Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Послание Иакова 2:26
Ꙗ҆́коже бо тѣ́ло без̾ дꙋ́ха мертво̀ є҆́сть, та́кѡ и҆ вѣ́ра без̾ дѣ́лъ мертва̀ є҆́сть.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Исидор Пелусиот, прп. (†440)
- Кесарий Арелатский, свт. (†542)
- Тихон Задонский, свт. (†1783)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
- Серафим Саровский, прп. (†1833)
Прочие
- Экумений (†VIв.)
- Иоанн Кибалчич, священник (†1883)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Орлин Николай Иванович (†XIXв.)
- митр. Георгий (Ярошевский) (†1923)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
- Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва
Вера без дел мертва. И дела без веры мертвы. Если мы содержим здравые догматы, но не радеем о жизни, нам не будет никакой пользы от догматов; и опять, если мы заботимся о жизни, но хромаем в догматах, и в этом случае также не будет пользы. Поэтому необходимо, чтобы наш духовный дом был прочен с обеих сторон.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва
Надо, чтобы и дела оценивались по вере, и вера одушевлялась делами, потому что она без дел мертва.
Кесарий Арелатский, свт. (†542)
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва
Чтобы имя христиан мы носили не для суда, но для защиты, обратимся же к благим делам, пока средства защиты находятся в нашей власти.
Проповеди
Тихон Задонский, свт. (†1783)
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва
А если вера без дел мертва, то уже и нет ее. Ибо что в теле душа, то в душе вера. Тело живет, пока душа в нем есть. А как душа выйдет, уже тело мертво, нечувствительно, не слышит, не видит, не обоняет, не движется. Душа живет, пока вера в ней живет. Как не станет веры, то уже и душа умерла, ибо и она никакого не имеет движения духовного. Человек же, имеющий такую душу, как идол: «очи имеет, и не видит; уши имеет, и не слышит; ноздри имеет, и не обоняет» (Пс. 113:13–14), то есть ни видеть, ни слышать духовного и спасительного не хочет. Ибо он весь плотен и душевен: «Душевный человек, – говорит апостол, – не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор. 2:14). И сие есть то, что тот же апостол говорит: «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).
Ибо многие делают добро, но не от веры, потому угодить Богу не могут. Многие удерживаются от убийства, от воровства, от похищения, лихоимства, злословия, но делают то от страха человеческого, боятся гражданского наказания, а не от страха Божия, и это не от веры. Многие удаляются от нечистоты, но ради стыда человеческого, а не от страха Божия, то есть не от веры, ибо такие тайно дерзают на такое, о чем «стыдно и говорить» (Еф. 5:12). Иные кроткими и незлобивыми кажутся, но ради мирной и спокойной жизни с людьми. Это есть мудрость человеческая, и потому не от веры. Иные ближним своим всякое добро делают, но ради того, чтобы ими любимы были, и это не от веры. Другие много дают милостыни, строят Божие храмы, богадельни, но ради того, чтобы пред людьми показаться, и это не от веры. Некоторые молитвы учащают, удлиняют, «чтобы их видели люди» (Мф. 23:5), и это не от веры. Многие постятся много, но для того, чтобы «явиться перед людьми постящимися» (Мф. 6:16), и это не от веры.
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Якоже тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть
Бездушному телу подобна одна вера без дел, брат мой христианин, и мертва есть сия вера, как мёртвое тело, если бездейственна и бездеятельна совершенно. Как тело не имеет никакой живой энергии, когда с ним разделяется душа, оно даже не называется человеком, так и вера, когда она непричастна делам, то не имеет никакой живой энергии для служения Богу, но даже не оставляет человека, имеющего такую бездеятельную веру, называться верным, по толкованию святого Митрофана.
Икумений же говорит, что брат Божий здесь имеет в виду веру после Крещения, которая если не имеет дел, то не только не приносит пользы, но ходатайствует человеку большее осуждение, как принявшему талант и не приумножившему его делами. Поэтому и Господь после крещения удалился на гору и там подвизался против дьявола, чтобы нам показать пример, что после крещения нам необходимо подвизаться для победы над дьяволом, и для приобретения христианских дел, поскольку без этого спастись невозможно.
Как сказал Златоуст Иоанн «хотя бы кто право веровал и в Отца и в Сына и в Духа Святого, но если не живёт, как должно, вера не принесёт ему никакой пользы ко спасению. Поэтому также, когда Христос говорит: се же есть живот вечный, да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, не подумаем, что этого и довольно для нашего спасения. Необходима ещё добрая жизнь и благоповедение» (Беседа 31, на Иоанна).
Сказал же и божественный Кирилл Иерусалимский: «нет нам никакой пользы носить наименование христиан, если не сопутствуют этому дела христианские; в противном случае, чтобы и к нам не были отнесены эти слова: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Из оглашений). По крайней мере, от этих слов брата Господня рушатся гнилые теории Лютеро-Кальвинистов, которые говорят, что одной веры достаточно для спасения без дел.
Серафим Саровский, прп. (†1833)
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва
Вeра без дел мертва есть; а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
Экумений (†VIв.)
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва
Вера без дел мертва. Иаков говорит о вере после крещения. Ведь вера, лишенная дел, не приносит никакой пользы, если не делает нас виновными в большем грехе, как принявших талант, но не привносящих к нему своей деятельности. Посему и Господь, подавая пример того, что после крещения надлежит иметь дела, когда крестился от Иоанна, ушел в пустыню и вступил в борьбу с дьяволом. И Павел увещевает уже удостоенных таинств, говоря: постараемся войти в покой тот (Евр 4:11), так как веры уже недостаточно, но надлежит приложить и чистоту жизни и приложить к этому многое старание.
Иоанн Кибалчич, священник (†1883)
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Этим сравнением Апостола показывается великая необходимость для полнаго спасения человека иметь в совокупности как веру, так и добрыя дела. Дух, находящийся в теле человека, показывает свою жизнь в нем чрез движение, как различных органов, так в совокупности и всего тела. Подобно сему и добрая нравственная деятельность человека, смотря по степени своего развития и проявления, свидетельствует о большей или меньшей силе веры и религиознаго убеждения, находящихся в уме и сердце его. И какая тесная связь находится между духом и телом, такая точно может и должна быть между верою и выражением ея – делами. Отсюда, сравнение Апостола, имея высокое назидание, разоблагает неосновательность мудрствования еретическаго и утверждает истинных христиан в доброй нравственной деятельности.
Согласно сему учат и отцы церкви: Григорий Двоеслов говорит: «никто пусть не воображает, будто ему можно удовольствоваться одною верою без дел, когда знаем, что написано: вера без дел мертва есть (Иак.2:26).
«На основании догматов, говорит Св. Григорий Богослов, делай добро, потому что вера без дел мертва (Иак.2:26), как и дела без веры».
«Человек спасается делами правды», писал Василий Великий.
Св. Златоуст писал: «писание научило нас полагать надежду спасения, после благодати свыше, в собственных добрых делах». И в другом месте: «не думайте, говорит Апостол (1Кор.9:27), будто для вашего спасения достаточно того, что вы уверовали; если мне, который проповедал, учил, обратил тысячи людей, не достаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вамъ».
Бог не только спасает праведника благодатию, говорит Св. Ириней, но и дает награду за труды и мзду за добродетель; и хороший подвижник (1Кор.9:24-25) увещевает нас к неистленному подвижничеству, чтобы мы увенчались драгоценным венцем, стяжеваемым нами чрез подвижничество.
Ориген писал: «пусть не думают верующие, будто им достаточно того одного, что они веруют, но пусть знают, что праведный суд Божий воздаст каждому по делам его».
Хотя добрыя дела и необходимы для оправдания христианина пред лицем небеснаго судии после настоящей жизни, однако православная церковь признает для некоторых из христиан возможным получить оправдание это и без добрых дел, по одной только вере в силу заслуг Иисуса Христа. Такая возможность допускается: 1) по отношению к младенцам и 2) по отношению к взрослым, умершим вскоре после крещения, и потому не имевших никакой возможности показать веру свою от дел своих (Иак.2:18).
Отчего же в посланиях Ап. Павла встречаются места, которыя, по видимому, как бы противоречат учению Ап. Иакова об оправдании человека верою и добрыми делами? В них оправдание как бы приписывается одной вере без дел закона. Так в послании к Римлянам читаем: мыслим верою оправдаемся человеку без дел закона (Рим.3:28). И в послании к Галатам: не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисусе Христовою: не оправдится от дел закона всяка плоть (Гал.2:16). Но если здесь есть противоречие по видимому, то в сущности его нет. Ап. Павел говорит здесь не о делах закона нравственнаго, который обязателен для всех и на все времена, но о делах закона обрядоваго, из которого многое было указание на нечто другое; а потому с пришествием благодати, как ничего уже незначущее, необязательно и нисколько не полезно христианам.
Об этом мы читаем у Блажен. Феодорита следующее: «необходимому в законе поучала сама природа; таковы заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не свидетельствуй ложно на ближняго твоего свидетельства ложнаго, почитай отца твоего и матерь твою и другия подобныя; заповеди же о субботе, об обрезании, о прокаженном, об изливающем семя, о жертвах, о кроплениях, составляли собственность закона; ибо им не научала природа. Но этому все cие называет Апостол делами закона. Но хотя нарушение сих заповедей есть грех, однако же и хранение их не есть преспеяние в совершенной правде. Ибо все сие служило указанием на нечто другое, впрочем Иудеям пригодно было на то время. И о сем то Божественный Апостол сказал: зане не оправдится от дел закона всяка плоть (Рим.3:20).
Блаженный Августин пишет: «когда Апостол говорит: мыслит верою оправдитися человеку без дел закона; то не то внушает, чтобы по принятии веры пренебрегали делами праведности, но чтобы каждый знал, что он может оправдаться чрез веру, хотя бы прежде не имел дел закона; ибо они следуют за оправданным, а не предшествуют оправданию.» Поскольку мнение: сотворим злая, да приидут благая (Рим.3:8), возникло во времена апостольския, то вопреки ему в других посланиях апостолов Петра, Иоанна, Иакова и Иуды с силою утверждается, что вера без дел безполезна. И сам Павел называет спасительною и совершенно-евангельскою не всякую веру в Бога, но ту, которая плодоприносит дела из любви. Вера, говорит он, любовию споспешествуема (Гал.5:6). Посему веру, которую некоторые считали достаточною для спасения, представляет он до того не пользующею нисколько, что говорит: аще имам веру, яко и горы преставляти, любое же не имам, ничтоже есмь (1Кор.13:2); а где есть вера и действует любовь, там, без сомнения, хорошая жизнь: ибо исполнение закона любы есть (Рим.13:10)... Вот что сказал Апостол, похваляя правду от веры, вопреки хвалившимся правдою от дел: что убо речем Авраама отца нашего обрести по плоти? Аще бо Авраам от дел оправдаем, имать похвалу но не у Бога (Рим.4:1-2). Сам Бог возбраняет нам такую хвалу, якоже пишется: хваляйся о Господе да хвалится (1Кор.1:31).
Многие хвалятся делами. Много есть язычников, которые потому не хотят сделаться христианами, что почитают, так сказать, достаточным для себя добрую жизнь свою. Нужно, говорят они, жить хорошо. Что мне возвестит Христос? Чтобы я жил хорошо? Но я уже живу хорошо, – какая мне надобность во Христе? Я никого не убиваю, ничего не ворую, ничего не похитил, чужаго не желаю, любодейства не совершаю. Пусть найдут во мне что-нибудь достойное укоризны, и кто укорит меня, тот пусть сделает меня христианином. Таковый имать похвалу но не у Бога. Не таков отец наш Авраам. Верова Авраам Богови, и вменися ему в правду (Рим.4:3). Посему никто да не полагается на добрыя дела свои, совершенныя до веры: где не было веры, там и добраго дела не было.... Поскольку проповедь Ап. Павла об оправдании человека верою без дел не хорошо была понята принимавшими ее в том смысле, будто однажды уверовавший во Христа может спастись верою, хотя бы делал зло и жил преступно и развратно; то в словах: хощеши ли разумети, о человече суетне, и проч. (Иак.2:20-26), Апостол Иаков объясняет как должно разуметь Ап. Павла. И примером Авраама доказывает он, что вера суетна, если не сопровождается доброю жизни, потому что и Апостол Павел примером Авраама же доказывал, что человек оправдывается верою без дел закона. Упоминая о добрых делах Авраама, сопровождавших его веру, Иаков доказывает, что Ап. Павел, примером Авраама внушающий, что человек оправдывается верою без дел, не то хотел сказать, будто уверовавший не обязан уже делать добрыя дела, но то собственно, что никто не должен воображать будто дара оправдания, получаемаго верою, он достиг заслугами прежних дел. Так как иудеи воображали, что они преимуществуют пред верующими во Христа язычниками тем, что достигли благодати евангельской будто бы заслугами добрых дел в исполнении закона, и потому многие уверовавшие из них блазнились тем, что благодать Христова сообщается необрезанным язычникам; то Ап. Павел говорит, что человек может оправдаться верою без дел, но предшествующих. Павел воспользовался примером Авраама потому, что сей оправдался верою без дел закона, котораго не получал, а Иаков, доказывая, что вера того же Авраама сопровождалась добрыми делами, показывает, как должно разуметь проповеданное Ап. Павлом.
Теперь понятно, что в приведенных местах Ап. Павла (Рим.3:28, Гал.2:16) говорится о делах закона обрядоваго, который не нужен, как прообраз, в то время, когда мы имеем самый образ; и о делах, предшествующих нашему благодатному возрождению, который, хотя бы были и хороши сами по себе, но не заслуживают оправдания пред Богом имеющему их, без веры в Него. Поэтому напрасно блазнится неумная реформация, думая найти для своего лжемудрования опору в приведенных словах Ап. Павла. Реформация, вопреки слову Божию и разуму, учит, что спасение достигается одною верою без любви евангельской, или верою знания без правды дел. Но для нас известно 1) что их учение не новое, и 2) по легкости оправдания чрез одну веру могут расчитывать на царство Божие с спокойною совестию все безнравственные люди, которые и по Писанию и по разуму должны быть вне царствия (1Кор.6:9-10, Откр.21:8). Следовательно учение реформации как в основании, так и в последствии, пагубно для людей.
Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва
Свое учение об оправдании св. Апостол заключает повторением мысли о бездеятельности и бесполезности одной веры без дел (ср. ст. 17 и 20), но для пояснения присоединяет сравнение: как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Здесь «по-видимому, нет точного соответствия между членами сравнения. Во взаимных отношениях между духом и телом, и между верою и делами, скорее духу надлежало уподобить веру, а телу дела, и тогда сравнение было бы такое: как тело без духа мертво, так дела без веры мертвы… но Апостол имел в виду тех, которые опускали нужду и значение самого дела, довольствуясь одною только верою. Потому ввиду главной своей цели он высказывает одну только общую мысль сравнения, что вера одна сама по себе, если не выражается в делах, - то же, что мертвое тело, безжизненна» (еп. Михаил). Еще раз, в заключение отдела речи, св. Апостол высказывает мысль об органической и потому нерасторжимой связи веры и дел: организм при сохранении связи всех его членов живет, при разрушении этой связи - умирает.
Изложенное св. Апостолом Иаковом в II гл. 14-26 ст. учение об оправдании делами, как свидетельством веры, издавна сопоставлялось с учением св. Апостола Павла об оправдании человека верою без дел закона (Рим 3:28; Гал 2:16) - тем более, что и Апостол Павел в доказательство своей мысли ссылается и на Авраама (Евр 11:17-19; Рим 4:1-13), и на Раав (Евр 11:31), которых он признает оправданными верою, тогда как Апостол Иаков решающее значение в их оправдании усвояет делам обоих. На этом основании издавна, особенно же со времени Лютера и в связи с протестантским учением об оправдании одною верою, нередко усматривали противоречие в учении двух Апостолов, Иакова в Павла, об одном и том же предмете. На самом же деле между ними существенное согласие в признании органической связи веры и вытекающих из сил природы дел, в каковом соединении или союзе веры и дел оба они видят существенно-необходимое условие для оправдания и спасения. Апостол Павел, в полном согласии с Апостолом Иаковом, спасающею признает не отвлеченную веру, а веру, действующую любовью (πίστις δι᾿ ἀγάπης ἐνεργουμένη, Гал 5:6). Различие же состоит в том, что тот и другой апостол, раскрывая это единое по существу учение, борется с неодинакового рода неправомыслящими, и потому каждый из них в целостном представлении об оправдании верою и делами выдвигает один - такой, другой - иной момент. Апостол Иаков борется с холодным бездушным правоверием и настойчиво внушает необходимость деятельности, требуемой верою (1, 22 и др.). Веру, как источник деятельной любви и вообще добродетели, св. Иаков высоко ценит и считает безусловно необходимою, но веру чисто теоретическую и отвлеченную, веру, ничем себя не свидетельствующую и не проявляющую, он именует бездеятельною, мертвою, даже бесовскою. Не иначе учит и Апостол Павел, но только, направляя свои послания (особенно послания к Римлянам и Галатам) против иудаистов, смотревших на закон Моисеев и, в частности, на обрядовые его предписания, как на совершенно необходимое и в христианстве средство для спасения, он выдвигает в оправдание главным образом момент веры, утверждает независимость веры от дел закона и отстаивает полную подавляемость веры, свидетельствуемой делами любви, как духовными плодами веры (Гал 5:6, 22), - для оправдания и спасения христианина. Ясно, что «дела закона», об излишестве которых при вере говорит Апостол Павел, суть нечто столь же отличное от дел, которыми, по Апостолу Иакову, вера достигает совершенства (2:22. Очевидно, взаимовосполняющее и равнонеобходимое в христианской догматике богословия Апостола Иакова и богословия Апостола Павла. В разъяснение особенностей того и другого Апостола блаженный Феофилакт говорит: «Слово «вера» употребляется в двояком значении: иногда оно означает простое согласие ума с явлением. Ибо мы обыкновенно называем верою и это (почему и бесы веруют о Христе, что Он - Сын Божий), и опять именем веры мы называем сердечное последование, соединенное с твердым согласием. Божественный Иаков называет мертвою верою простое согласие, как не имеющее одушевляющих оное дел. А Павел говорит о вере сердечной, которая отнюдь не лишена дел, ибо в не имеющем честных дел ее и не было бы. Ибо и Авраам получил ее не прежде, как решился отвергнуть отцовскую немощь, за каковой подвиг и дана вера в награду. Но Павел почитает ее выше дел закона, выше покоя субботнего, выше обрезания и прочих очищений. Ибо и в слове «дела» усматриваются два значения. Делами называются дела, подтверждающие веру, не имея которых она остается мертвою. Делами называются такие и дела закона, без которых оправдывается Авраам и все христиане… Итак, Божественные апостолы не разноречат друг другу, но, принимая слово в различных значениях, каждый употребляет оные, где нужно, в своем значении… Оба приводят Авраама в подтверждения учения своего о вере. Один пример Авраама доказывает, что вера выше дел, а другой, что дела выше веры. Но каждый принимает слова («вера» и «дела») в своем значении и берет полезное для него в подтверждение».
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
Признавая великую важность действия веры в деле спасения, Апостол Иаков делает такой вывод, что особенно возвышает дела, так как сие особенно нужно было ему возвестить своим читателям, чтобы возбудить их к живой и деятельной вере. Посему же приводит он и пример блудницы Раав, в оправдании которой по преимуществу видно значение дела. Наконец, то же видно и из сравнения веры с телом и дел с духом. Сравнивая веру с телом, а дела с духом, Апостол не унижает веру, но показывает только решительную необходимость для верующих – добрых дел, иначе они будут мертвое тело без духа жизни. Такое мертвое тело и представляли из себя не обратившиеся ко Христу Евреи, а между тем некоторые христиане стремились подражать им в своей недеятельной вере, обличаемой Апостолом. Вспомним при сем, что и Сам Христос говорил: «не всяк глаголяй Ми: «Господи, Господи», внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» [Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.] (Мф.7:21).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Олег Стеняев, протоиерей
Здесь святой апостол Иаков приводит нам примеры: пример праведного Авраама, пример Раав. Эти примеры достойны подражания, потому что эти люди не просто проявляли веру, но ради нее были готовы изменить все и в семейной жизни (праведный Авраам возлагает на жертвенник своего единственного сына Исаака), и в личной (Раав, вопреки естественной привязанности к своим согражданам, впускает соглядатаев в Иерихон).
Мы должны раз и навсегда запомнить, что люди становятся святыми тогда, когда, очищенные Господом, очищенные этим даром веры, в благодарность Творцу своему меняют всю жизнь – и личную жизнь, и ту жизнь, которая их окружает. Вот тогда, братия и сестры, мы будем идти не путем бесовской мертвой веры, не путем этой секуляризации, обмирщения современной жизни, а путем, предначертанным Богом.
О чем мы просим Господа в молитве «Отче наш»? – «Да приидет Царствие Твое… яко на Небеси и на земли». То есть мы хотим, чтобы рано или поздно Божественный порядок был бы один повсюду – как на небе, так и на земле. И вот это Царствие Божие, власть Бога – это то совершенство, которое изменит и землю, и небо.
Священное Писание свидетельствует нам о том, что тот день придет – и будет тогда новое небо и новая земля (см.: Откр.21:1). А новое человечество – оно рождается уже сейчас. Каждый день. В каждом православном храме. В каждой православной епархии. Это и есть то новое человечество, которое будет жить под новым небом и на новой земле. Это и есть Царствие Божие на земле – каждый православный христианин!
Заканчивается церковная служба, и вы возвращаетесь из храма по своим домам. Но каждый из вас несет частичку Царствия Божия – своим семьям, своим близким. Они это не сразу заметят, они к этому, может быть, неправильно отнесутся. Они, может быть, не поймут этого при вашей жизни. Но верьте: соль всегда осоляет. Ваше влияние на них постоянно будет расти!
Сколько мне приходилось встречать людей, которые приходили каяться и говорили: «Меня учила бабушка, но только после ее смерти я поняла, что она была права!»… Да я сам о себе могу засвидетельствовать: самой заветной мечтой у моей бабушки было увидеть, как я служу в храме священником. Но она не дожила даже до того момента, как я стал диаконом.
Может быть, при своей жизни мы и не увидим духовных результатов у наших детей, внуков и правнуков. Но соль всегда осоляет! Распространяйте Царствие Божие вокруг себя, распространяйте этот мир Христов! Творите добро с благодарностью ко Господу за те великие дела, которые Он сотворил с нами.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Противники ищут одной веры для спасения, поэтому здесь их спросим: какой верой они надеются получить жизнь вечную, живой или мертвой? Если скажут – мертвой, то как мертвая вера может соделывать спасение? Как может труп достигнуть вечной жизни? А если скажут – живой, то тогда равно с верой для спасения уже необходимы добрые дела, ибо вера оживляется добрыми делами, по слову апостола Иакова: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:26).
Подтверждение
Когда нечто делает одушевленное тело, то это действие мы приписываем не одному телу, но телу вместе с душой, зная, что тело само собой без души совершенно бездейственно. Так, например, мы не говорим, что тело пишет, тело молится, тело ходит, но человек, имеющий и душу, и тело – пишет, молится, ходит. Поэтому так же, когда вера, оживляемая добрыми делами, совершает спасение, то дело спасения должно приписываться не одной вере, но обоим, то есть вере и добрым делам. Что же противники ищут для спасения веры, а дела отвергают и приписывают большую силу оживляемому, чем оживляющему?
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Православное установление
Для оправдания человека необходима не одна вера, но и прочие добродетели, такие как страх Божий, надежда, любовь, покаяние, принятие таинств, намерение или начинание проведения новой жизни. Так верует вся Восточная Православная Кафолическая Церковь. Смотри Книгу исповедания Православной веры, утвержденную соборно, и засвидетельствованную всеми четырьмя святейшими патриархами, прочими архиереями и всем освященным Собором. В первой части этой книги первый вопрос такой: «Что должен соблюдать православный кафолический христианин, чтобы наследовать жизнь вечную?» Ответ: «Правую веру и добрые дела, ибо кто имеет и то, и то, является добрым христианином и имеет твердую надежду на вечное спасение, по свидетельству Священного Писания: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак.2:24). И ниже: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:26). И в другом месте апостол Павел говорит: имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере (1Тим.1:19). И в другом месте: хранящие таинство веры в чистой совести (1Тим.3:9). Та же Книга Православного исповедания в третьей части, в вопросе 39 говорит: «Грешат те, кто одной верой без добрых дел надеются наследовать жизнь вечную».
Но постараемся обратить внимание как и на каких словах Священного Писания утверждается наше православное установление.
Во-первых, для оправдания необходима вера. Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11,6).
Здесь первое движение к Богу апостол приписывает вере, ибо удалившиеся от Бога начинают ею к Нему приближаться. И еще: Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали?... Как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим.10,13-15). Здесь апостол описывает чин оправдания. Во-первых, он показывает послание проповедающих. Во-вторых, саму проповедь Евангелия. В-третьих – веру. В-четвертых – призывание имени Господня. В-пятых – спасение, то есть оправдание. Первое и второе, то есть послание, проповедников и проповедь, находятся вне нас. Но вера находится в нас, и она есть первое начало оправдания. За верой следует призывание и прочее по своему чину. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Здесь святой Иоанн [Богослов] явно учит, что те, которые принимают Христа верой, еще не являются чадами Божиими, но имеют власть и могут ими быть, если приложат к вере прочие добродетели.
Кроме Священного Писания причина такова, что кто-то может верить в то, на что не надеется и чего не любит, но он не может любить и надеяться на то, во что не верит. Отсюда ясно, что вера есть основание надежды и любви, а так же прочих добродетелей.
Во-вторых, для оправдания необходим страх Божий. Ибо как вера есть начало оправдания, по сказанному выше, так Писание говорит и о страхе Божием: Начало премудрости – страх Господа (Пс.110,10; Притч.1,7; Сир.1,15). Но какая может быть большая духовная премудрость, чем оправдание, при котором человек удаляется от грехов и приступает к Богу, приходит от мрака греховного к свету, от неведения – к познанию истины? Еще: Вера постольку является началом оправдания, поскольку человек верой взыскивает Бога, но то же производит в человеке и страх Божий, ибо написано: Когда Он умерщвлял их, они искали Его и скоро обращались к Богу (Пс.77,34). И еще: Покрой лица их безчестием, чтобы взыскали имя Твое, Господи! (Пс.82,17). И в Книге пророка Ионы, когда пророк Иона угрожал разрушением города, царь и все люди Ниневии сразу обратились к Богу (Иона.3). Еще: Вера оправдывает, поскольку в нас изображает Христа, по слову Павлову: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19). Но то же самое пророк Исаия приписывает и страху Божию: когда наказание Твое постигало его (народ – Примеч.) (из-за страха Твоего – слав.) … Господи. Были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер (дꙋхъ – слав.); спасения (Ис.26,16-18).
Помимо Священного Писания есть еще такая причина. Так как природа страха – это ни что иное, как только избегать вреда и искать средств и всяких способов, с помощью которых можно укрыться от настоящей или грядущей беды. Поэтому святой Иоанн Креститель, побуждая народ к покаянию, восклицал: кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3,7-8). Но и мы, не то же ли видим и познаем самим опытом, когда во время настоящих бед, таких как эпидемии, морские бури, громы, молнии и прочие беды, понуждаемые страхом, прибегаем к Богу и предпринимаем много старания о спасении?
В-третьих, для оправдания необходима надежда и упование. Надежда или упование рождается от веры, равно как и страх. Ибо как вера учит, что Бог есть Судия праведный, суровый Наказатель грехов, уготовивший не кающимся грешникам огонь неугасимый, так та же вера учит, что Тот же Бог есть всемилостивый Отец щедрот и всякого утешения, не хотящий смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив. И поэтому Он послал на землю Сына Своего и готов ради заслуг Своего Сына помиловать всех грешников, если они обратятся всем сердцем своим и сотворят достойные плоды покаяния. А что надежда или упование необходимы для оправдания, ясно из Священного Писания: спасая надеющихся на Тебя (Пс16,7). Уповающего на Господа милость окружит (Пс.31,10). И сохранит их, ибо они уповали на Него (Пс.36,40). «Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его» (Пс.90,14).
Но и Сам Христос говорит расслабленному: дерзай, чадо! (то есть уповай) прощаются тебе грехи твои (Мф.9,2).
Отсюда святой Амвросий [Медиоланский] в книге 1 о покаянии в главе 1 говорит: «Никто не может приносить покаяние, если не надеется на прощение».
В-четвертых, для оправдания необходима любовь. Сам Христос говорит об этом: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк.7:47). И апостол Павел: во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал.5:6).
В-пятых, для оправдания необходимо покаяние. Покаяние есть сожаление о содеянном зле и омерзение греха. Оно необходимо для оправдания, так как в Деяниях апостолов написано: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян.11:18). И еще: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2Кор.7,10). И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему (Иез.18,21-22). Что может быть яснее этих слов Писания? Ибо если Бог дал покаяние в жизнь (вечную – Примеч. ), если печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, и если кающийся беззаконник жив будет и не умрет, как говорят вышеприведенные слова из Писания, то как может оправдать и спасти только одна вера? Или как тогда покаяние может быть ненужным для оправдания и спасения?
В-шестых, для оправдания необходимо принятие святых таинств. Таинства для оправдания и спасения благопотребны такие. Для неверующих – Крещение, а для верующих и согрешивших после Крещения – Покаяние и разрешение от грехов, ибо написано: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). И еще: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23). Это два лекарства на греховные язвы, то есть Крещение и по Крещении для согрешающих власть разрешения (от грехов – Примеч.), данная Христом священникам. Если кто презрит эти лекарства, установленные Самим Христом, тот оправдан и спасен быть не может. Поэтому святой апостол Петр соединяет оба: покайтесь (сказал), и да крестится каждый из вас (Деян.2:38).
В-седьмых, для оправдания необходимо намерение и начинание проведения новой жизни и соблюдение всех заповедей. Об этом говорит Господь у пророка Иезекииля, 18: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез.18:31). Это необходимые приготовления для оправдания. А что противники говорят, что якобы для оправдания и спасения достаточно одной веры, то этому совершенно невозможно быть истинным, ибо апостол говорит: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак.2:24). И ниже: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:26).
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Все это учение о вере и делах (Иак.2:14-26) апостол заключает повторением, как уже доказанного теперь непререкаемо, высказанного прежде положения своего, что вера без дел мертва (Иак.2:17), поясняя это чрез сравнение – как тело без духа мертво. По видимому нет точного соответствия между членами сравнения. Во взаимных отношениях между духом и телом и между верою и делами скорее духу уподобить надлежало веру, а телу дела, и тогда сравнение было бы такое: как тело без духа мертво, так дела без веры мертвы. Мысль также совершенно верная; но апостол направляет речь свою не против тех, которые придавали значение делам, каковы бы они ни были; например, он имел в виду тех, которые опускали нужду и значение самого дела, довольствуясь одною только верою. Потому в виду главной своей цели он высказывает одну только общую мысль сравнения, что вера одна, сама по себе, если не выражается в делах, – то же, что мертвое тело, безжизненна.
Орлин Николай Иванович (†XIXв.)
Сравнение не указывает на отношение между верой и делами, а только на свойство веры без дел, ср. у еп. Михаила (Лузина): строгого соответствия между членами сравнения нет, до́лжно обращать внимание только на общую мысль.
митр. Георгий (Ярошевский) (†1923)
В объяснение сказанного, что вера без дел не может оправдать человека (Иак.2:21,24-25), указывается основание: вера без дел мертва и, как все мертвое, не может дать плода, т. е. оправдать. Таков общий смысл сравнения. Но внимание экзегетов, помимо общего смысла, привлекалось параллелизмом членов сравнения, не совсем понятным. Из сопоставления двух половин сравнения получается, что дела соответствуют духу, а вера соответствует телу. Вследствие этого многие, желая сгладить получающееся несоответствие членов сравнения, придавали различное значение или слову πνεῦμα [дух] или слову ἔργα [дела]. Так, некоторые понимают слово πνεῦμα в смысле дыхания: как тело без дыхания (не дышащее) мертво, так и вера без дел мертва; дела суть как бы дыхания веры; нет этих дыханий, значит, вера мертва, как мертво недышащее тело. В таком виде сравнение понятнее.Однако против указанного понимания говорит то, что сущ. πνεῦμα нигде в Новом Завете не имеет такого значения; оно обозначает душу (Ин. 19:30) или даже высшую часть души (Рим. 8:9); (2Фес. 2:8).
Другие экзегеты своеобразно понимают слово ἔργα [дела] – именно или как «любовь», или как «энергию, оживляющую веру», «активность веры». Но слово ἔργα может обозначать только внешние проявления любви, а не самую любовь, – внешние проявления активности, а не самую активность. Сказать же о внешних проявлениях любви или активности, что они душа веры, конечно нельзя. Они свидетельствуют только о душе веры, не представляя ее собою.
Вследствие невозможности изложенных пониманий, третьи находят в данном смысле испорченность текста. Так, один из новейших экзегетов полагает, что вместо πνεύματος [дух] следует читать κινήματος, слово, употребляющееся для обозначения движения тела (4Цар. 19:21); (Ис. 37:22), губ (1Цар. 1:13); (Иов. 16:5), рук (Соф. 2:15), ног (Иер. 14:10), сердца (Прем. 2:2). Получается понятное сравнение: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва»; дела суть движения веры; если вера не проявляет во вне своих движений, значит, она мертва. В обоснование своего взгляда этот экзегет указывает на возможность замены первоначального слова «κινήματος» позднейшим словом πνεύματος, вследствие одинаковости окончаний (ματος), сходного начертания букв ΠΝΕΥ и ΚΙΝΗ и бо́льшей употребительности выражения: «тело без души» сравнительно с выражением: «тело без движения».
Однако взгляд этот, не имеющий для себя оснований в внешних свидетельствах и отличающийся искусственностью и натяжками, не может быть принят. Поэтому несоответствие членов сравнения по-прежнему остается, но на него не должно обращать внимания. Внимание должно быть обращено на общую мысль сравнения; общая же мысль не представляет собою ничего непонятного и странного. Еще преосв. Михаил (Лузин) заметил, что строгого соответствия между членами сравнения нет, и поэтому должно обращать внимание только на общую мысль, как и поступают все лучшие экзегеты.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О вере и делах.
Здесь апостол Иаков раскрывает недостаточность одной веры для спасения человека, но в тоже время дает понять и необходимость её, или такое отношение её к делам, что богоугодные дела невозможны без истинной веры: Евр.11:6. С другой стороны, не верою только оправдывается человек, по и делами: Иак.2:24; Евр.11:31; при всем том необходимо быть принятым в число истинных последователей Христа, в Церковь Его: Деян.10:2-6,48.
Вера Авраама сопровождалась самоотверженным подвигом: Быт.14:14-16, и завершилась готовностью пожертвовать своего единственного сына: Быт.22:10; поэтому он и наречен другом Божием. И Христос друзьями называете и тех, кто исполняет то, что Он заповедовал: Ин.15:14; а заповедовал Господь, между прочим, и послушание голосу тех, кого Он посылал: Лк.10:16.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28; Рим.4:3-8; Гал.2:16), и Церковь не нужна.
Ответ:
а) Под «делами закона» апостол Павел разумеет дела закона Моисеева, имевшего временное значение, до пришествия Господа Иисуса Христа (Гал.3:24-25; Гал.5:3-4; Евр.10:1-4 и др.), а не дела любви и милосердия, свойственные вере и обязательные для христианина (Рим.2:13, 13:8-10; 1Кор.7:19; 2Кор.5:10; Еф.2:10,6:8; Тит.2:11-14). Вера рассудочная, как признание истинности евангельского учения, но не проникающая во внутреннюю жизнь души, а потому не выражающаяся в делах любви, – эта вера для спасения человека не имеет никакого значения: имеющий такую веру – «ничто» (1Кор.13:1-3). Рассудочную веру апостол Иаков называет «бесовскою» (Иак.2:14-26). Апостол Павел свидетельствует, что во Христе Иисусе имеет силу не вера рассудочная, «но вера, действующая любовью» (Гал.5:6), т.е. проявляющаяся в любви, творящая добрые дела (1Фес.5:8; 1Тим.1:14,2:15; 2Тим.1:13 и др.); только такую веру, как всецелую преданность Христу своему Спасителю и Богу в мыслях, чувствованиях и делах, и признавал апостол необходимой для спасения, такую веру и подразумевал в указанных местах (Рим.3:28; Гал.2:16).(1)
При этом нужно помнить, что, по учению православной Церкви, вера и добрые дела – не заслуга человека перед Богом, обязывающая Его воздавать за них вечными наградами, а являются лишь причинами, производящими в душе человека то расположение, которое делает его способным быть причастником вечной жизни, даруемой исключительно по милости Божией. Душа спасается не от дел своих, а оттого, что внутреннее существо ее обновлено и что она всегда с Богом; дела добрые – выражения внутреннего обновления, душевной перемены (Мф.25:33-46).(2)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 - Между учением апостола Павла и апостола Иакова (Рим.3:28;4:25;Иак.2:14,21-24; Евр.11:31;Иак.2:25) нет противоречий. Апостол Павел, имея в виду заблуждения иудействующих о возможности оправдания делами закона (Моисеева), в опровержение их, говорит об оправдании человека верой во Христа без дел закона; он отвечает на вопрос: чем может оправдаться иудей и язычник?
Апостол Иаков, зная, что некоторые из читателей Послания, признав необходимость веры во Христа для оправдания, веру разумел рассудочную, непроявляющуюся в делах любви, внушает им, что такая вера мертва, что, только обнаруживаясь в делах, вера становится живой и совершенной; он отвечает на вопрос: какова должна быть вера христианина?
2 - Сергий архиеп. Православное учение о спасении. 1910 г., стр. 236–239.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
б) Для нравственного обновления человека (Еф.4:22-24; Кол.3:5-10), для успешной борьбы с грехом и врагами спасения (диаволом, плотию и соблазнами мира) недостаточно ни собственных сил его, ни веры во Христа, а необходимы силы Святого Духа (Ин.15:5; Мф.19:26), подаваемые через Святые Таинства, необходимо пастырское руководство и научение (Еф.4:11-14; 2Тим.4:2) истинному вероучению, которое и хранится только в единой Христовой Церкви (Еф.4:5; 1Тим.3:15). Если же о Церкви в приведенных сектантами местах и не сказано апостолом, то потому, что это не требовалось ходом мыслей, зато в других местах тот же апостол достаточно ясно изображает необходимость для христианина жизни в живом союзе с Церковью (1Кор.5:5,13,12:13-31; Еф.4:11-16,5:23). Не сказал апостол (Рим.3:28; Гал.2:16) и о покаянии, крещении, благодати Божией и др.; даже не указал предмета веры (Рим.3:28), но отсюда не следует, что нужно отвергать все, о чем умолчал, а только следует одно то, что для уразумения истины должно обращаться к другим местам Священного Писания, так как слово апостола «не было то да, то нет» (2Кор.1:18). Путем снесения и сравнения одних текстов с другими уясняется истинный смысл их.(3)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 - Епископ Феофан говорит: «Существо дела спасения состоит из нескольких пунктов: надо веровать, надо заповеди исполнять, надо благодать стяжать и проч. Но в Писании пункты эти не написаны в одном каком-нибудь месте, а в разных: в одном сказано одно, в другом – другое. Чтобы познать истинно весь образ спасения, надобно все эти пункты собрать воедино и собрать все, ни одного не пропуская. Вот в этом деле все претыкающиеся и претыкаются. Начнет иной собирать, не понимая, как это следует, уткнет глаза на один или два пункта, выдернет их из общего Писания и кричит: нашел, вот путь спасения! Иной кричит: веруй, и ты спасен! – а иной: стяжи благодать, и больше тебе ничего не нужно, – иной же: люби, и придешь к блаженному концу. Все такие положения в Писании строго предписываются, но ни одно из них поодиночке не обнимает всего дела спасения. Надо их все совокупить, и тогда получится полное представление настоящего образа спасения». Письма к одному лицу. 1881 г. 5 стр. 11–12.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в) В Посл. к Римлянам (Рим.4:3,8) апостол упоминает об Аврааме и Давиде с целью выяснить новозаветное устроение спасения человека. «Когда апостолы начали принимать в Церковь Христову язычников», – замечает епископ Феофан, – «иудеи укоряли их: у вас только все вера, да вера и никаких дел закона; вы и язычников грешных стали принимать. Апостол, предотвращая это, внушает, что у нас все вера, да вера, в том мы берем пример с Авраама, которому вера вменена в правду; а что грешников принимаем в Церковь, правоту этого предуказал пророк Давид, ублажавший тех, коим прощены грехи. Мы принимаем грешников (кающихся), но наперед разрешив все их грехи, по благодати милующего Бога за веру в Оправдывающего».4
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4 - Толкование Послания к Римлянам 1890 г., стр. 263.
Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Ст. 24-26 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва
Итак понятно, что человек оправдывается делами, а не верою только? Или вот вам еще другой пример: Раав блудница, не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем? Она верила в силу и могущество Иеговы - Бога Еврейского, верила в то, что пред Ним не устоят никакие земные царства, верила, а потому и спасла соглядатаев. И так, как тело без духа мертво есть, так и вера без дел мертва есть, т. е. для оправдания пред Богом необходима вера живая, деятельная, обнаруживающаяся в делах милосердия и любви.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания