Скрыть
Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 9-11 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода

Как сладкая и горькая вода не могут вместе бить из одного подземного источника (даже если они смешаются в одном сосуде или водоёме, то сладкая вода быстро станет горькой, а горькая не превратится в сладкую), точно так благословение и проклятие никак не могут сочетаться в одних устах. Кто привык благословлять Бога в молитве или проповеди Его Слова и не перестал [при этом] проклинать людей, тот уничтожает сладость благословений горечью своих проклятий. Ведь небольшая закваска заквашивает всё тесто (1Кор. 5:6). И не хороша похвала в устах грешника (Сир. 16 – СП; 15 – Vlg.). Наконец, если ты возьмёшь две трубочки и сделаешь так, чтобы вода втекала в два отверстия, а вытекала из одного, и пуская в одно отверстие горькую воду, а в другую – сладкую, вне всякого сомнения, на выходе из третьего отверстия ты получишь смешанную воду, которая окажется горькой. Действительно, при смешивании сладкая вода намного легче превращается в горькую, чем горькая в сладкую. Этот пример учит, что худые беседы развращают как добрые нравы, по свидетельству апостола, так и добрые речи (1Кор. 15:33).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова


Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода

Как не могут из одного отверстия источника течь одновременно и сладкая, и горькая вода, но если смешаются они в одной емкости, то сладкую воду горькая сделает горькой, сладкая же горькую сделать сладкой не сумеет. Не могут из одних уст исходить благословение и проклятие, но всякий, молящийся Богу, проповедующий Его слово и не прекращающий при этом злословить людей, показывает, что сладость его благословения поглощена горечью злословия. Из-за капли закваски закисает все тесто, и не бывает прекрасной хвала, исходящая из уст грешника.

О семи Кафолических посланиях (Иак. 4:6)

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-12 Тем благословляем Бога и Отца, и тем кленем человека бывшая по подобию Божию: от техже уст исходит благословение и клятва. Не подобает, братие моя возлюбленная, сим тако бывати. Еда ли источник от единого устия источает сладкое и горькое? Еда может, братие моя, смоковница маслины творити, или виноградная лоза смоквы? такожде ни един источник слану и сладку творит воду. - И это должно разуметь в форме вопросительной, как и нижеследующее: от техже уст исходит благословение и клятва. Апостол хочет тронуть слушателей. Если нам повелевается всех благословлять, ибо злоречивые не наследуют Царства Божия (1Кор. 6, 10), то как не стыдно употреблять одно и то же орудие на зло и на добро? Никто из благоразумных не будет мешать одним и тем же орудием грязь и миро. Молишься ли? Не проклинай врага, ибо между молитвой и проклятием большое расстояние. Если не простишь оскорбившего тебя, то и сам не получишь прощения, и проклятие сам на себя привлечешь, когда будешь молиться, чтобы тебе прощены были долги так же, как сам ты прощаешь должникам своим (Мф. 6, 12).

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 11-12 Еда ли источник от единаго устия источает сладкое и горькое? Еда может, братие моя, смоковница маслины творити, или виноградная лоза смоквы? такожде ни един источник слану и сладку творит воду

Подобием бездушного источника, и бесчувственных деревьев, требует святой Иаков, по святому Митрофану, чтобы был исправлен необузданный и поношающий язык. Сказано, что из одного и того же источника, никогда не вытекают два вида воды, т.е. сладкая и горькая, они несовместны друг с другом, и поэтому не могут естественным способом соединяться. Подобно и смоковница не может приносить маслины, и лоза не плодоносит смоквами. Каждое дерево приносит свои плоды. Далее, как бы делает вывод вышесказанного и говорит, что никакой источник не может источать из одного устья воду солёную и сладкую. Источник - это сердце человека из которого источается произносительное слово, а расщелина, из которой он бурлит, это уста, изливающие произносительное слово, которое источает сердце. Такой смысл этого изречения. Если никакой чувственный источник, не источает из одного устья воду сладкую и горькую, ни смоковница не приносит маслины, ни лоза смоквы, то явно, что одно сердце человека, этот умный источник слова, а также одни и те же уста, которые есть устье сердца, не могут естественным способом, произносить противоположные слова т.е. благословение и проклятие, похвалу и осуждение. Но тогда только произносится подобное, когда сердце изменяется по произволению ко злу, и быв кротким и мирным, благословляющим и ублажающим братию, становится диким и мятежным от противоестественного гнева. И так уже рождает и источает проклятия и осуждения против братии. Как сказал о таких, через пророка Осию, Бог всяческих: «Разделиша сердца своя, ныне погибнут» (Ос. 10:2).

Не подобает, говорит, быть таким вещам, в вас христиане. Дабы не оказаться вам хуже бездушных и бесчувственных творений. Потому что, те хранят естественные законы природы, не принимая ничего противоестественного. Вы же, разумные люди, по вашей невнимательности приносите противоестественные плоды, и сладчайший источник сердца, по свободному произволению, прилагаете в горчайший, гневаясь и делая укоры и досаждения братьям вашим. Тем показываете самих себя чем то другим, и более того, этим действием разделяетесь и не являете уже того, что должно быть по естеству. Поэтому и великий Павел таковых сравнил с гробами и с ядом аспидов, говоря «Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху; яд аспидов под устнами их; ихже уста клятвы и горести полна суть. Скоры ноги их пролияти кровь; сокрушение и озлобление на путех их, и пути мирнаго не познаша. Несть страха Божия пред очима их» (Рим. 3:13-18).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода

Источник этот - сердце человека. Ручеек же - слово. Отверстие, безусловно, уста человека. Сладкая же вода - здравое учение. Горькая же вода - никуда не годное учение.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

11Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

Примерами из видимой природы апостол делает наглядной неестественность такого действования языком. В природе, по естественным ее законам, из одного основания не происходят противоположные действия, но каждая причина может производить только одинаковое, соответственное ее природе.

Так, из одного отверстия источника не может истекать сладкая и горькая вода вместе, но непременно или одна сладкая, или одна горькая.

Точно так же на смоковнице не могут произрастать плоды маслины, а на виноградной лозе смоквы (ср.Мф.7:16).

Также один источник не может изливать соленую и сладкую воду: точнее – соленый источник не может источать сладкую воду (иначе это изречение было бы бесцельным повторением стиха 11). Таким образом, дело противоестественное – одним и тем же языком и славить Бога, и проклинать образ Божий – человека; прославление и проклятие – это то же, что сладкая и горькая вода из одного источника. Следовательно, тот, кто проклинает человека, созданного по образу Божию, не может славить Бога тем же языком, и, следовательно, если он и проклинает, и славословит, то прославление это может быть только внешним, кажущимся, фарисейским и во всяком случае неистинным и бессильным. «Апостол хочет тронуть слушателей. Если нам повелевается всех благословлять, ибо злоречивые не наследуют Царства Божия (1Кор.6:10), то как не стыдно употреблять одно и то же орудие на зло и на добро? Никто из благоразумных не будет мешать одним и тем же орудием грязь и миро» (Феофилакт).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду

Желая тверже запечатлеть в умах читателей высказанную (ст. 10) мысль о неестественности употребления языка для проклятия, между тем как он предназначен для благословения, св. Апостол здесь, ст. 11-12, на примерах - источников, изводящих лишь одного рода воду (горькую, сладкую, соленую) и разных плодовых деревьев - смоковницы, маслины, виноградной лозы, неизменно дающих плоды по роду своему, показывает всю ненормальность, всю, так сказать, противоестественность упомянутого действования языком. Таким образом, человек, проклинавший ближнего своего, созданного по образу Божию, не может искренно и богоугодно прославлять Бога; его прославление Бога может быть лишь неистинным, показным, фарисейским.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. [Зач. 55.] Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

Желая подвигнуть христиан на доброе употребление языка, Апостол указывает на него как на дар высокий, назначенный на великое дело разумного хваления Бога, отпечатлевшего в нас некоторого рода подобие Свое, которое должно достигаться через должное употребление сего божественного дара. Если же из уст исходит и проклятие, то это явное отклонение от истинного порядка вещей. Этого не должно быть так же, как не течет сладкая и горькая вода из одного источника, как не приносят разные деревья плодов не по роду и подобию своему, срвн.(Мф.7:16). «Никто из благоразумных не будет мешать одним и тем же орудием грязь и миро», говорит блаженный Феофилакт.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible