Скрыть
Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду

Большинство глупцов склоняют свое сердце к дурным словам, извиняя себя во грехе, словно бы могла маслина принести плоды милосердия, а их жизнь - жар любви.

О семи Кафолических посланиях (Иак. 4:6)


Вполне понятно, что как [одно] дерево не может приносить плоды другого дерева, прекратив приносить свои, так и злоречивый, даже если и окажется, что он говорит иногда что-то доброе, всё равно не может иметь благословенного плода. А если бы кто захотел это глубже исследовать, то под смоковницей, чьими листьями наши прародители, после осознания своего преступления, скрыли свою наготу, можно понимать одежду оправдания, в которой они пытались тогда отклонить от себя обличение Творца и переложить вину на Него Самого, а теперь многие из глупцов уклоняют своё сердце к лукавым речам для измышления оправдания в грехах (Пс. 140:4). Под маслинами можно понимать плод милости, а под виноградной лозой – опьянение от любви. Сказано: я же, как маслина плодоносная в доме Господа (Бога – Vlg.), уповаю на милость Бога моего (Пс. 51:10), то есть, как приносящий плод милости, я и сам уповаю на милость Господню. И ещё сказано: и чаша Твоя пьянящая, как она прекрасна! (Пс. 22:5). Известно, что это сказано о любви Божьей, которая излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:5). Следовательно, не может смоковница приносить маслины, потому что всякий, кто предпочитает оправдываться, а не признаваться в грехах, никогда от всего сердца не творит ради ближних дел благочестия (которые совершаются вместо грехов), но делает это скорее по гордости. Ни виноградная лоза – смоквы, потому что тот, кто полностью предаётся опьянению от Божественной любви, уже никого, кроме себя самого, не винит в своих грехах.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-12 Тем благословляем Бога и Отца, и тем кленем человека бывшая по подобию Божию: от техже уст исходит благословение и клятва. Не подобает, братие моя возлюбленная, сим тако бывати. Еда ли источник от единого устия источает сладкое и горькое? Еда может, братие моя, смоковница маслины творити, или виноградная лоза смоквы? такожде ни един источник слану и сладку творит воду. - И это должно разуметь в форме вопросительной, как и нижеследующее: от техже уст исходит благословение и клятва. Апостол хочет тронуть слушателей. Если нам повелевается всех благословлять, ибо злоречивые не наследуют Царства Божия (1Кор. 6, 10), то как не стыдно употреблять одно и то же орудие на зло и на добро? Никто из благоразумных не будет мешать одним и тем же орудием грязь и миро. Молишься ли? Не проклинай врага, ибо между молитвой и проклятием большое расстояние. Если не простишь оскорбившего тебя, то и сам не получишь прощения, и проклятие сам на себя привлечешь, когда будешь молиться, чтобы тебе прощены были долги так же, как сам ты прощаешь должникам своим (Мф. 6, 12).

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 11-12 Еда ли источник от единаго устия источает сладкое и горькое? Еда может, братие моя, смоковница маслины творити, или виноградная лоза смоквы? такожде ни един источник слану и сладку творит воду

Подобием бездушного источника, и бесчувственных деревьев, требует святой Иаков, по святому Митрофану, чтобы был исправлен необузданный и поношающий язык. Сказано, что из одного и того же источника, никогда не вытекают два вида воды, т.е. сладкая и горькая, они несовместны друг с другом, и поэтому не могут естественным способом соединяться. Подобно и смоковница не может приносить маслины, и лоза не плодоносит смоквами. Каждое дерево приносит свои плоды. Далее, как бы делает вывод вышесказанного и говорит, что никакой источник не может источать из одного устья воду солёную и сладкую. Источник - это сердце человека из которого источается произносительное слово, а расщелина, из которой он бурлит, это уста, изливающие произносительное слово, которое источает сердце. Такой смысл этого изречения. Если никакой чувственный источник, не источает из одного устья воду сладкую и горькую, ни смоковница не приносит маслины, ни лоза смоквы, то явно, что одно сердце человека, этот умный источник слова, а также одни и те же уста, которые есть устье сердца, не могут естественным способом, произносить противоположные слова т.е. благословение и проклятие, похвалу и осуждение. Но тогда только произносится подобное, когда сердце изменяется по произволению ко злу, и быв кротким и мирным, благословляющим и ублажающим братию, становится диким и мятежным от противоестественного гнева. И так уже рождает и источает проклятия и осуждения против братии. Как сказал о таких, через пророка Осию, Бог всяческих: «Разделиша сердца своя, ныне погибнут» (Ос. 10:2).

Не подобает, говорит, быть таким вещам, в вас христиане. Дабы не оказаться вам хуже бездушных и бесчувственных творений. Потому что, те хранят естественные законы природы, не принимая ничего противоестественного. Вы же, разумные люди, по вашей невнимательности приносите противоестественные плоды, и сладчайший источник сердца, по свободному произволению, прилагаете в горчайший, гневаясь и делая укоры и досаждения братьям вашим. Тем показываете самих себя чем то другим, и более того, этим действием разделяетесь и не являете уже того, что должно быть по естеству. Поэтому и великий Павел таковых сравнил с гробами и с ядом аспидов, говоря «Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху; яд аспидов под устнами их; ихже уста клятвы и горести полна суть. Скоры ноги их пролияти кровь; сокрушение и озлобление на путех их, и пути мирнаго не познаша. Несть страха Божия пред очима их» (Рим. 3:13-18).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду

Желая тверже запечатлеть в умах читателей высказанную (ст. 10) мысль о неестественности употребления языка для проклятия, между тем как он предназначен для благословения, св. Апостол здесь, ст. 11-12, на примерах - источников, изводящих лишь одного рода воду (горькую, сладкую, соленую) и разных плодовых деревьев - смоковницы, маслины, виноградной лозы, неизменно дающих плоды по роду своему, показывает всю ненормальность, всю, так сказать, противоестественность упомянутого действования языком. Таким образом, человек, проклинавший ближнего своего, созданного по образу Божию, не может искренно и богоугодно прославлять Бога; его прославление Бога может быть лишь неистинным, показным, фарисейским.

Андрей Монах (†?)

Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду

Будучи любоначальными и хвастаясь мирской премудростью, они проповедовали с враждой и ревностью к правым учителям, занимаясь демагогией, и завидуя им, и смешивая с Божественным человеческое, чтобы новизной речей обольщать людей. Отсюда и вышли ереси. Такие учения он запрещает, так как они произошли не от Божией премудрости, но от бесовской. Это он сказал, восхвалив благое учение, мудрость от кротости слов и благих дел.

Фрагменты

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

11Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? 12Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

Примерами из видимой природы апостол делает наглядной неестественность такого действования языком. В природе, по естественным ее законам, из одного основания не происходят противоположные действия, но каждая причина может производить только одинаковое, соответственное ее природе.

Так, из одного отверстия источника не может истекать сладкая и горькая вода вместе, но непременно или одна сладкая, или одна горькая.

Точно так же на смоковнице не могут произрастать плоды маслины, а на виноградной лозе смоквы (ср.Мф.7:16).

Также один источник не может изливать соленую и сладкую воду: точнее – соленый источник не может источать сладкую воду (иначе это изречение было бы бесцельным повторением стиха 11). Таким образом, дело противоестественное – одним и тем же языком и славить Бога, и проклинать образ Божий – человека; прославление и проклятие – это то же, что сладкая и горькая вода из одного источника. Следовательно, тот, кто проклинает человека, созданного по образу Божию, не может славить Бога тем же языком, и, следовательно, если он и проклинает, и славословит, то прославление это может быть только внешним, кажущимся, фарисейским и во всяком случае неистинным и бессильным. «Апостол хочет тронуть слушателей. Если нам повелевается всех благословлять, ибо злоречивые не наследуют Царства Божия (1Кор.6:10), то как не стыдно употреблять одно и то же орудие на зло и на добро? Никто из благоразумных не будет мешать одним и тем же орудием грязь и миро» (Феофилакт).

Толковый Апостол. Соборные послания.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. [Зач. 55.] Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

Желая подвигнуть христиан на доброе употребление языка, Апостол указывает на него как на дар высокий, назначенный на великое дело разумного хваления Бога, отпечатлевшего в нас некоторого рода подобие Свое, которое должно достигаться через должное употребление сего божественного дара. Если же из уст исходит и проклятие, то это явное отклонение от истинного порядка вещей. Этого не должно быть так же, как не течет сладкая и горькая вода из одного источника, как не приносят разные деревья плодов не по роду и подобию своему, срвн.(Мф.7:16). «Никто из благоразумных не будет мешать одним и тем же орудием грязь и миро», говорит блаженный Феофилакт.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible