Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды

Мужественно переносите любостяжание. Они - любостяжатели - губят себя, не вас. Вас они лишают имущества, а себя - благоволения Божия и помощи; а лишенный ее, хотя бы владел всем богатством вселенной, беднее всех.

Фрагменты

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды

Здесь Иаков дает понять нам яснее, кто такие эти богатые люди, об унижении и погибели которых говорилось прежде, - это те, кто ставит свое богатство выше Христа, показывая, что они не понимают, что значит веровать в Него. Они те, кто использует свою власть, чтобы притеснять верующих; кто влечет бедняков в суд и хулит тем самым имя Христово, которое есть превыше всякого имени. Что во времена апостолов так часто поступали знатные люди как из язычников, так и еще больше из иудеев, мы ясно видим из Деяний святых апостолов и посланий апостола Павла.

О семи Кафолических посланиях


А вы презрели бедного. Имеется в виду тем, что ему было сказано: ты стань там, а имеющему золотой перстень: ты садись удобно здесь.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-6 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

Поелику для многих тяжко даже слышать о бедности, то, сказав нищия мира сего, тотчас прибавил: богаты. Чем же богаты? Верою. Ибо неотъемлемый мир бедных, когда они перейдут к вере, делает их сильнейшими богатых. Посему и Господь избрал таковых в ученики и явил наследниками Царства.

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 5-6 Слышите, братие моя возлюбленная, не Бог ли избра нищия мира сего богаты в вере и наследники царствия, еже обеща любящим Его? Вы же укористе нищаго[27]. Не богатии ли насилуют вам[28], и тии влекут вы на судища

Поскольку нищета для многих людей есть вещь тяжкая и горькая, даже и от одного слышания, то божественный Иаков здесь сказав сначала нищия мира сего, тут же последовательно назвал их богатыми. По чему же? По благочестию, и по вере. Потому что отсутствие попечений, которое имеют нищие от многих вещей мира, содевает в них готовность и горячность к принятию Христовой веры. Так и божественные апостолы по причине того, что были бедными и рыбаками, приступив ко Христу сразу же приняли веру, таковых и избрал их Христос, им же и обещал дать в наследие царство небесное.

Истинно богатые, и богатые весьма те, которые имеют великую веру во Христа хоть они и нищие в смысле денег. И великое превосходство имеют они, перед, по истине нищими в вере, богатыми же в смысле денег.

Как сказал святой Митрофан «нетрудно заметить разницу обоих, и распознать оных (богатых по вере) превосходство и тех (нищих в вере) недостаток. И если вера есть нетленное благо и божественное, то богатство мира сего есть брение и вещество, егоже кончина – тление. И как нетление лучше тления, так и стяжавший его, находится в нём» (Слово 2-е).

Ещё скажу что, богатые по вере они же и богатые благами мира, нищие же по вере – они же и нищие в благах мира. Как сказал Давид: «богати обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага» (Пс. 33:11), так и сын его Соломон: «верному весь мир богатство, неверному же ниже пенязь» (Притч. 17:6).

[27] Поэтому и Соломон сказал: «Безчестяй убогия согрешает» (Притч. 14:21), и святой Григорий Богослов говорит: «Если так много печётся Господь о бедных, когда их обижают;… то пекущийся о творении чтит Творца» (Слово о любви к бедным).

[28] Согласно говорит и Приточник: «Богатии убогими имут обладати» (Притч. 22:7), и Сирах: «Богатый обиду сотвори, и сам приразгневася; нищий же обидимь бысть, и сам приумолится» (Сир. 13:3).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Иоанн Кибалчич, священник (†1883)

Ст. 5-7 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

Ст. 5-7 Слы́шите, бра́тие моя́ возлю́бленная, не Бог ли избра́ ни́щия міра сего́ бога́ты в ве́ре и насле́дники Ца́рствия, е́же обеща́ лю́бящим Его́? Вы же укори́сте ни́щаго (ήτιμάσατε τόν πτωχόν). Не бога́тии ли наси́луют вам, и ти́и влеку́т вы на суди́ща? Не ти́и ли ху́лят до́брое и́мя нарече́нное на вас?

Апостол не учит (Иак.2:5), что как будто бы Бог преимущественно оказывает свое благоволение бедным и награждает их богатством веры, а богатых как бы отчуждает.

«Бедность и богатство, – говорит Златоуст, – оба суть средства к добродетели, если мы только захотим употребить их в пользу». Блажени нищии духом (Мф.5:3), говорит Евангелие. Нищими же духом могут быть как богатые, так и бедные; следовательно, посему, и наследниками царства славы могут быть как те, так и другие. Царство славы, царство Божие достается не по знатности или незнатности мирской: ни богатство, ни бедность, сами по себе, не суть еще пропускный лист в него. Оно дается любящим Бога, т. е. приобретается у Бога заслугами. Если же бедность и имеет некоторое преимущество в этом отношении, то единственно тем, что не имея надежной точки опоры в мире, не имея сильной страсти к благам мира, хотя впрочем не чуждая этой страсти, – бедность более ищет и ожидает милостей от Бога, нежели от благ мира и благих мира. Когда явилась благодать Божия спасительная всем человеком (Тит.2:11), когда явился Сын Божий, Его приняли более бедные, нежели богатыееда кто от князь верова в Него (Ин.7:48) говорили надменные фарисеи. Последовали же первоначально учению Сына Божия, усвоили его себе и явились проповедниками истины тоже некнижные рыбари и незнатные века сего. Учение Спасителя о совершенстве (Мф.17:21. Лк.18:22) с самоотвержением (Мк.10:21) было не по вкусу мирской мудрости, не льстило страсти к богатству. Потому то явились наследниками царствия не те собственно, которые величали себя сынами Авраама; но те, которые с покорностию приняли проповедь Евангелия и осуществили ее в жизни своей. А многие имели такую веру и любовь к возвещенному учению свыше, что запечатлели его своею кровию, почему и явились достойными сынами царствия Божия, в которое ничто скверное и нечистое не входит (1Кор.6: 9-10).

Укористе нищаго, – ήτιμάσατε τόν πτωχόν, – презрели беднаго, бытие котораго служить признаком, что Бог его не презирает. Презирать же того, кого Бог не презирает – грешно. Нравственная обязанность истиннаго христианина, по Евангелию, не презирать ближняго, подобнаго же нам человека, созданнаго по одному образу и подобию Бога, но любить, и любить на столько, на сколько любим себя (Мф.22:39). Душа всякаго человека иметь право на уважение, ибо оценена непогрешимым Ценителем не дешевле целаго мира, а еще дороже (Мк.8:36); потому что искуплена ценою крови Сына Божия (1Пет.1:18-19).

Притесняют ближних, по Апостолу, богатые; потому что они свою силу и опору полагают в кошельке; почему стесняя свободу человека, иногда и невиннаго влекут в суды с полною уверенностию, что там не будет суд Божий, а человеческий, – и судии, по уважению к богатству и знатности, все сделают, хотя бы и противозаконно, но лишь бы выгодно для богатаго и не оскорбительно для знатнаго. Эти-то жалкие счастливцы мирa, как говорит Ап. Иаков, и безславят доброе имя христиан (Иак.2:7), как в себе самих, что не всегда следуют учению христианскому, не льстящему их страстям, так и в других, потому что средствами, располагаемыми ими, обольщают слабосильных и, доставив случай к падению, насмехаются, или лучше, хвалятся своими непотребствами.

Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

Раскрывая далее и более несоответствие такого лицеприятия с совершенным законом и порицая (впрочем, с любовию к читателям и с особенною сердечностию, что видно из обращения к ним со словом- послушайте, то есть вникните и рассудите, братия мои возлюбленные; ср. Иак.1:16) такое настроение общества, апостол указывает на несоответствие лицеприятия с волею Божиею относительно бедных, выразившеюся в их призвании, и с поведением самих богатых в христианском обществе.

Не бедных ли мира избрал Бог и проч.: под именем избрания разумеется призвание Богом к вере во Христа или в Церковь Христову (ср. 1Кор.1:26-27). Проповедь Христа и о Христе привлекала первоначально к Нему по преимуществу бедных мира, так что о первоначальных обществах христианских, по всей вероятности, то же можно сказать в этом отношении, что сказал апостол Павел о обществе коринфском: что Бог избрал немощное мира и незнатное и уничиженное и ничего не значащее (1Кор.1:27-28); сами апостолы были из бедных мира. Такой ход дела лежал в планах премудрости Божией о спасении человечества. Вероятно, то же было и в тех обществах христианских, к которым апостол пишет послание, и, говоря так, он, вероятно, ссылается на самих читателей, как на очевидцев истинности слов своих. Выражение, конечно, не означает, что только бедных избрал Бог, а по преимуществу бедных.

Быть богатыми верою: то есть во Христа, верою, которая составляет первооснову истинного благочестия (ст. 1 и Иак.1:27). – «Поелику для многих тяжко даже слышать о бедности, то, сказав бедных мира сего, тотчас прибавил богатыми. Чем же богатыми? – Верою. Ибо неотъемлемый мир бедных, когда они перейдут к вере, делает их сильнейшими богатых» (Феофилакт). И наследниками Царствия: то есть будущего славного Царства Христова, которое наследуют, или получат, богатые верою во Христа (ср. Гал.3:29,5:21).

Которое Он обещал и проч.: см. прим. к Иак.1:12. – А вы, вопреки воле и определению Божию, презрели бедного, в указанном примере неправедно уничижив его по лицеприятию пред богатым. Обращаясь затем к поведению богатых в отношении к бедным в обыденных житейских делах, апостол и в нем указывает несправедливость лицеприятного предпочтения богатых бедным.

Не богатые ли притесняют вас: разумеется притеснение не в делах веры, чего ниоткуда не видно, но притеснение в обычных житейских делах, притеснение сильным слабого, как видно из Иак.5:4. Обвинение богатых, конечно, обобщено, как это нередко бывает при обличениях, то есть что делали некоторые богачи, то отнесено ко всем богатым, чтобы разительнее показать несправедливость предпочтения богатых бедным.

Не они ли влекут вас в суды: по тем же житейским, по большей части денежным, делам. Подобное отношение богатых к бедным апостол Павел замечал и обличал в коринфском христианском обществе (1Кор.6:1 и далее); то же, должно быть, было и в тех обществах, к которым писал и апостол Иаков. Да и в каждом, впрочем, обществе так это естественно – богатые теснят бедных!

Не они ли бесславят своими поступками, противными закону Христову, притеснением бедных и проч., 

доброе имя, которым вы называетесь, то есть имя христиан, каковое носили уже тогда последователи Христова учения (ср.Деян.11:26 и прим. 1Пет.4:16).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Орлин Николай Иванович (†XIXв.)

А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды
 

А вы (ὑμεῖς) унизили (ἠτιμάσατε) бедного.
Не богатые ли, в вопросах, например, имущественных и правовых, угнетают вас*, и не они ли влекут вас в судилища (иудейские или даже языческие)?

* По Sin. ВСLКР: καταδυν... ὐμῶν; по Sin. А: καταδυναστεύουσι ὐμᾶς.

Соборные послания ап. Иакова, 1 и 2 ап. Петра, и ап. Иуды: опыт истолковательного изложения текста их

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-7 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь

Противоречие лицеприятия христианскому долгу показывается тем, во-первых, что при первоначальном призвании и обращении ко Христу первыми верующими оказались люди бедные, незнатные, презираемые в мире (ст. 5, см. 1Кор.1:26-28), а во-вторых, указанием на недостойное поведение богачей, частнее на пристрастие богачей к насильничеству и сутяжничеству, ст. 6-7; подобное отношение сильных членов к более слабым обличал Ап. Павел в Христианском Коринфском обществе (1Кор.6:18). По справедливому суду Апостола, богачи, - очевидно, принадлежащие к христианскому обществу (а не язычники или иудеи, как предполагали некоторые толкователи), - своими, противными закону Христову, поступками хулят, бесчестят «доброе имя» (τὸ καλὸν ὄνομα ) - т. е. имя христиан, которым уже в раннее время назывались последователи Христовы (Деян 11:26; 1Пет. 4:16).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

Дается знать христианам из Евреев , как они нехорошо поступают с бедными братьями своими. Господь почтил последних великою честью, избрав их в наследники Царства Небесного, а люди, их же братья по вере, уничижают их в церковных собраниях по лицеприятию к богатым. И добро бы богатые заслуживали предпочтение пред бедными по добрым качествам. К сожалению, из среды богатых являются притеснители бедных. Например, пользуясь затруднительным положением бедных, дают им деньги за обременительные проценты и, в случае неустойки в платеже долга, предают их суду, а суд приговаривает их к тюремному заключению, или к отнятию у них имущества в пользу заимодавца. Вероятно идет речь о привлечении к суду в языческих судилищах , за что Апостол Павел укоряет коринфских христиан: «К стыду вашему говорю: брат с братом судится, и то пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев» (1Кор.6:5-8).

Толкование на паремии из новозаветных книг

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Иак.2:1-7

Сказав в конце первой главы о призрении вдов и сирот (Иак.1:27), Апостол здесь говорит о бедных, о несправедливом отношении к ним и вообще о лицеприятии. Убеждая отстраняться от лицеприятия, предпочтения богатых перед бедными, он напоминает, что преимущественными избранниками Божиими, как в Ветхом Завете (пророки), так и в Новом (Апостолы), были люди бедные, но богатые верою. «Безумное мира и незнатное избра Бог, да посрамит мудрое и знатное», говорит Апостол Павел (1Кор.1:27). Что богатство часто не ведет к славе Божией, примеры сего весьма нередко указываются в Писании (Лк.12:21); (1Тим.6:9). Апостол же Иаков показывает, что и среди христиан были богатые люди – недостойные названия христиан. И вот сим-то лицам нередко оказывали предпочтение, и притом в собраниях. Поистине, это было дело, совершавшееся не по совести и рассуждению.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Олег Стеняев, протоиерей

   А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? 

   Первая часть стиха "А вы презрели бедного" – относится прежде всего к неприятию Христа еврейским народом, который в пришествии Мессии ожидал для себя прежде всего преимуществ в земной материальной жизни. Но услышав в проповеди Господа нашего призыв к самоотречению, они ощутили в ней угрозу самому своему существованию.

Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова

митр. Георгий (Ярошевский) (†1923)

Ст. 6-7 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

Ст. 6-7 (церк-сл./греч.) Вы же укори́сте (ἠτιμάσατε) ни́щаго. Не бога́тии ли наси́луют вам, и ти́и влеку́т вы на суди́ща (εἰς κριτήρια)? Не ти́и ли ху́лят (βλασφημοῦσιν) до́брое и́мя нарече́нное на вас?

Читатели не обратили внимания на призвание Богом в христианство преимущественно бедных (Иак.2:5): они укорили (ἠτιμάσατε), собственно «не почтили» нищего, пренебрегли им (Иак.2:2-3). Тем более заслуживает осуждения их поступок, что одновременно с этим они почтили богачей, людей в большинстве случаев недостойных, так как богачи дозволяют себе употреблять насилия над ними, влекут их в судилища (εἰς κριτήρια). Разумеются не преследования из-за веры, так как нет оснований считать богачей нехристианами, а преследования из-за материальных расчетов, судебные дела из-за долгов и имуществ.

Под судами (κριτήρια), конечно, дожно понимать суды или иудейские или языческие, но ни в коем случае не христианские: предполагать существование последних нет никаких оснований. Нет ничего удивительного, что христианские богачи представляются в таком виде. Вполне естественное явление, что богачи притесняют бедных, – если это не всегда может быть сказано о всех богатых, то во всяком случае может быть сказано о многих.

Таким поведением богачи хулят доброе имя, нареченное на читателях («на вас»). Выражение: «имя, нареченное на вас», напоминает собою выражения (Втор. 28:10); (2Пар. 7:14); (Иер. 14:9; 15:16); – где говорится о наречении имени Иеговы над народом Израильским, – выражение (Ис. 4:1), где упоминается о наречении имени мужа над женою, – выражение (Быт. 48:16), где указывается, что имя отца нарекалось над детьми. Наречение имени одного над другим говорило о принадлежности одного другому, – следовательно, и доброе имя, названное над христианами, свидетельствовало о том, что они принадлежат Тому, чье имя было над ними названо. А это имя не может быть иным именем, кроме имени Христа, «так как читатели послания обратились ко Христу и во имя Его крестились». Может быть, здесь уже разумеется название «христиане» (Деян. 11:26); (1Пет. 4:16). Но нет решительно никакого основания под именем, нареченным над христианами, разуметь название «бедные» (πτωχοί), как думают некоторые, или собственные имена христиан или, наконец, название «братья и сестры» (Hensler). Нельзя в этом выражении не обратить еще внимания и на то обстоятельство, что богачи исключены из-под имени Христа, так как сказано, что они хулят доброе имя нареченное «на вас», а не на них.

Принимая во внимание это, а равно и то, что глагол хулить (βλασφημεῖν) обозначает будто бы непосредственную хулу словом, заключают, что богачи, о которых в данном случае говорит св. Иаков, суть не христиане. Однако такое заключение неверно. Если богачи исключены из-под имени Христа, то это может быть объяснено тем, что, хотя они и христиане, но недостойны носить имя Христа, почему св. Апостол и не удостаивает их этого названия. Что же касается глагола βλασφημεῖν [хулить, бесславить], то он употребляется также и о хуле посредственной, чрез поведение (Ис. 52:5); (Иез. 36:20-23); (1Тим. 6:1); (Тит. 2:5 [церк-сл. - да не сло́во Бо́жие ху́лится]); (2Пет. 2:2 [церк-сл/ - и́миже путь и́стинный поху́лится] ).

Соборное послание св. апостола Иакова

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 6. А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

О богатстве.


Было бы несправедливо здесь видеть безусловное осуждение богатых и богатства: 1Тим.6:6,17; Мф.27:57; осуждается здесь не само богатство, которое может и пользу приносить: Лк.8:2-3, а неправильное приобретение и пользование им: Иак.5:4; Лк.16:19-21.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)

Ст. 5-7 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

Бог судит о достоинстве людей иначе: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою, не их ли сделал наследниками своего царствия, которое обещал любящим Его, а вы отдаете предпочтение тем, которые притесняют бедных, ради корысти привлекают их к суду; вы отдаете предпочтение тем, которые своими поступками и действиями только бесславят самое имя христиан.

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka