Скрыть
Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна

Эта мудрость, которая укрощает язык, - нисходящая свыше, а не произрастающая из человеческого сердца. И разве кто-нибудь вследствие непомерной гордыни осмелится отделить ее от благодати Божией и связать ее с властью человека?

О природе и благодати

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна

Мудрость кротка, когда она, обладая вышним, умеет любить. Эта добродетель святых проповедников противостоит глупости горечи и раздора и объединяет себя в любви, мире и согласии со всяким ближним.

О семи Кафолических посланиях


Это и есть та мудрая кротость, которую следует иметь, как выше наставлял апостол (см. Иак. 3:13). Ей чужды горькая ревность, соперничество и глупость. У святых проповедников она соединяет добродетель с учением в согласии мира и любви. Она, говорит апостол, во-первых, целомудренна, затем мирна. Целомудренна – потому что мыслит чисто, мирна – потому что никогда по высокомерию не удаляется от общения с ближними. А скромна, уступчива и в согласии с добром – потому что мудрый всегда соглашается с увещаниями к добру, подобно Петру, который в смущении согласился с обличениями Павла. Поучение же нечестивых мудрый отвергает изо всех сил – и словом, и жизнью. Полна милосердия и добрых плодов. А это и есть то достойное поведение, которое ранее апостол призывал показать, обращаясь к мудрым и сведущим (см. Иак. 3:13). Конечно, он призывал быть милосердными и приносить плоды милосердия в делах благочестия. Судящая без лицемерия (Не осуждающая, без лицемерия – Vlg.). Если эту добродетель обнаруживает исключительно чистая мудрость, то сварливая и злословная полностью её лишена. Ведь у того, кто жаждет оказаться учёнее и лучше других, очень много забот: ему нужно ловко суметь и ближнего опорочить как неуча, и своим лицемерием прикрыть обычные для него злословие и дурные поступки.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-18 А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется творящим мир

Чиста, то есть беспорочна, не привязана ни к чему плотскому. Несуменна, то есть не наблюдает разбора в пище и различных омовений. Но об этом подробно рассуждает Павел в Послании к колоссянам.

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 17-18 А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется творящим мир

Здесь показывает великий брат Божий, отдельно, особенности свыше премудрости, по толкованию святого Митрофана. Как свыше премудрость отличается от человеческой и бесовской, так и плоды, одной и другой разные. И как земной, душевной и бесовской премудрости плоды, были уже показаны выше, горькая зависть, споры, нестроение и всякая гнилая вещь, потребно показать и плоды божественной свыше премудрости, которые, все есть противоположные: чистота, мир, кротость, благопокорность, богатая милостыня, несомненность или неколеблющаяся вера и надежда т.е. которая не имеет никаких сомнений и колебаний, нелицемерие, поскольку по слову Господню «всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит» (Матф. 7:17). Сказав же, божественный Иаков, что свыше премудрость исполнена плодов благих, этим словом показал, что она имеет не только те плоды, которые он перечислил, но и все другие, которые он не перечислил. А то, что сказал здесь, чтобы «несуменна» и с твёрдой верой возделывалась благая премудрость, сказал в противоположность тому что пишет Павел говоря: «А сомняяся, (т.е. колеблющийся и сомневающийся) аще яст, осуждается, зане не от веры» (Рим. 14:23), и сам Иаков сказал в первой главе «Да просит же верою ничтоже сумняся» (1:6)[45]. Подобно и нелицемерной назвал премудрость, потому что, она не содевает добродетели по лицемерию и человекоугодию, но с чистым и истинным расположением. Так и Павел употребил это понятие обращаясь к Тимофею, да и в других местах «Конец же завещания есть любы от чиста сердца совести благия и веры нелицемерныя» (1Тим. 1:5). А, «плод же правды в мире сеется творящим мир» такой имеет смысл: плод, говорит, правды т.е. общей добродетели, если должен сеяться чтобы принести плоды, для пользы творящих её и для слушающих, подобает обязательно, чтобы он сеялся в мире и тишине и только. Тогда по истине бывает плод правды, для любящих приносить плоды в мире. И если кто-то совершает посты, бдения, коленопреклонения и другие добродетели, не печётся же о состоянии мирном и немятежном, но соблазняет и смущает своих братьев, то не будет он приносить плод правды и добродетели, но неправды и злобы. Поскольку смятением, которое он приносит братии, преступает закон любви. Без любви же, бесполезен и суетен весь перечень добродетелей, как показывает Павел в 13-ой главе к Коринфянам первого послания.

[45] Святой Феофилакт нерассуждающей назвал, свыше премудрость, так как она не рассуждает и не наблюдает обрезания и субботы, омовения и прочие плотские наблюдения ветхого закона.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна

Разумей: если ты от какого-либо движения сердечного испытываешь тотчас смущение, стеснение духа, то это уже не свыше, а с противоположной стороны – от злого духа. Скорее изменяйся к лучшему, и, по мере того как будешь преуспевать во внутреннем мире, благопокорности Промыслу, неусумняемости, нелицемерности, ты будешь все мудрее и мудрее.

Дневник. Том III. 1859–1860

Лука Крымский, свт. (†1961)

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна

Часто слышите вы возглас диакона или священника: «Премудрость! Прόсти». «Прόсти» – значит с чистым, простым и открытым сердцем внимайте словам великой премудрости Божией. В лукавую душу не войдет премудрость (Прем. 1:4).

Премудрость – значит высшая мудрость. Много мудрости есть и в словах, и в делах, и в жизни человеческой. Огромные сокровища мудрости собраны в науке, в философии и даже в политике, но непременно нужно знать цену всей этой мудрости и ее отличие от премудрости. Нельзя сказать, что ценность земной мудрости невелика. Даже величайшие Святые Отцы Церкви высоко ее ставили и тщательно изучали. Три святителя, возглавляющие весь сонм святителей, – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – по молодости с превеликим усердием долгие годы изучали науки того времени и сумели найти немало заслуживающего внимания христианского ума даже в языческой философии.

И нам следует с глубоким уважением относиться к мудрости человеческой и стараться ее изучать, но уметь брать из нее только то, что подлинно ценно. Тем не менее, относиться к ней надо критично, даже недоверчиво, ибо к земной мудрости примешивается много и ложного, и дурного из того, чем руководствуется мышление человека: гордость, тщеславие, честолюбие, славолюбие, стремление быть выше всех.

Что такое человеческая мудрость? Это плод глубокой работы ума, плод мышления. Нужно знать, что мышление никогда не бывает только работой мыслительной, что оно руководствуется в значительной мере чувством человека, и наряду с волей определяется тем, к чему он стремится, что считает достойным. Ценны и заслуживают внимания только те плоды мышления, к которым не примешиваются страстные чувства и греховные стремления воли. Всякий, чье сердце просвещено словом Божиим, знает, что часто к такой мудрости примешивается ложь, клевета, коварство и предательство. Например, политическая мудрость нередко руководствуется дурными приемами, будто для достижения поставленных целей в политике допустимы все средства.

Есть мудрость техническая, которую являют великие ученые, двигающие технику по пути совершенства. Какие грандиозные перемены последовали за изобретением паровых машин, за началом использования электрической энергии! Благословенна эта мудрость, но благословенна только тогда, когда у людей – чистые, благородные цели. Однако мудрость, которая привела к изобретению атомных бомб,– греховна, на ней лежит печать диавола.

Священное Писание учит нас святой премудрости – тому, что выше всякой человеческой мудрости. Какая печать на ней? Об этом говорит святой апостол Иаков: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Она чиста, как солнце, ибо нисходит свыше, от Бога. О ней Иисус, сын Сирахов, сказал: Мысли ее полнее моря, и намерения ее глубже великой бездны (Сир. 24:31).

Премудрость есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя; посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образа благости Его (Прем. 7:25–26). Не может стать причастником этой премудрости ничто оскверненное. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных мудрствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1:4–5).

Святой Дух премудрости чужд всякой нечистоты, злобы, лукавства. Он обитает только в сердце смиренном, святом. Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притч. 13:15). Так ценна истинная премудрость, на которой лежит святая печать чистоты.

Вместе с тем не надо чуждаться мудрости человеческой, надо изучать ее, чтобы не стать причастниками греховной, отверженной Богом печати диавола. Чтобы отличить добро от зла, чтобы уметь видеть и понимать подлинно великие Божественные истины, Бог дал нам удивительную способность распознать мудрость человеческую своим сердцем, а не умом, ибо сердце нас не обманет, оно обличит заблуждающийся ум, укажет путь правды. Душа человека иногда скажет более, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте (Сир. 37:18).

Порой бывает, что вы слушаете, кажется, мудрого, красноречивого человека, слова которого вроде бы правильны, но все-таки смущаетесь и в глубине сердца чувствуете: что-то тут неладно, нет тут правды. Часто бывает и наоборот. Говор некрасноречивый, может, необразованный, простой, но смиренный, полный благочестия человек, и вы улавливаете сердцем, что в словах его настоящая Божественная истина. Итак, благодарите Бога за то, что Он дал каждому чистому способность отличать ложь от истины.

Вместе с тем, кроме ученых и профессоров, известных и ценимых людьми мирскими, были и есть другие истинные мудрецы, которых мир знать не желает, а драгоценные творения которых забыты. Их память празднует Святая Церковь. Это великие преподобные: Антоний Великий, его ученик Макарий Великий, его современник и друг Макарий Александрийский, русский святой Савва Сторожевский, живший намного позже, и многие другие. Все они занимались крайне важной и необходимой «наукой» – изучали психологию греха, пристально рассматривали сердце человеческое, тончайшим образом наблюдая в нем все чистые и нечистые движения. Все они вели непрестанную борьбу с бесами, желавшими увести их от этой великой и нужной мудрости. Борясь с врагом, святые изучали все те соблазны, которыми диавол увлекает человека с пути истинного ко злу. В своих великих творениях, дошедших до нас, они описали глубочайшую психологию борьбы с лукавым, происходящую в человеческом сердце.

В своих трудах они руководствовались горячей любовью к Богу, безудержным стремлением к правде. Их сердца были чисты, как капля небесной росы, и в них обитал Святой Дух премудрости. Именно поэтому изберем их своими учителями и руководителями, ибо эти мудрецы – самые надежные наши вожди. Пойдем же за ними, будем с молитвой на устах усердно читать их святые творения и глубоко вникать в них. Будем помнить что и среди новых писаний есть книги, полные мудрости и благочестия.

Ищите же мудрости у этих Отцов, и тогда молитвами их Господь и Бог наш Иисус Христос – Божия Сила и Божия Премудрость – благословит всех тех, кто будет искать истинной премудрости. Аминь.

Евангельское злато. Проповеди на темы Апостольских посланий. Ищите мудрости у святых

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 17-18 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

В противоположность этой ложной, или мнимой, мудрости апостол указывает свойства истинной мудрости, нисходящей свыше от Бога и потребной для плодотворного учительства.

Свойства ее следующие: прежде всего (слова во-первых, потом отделяют первое свойство от последующих, как особенно отличительное, выражающее высшее ее качество) она чиста, свободна от всякой скверны, греховности, страстности и подобных нечистых свойств.

Из дальнейших качеств три первые противопоставляются горькой ревности и любопретельности, составляющим основу ложной мудрости: мудрость от Бога мирна, то есть миролюбива и миротворительна (ср.Мф.5:9) и любит сама мир и любит умиротворять всякие вражды;

скромна, или кротка (ст. 13), не производя вражды, переносит сама кротко всякие неприятности и несправедливости, чтобы только не нарушить мира;

послушлива (греческое слово только здесь встречается во всем Новом Завете; ср.Тит.3:3 непослушны) – слово выражает не только отсутствие страсти спорливости, но стремление подавить эту страсть и в других молчанием или покорностию.

Дальнейшее свойство мудрости – полна милосердия и добрых плодов – выражает богатство ее делами благотворительной любви, составляющей качество истинного благочестия (Иак.1:27); благие плоды противопоставляются всему худому (ст. 16), производимому ложною мудростию.

Последние два свойства: беспристрастна и нелицемерна составляют противоположность всему нетвердому и фальшивому; беспристрастна – собственно, несумненна (ср.Иак.1:6), не допускает никакого сомнения в истинах веры и правилах жизни; нелицемерна, то есть искренна во всех своих мыслях и поступках, не дозволяет никакого лицемерия. Все эти свойства, или качества, заимствованы от тех действий, какие производит истинная мудрость в обладающих ею; она делает их чистыми и проч., и ей самой приписываются эти качества.

Плод же правды и проч.: как в стихе 16-м указываются плоды злой ревности и любопретельности, а следовательно и ложной мудрости, на которых основывается она, так в рассматриваемом изречении (несколько темном по сочетанию слов и понятий) указываются плоды истинной мудрости свыше, названной мирною.

Смысл всего изречения таков: тогда как любопретельная ревность порождает нестроение и всякое злое дело (ст. 16), доброе семя, которого плод – правда (или истина, или праведность), посеивается теми, которые обладают миром, или мирною мудростию (ст. 17), в спокойствии, а не в нестроении, а потому и производит мир. Это есть истинное учительство, плодотворное, ибо основано на истинной мудрости, нисходящей свыше.
 

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-18 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир

Для плодотворного и спасительного учительства нужна мудрость, сходящая свыше, т. е. от Бога (1:17). По изображению Апостола Иакова, мудрость эта, прежде всего, чиста, agnh: чистота и святость суть основные свойства истинной мудрости. Затем следующие три качества ее составляют противоположность ревности и сварливости ложной мудрости: истинная мудрость: а) мирна, eirhnikh, - распространяет вокруг себя только мир; б) кротка или скромна, epieikhV; в) послушлива, уступчива, eupeiqhV. Далее следует самое положительное свойство истинной мудрости: полна милосердия и добрых дел - богата делами благотворительной любви, составляющей существенное свойство благочестия (I:27). Наконец - беспристрастна и нелицемерна, adiakritoV c. apokritoV - чужда сомнений в истинах веры и абсолютно искренна, прямодушна.

«Таким образом, указано семь качеств божественной мудрости: она представляет собою как бы семицветную прекрасную радугу, все цвета которой суть разложения одного основного цвета мудрости - ее чистоты и святости» (еп. Георгий).

В заключительном, 18, стихе главы указывается, что плодами истинной мудрости - в противоположность пагубным плодам мудрости ложной (ст. 16) - являются праведность и мир как у проповедников истинной мудрости, так и у приемлющих слово их проповеди. «Человек, одаренный истинною премудростию и призванный к проповеданию Евангельского учения, возвещает его, наблюдая приличное христианской вере спокойствие и согласие с теми, которые семя слова Божия кротким и спокойным сердцем приемлют и к плодотворению себя доброю землею оказывают» (иеромон. Феоктист).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна

Как ложная мудрость ведет к развращению и нестроению, так напротив истинная мудрость, подаваемая от Бога, проявляется в нравственной чистоте сердца, чуждого всяких нечистых стремлений и целей, в мире со всеми, в кротости обращения с не покоряющимися истине, в послушании высшим; и приводит она к милосердию, беспристрастию, постоянству и всяким вообще добрым делам. Здесь указаны черты премудрости не внешней, а истинной, которая является не в слове, а в жизни святой и богоугодной. Эта мудрость должна быть достоянием всех христиан, но в особенности ее должны иметь те, которые хотят быть учителями других. Такою Премудростью Божией и был первый и единый наш Учитель – Господь Иисус Христос, Иже бысть нам премудрость, правда, освящение и избавление (1Кор.1:30). Семя слова Его сеется в сердцах мирных и через Него же возрастают и плоды наших дел, в меру Его возраста.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Олег Стеняев, протоиерей

Ст. 17-18 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Итак, давайте держаться мудрости, сходящей с небес. А о какой мудрости можно сказать, что она – сошла с неба? Все слово Божие – оно сошло с неба, написано по велению Духа Святаго и обращено к нам. Хотя Священное Писание и написано людьми, но это были люди, движимые Духом Святым (2Пет.1:21) . Поэтому оно и является мудростью, сошедшей с небес для нас с вами. Мы должны прилепиться к этой мудрости, должны день и ночь изучать то, что написано в Священном Писании. И тогда в нашей жизни многое будет меняться в лучшую сторону.

Но сейчас люди готовы изучать все, что угодно, только не заповеди Божии. Очень интересно пишет об этом блаженный Августин в своей работе, которая называется «О вере, надежде и любви»: Итак, когда спрашивают, во что нужно верить в религии, то нет нужды исследовать природу вещей, как поступают те, кого греки называют физиками: не следует беспокоиться, если христианин не знает чего-нибудь о силе и числе стихий, о движении, строе и затмении звезд, о форме неба; о породах животных, растений, камней, источников, рек, гор; об изменении пространства и времени; о признаках выдающихся бедствий и о многом другом, что физики или открыли, или думают, что открыли. Ведь не сами же они, отличающиеся таким разумом, пылающие усердием, обладающие свободным временем в изобилии – то изучающие человеческие предположения, то исследующие исторический опыт. И в тех открытиях, которыми гордятся, – многие скорее предполагающие, чем знающие все это, изобретенное ими . Далее блаженный Августин пишет: Для христианина достаточно верить, что причина тварей небесных и земных, видимых и невидимых, заключается только в благости Творца, Который есть Единый и Истинный Бог; верить, что нет никакой природы, которая не была бы Он Сам или от Него; что Он есть Троица, а именно – Отец и Сын, от Отца Рожденный; и Дух Святой, исходящий от Того же Отца, но Один и Тот же Дух Отца и Сына.

Блаженный Августин говорит, что некоторые люди хотят все узнать: почему движутся облака, почему меняются породы животных… И они пытаются по-человечески это постигнуть. Но верующему, говорит он, не обязательно знать именно природную суть этих вещей; нужно знать лишь главное – что все творит Господь! Главное – это верить в то, что есть Святая Троица! Главное – это иметь веру и подчиняться воле Духа Святаго, признавая власть Бога над собой. И вот к этому, братия и сестры, мы все должны стремиться.

Об этом и говорит последний стих третьей главы Послания апостола Иакова: Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Плод правды – это истинное знание о Боге. У тех людей, которые этот плод имеют, он возрастает. Это значит – имейте веру в Бога, признавайте Его власть над собой, подчиняйте этой власти других людей и тогда увидите, как будет меняться ваша собственная жизнь и жизнь вокруг вас.

Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова

Иоанн Кибалчич, священник (†1883)

Ст. 17. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
Ст. 17. А яже свыше премудрость, первые убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна (άδιάχριτος) и нелицемерна

Описав свойство земной мудрости, самой в себе, без озарения ея высшим светом, Апост. Иаков показывает свойства истинной мудрости, или мудрости христианской. Она
а) чиста не по наружности только, но и в основании, как плод Духа Святаго. Если чистые сердцем способны зреть Бога (Мф.5:8), то тем более способны они питать благородныя чувствования, внушаемыя словом Божиим. Чистая мудрость, обладая даром ведения истины, способна открывать обман призраков и разгонять мглу неведения; между тем как разум сам собою может принимать это за истину.

б) Потом же мирна. Инаковою нельзя ей и быть. Бог наш есть Бог мира и любви. И христианин, если не имеет в своем сердце мира с Богом и ближними, то не может достигнуть и назначения своего. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим.12:18). Правда, сохранение мира с людьми зависит часто и не от нашей воли. Бывает что и желающих мира злоба вызывает на состязание и угрызает. Но за то в нашей воле – мужество в несчастии и терпении, при употреблении которых часто достигается цель – жить в мире с людьми.

в) Кротка, – превозносить себя не в духе истиннаго христианина, который отличается скромностию, уступчивостию и всякою предупредительностию, который заблаговременно ослабляют силу нападений. В этом случае он желает подражать Благому Учителю, Который, будучи злословим, никого не злословил взаимно (1Пет.2:23), и не показывал даже тени гнева. Кротость, по изъяснению Златоуста (Бесед 52 на кн. Быт.), состоит в перенесении неприятностей не от высших только, но и от низших.

г) Благопокорлива, или послушна закону Божию (2Кор.10:5), который напечатлен в сердце христианина; неуклончива от разума истины по благочестию (Тит.1:1), не обольщающаяся худыми примерами противления, не мудра о себе (Рим.12:16), но о Боге, подражающая высокому примеру Иисуса Христа, Который был послушлив своему Отцу даже до смерти (Флп.2:8).

д) Исполнь милости и плодов благих. Это отличительный признак истинной мудрости, жертвующей для блага ближних всеми, зависящими от нея средствами. И так как истинное благочестие есть истинное человеколюбие (Иак.1:27), то милосердие христианина не ищет своих си (1Кор.13:5), не себе угождает, но ближнему во благое (Рим.15:1-2), не оставаясь в долгу никому ничем, кроме любви (Рим.13:8). Отсюда и обилие добрых плодов, как для себя, так и для ближних. Плоды эти, как жертва мудрости христианской, приносятся христианином по мере сил и возраста духовнаго.

е) Несуменна, άδιάχριτος, – безпристрастная, воздающая всем должное по справедливости. Безпристрастная мудрость не унижается пред высшим и не презирает низшаго, но говорит всем правду, хотя иногда и невкусную. Господь наш Иисус Христос при безграничной снисходительности к грешникам никогда не щадил Фарисейской двуличности.

ж) И не лицемерна. Да и пред кем лицемерить? Пред Богом? Но Бог испытует сердца и утробы, знает мысли человека до самых тайных изгибов сердца, следовательно, очень грешно и безполезно. Пред человеком? Но лицемерие не лежит в основе христианской нравственности, и бывает мало полезно, а более вредно. Истинная мудрость, что питает в сердце, то осуществляет и на деле, без всякой материальной или другой какой-либо расчетливости; потому что цель ея стремлений есть высшее благо, которое не во власти человека.

Сличая качества истинной мудрости и любви, открывается, что истинная мудрость есть христианская любовь в действии.

Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible