Скрыть

Толкования:

Беда Достопочтенный

Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да » и «нет, нет », дабы вам не подпасть осуждению

Желание апостола – полностью уничтожить в своих слушателях смертоносный яд языка. Запретив клеветать друг на друга, осуждать ближнего и жаловаться на других (об этих грехах уже было сказано), апостол, чтобы искоренить привычку давать клятвы, упоминает и об этом грехе, который некоторым кажется незначительным. Ведь и для тех, кто со всей серьёзностью относится к словам Господа: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они отчёт в день суда (Мф. 12:36), вполне очевидно, что этот грех никоим образом не следует считать маловажным, чтобы вам не подпасть под осуждение. Для того я удерживаю вас от греха клятвы, говорит апостол, чтобы вы, привыкнув клясться для подтверждения истинности, не впали когда-нибудь в клятвопреступление, а своим отказом от принесения клятвы без нужды удалили от себя греха принесения ложной клятвы. Даже тот, кто никогда не нарушает клятвы, но часто клянётся без нужды, заслуживает осуждения. Ведь он согрешает потоками своего празднословия, оскорбляя Судью, Который запретил и пустословие, и клятву.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да » и «нет, нет », дабы вам не подпасть осуждению

См. Толкование на Иак. 5:8

Лопухин А.П.

Ст. 12-13 Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да » и «нет, нет », дабы вам не подпасть осуждению. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы

Без видимой связи с предыдущим, Апостол предостерегает христиан от неумеренного употребления клятвы. Известно, что иудеи около времени Иисуса Христа чрезвычайно часто и в весьма разнообразных формах клялись. Господь Спаситель осудил эти иудейские клятвы и указал Своим последователям простое заверение истины или отрицание неправды - в качестве клятвы (Мф 5:33-37). Апостол запрещение злоупотребления клятвами и указание нормального употребления клятвы излагает почти словами Господа, и, подобно же Господу, не отменяет клятву вообще, а лишь недостойное ее употребление, - мотивируя свое наставление словами «чтобы вам не подпасть осуждению», upo krisin«. осуждение легкомысленно клянущегося весьма легко и возможно. По принятому чтению: eiV upokrisin, слав. в лицемерие, дается мысль о неизбежности лицемерия при легкомысленном употреблении клятвы. «Лицемерием называет или то осуждение, которое постигнет нещадно клянущихся и от привычки к клятве доходящих до преступления, или и самое лицемерие, которое иное есть и иным кажется» (блаж. Феофил.). В ст. 13 Апостол дает наставление общего характера, чтобы христианин в радости и скорби помнил Господа, чтобы скорбные и радостные чувства свои разрешал молитвою и псалмопением. «Злостраданию пусть сопутствует молитва, чтобы для искушаемого легче был выход из искушений. Потом, когда волнения наши через молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть ждет, чтобы блаженство ее приумножилось» (блаж. Феофил.).

Прп. Никодим Святогорец

Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие[67] впадете

Вышесказанным святой Иаков освободил христиан, от множества видов зла, какие они делали. Здесь же, прилагает старание освободить их от величайшего и тяжелейшего согрешения, от клятв. Поэтому говорит к ним, что перво-наперво, из всех прочих страстей и грехов, храните себя, братья мои христиане, чтобы не клясться никаким способом, ни небом, ни землёю, ни другой какой ни было клятвой, поскольку те, которые клянутся, клянутся большим, как говорит Павел: «Человецы бо болшим кленутся» (Евр. 6:16), имя же Божие, полагают в основу для уверения своих слов. Итак, те, которые клянутся небом и землёй и прочими творениями, вдвойне согрешают. Первое, потому что клянутся как бы высшим себя, что есть нечестие и согрешение, так как, человек выше по достоинству всех чувственных тварей. И второе, то, что вместо имени Божия, приводят имена тварей и полагают их в основание клятвы, для уверения своих слов. Так что возводят тварей, в честь и достоинство Бога, что есть нечестиво, как толкует святой Феофилакт с Икумением. Поэтому и Господь согласно со святым Его братом Иаковом, решительно положил: «слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя[68]. Аз же глаголю вам не клятися всяко: ни небом, яко престол есть Божий; ни землею, яко подножие есть ногама Его; ни Иерусалимом, яко град есть великаго Царя; ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити; буди же слово ваше: ей, ей; ни, ни; лишше же сею от неприязни есть» (Матф. 5:33-37). И в другом месте сказал: «Иже убо кленется олтарем, кленется им и Сущим верху его; и иже кленется церковию, кленется ею и Живущим в ней; и кленыйся небесем кленется Престолом Божиим и Седящим на нем» (Матф. 23:20-22). И как Господь не только запретил убивать и прелюбодействовать, но и гневаться всуе и взирать прелюбодейно, так и запретил не только клятвопреступление, т.е. ложные клятвы, или преступать истинные клятвы, но чтобы не клялся никто, совершенно. Тогда, те клятвы, запрещал Ветхий Завет, как несовершенный каковой и был, здесь же запрещает Новый Завет как последний и совершенный. И тот, запрещал только, совершение и результат, т.е. деяние греха. Новый же, запретил и начало греха, т.е. лукавые помыслы и внутренние пожелания сердца. Потому что, кто не хранит себя от начала греха и от злых помыслов и слов, тот легко скатывается и к совершению его, т.е. к самому делу. Таким образом, и Господь, и здесь Его брат последовательно запретил, чтобы христиане не клялись абсолютно, дабы не вошло это в привычку, и дабы не впали они в клятвопреступление, что есть явное отречение от Бога. Отрекается же от Бога клятвопреступник, преступая слова данные Ему. Как сказал Богослов Григорий в четверостишиях: «Ложная клятва есть отречение от Бога». Тот же, кто не клянётся вовсе, никогда не впадёт в клятвопреступление. Поэтому и святой Иаков с большой тщательностью возвещает здесь христианам, прежде всего не клясться вовсе, и как бы говорит им: Ничто иное, христиане, не старайтесь так сильно хранить, из всего, что я вам сказал, как то, чтобы не клясться совершенно, потому что за клятвами следует клятвопреступление, клятвопреступление же, тяжелее всякого другого греха, потому что несёт в себе отречение от Бога. Отрекшийся же, Творца своего и Бога, что может ещё сделать, чтобы сподобиться спасения? Поэтому прибавил и «да не в суд впадете», т.е. под осуждение, отсылающее в нескончаемую муку. Так читает и толкует это изречение, божественный Митрофан. Феофилакт же с Икумением и другие, читают «да не в лицемерие впадете» и толкуют, что впадает в лицемерие клянущийся. Поскольку думает, что он истинен, ради внешних своих, так называемых клятв, внутренне же содевает ложь, падая в грех лицемерия, потому что иной он есть внутри, и иной кажется внешне[69]. Внимай же возлюбленный, если брат Божий запрещает здесь христианам, клясться абсолютно внешними творениями, насколько более он запрещает клясться Богом?


[67] В других источниках: «да не в суд впадете»

[68] Причина по которой допускал Ветхий Завет клятвы, была, по мнению святого Феофилакта и Икумения, чтобы воспрепятствовать несовершенным Иудеям, клясться перед идолами, отвратить их от идолопоклонства и служения ложным богам. Потому то для них, было сделано снисхождение и было позволено приносить клятвы истинному Богу, как было попущено и то, чтобы приносить жертвы истинному Богу, чтобы воспрепятствовать им приносить жертвы ложным богам. Когда же они достаточно обучились почитанию истинного Бога, тогда воспрепятствовал Новый Завет, как жертвы, так и клятвы. Но ещё ветхозаветный пророк Осия, не позволял Иудеям клясться, говоря: «не клянитеся Господем Живым» (Ос. 4:16). Отмечаем же, что не только клянущиеся согрешают, но и те, которые принуждают других клясться, не веря их словам, как говорит Богослов Григорий в двустишиях: «Весьма худо и давать клятву, клятву и требовать её; в обоих случаях оскорбляешь правду». Божественный же Златоуст в двух словах запрещает давать другим клятвы, говоря: «Если ты видишь, что человек истинен, не доводи дело до клятвы, если же видишь что лжёт, не принуждай его клясться». И Богослов Григорий говорит: «Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? — Словом и жизнию, удостоверяющею в слове. Ложная клятва есть отречение от Бога. К чему тебе призывать в посредники Бога? Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы» (Мысли писанные четверостишиями).

Сиятельное Александрийское светило Кирилл говорит следующее: «А клятва пусть совсем отсутствует в нашем языке, ввиду поспешных и необдуманных слов, а также по необходимости случающихся иногда перемен. Поистине достойно всякого соревнования, это каждый скажет, иметь язык осторожный и редко уклоняющийся к недолжному. А как дело это трудно достижимое, то и само слово Божие указало нам на это, ибо «язык никто не может укротить» (Иак.3:8), по сказанному. Будем произносить слова без клятв. Тогда, если обстоятельства и принудят преступить что, меньше будет вина и проступок подвергнется более слабому обвинению» (Толкование на Евангелие от Иоанна т.2, кн.9).

[69] Фессалоникийское же, и всей Церкви светило, божественный Григорий Палама, прекрасно толкует это изречение: «буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие впадете», если же, говорит, будет дело «да», т.е. истинное, то и слово должно быть согласно с делом, и пусть говорит, тогда, человек: да. Если же дело будет «нет», т.е. ложное, то да согласуется здесь и слово чтобы говорить: нет. Если дело будет «да», т.е. истинное, слово же произнесёт «нет», т.е. ложное или наоборот, если дело будет «нет», т.е. ложное, слово же произнесёт «да», как истинное, то впадает таковой человек в лицемерие. Таким образом, он говорит об истине, в то время как дело ложное. Лицемерит же, и если говорит, что дело ложное, в то время как оно истинное. Поэтому, истина не имеющая лицемерия, как показывает нам Богослов Григорий, такова: «Говорить настоящее, это истинно, не настоящее же, есть ложь и словопрение» ( пространные правила). Божественный же Златоуст преклоняет Христиан, чтобы вместо клятв говорили: поверь: « Зная это, будем избегать клятв, и уста наши пусть научаться говорить непрестанно: поверь. Это будет основанием всякого благочестия, потому что язык, научившись говорить одно это слово, стыдиться и краснеет произносить срамные и неприличные слова» (т.2, ч.1, беседа 8), и ещё он же говорит, что «клясться хуже чем убивать» (там же, беседа 15).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible