Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
Святые отцы
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Иоанн Кибалчич, священник (†1883)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Орлин Николай Иванович (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
- Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне
Дав совет опечаленному, апостол даёт совет также немощному, как ему избавиться от бессмысленного ропота, и в соответствии с заболеванием предлагает лечение. Повелев опечаленному молиться за себя и петь псалмы, немощному телом либо верой (ср. Рим. 14:1) апостол напоминает, что он, как получивший бóльшую рану, исцеляется с помощью других, более опытных. К тому же, ему не следует обращаться со своим заболеванием к неопытным и менее сведущим, чтобы своими словами или советами они случайно не повредили ему. И пусть помолятся над ним, помазав его [елеем во имя Господне]. В Евангелии мы читаем, что это делали также апостолы. И сейчас, по обычаю Церкви, болящие исцеляются через помазание освящённым елеем, которое с молитвой совершают пресвитеры. Однако, в случае необходимости, не только пресвитерам, но даже всем христианам, как пишет папа Иннокентий, позволено пользоваться тем же елеем для помазания себя или ближних. При этом елей может быть освящён только епископом. Ведь слова апостола: елеем во имя Господне означают, что елей освящён во имя Господне. Верно и другое: при помазании болящего над ним должны призывать имя Господне.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 13-14 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
Злостраданию пусть сопутствует молитва, чтобы для искушаемого легче был выход из искушений. Потом, когда волнения наши через молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть поет, чтобы блаженство ее приумножилось, ибо пение псалмов, по словам Василия Великого, производит мирное и беспечальное состояние души. Кто не достиг такого состояния, которое Давид называет святостью, побуждая святых петь Господу (Пс. 29, 5), молитва того долго бывает пустословием.
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне
Если, говорит, о, христиане, кто-то из вас больной и лежит на одре, и по причине своей болезни не может молиться или воспевать Человеколюбца Бога, в учинённое и обычное время молитвы и псалмопения, как ночью, так и днём, то и тогда не подобает нерадеть о божественных песнопениях и молитвах. Да не будет таковой непричастным, духовному деланию, которого ищет в болезни Благой Бог, чтобы ниспослать Свою помощь, но да попечётся призвать ходатаев и посредников к Богу, пресвитеров церковных, т.е. иереев или архиереев, приносящих Богу чистую жертву хваления. Пресвитерами раньше назывались не только священники, но и епископы и архиереи, как это показывает апостольское слово, которое пишет Павел к Тимофею говоря: «Не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества» (1Тим. 4:14), т.е. епископов, поскольку божественный Тимофей был хиротонисан во епископа не иереями, но архиереями, как говорит Первое Правило святых Апостолов, что епископа да поставляют два или три епископа. По святому Митрофану, не только одни иереи должны призываться, совершать таинство Святого Елея над болящими, но наипаче архиереи. Говорит же святой Иаков, чтобы помазали болящего иереи и архиереи, маслом оливкового дерева. Не только, однако, чтобы просто помазать, но во имя Господне. Имя Господне и Благодать Его – это есть причина, ходатайствующая и сотворяющая недужного, здравым, посредством елея, как вещества, для принимающего его. Так делали ученики и апостолы Господа, помазывая маслом недужных и исцеляя их, как пишет святой Марк: «и мазаху маслом многи недужныя и изцелеваху» (Мк. 6:13). Таким образом, из сих слов, как из евангельских, так и брата Господня, приняла Христова Церковь совершать последование Святого Елея, над болящими[70].
[70] Отмечаем, что таинство Святого Елея, Христова Церковь приняла совершать семью священниками или по крайней мере тремя, как говорит святой Симеон Солунский, но если в каком-то селении не найдётся трёх священников, как есть такие места в Болгарских областях, нужды ради, допускается совершать таинство Святого Елея двумя священниками или одним. Во всяком случае, лучше чтобы это таинство было совершено одним священником, нежели совсем будут лишены его верующие христиане, тем более недужные, которые лишаются также и оставления грехов, которое подаёт это таинство. Тем более, если только один священник, может совершать прочие таинства, которые являются более значимыми, то почему же, один священник не может совершить таинство Святого Елея? А то, что пишет божественный Иаков, чтобы болящий призвал церковных пресвитеров, то смысл в том, чтобы были призваны находящиеся поблизости священники а не откуда-то издалека. Ещё сказано: «если возникнет нужда, то нужды ради закон не лежит, дондеже прейдет нужда».
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Никакого священнодействия елеосвящения, по Писанию, нет, а есть лишь приказ, чтобы больных лечить маслом, как лечили больных и Апостолы: «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк.6:13).
Православный ответ: Не в масле сила, а в таинственном священнодействии, сопровождающемся елеопомазанием. Не масло исцеляет, а «молитва веры» (Иак.5:14-15). Что Елеосвящение, действительно, есть великое таинство, это видно из того, что в нем дается и прощение грехов больному. А от одного обыкновенного целебного масла прощения грехов быть не может.
Иоанн Кибалчич, священник (†1883)
Апостол Иаков дает наставление больным, чтобы они искали помощи в молитве пресвитеров при таинстве Елеосвящения.
Ст. 14-15 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
Ст. 14-15 Боли́т ли кто в вас, да призове́т пресви́теры Церко́вныя, и да моли́тву сотворя́т над ним (προσευξάσθωσαν έπ αύτόν), пома́завше его́ еле́ем во и́мя Госпо́дне. И моли́тва ве́ры спасе́т боля́щаго (σώσει χάμνοντα), и воздви́гнет (έγερεί) его́ Госпо́дь, и а́ще грехи́ бу́дет сотвори́л, отпу́стятся ему́.
В Евангелии говорится: призва (Иисус Христос) обанадесяте, и начат их посылати два два: и даяше им власть над духи нечистыми. И бесы многи изгоняху: и мазаху маслом многи, недужныя, и исцелеваху (Мк.6:7,13). Отсюда видно, что елепомазание апостольское столько отличается от обыкновеннаго мащения елеем, известнаго иудеям, сколько отлична сила от хитрости, власть апостольская над духами от заклинаний иудейских, и есть елепомазание не обыкновенное, а чудодейственное. Оно имело силу чудодействия, разумеется, от власти, данной им Иисусом Христом, Котораго они, в сем случае, творили волю, исцеляя во имя Его. Почему значит, что елеопомазание есть также учреждение Самаго Иисуса Христа, как учреждение крещения (Ин.3:3) и евхаристии (Ин.6:51) (Лютеране грешат, вопреки истине Евангелия, не признавая Елеосвящения за таинство, за учреждение Самаго Господа). Это-то учреждение Иисуса Христа Ап. Иаков в своем послании изложил весьма обстоятельно и подробно, заповедав верующим христианам в болезни призывать пресвитеры церковныя, да молитву сотворят над ними, как преемники апостолов, как строители таин Божиих (1Кор.4:1, Деян.20:17,28, Евр.5:4, Еф.4:11-12), которым дана власть и отпущать грехи (Златоуст говорит, Отец весь суд дал Сыну, а Сын, весь суд дал священнекам), помазавше елеем во имя Господне, т. е., во имя Иисуса Христа (Мк.16:17-18). Апостол отдает здесь преимущество молитвы о болящих пресвитерам потому собственно, что они при молитве совершают вместе и таинство, на что не посвященный не имеет права. Но что не исключает он молитвы братий христиан за христиан, то показывается далее в Иак.5:16: молитеся друг за друга, яко да исцелеете. Не исключает и собственной молитвы в скорби душевной, потому что в Иак.5:13 говорит: злостраждет ли кто в вас, да молитву деет.
Далее показывает Апостол благодатное действие елеопомазания на телесное здравие: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь. Слово спасет означает здесь не возбуждение человека от душевнаго усыпления, не означает спасения души (как в следующих местах Священнаго Писания: Лк.7:50, Еф.2:8, 1Тим.2:4); но означает исцеление от болезни, возвращение к жизни. Это подтверждает следующее за сим словом другое – болящаго, – спасет болящаго, и другия места Священнаго Писания (Мф.9:22, Мк.10:52, Лк.17:19, Ин.11:12). Слова же: и воздвигнет его Господь, усиливают еще более смысл и значение предыдущих. Слово воздвигнет – έγερεί – употребительно в Священном Писании для выражения возстания и воскресения из мертвых: νεχρθς έγείρετε, Мф.10:8; νεχροί εγείρονται, Мф.11:5; θεός νεχρθς έγείρει, Деян.26:8; под. Рим.4:25, 1Кор.15:13-16,17,35,42-43.
Следующие же слова Апостола: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему, – расширяют благотворное действие елеопомазания, распространяя его от тела на душу. Ибо чрез елеопомазание подается нужное здравиe и душе. Так как всякий грех, есть уже болезнь души, то он в елеопомазании, по благодати, и прощается.
Что действительно показанныя слова Ап. Иакова выражают заповедь о таинстве елеосвящения, то это можно видеть из свидетельств отцев и учителей церкви, разсуждавших о показанных словах Ап. Иакова, или приводивших их в свидетельство. Так, Ориген, исчисляя способы для получения христианам прощения грехов, пишет: «есть и седьмое, хотя и трудное и тяжкое отпущение грехов, – отпущение чрез покаяние, когда грешник омывает ложе свое слезами, когда слезы день и нощь бывают для него пищею, и когда он не стыдится исповедать грех свой священнику Господню, искать врачевства, подражая сказавшему: исповем на мя беззаконие Господеви, и ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс.31:5); равно как и исполняя слово Св. Ап. Иакова: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя и проч. (Иак.5:14-15).
Подобно и Златоуст, показывая способы отпущения грехов священниками, говорит, что они «делают его не только посредством учения и наставлений, но и посредством молитв; не только возрождают нас крещением, но и имеют власть разрешать от грехов, и после сего возраждения соделанных, как сказано: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, и проч. (Иак.5:14-15).
Св. Кирилл Александрийский пишет: если ты подвергаешся телесной болезни, и если веруешь в сии речения: Господь, Саваоф, и другия божественныя имена находящияся в писании, что они имеют силу прогнать от тебя зло, то молись, произнося сии слова. При сем напоминаю тебе и то, что говорит Божественное Писание: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, и проч. (Иак.5:14-15).
Кесарий Арелатский также поучал: «сколько бы раз не приключалась какая болезнь, да приемлет болящий тело и кровь Христову и помазание своего тела елеем, чтобы исполнилось над ним написанное: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и проч. (Иак.5:14-15). Видите, братия, кто в немощи прибегает к церкви, тот удостоивается получить и здравие телесное и отпущение грехов».
Также говорят о елеопомазании: Дионисий Ареопагит, Амвросий, Феофилакт в толковании на 6 гл. Марка, Экумений в толковании на послание Иакова и многие другие .
Из слов Апостола Иакова о елеопомазании никак не следует выводить того, как думают латиняне, будто благодатное действие елеопомазания есть только приготовление верующих к мирной и безболезненной кончине, а не исцеление болезней телесных и возвращение здравия. «В елеосвящении, по слову апостольскому, врачуется душа болящаго от грехов чрез исповедь с его стороны и чрез молитвы с елеопомазанием со стороны служителей таинства, с тем вместе и тело от болезней. Целение есть существенная часть таинства».
По учению латинян таинство елеосвящения должно быть совершаемо над больными, находящимися при смерти и требующими только утешений и ограждений против ужасов смерти. Между тем этого нельзя видеть из слов Апостола, повелевающаго самому больному призывать пресвитеров церковных и, следовательно, находящемуся в полном смысле и добром расположении духа для принятия таинства. Чего о тяжко больных сказать нельзя. По учению же православной церкви: «лица, приемлющие таинство елеосвящения, суть одержимые сильною болезнию. Впрочем не требуется такого изнеможения сил, чтобы больному не оставалось никакой надежды к выздоровлению».
Несправедливо и усвоение права освящения елея для таинства одним епископам, как учат латиняне, всегда возвышавшие высшую иерархию и разширявшие права ея на счет низшей. Как заповедь Апостола, так и учение церкви говорят, чтобы таинство елеосвящения совершаемо было одними священниками со всеми своими обрядами. Так всегда поступала и ныне поступает православная церковь.
Грешат лютеране, не признавая за таинство елеосвящения. Не признавая каноническаго достоинства послания Ап. Иакова, они называют таинство елеосвящения inventumn hominum, хотя оно есть то самое, о котором говорится в Евангелии Марка (Мк.6:13) Они, как заблуждающие, говорят, что об этом таинстве нет повеления Божия. Впрочем сам Лютер в этом отношении был несколько добросовестнее своих последователей. Он в своем исповедании веры 1520 г., писал: «Елеопомазание, поколику удерживают его по евангелию Марка Мк.6, Иакова Иак.5, считаю дозволенным: но нет причины составлять из него таинства». Последнее прибавление, как очевидно, есть уже отголосок страсти. Из новейших Аммон склоняется к тому, чтобы vedditionem animae in manum Domini причислить к таинствам.
По учению же православной церкви: «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больнаго благодать Божия, исцеляющая немощи душевныя и телесныя».
Опыт обозрения и объяснения Соборного Послания святого апостола Иакова
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Болен ли кто из вас: разумеется, собственно, болезнь телесная и притом болезнь тяжелая, соединенная с сильным страданием, как показывают употребленные здесь сильные слова (ср. Деян.9:37; Рим.8:3).
Пусть призовет пресвитеров Церкви: под пресвитерами Церкви разумеются здесь не старцы вообще, а именно должностные лица в Церкви, получившие чрез рукоположение особенные дары Духа Святого для совершения особенного служения в Церкви Христовой, предстоятели Церкви или священники (см. Деян.14:23 и прим.). Таким образом, предписываемое действие над больным могут совершать только предстоятели Церкви (пресвитеры, а следовательно, и епископы), и это показывает, что речь идет не о обычной молитве верующих при помазании елеем, а об особенном действии, совершаемом особенными лицами. Эта черта, а равно и дальнейшие указывают, что речь здесь о таинственном действии, или таинстве, в собственном тесном смысле слόва. Тон и связь речи показывают, что апостол не новое дает предписание, не установляет новое таинство, прежде неизвестное, а только указывает на него, как уже известное в Церкви. Без сомнения, это таинство установлено в Церкви Самим Господом Иисусом Христом, как и все прочие таинства, хотя и неизвестно – когда именно, так как не все, чему учил и что творил Господь, записано в Евангелиях (Ин.21:25).
И пусть помолятся над ним: не – о нем только, но именно над ним, в присутствии его, а не заочно, как можно молиться о всяком. Это – одно из внешних действий совершения таинства Елеопомазания, другое – помазание болящего елеем во имя Господне, от имени, или от лица, Господа Иисуса Христа, помазание, совершаемое именно пресвитерами, а не кем-либо другим, как показывает связь речи. Эта черта ясно указывает, что при сем имеется в виду не простое целебное действие елея (Мк.6:13; Лк.10:34), но помазание берется только как символическое действие, внешняя сторона таинства, ибо употреблять елей как простое врачебное средство в известных болезнях может всякий. Притом же елей как целебное средство можно употреблять не во всех болезнях, а здесь речь идет об употреблении его в болезнях вообще, – опять указание на символическое только значение его в предписываемом действии пресвитеров над болящим.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6:13); со всей ясностью и определенностью о таинстве елеосвящения говорит св. ап. Иаков в следующих словах: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (собор священников – отсюда и другое название сего таинства: соборование), и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14,15).
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Болит ли кто в вас: да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему.
Этими словами опровергаются многие сектантские мнения и утверждаются священные установления Православной Церкви. Отсюда еще более удостоверяемся в существовании в первенствующей Церкви иерархии, в частности – пресвитерства. Пресвитеры были, очевидно, везде, где были христиане, к которым писал свое послание ап. Иаков, – как везде могли быть больные, для коих назначается его наставление в этом месте. Пресвитеров было более одного, – по крайней мере, во всяком месте больному представлялась возможность не ограничиваться одним. – Затем, всякому больному апостол заповедует призвать пресвитеров, очевидно, к себе, т. е., на дом; почему же не придти к пресвитерам, не явиться в храм? Потому, что речь здесь идет о таком больном, который лежит на одре и не может его оставить (посему и говорится далее: молитву сотворят над ним, как бы лежащим; и воздвигнет ею Господь, как лежащего, поверженного на одр болезни). В этом – косвенное указание на то, когда молитва или таинство должны быть совершаемы на дому, а не в храме: тогда, когда, при всем желании, верующий не может предстать лицу Божию в храме. Молитва может быть богоугодна и действенна, хотя бы приносилась и дома, но только в том случае, если она приносится дома не по нерадению о посещении храма, а по необходимости. Псалмопевец вопрошал Господа: когда приидеши ко мне? но, надеясь на это, он же вместе с тем говорит: желает и оканчивается, душа моя во дворы Господни (Пс.100:2; Пс.83:3). Приближитеся Богу, и приближится вам, говорит ап. Иаков (Иак.4:8). Стремитесь ко храму Его, тогда Он и Сам приидет к вам. – Кроме того, пришествие пресвитеров церковных в сопутствии святых икон, или креста и Евангелия Христовых, делает и частное жилище как бы частью храма. Таково отчасти свойство вообще икон, которые предварительно поставляются в храме и там освящаются молитвою; принесенные потом в дом и там оставленные, они соединяют этот дом с храмом, делают его как бы частью храма. – И молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. В этих словах ясно указуется таинство елеосвящения. Ты скажешь: разве всякое помазание елеем есть таинственное? Но здесь сказано: во имя Господне. Эти слова необходимо сопоставлять с заповедью Христа: научите – крестяще во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). Крещение есть несомненно таинство: оно совершается во имя Св.Троицы, т. е., по исшедшему от Ее Божественных Лиц повелению и при таинственном действии Самих Повелевших. Так и елеосвящение совершается по повелению Христа Бога и при таинственном действии сего Врача душ и телес, для тела подающего здравие, а для души прощение грехов (воздвигнет его Господ: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему). – Штундист скажет, что Бог и без помазания елеем может даровать исцеление. Если бы он говорил это во славу всемогущества Божия (чего не может Бог?) и благости Божией (где граница его милосердия?), то он не погрешил бы. Но он говорит это, чтобы оправдать свое нерадение о том средстве исцеления, которое открыто и установлено самой благостью Божией: после этого, пусть рассудит сам, заслуживает ли он этой благости.
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Орлин Николай Иванович (†XIXв.)
14. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне
Апостол призывает христиан к молитве, как средству и против жалоб на своё положение среди злостраданий и против забывчивости и гордости в счастливые дни. В обоих случаях христианин должен помнить Бога и обращаться к Нему с молитвой и таким образом открывать доступ к себе благодати Божией. В болезни апостол советует обращаться к молитве с совершением над болящим, таинства елеосвящения. Болен ли кто среди вас? пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 14-15 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему
Апостол теперь дает всему обществу верующих, всей Церкви, наставление на случай болезни, более или менее тяжелой (как показывают выражения: asqenei и kamnonta), кого-либо из членов. В этом случае болящий - свободно выраженным желанием или просьбою должен пригласить пресвитеров Церкви, touV presbuterouV ekklhsiaV, - не просто старейшин или старцев, но лиц особенных иерархических полномочий и благодатных дарований через рукоположение (см. Деян 14:23; 1Сол 5:12; Евр 13:17), которые и должны совершить над болящим молитву и помазание елеем во имя Господне, причем Апостол указывает и благодатное действие или, точнее, разнообразные благодатные действия «молитвы веры» (ст. 15): эта «молитва веры» (h euch thV pistewV) спасет болящего (swzei ton kamnta), и восставит (слав. воздвигнет, греч. egerei) его Господь, и, если он соделал грехи, простятся (afeqhsetai) ему… Западная экзегетика при анализе и изъяснении этих слов Апостола усиливается доказать, что здесь нет речи о таинстве елеопомазания, а имеется будто бы обычное и распространенное в иудействе помазание елеем больных, совершавшееся раввинами, старейшинами, причем некоторые раввины со своим законоведением соединяли и искусство врача. Действительно, с внешней стороны елеопомазание, как и крещение, не представляет чего-либо нового в христианстве. Об известности и распространенности помазания в иудействе свидетельствуют и Библия (Ис 1:6; Лк 10:34), и иудейское предание - Иосиф Флавий (Иуд. война 1:33, 5 и др.), и Талмуд. В иудействе помазание елеем употреблялось при самых разнообразных болезнях, наружных и внутренних - как ввиду освежающего и смягчающего кожу и тело действия елея, так отчасти вследствие верования иудеев, что в раю из древа жизни истекал елей, который и должен был обеспечить людям бессмертие. Однако рассматриваемое с внутренней стороны, елеопомазание христианское является действием совершенно новым, неведомым иудейству, именно есть действительное таинство, причем, впрочем, Апостол Иаков не устанавливает таинства вновь, а лишь советует христианам благовременное его употребление. Признаками же таинственного, благодатного свойства действия елеопомазания являются следующие, указываемые Апостолом, черты: а) совершение елеопомазание не рядовыми христианами, а нарочитыми пресвитерами церковными; б) «молитва веры» над болящим, именно, «в присутствии его, а не заочно, как можно молиться о всяком» (еп. Михаил); в) помазание болящего елеем во имя Господне, чем ясно показывается, что здесь не имеется в виду целебное действие елея самого по себе; наконец, г) врачующее действие приписывается не елею, но молитве веры, елей же является внешним посредством или проводником высшей силы, врачующей душу и тело болящего; выражается здесь это благодатное действие таинства, во-первых, общим понятием спасения (душевного и телесного), во-вторых, в частности, телесным исцелением болящего («восставит его Господь» - безусловная, абсолютная речь вместо условной) и, в-третьих, разрешением грехов, т. е. врачеванием даже и душевных немощей болящего.
Из сказанного ясно, что в ряду других таинств церковных таинство елеосвящения имеет ту особенность, тот специфический характер, что приносит лицу, над которым совершается, вместе с духовным и телесное исцеление. Неправилен поэтому взгляд католической Церкви на таинство елеопомазания, как на extrema unctio (последнее помазание), sacramentum exeuntium (таинство умирающих). В основании этого взгляда лежит мнение, будто Апостол Иаков не говорит о телесном выздоровлении болящего, так как будто бы swzein означает лишь духовное спасение через излияние благодати, «egeirein, может, указывает на укрепление и ободрение духа болящего во время борьбы души со смертью. Но неправильность этого понимания очевидна уже при сопоставлении слов Ап. Иакова со свидетельством евангелиста Марка (VI:13) об исцеляющем действии елеопомазания в руках апостолов. Равным образом, не подлежит сомнению, что гл. swzei n в Библии не раз означает телесное исцеление (Пс 6:5; 7:2; ХXI:22); тем более гл. egeirein весьма нередко означает поднятие больного с одра болезни, выздоровление (Мф 8:15; 9:5). Ошибочно также видеть с католиками указание на смертельное состояние болящего, над которым Апостол заповедует совершать таинство елеопомазания, в гл. asqenin, который в действительности указывает только на тяжесть болезни, но не на смертельность ее (Мф 10:8; Лк 4:10), и в гл. kamnein, имеющем подобное же значение (Евр 12:3). Справедливо поэтому обличает латинян св. Симеон, еп. Солунский: «Латиняне говорят, что не должно совершать елеосвящение над болящим, а только над умирающим. О безумие! Брат Божий говорит: молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, а они говорят, что он умрет… Священное Писание говорит: мазаху маслом многи недужные и исцелеваху (Мк 6:13), а они говорят, что его должно преподавать не для того, чтобы больные исцелялись, а чтобы остались неисцеленными и умирали» (еп. Георгий).
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
Здесь Апостол указывает некоторые еще другие дела благочестия: молитву и псалмопения, как особенно благотворные для отгнания уныния и возбуждения благодушия и радости о Господе. Относительно пения псалмов в радости святой Василий Великий говорит: «это самое мудрое изобретение учителя, чтобы мы пели и вместе учились полезному, ибо усвояемое с удовольствием и приятностью укрепляется в душах тверже» (Беседы на Псалмы, т.I). Далее же Апостол говорит о потребности прибегать к таинству елеосвящения в случаях болезни, указывая при сем, что таинство сие имеет благотворное значение как для тела, так и для души, потому что через него подается прощение грехов и исцеление болезней. Так как Апостол повелевает совершать таинство елеосвящения для исцеления от болезни, то понятно, что оно должно совершаться не над такими только больными, которые совершенно близки к смерти и не подают никаких надежд на выздоровление. Напротив, по точному смыслу подлинного текста, это таинство должно совершать над больными, которые могут иметь силы позвать пресвитеров церковных. Числа пресвитеров не указывает Апостол, «но обычаем предано, говорить Симеон Солунский, призывать семерых, в соответствие седмеричному числу даров Духа, исчисляемых у пророка Исаии (т. 2, стр. 363); иные призывают троих, ради силы Троицы, а в случае нужды и менее троих, но все должно быть произносимо при сем, что преподано произносить». Еще Апостолы «мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху» (Мк.6:13). Вот почему Апостол Иаков говорит о таинстве елеосвящения, как известном деле и касающемся всех мест и времен. Кроме молитвы и елеопомазания здесь еще бывает и рѵковозложение, о коем сказал Иисус Христос Апостолам, а через них и преемникам их: «на недужныя руки возложат, и здрави будут» (Мк.16:18). Таким образом, должно думать, что таинство это установлено Самим Иисусом Христом. Чтобы совершение таинства было действительным, Апостол требует молитвы, исполненной живой веры, как со стороны совершителя таинства, так и от того, над кем оно совершается. Упоминая о пресвитерах, он показывает, что христиане рассеяния составляли из себя тогда отдельные церковные общества, управляемые несколькими пресвитерами, которым, как пастырям Церкви, принадлежало, по преемству от Апостолов, право прощения грехов (Ин.20:23).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О таинстве Елеосвящения.
В этом месте послания ясно говорится Христинам о таинстве елеосвящения и под «помазанием елеем» «во имя Господне» разумеется не «помазание учением Христовым», как неправомыслящие говорят, а помазание елеем в собственном смысле: Мк.6:13. Сказанные здесь слова: «во имя Господне» необходимо сопоставить с заповедью Христа: научите – крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа: Мф.28:19; отсюда видно, что как крещение, совершаемое во имя Святой Троицы, есть таинство, так и елеопомазание во имя Господне есть тоже таинство.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Господь дает нам мудрость, и пастыри нам не нужны (Иак.1:5).
Ответ:
Из контекста видно, что апостол мудростью называет признание за искушениями высокого достоинства и значения их для нравственной жизни христианина ( Иак.1:12), и такое понимание высших целей обстоятельств жизни даруется Богом по молитве с верою (Иак.1:6). Речь идет о мудрости нравственно-практической, необходимой для правильной оценки постигающих христианина бедствий и страданий, а не о той мудрости теоретической, которая необходима для уразумения Священного Писания ( 1Кор.14:38; 2Пет.3:16).
О пастырях-пресвитерах Церкви, поставленных для совершения таинств и для научения верующих, апостол говорит в том же послании (Иак.5:14), признает за ними право на учительство, почему, кроме них, другие не должны «делаться учителями» (Иак.3:1).
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: под «елеем» разумеется молитва, а не вещество, почему мы о болящих молимся без помазания их елеем.
Ответ: Нигде в Священном Писании не называется молитва в переносном смысле «елеем». Апостол Иаков в своем послании ясно отличает «молитву» от «елея»: «пусть помолятся над ним» (это один акт), «помазавши его елеем» (это другой акт).
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: «Елеем» апостол называет учение, слово Божие.
Ответ: В Священном Писании никогда не представляется слово Божие, учение под образом «елея». Сектантское толкование произвольно и лишено всякого смысла: неужели в слове Божием (по сектантски «в елее») только больные нуждаются, а для здоровых оно не нужно?
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Апостол Иаков не о таинстве говорит, а о помазании елеем, как простом врачебном средстве.
Ответ: Неправда, для такого помазания нет нужды ни в пресвитерах Церкви, ни в особых молитвах, веры, которым в данном случае приписывается апостолом благодатная сила, так как помазать елеем может и не пресвитер, даже и не врач, а всякий человек. Напротив, апостол повелевает призвать именно пресвитеров Церкви, т.е. лиц, поставленных для совершения священнодействий; во-вторых, помазание елеем должно совершаться «во имя Господне» (Иак.5:14), чем обозначается, что оно не простое помазание, не простое врачевание, а Господне, т.е. по Его заповеди, Его силою врачующее., наконец, следствием этого помазания является не только телесное врачевание, но и духовное («грехи простятся ему» – Иак.5:15) чего, разумеется, елей, как врачебное средство, никогда не дает.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Сказано, чтобы помазывали пресвитеры, а часто совершает елеопомазание один только пресвитер.(Иак.5:14)
Ответ: Больной в большинстве случаев лишен возможности призывать к себе положенное Церковью число (семь) пресвитеров. По этой нужде совершает таинство один пресвитер, вместо семи, но от лица семи пресвитеров читает семь Евангелий, произносит семь молитв и помазывает семь раз. Название (народное) этого таинства «соборованием» указывает, что совершается оно иногда собором пресвитеров.
Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
В страданиях и болезнях телесных приглашайте священников, а не старших возрастом. Священники помолятся над больным, помажут его елеем во имя Господне, т. е. как лица, имеющие на то особенную власть, по преемству oт апостолов, от самого Господа.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания