Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
Святые отцы
- Иоанн Кассиан, прп. (†435)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Экумений (†VIв.)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Олег Стеняев, протоиерей
- Иоанн Кибалчич, священник (†1883)
- Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
Иоанн Кассиан, прп. (†435)
Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья
Думая, что Господь заповедал невозможное или несообразное, мы, по апостолу, становимся не исполнителями, а судьями закона.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья
Все, что дается с трудом, лишает наши мысли страстности — порождающего высокомерие начала. Некоторым, между тем, следует рассматривать самих себя и жить в соответствии с Богом. Они не делают этого, хлопоча о другом. И если видят кого-то слабого, начинают его порицать и злословить, словно бы забыв о собственных немощах. Осуждают, не видя, что и сами поражены точно так же, как и те, на кого клевещут, осуждают [при этом] самих себя. Именно об этом пишет и мудрейший Павел: Ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя (Рим 2:1).
Максим Исповедник, прп. (†662)
Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья
Ежели оклеветающий брата, и осуждающий брата оклеветает закон, и осуждает закон; закон же Христов есть любы (Ин. 13, 34): то клеветник не отпадает ли от любви Христовой, и не делается ли сам для себя виновником муки вечной?
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья
Этот порок клеветы, относится к смертоносному яду языка, о чём сказал апостол: ссоритесь и воюете (Иак. 4:2). Кто клевещет на брата, или судит брата своего, тот клевещет на закон, и судит закон. [Если же ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.] Кто клевещет на брата, тот клевещет на закон. Он как бы [считает] неправильным, что закон запретил клевету, говоря через пророка: тайно клевещущего на ближнего своего, его я наказывал (Пс. 100:5). И в книге Левит: не будь клеветником, ни сплетником в народе (Лев. 19:16). Можно понимать и так: кто клевещет на брата, который исполняет требования закона, тот клевещет на закон, и судит закон, который предъявляет такие требования. Например, закон требует: не мсти за обиду соплеменникам своим (Лев. 19:18). А кто клевещет на брата и судит брата, когда видит, что он охотно переносит обиду ради любви к Богу, тот, тем самым, клевещет на закон и судит закон, который учит нас не помнить обид.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 11-12 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Апостол знает, что гордость, начиная презрением и злословием, доводит тех, которые наступают на кротких, до совершенного уничижения. Отвлекая их от сего, он хочет настоящим предложением уцеломудрить их.
Осуждает закон значит презирает, ибо осуждающий делает это из презрения. Какой же закон осуждает он? Во-первых, тот, который повелевает: не судите, и не будете судимы (Лк. 6, 37). Во-вторых, тот, который высказан в псалме: тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс. 100, 5). А так как это происходит от презрения, прибавляет, что если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, ибо захочет ли кто жить под властью того, кого презирает? Итак, не располагайся, говорит, уничижать и как бы противоузаконять, ибо это не отпустится тебе, потому что один только Законодатель - Бог, могущий спасти и погубити преступников Своего закона, ибо наказывать преступников закона властен закон и Законодатель, а ты не имеешь ничего более пустословия и сам навлекаешь на себя приговор осуждения, ибо делая то же самое, что осуждаемый тобой, ты насколько его осуждаешь, настолько осуждаешь и самого себя.
Ты же кто еси осуждаяй друга? - Говорит уничижительно. Когда ты сам таков, то как смеешь судить подобострастного?
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Не оклеветайте друг друга, братие; оклеветаяй бо брата или осуждаяй брата своего, оклеветает закон и осуждает закон; аще же закон осуждаеши, неси творец закона, но судия
Поскольку клевета рождается от гордости, а то, чтобы не клеветать, рождается от смирения, то святой Иаков, сказав выше о смирении, здесь последовательно собирает слова в одну гармоничную заповедь для смиряющихся и говорит: братья мои христиане, не клевещите один на другого, потому что, кто клевещет и осуждает брата своего, тот клевещет и осуждает закон Божий. Под законом же Божиим разумеет здесь или заповедь закона «возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» (Матф. 22:39) по святому Митрофану, или «Не судите, да не судими будете» (Матф. 7:1), и «Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях» (Пс. 100:5) по святому Феофилакту и Икумению. Итак, кто смирен по образу мыслей, тот видя большое бревно, которое имеет в очах своих, т.е. видя свои большие согрешения, попечётся перво-наперво, об исцелении своего недуга, и не захочет видеть маленькую щепку, которая в глазу своего брата, т.е. небольшие согрешения. Но и увидев их, скорее умолчит, оплакивая только свои недуги. Скажет же если кто, что имеет жизнь добродетельную и безупречную, и поэтому имеет извинение судить других, первое что должно таковому услышать, это то, что он достиг края гордости, потому что, считает себя взошедшим на высоту добродетелей и поэтому осуждает брата своего, имея серьёзный образ мыслей, в то время когда Господь говорит: «егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы; еже должни бехом сотворити сотворихом» (Лк. 17:10). Считающий же себя рабом неключимым, никогда не будет любопытствовать или осуждать, согрешения своего собрата[57]. Видишь же, что святой Иаков здесь делает заключение и говорит, ты который осуждаешь брата твоего, осуждаешь закон Божий повелевающий любить брата, как самого себя. Если же осуждаешь закон Божий, то ты уже не творец закона, но судья, т.е. ты уже не под заповедью хранить закон, но как осуждающий его. Потому что, закон повелевает любить брата своего как самого себя, ты же ненавидя его, не только не любишь его как самого себя, но обвиняешь его и осуждаешь, из этого явно, что ты уже не хранишь закона, но судишь закон и обвиняешь его, что он неразумно повелел заповедь любви. Если же закон осуждаешь, явно, что вместе осуждаешь и Законодателя Бога, что Он не установил закон хорошо и полезно. Видишь христианин, на какую крайнюю степень зла доходишь, осуждая брата своего? Осуждая брата своего, повеления закона осужда- ешь. Осуждая повеления закона, осуждаешь сам закон. Осуждая же закон, осуждаешь Самого Законоположника. Если же осуждаешь Законоположника, явно что творишь себя равным или высшим Законоположника, потому что, по естественному смыслу, осуждающий, выше осуждаемого. Таким образом, ты, осуждающий другого, есть один из богопротивников и другой отступник денница, борющийся за то, чтобы быть выше Законоположника.
[57] Не рассудилось нам, благовидным умолчать о том даре рассуждения, с которым толкует Соборные Послания, прекрасный толкователь Митрофан Смирнский. Говорит следующее: что хотя божественный Иаков пишет здесь, чтобы мы не судили наших братьев, тем более единоверных, как и Господь это показывает говоря: «Что же видеши сучец, иже во оце брата твоего?» (Матф. 7:3), и Павел: «Ты же почто осуждаеши брата твоего?» (Рим. 14:10), и в целом апостол Павел говорит, что даже и неверных не подобает нам судить: «Что бо ми и внешних судити? Не внутренних ли вы судите? Внешних же Бог судит.» (1Кор. 5:12). Поскольку же сказал Господь: «не судите на лица, но праведный суд судите» (Ин. 7:24), и апостол предал суду, блудящего со своей мачехой христианина в Коринфе, то божественный Митрофан говорит, что должно обличать и даже судить, с ревностию и дерзновением, как неверующих и еретиков, так и верующих и православных. Неверующих же и еретиков должно судить за неверие и ересь и обличать (если возникнет такая потребность), но не судить их лукавые дела, следующие за ересью и неверием. И не отвращаться от общения и бесед с ними, поскольку если мы не хотим иметь с ними общения, то должны выйти из мира, который переполнен неверных и еретиков, как сказал Павел: «Писах же вам в послании не примешатися блудником; и не всяко блудником мира сего (т.е. неверным)… понеже убо должни, бы есте были от мира (сего) изыти» (1Кор. 5:9-10). Этими словами апостол показывает, что лукавые дела неверных и еретиков не надо выставлять на обзор, но только с неверием и ересью надо вести борьбу. Будем же иметь их как врагов за их догматы, возлюбленных же, за общего у нас Бога и Отца, как и Павел написал о Евреях: «По благовествованию убо, врази вас ради; по избранию же, возлюблени вас ради» (Рим. 11:28). Подобает же судить и единоверных братьев наших, но каких? Тех, которые явно и бесстыдно согрешают, к общему соблазну людей, показывая же и другим, злой пример греха. И согрешают согрешениями запрещёнными законом Божиим. Таковых подобает обличать и не иметь с ними общения, как Павел заповедует нам говоря: «аще некий, брат именуемь, будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник: с таковым ниже ясти» (1Кор. 5:11). И ещё о праздных и не делающих никакой работы, но бесчинно поступающих пишет: «Аще же кто не послушает словесе нашего посланием, сего назнаменуйте и не примешайтеся ему, да посрамится; и не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата» (2Фес 3:14-15). И ещё: «и не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте» (Еф. 5:11). Невозможно же прервать общение или обличить дела неплодные, если вначале не осудить делающих таковые. Тех же, которые согрешают незначительными и простительными согрешениями, по нерадению или делают то, что не запрещает закон Божий, но находящееся в их собственной власти, сделать то, или не сделать (как было во власти Павла, питаться от благовествования, или нет), или хотя и делают дела запрещённые законом, но делают их не явно, а есть только, такое подозрение, таковых, говорю, не должно, ни судить, ни обличать. И сего достаточно об обличаемых. Скажем же каковы должны быть судящие других. Это начальствующие в народе, патриархи, архиереи, иереи, духовники, учителя, внешние судьи, родители и все имеющие власть, сии по преимуществу должны судить согрешающих. С начала единожды или дважды увещевая и советуя им вместе с немногими другими. После же сего, если видят их непокоряющимися и неисправленными, то подобает обличить их явно и наложить наказание, или отлучением от Таинств, или лишением беседы с другими братьями, или внешним наказанием. Простые же Христиане, и люди общего звания, должны только советовать согрешающим, наедине, с братской любовью и смирением, а не способом отмщения, чтобы как кажется отлучить тех от греха, и да не обличают и не осуждают.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты вычитывают : Гал.2:16 и утверждают, что спасутся своей верой, без дел закона церковного.
Православный ответ: И бесы имеют веру (Иак.2:19) и отвергают все законы, но, конечно, не спасутся. Не спастись и диавольским помощникам-сектантам, если они не покаются и не признают Церкви Божией.
Когда доказывают сектантам необходимость принадлежности к Церкви для спасения, они хулят почему-то закон и вычитывают: Рим.3:20,28;4:4-6;5:1; Гал.3:16.
Нужно вычитать сектантам в ответ на их хуления закона: Рим.7:12; 2Кор.3:7-9; Иак.2:8-9; 4:11. В приводимых сектантами местах говорится лишь, что закон Моисеев теперь заменен Христовым (Ин.1:17; Гал.3:24-28) и верою мы получили доступ к Христовой благодати, т.е. к Церкви, в которой благодатствующий Дух Святой и благодатные священнодействия и установления, и Глава – Христос Богочеловек.
Экумений (†VIв.)
Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья
Иаков знал, как гордость, происходящая из презрения и злословия против ближних, поспешно подвигает тех, кто преисполнен ею, к совершенному уничтожению близких. От этого он их и отводит.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
12. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Не злословьте и проч.: без особенной связи с предшествующим апостол дает наставление не злословить друг друга и не осуждать. Наставление выражено в более мягкой форме, чем предшествующие, на что указывает и слово братия (тогда как в предшествующих – прелюбодеи, грешники, двоедушные). Может быть, это смягчение тона речи указывает на то, что речь апостола обращена, по крайней мере преимущественно, к тем, которые мирскими стремлениями других увлечены были к порокам, от коих далее предостерегает апостол.
Не злословьте друг друга: не говорите худо, не ругайте, не поносите друг друга ни в глаза, ни за глаза (ср. прим. к Мф.7:1).
Кто злословит или судит: понятия злословия и суда ближних здесь сопоставляются как понятия тождезначащие, впрочем несовершенно одинаковые; злословие предполагает уже собою суждение или осуждение ближнего, на осуждении основывается злословие как внешнее выражение внутреннего суда над ближним или осуждения его.
Брата, брата своего: выражения, прибавленные для усиления речи о недозволительности злословия и осуждения; злословие – вообще дело предосудительное, злословие брата по духу и во Христе – еще предосудительнее, как злословие родного брата по плоти. Без сомнения, здесь под братом разумеется каждый член общества христианского в отношении к другим, которые все братья по духу и вере, как члены одной семьи Христовой.
Тот злословит и судит закон: под законом разумеется здесь тот же закон, о коем выше говорил апостол (Иак.1:25; Иак.2:9), – закон Царский, или закон любви, то есть закон Христов, закон христианской жизни, на что указывают и слова – брата, брата своего. Злословием и осуждением брата злословится и осуждается самый закон любви, потому что этим он как бы признается неправым. Сила этой апостольской мысли и слόва в том, что тот, кто злословит или осуждает, думает, что он имеет право на это и, следовательно, присвояет себе право над законом.
Это и выражается яснее в последующих словах: если ты судишь закон и проч. Закон дан человеку для того, чтобы человек исполнял его, был творцом того, что заповедуется законом, а кто считает себя вправе, осуждая брата, осуждать закон, тот ставит себя выше закона, выходит из положения подчиненного закону и присвояет себе положение судьи его, а не исполнителя.
Но такое положение в отношении к закону подобает одному только Богу, а, следовательно, человек в этом случае самовольно восхищает себе право и честь, свойственные одному Богу. Бог, как верховный Законодатель, Сам единою Своею волею даровавший закон, и как верховный Судия по этому им дарованному закону, без сомнения, выше этого закона, и есть единственный Судия. Такое исключительное Его право и положение свидетельствуется тем, что Он может спасти и погубить (ср. Мф.10:28 и прим.).
А ты кто и проч.: в сравнении с Ним, Единым Законодателем и Судиею, ты, бедный человек, кто такой, чтобы сметь судить брата и вместе с ним самый закон? Ты не имеешь ни уполномочения, ни права, ни власти на это; ты предвосхищаешь этим власть Божию и, следовательно, подлежишь Его суду и осуждению (ср. Рим.2:1 и далее; Рим.14:4 и парал.).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-12 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого
Обращаясь теперь к тем же лицам, которых Апостол ранее называл прелюбодеями, грешниками, двоедушными, но с любовным обращением «братия», он предостерегает их от нетерпимого в христианской среде порока злословия и осуждения ближнего (ср. Мф 7:1 сл.). Этот порок недопустим в христианстве уже потому, что он совершенно идет врозь с христианскою добродетелью смирения, о которой только что говорил св. Апостол (ст. 10), и является особенно предосудительным, как скоро простирается на собрата по духу во Христе. Но Апостол идет далее и глубже в анализе и обличении порока злословия и осуждения. Это - очень тяжкое преступление: злословящий и судящий брата христианин, в сущности, злословит и судит самый закон, именно царственный закон любви (Иак 1:25; II:8, 12): злословием и осуждением ближнего христианин не исполняет, а нарушает и самым делом отрицает этот главнейший в христианстве закон; следовательно, как бы судит и осуждает самый этот закон, как бы объявляя его неправым, непригодным к жизни. Тем самым отвергающий закон любви и судящий его как бы становится выше закона и, так сказать, издает свой собственный закон, восхищая через то не принадлежащее ему, а принадлежащее Одному Богу право законодательства и суда. Бог один, как верховный Законодатель, единою Своею волею даровавший закон, и как Судия, праведно судящий по этому закону, конечно, стоит выше закона и есть единственный, в строгом, абсолютном смысле слова, Судия. Такое исключительное право Его свидетельствуется тем, что Он один может спасти и погубить (ст. 12, см. Мф Х, 28). Человек же самым ничтожеством своим выдает отсутствие у него права судить ближнего и закон, и если он делает это, то тяжко согрешает и навлекает на себя осуждение Божие (ср. Рим 2:1см. 14:4).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Переходя к разным напоминаниям, Апостол высказывает, что ссоры, вражда и осуждение других есть осуждение закона, как бы недостаточно святого, чтобы свято исполнить его или недостаточно сильного, чтобы побудить христиан к неуклонному исполнению его. А между тем, законодатель его есть Бог и Спаситель наш; нам ли, недостойным его созданиям, (критиковать) судить его? Мысли эти, очевидно, были направлены против лжеучителей и еретиков, стремившихся осуждать христианский закон; но Апостол Иаков имел причины обличать их не прямо, а косвенно; так как известно, что еретики, отвергающие закон (аномеи), не вдруг заявили свое лжеучение во всей его отрицательной широте и полной ясности.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Олег Стеняев, протоиерей
Ст. 11-12 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Остановим наше внимание на этих двух стихах. Здесь говорится о том, что мы, христиане, не должны злословить друг друга. Но в жизни часто случается, что всякие слухи, сплетни, клеветы и даже доносы распространяются именно в православных общинах. Этого ни в коем случае не должно быть! Без сомнения, Господь Сам позаботится и очистит наши общины от таких людей, которые злословят друг друга, занимаются доносительством, клевещут. Но почему один человек не может судить другого? Почему нельзя говорить плохо о другом человеке?
Братия и сестры, судя другого человека, мы узурпируем власть Бога: присваиваем себе право, принадлежащее исключительно Богу! Потому что только Господь Един Законодатель и Судия. Только Он может осудить, вынести приговор и осуществить его. Он имеет на это все необходимые полномочия. И главное полномочие – право Творца. Господь создал нас и Он же вправе решать судьбу каждого из нас!
Но суды Божии многообразны. Иногда суд Божий постигает нас, как удар молнии. И даже в прямом смысле этого слова. Я помню, как в детстве слышал рассказ о том, как погибла одна женщина: ее убила молния. Я даже помню похороны этой женщины, все тогда говорили: «Она умерла потому, что сделала аборт!» Эта женщина была цыганкой, ее родственники были против аборта. У малых народов очень ценят детей и рождение ребенка – это всегда радость. Но эта женщина поступила не только против закона своего народа, но и против закона Божия. И когда все неприятности, казалось, были уже позади, тут и произошло несчастье. Она бежала через поле, начался дождь, и она вся намокла. Раскаты грома, удар молнии – и она падает замертво! Это суд Божий свершился над нею.
Когда я служил в Сибири, мне пришлось отпевать двух детей: двоих двенадцатилетних мальчиков, одноклассников. Был сильный дождь, настоящая буря, и электрические провода, сорвавшись со столба, попали в лужу, где шипели и искрились. Дети подошли и решили посмотреть: одного сразу стало трясти. Другой решил помочь товарищу, схватился за него – и оба были поражены током насмерть. Трудно сказать, какие грехи могли совершить эти два подростка, но по закону духовному, даже дети отвечают за свои поступки…
Суды Божии многоразличны – они проявляются и через мир природы. Вы знаете, сколько проблем с природой в Соединенных Штатах Америки: то тайфуны, то ураганы, то наводнения. Вы знаете также, что в языческих странах, например в Китае, в исламских странах, происходят постоянные природные катаклизмы. И люди гибнут тысячами, десятками тысяч! Это тоже суды Божии!
Суды Божии могут проявляться и в болезнях, которые обрушиваются на людей, особенно если речь идет об эпидемиях: в них часто гибнут целые племена и народы. Так было, например, в прошлые века, когда люди не умели лечить многие болезни. Тогда эпидемии уничтожали целые города, опустошали целые страны. Но неизлечимые болезни, которые неподвластны современной медицине, есть и сейчас – например, СПИД, рак. Это тоже эпидемии. Эпидемия проказы выхватывает людей из обычного общества и заставляет быть изгоями. И все эти болезни – это суды Божии.
Суды Божии осуществляются также и через Святую Церковь. Церковь как Тело Христово на земле обладает исключительными правами, полученными от Бога. Об этих ее правах говорит Господь апостолу Петру: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах(Мф.16:19).
Церковь может и должна совершать все суды. Давайте вспомним, как совершался суд в древние времена, когда дарован был людям закон Божий. В книге «Исход» мы читаем: На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел [Иофор], тесть Моисеев, всё, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю [им] уставы Божии и законы Его(Исх.18:13-16). Вот как было во дни боговидца и законодателя Моисея: он садился на камень и судил народ.
Вы, братия и сестры, знаете, что епископ во время службы на глазах у всех верующих садится посреди храма. Это делается в знак того, что епископ как выразитель священнической власти, является символом Божия суда. Он символизирует собой боговидца Моисея, которому даны были от Бога права решать все сложные судебные вопросы.
И Церковь обладает правом решать не только гражданские и уголовные вопросы: о Церкви Божией в Писании сказано, что она будет судить даже ангелов (1Кор.6:3).– что уж говорить о человеческих преступлениях! И задача Моисея как законодателя была – судить людей, объявляя им уставы Божии и законы Его. Судить, руководствуясь не человеческими законодательными системами, порочными по своей сути – ведь в Писании сказано: всякий человек ложь(Пс.115:2), но судить по законам Творца – по тем незыблемым законам, уставам и постановлениям, которые обязательны для всего творения, как одушевленного, так и неодушевленного!
В той же книге «Исход» мы читаем о судах Божиих: итак послушай слов моих; – говорит Иофор, тесть Моисея, – я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром(Исх.18:19-23).
Вот такой, поистине боговдохновенный, совет священник мадиамский Иофор дал законодателю Моисею. Получив на то Божественное соизволение, Моисей последовал этому наставлению и установил в Ветхозаветной Церкви институт судей. Для этого из народа выделялись проверенные набожные люди, которые удалялись от корысти и были противниками взяток. Эти-то люди и совершали суд над народом.
Суды Божии совершаются и тогда, когда раскрывается книга закона Божия – только в этом случае суд имеет значение для христиан! Когда же раскрываются какие-то другие книги – те книги, которые не содержат в себе заповедей Божиих, – и хотят судить по этим книгам – это суды не Божии, но человеческие! А как человек может судить человека, если каждый человек грешен? Как человек может осуждать другого человека, если творит то же самое, за что осуждает своего ближнего? Ибо, как мы выяснили, мы все виновны перед законом, а право суда Божия принадлежит только служителям Церкви, служителям Божиим.
В книге «Второзаконие» мы читаем о том, какими должны быть судьи и как должен совершаться церковный суд: И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его(Втор.1:16).
Оказывается, Церковь имеет право судить не только верующих ( как брата с братом), но и неверующих людей ( и пришельца его)! Далее мы читаем: не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его(Втор.1:17). Такие наставления Моисей давал древним судьям. Как мы с вами видим, исключительные права суда Божия даны служителям народа Божия.
Перечитаем вновь стихи из Послания апостола Иакова: Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон.
То есть, если ты хочешь что-то сказать брату, то должен говорить по закону Божию. И если ты находишь какие-то свои слова – иногда очень резкие (а некоторые используют и ругательные слова для осуждения друг друга) – то тогда ты игнорируешь закон Божий и сам становишься судьей и законодателем. А это совершенно недопустимо, потому что Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Посмотрим опять книгу «Второзаконие», здесь дается такое повеление: Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным(Втор.16:18).
Мы определились уже, кто такие судьи: это люди, которые выражают волю Творца. И они имеют право судить как верующих, так и неверующих. Надзиратели – это те люди, которые, зная волю Господа, пасут народ. Собственно говоря, слово «надзиратель» означает – епископ. Епископ – это надзиратель, который надзирает за своими овцами. Как хранитель веры и благочестия, он надзирает за тем, как овцы ходят пред Господом: не уклоняются ли они в сторону, не уходят ли они на чужие пастбища.
И далее написано: не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров(то есть взяток. – Авт.), ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе(Втор.16:19-20).
Оказывается, мы можем потерять свою землю, и мы уже теряем ее, потому что вместо судов Божиих поставили над собою суды человеческие. Вместо законов Творца мы стали довольствоваться законом твари. И если вы хотите, чтобы наша земля сохранилась (пока мы не потеряли ее окончательно), полагайтесь во всем на суды Божии: решайте все вопросы по благословению своих духовников. Таким образом вы остановите разгул безбожных законов и провозгласите главенство Божиих заповедей.
Кроме того, братия и сестры, Священное Писание запрещает нам судиться у неверующих: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, – восклицает апостол Павел, – когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?(1Кор.6:1-7).
В этих словах апостола Павла прямо говорится о том, что мы не можем решать никакие тяжбы, никакие судебные дела у нечестивых: у тех людей, которые ничего не значат в Церкви.
Если готовится судебное разбирательство, и вы знаете, что скоро должен быть вынесен приговор, – вы должны прибегать к праву суда церковного! Нам надо восстановить тот порядок вещей, когда разводы осуществлялись только решением церковного суда: если Церковь не давала согласия, развод считался недействительным. Надо восстановить тот порядок вещей, когда без участия Церкви, без участия священника любое судебное заседание считалось незаконным: самозванным сборищем нечестивых, которые ничего не значат в Святой Церкви.
И мы, братия и сестры, должны для себя определиться: или мы признаем власть Господа и суды Божии, и только они имеют для нас значение, или мы будем судиться у нечестивых – у тех, которые ничего не значат в Церкви.
Однажды мне пришлось явиться в суд: судили одного молодого человека. Он был верующим, но совершил преступление. И видели бы вы, братия и сестры, как эти судьи смеялись над тем, что он верующий! Судья даже спросила его: «Ты что, и крестик носишь?!»
Это нечестивые люди! Они не могут выносить никаких приговоров, потому что суды принадлежат только Богу и Святой Церкви. Суды Божии, действительно легитимные, то есть законные, мы можем найти только в Церкви. Поэтому чаще испрашивайте у пастырей благословения и необходимых разъяснений, как вам поступить в той или иной ситуации. Слава Богу, сейчас все больше появляется работников прокуратуры и других правоохранительных органов, которые консультируются с Церковью по разным вопросам. Не так давно было даже заключено соглашение о сотрудничестве между МВД и Церковью. Теперь Церковь будет на законных основаниях духовно окормлять сотрудников правоохранительных органов, воспитывать их, делать их такими служителями, о которых в Писании сказано: начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое(Рим.13:4).
Итак, Един Законодатель и Судия, могущий спасти или погубить, – это Господь наш. Только Его заповедь свята, только Его закон является обязательным для нас.
Кто-то, услышав такие слова, может спросить: «Что же, вы вообще не признаете светские законы?» Мы ответим: «Да, мы их не признаем!» Но мы являемся хорошими гражданами, потому что в той части, где законы мирские совпадают с нашими законами (а многие государственные законы просто списаны с Библии), мы исполняем их.
В Писании сказано: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь(Рим.13:7). Но там, где законы человеческие расходятся с законами Божиими, мы говорим: «Нет, только суды Божии могут решать спорные вопросы между верующими и внешними, между верующими и верующими, между внешними и внешними!» Я уже сказал и еще раз подчеркну это: Церковь обладает правом суда и над неверующими людьми.
Иоанн Кибалчич, священник (†1883)
Апостол отклоняет от клеветы и осуждения ближних, вместе же предостерегает от житейской суетности, указывая в последнем случае, что краткая жизнь наша не в нашем распоряжении.
Ст. 11-12. Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Ст. 11-12. Не оклеветайте (μή χαταλαλείτε) друг друга братие: оклеветаяй бо брата, или осуждаяй брата своего, оклеветает закон, и осуждает закон: аще же закон осуждаеши, неси творец (ποιητής) закона, но судия. Един есть законоположник и судия, могий спасти и погубиши: ты же кто еси осуждаяй друга (τόν έτερον).
Предостережение Ап. Иакова христианам от клеветы и осуждения ближних согласно с учением Самого Господа Иисуса Христа, который учил: не судите и не осуждайте (Мф.7:1, Лк.6:37). Между людьми клевета и пересуды часто употребляются для того, чтобы на несчастии ближняго основывать свое мнимое счастие. Но такое злорадоcтное чувство недостойно человека, и как человека, а не только как христианина. Если ж и находятся люди, услаждающиеся клеветою на ближних, то это служит признаком самаго печальнаго нравственнаго растления их (Клевета, по Лествечнику, есть большая и сокровенная пиявица, высасывающая и истребляющая кровь любви. Леств. ст. 10. л. 98. К 1852 г.). Да устрашит христианина то, что древний змий называется именем сего порока: диавол значит клеветник (Пространный Катихизис стр. 32. М 1857 г.). Апостол Павел учит, что никого не должно осуждать прежде времени (1Кор.4:5), т. е., прежде нежели время, или лучше Сам Бог, располагающий временем, откроет поступки человека и, такими образом, человек, как бы, сам себя осудит своими поступками.
«Истребим из уст наших всякое поношение, – говорит Златоуст, – ведая, что хотя бы мы употребляли в снедь нашу пепел, то и от сего сухоядения никакой пользы нам не будет, ежели не станем воздерживаться от оклеветания» (Бес. к Aнтиох. нар. л. 40. в кн. крат. п. л. 30. К,. 1782 г.).
Злословящий брата и судящий брата, продолжает Иаков, злословит и судит закон. Какой закон? Закон верховного Творца: любить ближнего, как себя самого (Лук.10:27,18,20, Матф.18:18-19, Исх.20:12-17, Втор.5:16-21), и состоящий с ним в тесной связи – закон о любви к Богу: «..аще кто речет, - говорит Ап. Иоанн, - яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, лож есть; ибо не любяй брата своего, его же виде, Бога, его же не виде, како может любити?»(1Иоан.4:20) Человек имеет право судить только себя самого, свои собственные поступки и, если он будет безпристрастен в этом суде, то с него достаточно и этой власти суда. Кто же осуждает ближняго, тот осуждает закон Божий, тот как бы превышает и предвосхищает власть, принадлежащую единому Богу, ведущему тайное и сокровенное человека (Сир.23:27,28,43,18,19, Апок.2:23), и тот уже не исполнитель закона, но судия: аще закон осуждаеши, неси творец закона, но судия. Законодатель же и Судия, могущий спасти и погубить человека, есть один Бог. Как же после этого должен быть жалок человек, осуждением ближняго предвосхищающий власть у Бога и тем самым себя осуждающий? Имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши; потому что тажде твориши судяй (Рим.2:1).
«Надлежит знать, - говорит Бл. Феодорит, - что когда осуждаете других согрешающих, и себя самих подвергаете тому же приговору; потому что отваживаетесь на то же беззаконие» (Бес. к Aнтиох. нар. л. 40. в кн. крат. п. л. 30. К,. 1782 г.)
Отсюда значит, что порицающий ближняго, порицает свою собственную честь как человека, и тем более, как христианина. «Кто ты, говорит, - Ап. Павел, - осуждающий чужаго раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен: ибо силен Бог восставить его.» (Рим.14:4).
Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова
Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
Докажите ваше смирение на деле, а посему не злословьте друга, ибо кто злословит брата своего, т. е. ближних своих, или осуждает брата своего, тот злословит, т. е. оскорбляет, самый закон божественный, ибо в божественном законе дана заповедь о любви к ближнему. При осуждении ближнего осуждающий является уже не творцом закона, не исполнителем его, а судьею уже над самим законом.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания