - Епископ Феофан говорит: «Существо дела спасения состоит из нескольких пунктов: надо веровать, надо заповеди исполнять, надо благодать стяжать и проч. Но в Писании пункты эти не написаны в одном каком-нибудь месте, а в разных: в одном сказано одно, в другом – другое. Чтобы познать истинно весь образ спасения, надобно все эти пункты собрать воедино и собрать все, ни одного не пропуская. Вот в этом деле все претыкающиеся и претыкаются. Начнет иной собирать, не понимая, как это следует, уткнет глаза на один или два пункта, выдернет их из общего Писания и кричит: нашел, вот путь спасения! Иной кричит: веруй, и ты спасен! – а иной: стяжи благодать, и больше тебе ничего не нужно, – иной же: люби, и придешь к блаженному концу. Все такие положения в Писании строго предписываются, но ни одно из них поодиночке не обнимает всего дела спасения. Надо их все совокупить, и тогда получится полное представление настоящего образа спасения». Письма к одному лицу. 1881 г. 5 стр. 11–12.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в) В Посл. к Римлянам (Рим.4:3,8) апостол упоминает об Аврааме и Давиде с целью выяснить новозаветное устроение спасения человека. «Когда апостолы начали принимать в Церковь Христову язычников», – замечает епископ Феофан, – «иудеи укоряли их: у вас только все вера, да вера и никаких дел закона; вы и язычников грешных стали принимать. Апостол, предотвращая это, внушает, что у нас все вера, да вера, в том мы берем пример с Авраама, которому вера вменена в правду; а что грешников принимаем в Церковь, правоту этого предуказал пророк Давид, ублажавший тех, коим прощены грехи. Мы принимаем грешников (кающихся), но наперед разрешив все их грехи, по благодати милующего Бога за веру в Оправдывающего».4
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4 - Толкование Послания к Римлянам 1890 г., стр. 263.
Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Ст. 20-22 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства
Быть может вам нужны доказательства того, что вера без дел мертва есть? Так вот вам почитаемый вами Авраам: силу веры своей он доказал тем, что вознес сына своего на жертвенник, т, е. доказал делом веру свою. Другими словами говоря, Авраам верил в силу и могущество Божие, верил в то, что он не останется без потомства, верил, что Бог воскресит его сына, если бы он даже заколол его. Такими образом, вера Авраама подвязала его на дела и делами сама достигала совершенства.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания