Скрыть
В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним

Посмотрите, говорит апостол, пророки, которые были настолько святы, настолько далеки от нечестия, что Дух Божий возвещал через них Свои тайны людям, переносили страдания и в страданиях были умерщвлены неверными, как например Захария, Урия и Маккавейские мученики. А в Новом Завете – Иоанн [Креститель], Стефан, Иаков Зеведеев и многие другие. И тем не менее, они предпочли лучше терпеливо перенести такие злострадания, чем сетовать на них. Другие понесли долговременные труды, однако стойко и без ропота, как, например, Ной при постройке ковчега в течение ста лет, Моисей при освобождении народа и сорокалетнем странствии, мужественный Давид в несправедливом изгнании, Иосиф, попавший в рабство по коварству братьев». Пример стойкости и непоколебимости апостол приводит далее, говоря:

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-12 Долготерпите убо и вы, утвердите сердца ваша, яко пришествие Господне приближися. Не воздыхайте друг на друга, братие, да не осуждена будете; се, Судия пред дверьми стоит. Образ приимите, братие моя, злострадания и долготерпения пророки, иже глаголаша именем Господним. Се, блажим терпящая. Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр. Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие впадете. - Утверждение ваше пусть будет твердо в твердом и отрицание ваше пусть будет такое же. Иначе: пусть свидетельство вашей жизни будет тверже клятвы. Если кто-нибудь бесстыдный, не уважая вашей жизни, настоятельно будет требовать от вас клятвы, то вместо клятвы пусть будет у вас «да, да» и «нет, нет».

Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие впадете - лицемерием называет или то осуждение, которое постигнет нещадно клянущихся и от привычки к клятве доходящих до клятвопреступления, или и самое лицемерие, которое иное есть и иным кажется. Каким же образом клянущийся впадет в лицемерие? Следующим: как клянущийся, он признается утверждающим истину, а когда последует преступление клятвы, он оказывается сущим лжецом. Клясться Богом апостол запрещает во избежание клятвопреступления, а небом и прочими предметами - для того, чтобы им не усвоить чести Божеской, ибо все клянущиеся клянутся высшим (Евр. 6, 16).

Но скажет иной: что делать, если иного принуждают клясться? Отвечаем: страх Божий сильнее насилия принуждающего. Иной, имея в виду ветхий закон, будет и так недоумевать: если ветхий закон одобряет клянущегося именем Господним, то как возбраняет делать это благодать? Отвечаем: ветхий закон повелел иудеям клясться Богом, чтобы отвратить их от клятвы идолами, подобно тому как повелел он им приносить жертвы Богу, чтобы отвлечь их от принесения жертв идолам. Но когда он достаточно научил иудеев благочестию, тогда отменил и жертвы, как бесполезные, стал требовать в жертву не заклания животных, но души сокрушенной. Какой же это? Такой, которая через смирение вся сожигается огнем любви, подобно Павлу, который в высшей степени воспламенялся, когда некоторые из верных соблазнялись (2Кор.11, 29).

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 10-11 Образ приимите, братие моя, злострадания и долготерпения пророки, иже глаголаша именем Господним. Се, блажим терпящыя. Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр

Поскольку выше привёл пример христианам, божественный Иаков земледельца и земли, чтобы через это приклонить их к терпению, теперь здесь приводит убедительный пример, как поучение в добродетели. Он ставит перед их глазами весь лик святых пророков, которые прошли всю свою жизнь в злострадании и терпении, испытавши множество скорбей и искушений и опасностей. Как сказал о них апостол Павел: «иже верою победиша царствия… лишени, скорбяще, озлоблени; ихже не бе достоин (весь) мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных» (Евр. 11:33,38); сих же, и мы сегодня называем блаженными, поскольку они посредством благого терпения победили дьявола и явились победоносцами. Итак, говорит, если вы христиане любите быть и называться блаженными и преуспевающими, подражайте терпению и другим добродетелям ублажаемым вами, святых пророков и праведников. Поэтому присоединил к пророкам, прославленного страдальца, великого делателя терпения и первейшего во благочестии, праведного Иова, как бы сказав им: многи и бесчисленны праведники и святые, подвизавшиеся добрым подвигом в терпении, и течение совершивших и веру соблюдших в Бога, которых сосчитать по именам невозможно, да и излишне. Однако вы, христиане, в настоящем, вспоминайте известного всем и славного Иова, который всяким терпением, вёл брань и победил дьявола и всё его полчище. Смотря на него как на прототип образа, подражайте его неколеблемой к Богу вере и ревнуйте твёрдому его мужеству, тогда вы явитесь победителями сатанинских ухищрений, и будете с ним увенчаны. Так, когда Иов совершил борьбу и брань против дьявола, Подвигоположник и Многоблагоутробный Бог, не только даровал ему телесное здоровье и приложил и удвоил годы его жизни, ещё же удвоил и всё имение его, но возвестил его как венценосца и победителя такими словами: «мниши ли Мя инако тебе сотворша, разве да явишися правдив?» (Иов 40:3)[66].

Таким образом и вы, когда совершите добрый подвиг в терпении искушений с благодарением, вас увенчает Подвигоположник Христос, и вас возвестит праведными и победителями, такими же словами, что были сказаны Иову, потому что не оставляет Господь тех, которые любят Его, как и говорит через Софонию: «потерпи Мене… в день воскресения Моего во свидетелство» (Соф. 3:8). Говорит же и божественный Аввакум к праведнику о Боге: «аще умедлит (т.е. если замедлит Бог помочь тебе), потерпи Ему» (Авв. 2:3). Несомненно, помощь придёт к тебе. Сказал же и Иеремия: «Благ Господь надеющымся Нань» (Плач 3:25); более ясно из всех пишет Исаия, что помощь и заступление от Бога, принимают терпящие Его, говоря: «терпящии же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут» (Ис. 40:31). Пусть же приобретёт каждый из вас, христиане, душеполезнейшее терпение, дабы насладился божественной помощью, о которой вы всегда поёте с Давидом: «Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою; И возведе мя от рова страстей и от брения тины» (Пс. 39:1-2), т.е. греха и искушений.

[66] Так, Олимпиодор толкуя эти слова говорит: «Ты думаешь, о, Иов, что Я оставил тебя в таких искушениях ради чего-то другого, как не ради того, чтобы показать тебя праведным? Нет, не думай так. Потому-то Я и попустил прийти на тебя искушениям, что, восхотел показать всей вселенной, что ты праведен».

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.

Для усиления своего увещания читателей к терпеливому перенесению притеснений апостол указывает на примеры ветхозаветной истории, из которых видно и то, что праведные люди подвергались злостраданиям и терпеливо переносили их, и то, что Господь награждал их за это терпение в страданиях.

Возьмите пророков: пророки Ветхого Завета по большей части терпели преследования со стороны властей народных и самого народа, особенно во времена уклонений народных от Бога и закона своего вослед богов чужих; примерами сего исполнена история еврейского народа. И пророки терпели все таковые преследования и злострадания.

Которые говорили именем Господним: пророки воздвигаемы были Богом непосредственно и говорили народу то, что открывал и повелевал им говорить Бог; потому они говорили именем, или во имя, Господне: тако глаголет Господь – вот их постоянное присловие в речах их. Если они говорили во имя Господне, то, значит, говорили непреложную истину (ибо слово Господне есть истина), и, однако же, они подвергались злостраданиям, следовательно – злострадали за истину, и при этом они долготерпели, терпеливо переносили все причиняемое несправедливо им, – пример для всех, кáк долготерпеть в злостраданиях.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен

Продолжая поучать христиан безропотному и терпеливому несению злостраданий, Апостол для подкрепления своих наставлений ссылается на пример ветхозаветных пророков, которые безропотно переносили великие страдания за истину проповедуемого ими слова Божия. Рядом с пророками в качестве великого образца терпения страданий Апостол называет (ст. 11) праведного Иова, в истории которого он одновременно отмечает благоприятное окончание страданий праведника, благословенного Богом за терпение великими благами. История Иова, которую Апостол представляет хорошо известною читателям, таким образом, в двух отношениях особенно назидательна для страждущих христиан; и по исключительному терпению Иова, и по конечному его оправданию Господом. To teloV Kuriou - не смерть и прославление Господа, как думали некоторые толкователи (блаж. Августин, Лянге), а именно - дарованная Господом награда за терпение Иова. Выражением «вы слышали о терпении Иова» Апостол, быть может, намекает на синагогальные чтения из книги Иова, знакомившие иудеев с великим подвигом терпения этого праведника. Место Иак V:11 весьма важно, как свидетельство об историческом существовании Иова.

В конце ст. 11 Апостол к истории прославления делает замечание: «ибо Господь весьма милосерд и сострадателен», что должно исполнить читателей надеждою, что их терпение скорбей, по милосердию Господа, будет вознаграждено.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.

Терпение,
не раз уже восхваленное и указанное в разных примерах, теперь указывается в достойных подражания святых пророках, особенно Иова и, наконец, в примере Самого Господа, предавшего Себя за нас на смерть, по любви к нам (Ин.3:16). Если Господь так милостив ко всем людям, то тем более Он не попустит Своим избранным страдать безутешно, бесконечно. Иов, например, из богатого и славного стал бедным; но, претерпев до конца все виды испытаний, он опять был сделан счастливым.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible