Скрыть
Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов

Поскольку выше в этом Послании апостол удерживает наш язык от злословия и празднословия, то в конце [Послания] он весьма кстати показывает, какими, прежде всего, должны быть наши слова. Нам предписывается молиться Господу и петь псалмы всякий раз, когда нас гнетут различные скорби; исповедовать друг другу свои грехи, чтобы спастись; изо всех сил заботиться о здравии ближних не столько для временной жизни, сколько для вечности. Ведь если спасение от гибели плоти, которая некогда [всё равно] умрёт, заслуживает великой награды, то насколько большего заслуживает избавление от смерти души, которая будет жить вечно в небесном отечестве? Уместно заметить, что некоторые кодексы содержат [такие слова]: спасёт душу свою от смерти. А из-за неопределённости греческого текста такое понимание также может быть правильным. И действительно, кто исправляет заблуждающегося, тот приобретает для себя высшую радость небесной жизни. Сказано: спасёт душу свою от смерти и покроет множество грехов. Кто обращает грешника от заблуждения к исправлению, тот скрывает его грехи от взора неподкупного Судьи, а все свои ошибки, допущенные перед лицом Всевидящего, покрывает заботой о ближнем, согласно словам псалмопевца: блаженны те, чьи беззакония отпущены, и чьи грехи покрыты (Пс. 31:1). Блаженный Иаков не предлагает [в этом месте] забыть сказанное им прежде: не многие делайтесь учителями, братья мои (Иак. 3:1). Ведь там он отстраняет от учительского служения тех, которые, будучи далеки от совершенства по своему поведению, дерзко стремились к учительству. Здесь же он наставляет людей во всех отношениях сведущих, что им следует делать из чувства братской любви для спасения ближних. То, что здесь сказано о делах учителя, в другом месте упоминается как дело любви, согласно словам блаженного апостола Петра: ведь любовь покроет множество грехов (1Пет. 4:8). Нельзя оставить без внимания то, что обращение заблуждающегося совершается не только словами, но, прежде всего, добрыми делами. Ведь если кто-то даже без слов, своими добрыми делами показывает пример ближним, то этим он обращает их, побуждая подражать в раздаче милостыни, оказании странноприимства и в других добродетельных поступках, к которым прежде они были равнодушны. Этим он исполняет учительское служение и за спасение брата, которого он наставил, несомненно получит награду от милостивого Судьи.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-20 Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов. - То же говорит и Иеремия: аще изведеши честное от недостойного, яко уста моя будеши (Иер. 15, 19), ибо всякий, возвещающий слова Божий, бывает устами Божиими. Ибо что говорит? Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10, 20). Поэтому-то через Давида и воспрещает Он грешнику поведать оправдания Его (Пс. 49, 16).

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 19-20 Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов

Смысл этого изречения следующий, по святому Митрофану. Никто же из вас, христиане, да не осуждает пророка Илию, говорит, за жестокость и бесчеловечие, что показал он такое немилосердие и затворил небо, чтобы не шёл дождь, отчего последовал великий голод на людей. Нет. Да никто не порицает его. Поскольку ради обращения и покаяния грешников, он сделал это, подражая как истинный ревнитель, воистину, Другому Ревнителю – Богу. Который водой потопил весь мир, через потоп, и огненным дождём сжёг Содомские города. И с одной стороны, Бог употребил преизбыток воды, Илия же с другой, употребил недостаток воды, как орудие наказания грешников. И в двух случаях была одна цель, обращение и спасение от зла. Итак, и ты, христианин, если когда - то обратишь, какого-нибудь человека, который попался в сети обольщения и нечестия, сорвавшись в ров греха, насколько утешительными советами, настолько же умеренными порицаниями и подобающими обличениями, если, говорю, такого человека обратишь от обольщения к благочестию, и от зла к добродетели, то знай, что и ты будешь увенчан от Бога, подобно пророку Илие. Поскольку и ты спас душу брата твоего, от будущих мучений, т.е. от вечной смерти и покрыл множество грехов его, тем что совершенно разрушил действие их, или лучше сказать, превратил их как бы в несуществующие. Так толкует это изречение святитель Митрофан. Собрат же его и святитель Феофилакт с Икумением говорят так: то, что говорит божественный Иаков, Бог прежде сказал к Иеремии «аще обратишися, возставлю тя, и пред лицем Моим станеши; и аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши; и обратятся тии к тебе, и ты не обратишися к ним» (т.е. не творя подобных у них грехов) (Иер. 15:19). Поэтому истинными устами Божиими, становится тот человек, который возвещает и проповедует слова Божии другим. Как сказал Господь: «не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Матф. 10:20). Так, по этому толкованию и по слову Божию, если устами Господа, становится изводящий достойное от недостойного, то конечно же, обративший грешника от ложного пути его, сей спасёт и свою душу от смерти и покроет множество своих грехов, за обращение и спасение, которое он исходатайствовал брату своему. Поэтому советует один Отец и говорит, что когда услышишь какого-нибудь учителя, приносящего пользу христианам, своим учением, но нерадящего о делах спасения, не осуждай его с горечью, поскольку польза которую он приносит другим, восполнит недостаток благих его дел[75].

Таким образом и мы братья, читая и слушая сие послание, будем прилагать усилия, первое, чтобы жить доброй жизнью и добродетельной, храня заповеди Господа, потом уже приложим старание, для исправления братьев наших, увещевая их со смирением и братской любовью, когда видим их согрешающих, чтобы обратились к покаянию. За их же обращение, примем и мы оставление грехов от Господа сказавшего: «аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего» (Матф. 18:15), и сподобимся обетованных благ во Царствии Небесном, молитвами святого Иакова, брата Божия и первого Иерарха Иерусалимского, Благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и Единосущным Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[75] Святой Иоанн Лествичник говорит так: «Не будь строгим судиею тех, которые словами учат о великих добродетелях, когда видишь, что сами они к благому деланию ленивы; ибо недостаток дела часто восполняется пользою оного учения. Мы не все стяжали все в равной мере: некоторые имеют превосходство более в слове, чем в деле; а в других напротив дело сильнее слова» (Слово 26 О рассуждении). Говорит же и ещё тот же Иоанн, что те которые впадали раньше в грехи, но после покаялись, бывают мучимы прилогами сотворённых грехов, таковые хотя и могут учить других, но не могут начальствовать. Они сами устыдившись тех слов которым учат других, бывают подвигнуты к добродетели. И не только это, но уча других как избегнуть греха, и сами могут быть избавлены Богом, ради спасения других, к которым говорили слово. «Если некоторые, мучимые прежде приобретенными привычками, могут хотя простым словом учить других, да научат, только да не начальствуют; может быть они когда-нибудь, хотя собственных слов устыдившись, начнут деятельную добродетель. Таким образом и на них сбудется то, что, как я видел, случалось с некоторыми погрязшими в тине: испытавши нечистоту ее, они рассказывали мимоходящим, каким образом попали в тину; и делали сие в предохранение их, чтобы и они не погрязли, идя тем же путем; и за спасение иных, Всесильный избавил и их от тины греха» (Там же). Таким образом сей святой даёт понять, что учащий с пользой других, не только восполняет недостаток своих добрых дел, но и избавляется от грехов. Тот же смысл: «спасет душу от смерти и покрыет множество грeхов», как говорит святой Иаков.

Далее устрашает своим словом светильник рассуждения Иоанн. Прибавляет же, что те которые по свободному произволению, от всего сердца предаются наслаждениям и страстям, а не по немощи человеческой бывают уловлены, не только не могут начальствовать, но даже не могут учить слову, но да молчат. «Если же страждущие от страстей произвольно предаются сластям, то молчанием да показывают свое учение. Ибо Писание говорит: «Иисус начат творити же и учити» (Там же). О таковых ещё раньше сказал Давид: «Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими, ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять» (Пс. 49:16-17). А потом и Господь: «Иже аще разорит едину заповедий сих малых и научит тако человеки, мний (т.е. падший, по св. Златоусту) наречется в царствии небеснем: а иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небеснем» (Мф. 5:19).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

19Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, 20пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

В заключение, с любвеобильным воззванием – братия, апостол дает общее наставление о том, чтобы члены христианских обществ заботились об обращении заблуждающих на путь истины, с указанием, какое это великое дело.

Уклόнится от истины: истина здесь понимается в общем смысле, как теоретическая, так и практическая, как в вере, так и в мысли и в образе жизни. Разумеется, конечно, истина христианская, истина веры, мысли и жизни христианской.

Такое уклонение от истины в ложь есть грех и сопровождается множеством грехов, а потому уклонившийся и называется далее грешником и путь жизни его называется ложным путем, так как на нем не обретается истина.

Обративший, то есть если кому случится обратить такового заблуждающегося снова на путь истинный, если, сознав ложь и заблуждение своей новой веры, образа жизни, мысли и деятельности, таковой снова возвратится к истине христианской, вследствие увещании, убеждении, наставлении, руководительства, то обративший спасет душу от смерти, чью душу спасет? Без сомнения душу заблуждающегося. Если бы заблуждающийся продолжал идти по ложному пути своему, то этот путь привел бы его к смерти духовной (ср. Иак.1:15) в отчуждении от Бога – источника жизни и бессмертия; обративший его снова приводит его к Богу и, следовательно, возвращает к жизни в единении с Богом – источником жизни и, таким образом, спасает от смерти душу его.

Покроет множество грехов (ср.Притч.10:12; 1Пет.4:8): разумеются опять грехи заблудившегося и обратившегося. Обращением на путь истинный, соединенным с покаянием, обратившийся получит от Бога прощение всех грехов, соделанных им во время его уклонения от истины, и так как при уклонении от истины весь образ деятельности есть греховный, то у уклонившегося неизбежно множество грехов. Прощение Богом этого множества грехов и выражается словами: покроет (обративший) множество грехов (обратившегося), так как обращение совершено при посредстве обращающего и ему приписывается самое дело покрытия грехов, в предположении, что обратившийся не обратился бы без обратившего. Этим увещанием к важнейшему делу христианской любви – обращению заблуждающихся апостол любвеобильный заключает свое любвеобильное послание.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-20 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов

В заключение своего послания Апостол - с любвеобильным воззванием - «братия» - указывает на величайшее дело помощи христиан брату, отступившему от истины христианской, истины веры, мысли и жизни. Желая побудить христиан к такой деятельности, требуемой идеею органической связи всех членов Церкви, Апостол говорит об исключительной важности такого подвига: «пусть знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (ст. 20). К кому относится это последнее обещание, к обращенному ли грешнику или к обратившему его, получающему великую награду за свое высокое дело? В первом случае смысл тот, что «дело обращения грешника велико тем, что здесь, во-первых, спасается душа грешника от смерти, под которою, конечно, разумеется вечная смерть в духовном смысле и, во-вторых, дается основание такого спасения - покрывается множество грехов» (еп. Георгий). Принимая это объяснение (разделяемое проф. прот. Д. И. Богдашевским, еще ранее еп. Михаилом и др.), мы, однако, полагаем, что не исключается здесь и мысль о награде самого обратившего. В аналогичном рассматриваемому выражении Апостола Петра (1Пет. 4:8): «любовь покрывает множество грехов» по разъяснению блаж. Феофилакта, мысль та, что «милость к ближнему делает милостивым к нам Бога» (см. Мф. 6:14-15). Увещанием к важнейшему подвигу любви христианской Апостол и заканчивает свое послание, полное высокого богословия и святого нравоучения.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов

Наконец Апостол заповедует не только молиться друг за друга, но и всячески содействовать взаимному спасению, причем напоминает, что как спасающий, так и спасаемый взаимно спасают души свои и получают прощение грехов. «Любовь покрывает множество грехов», говорил древний Премудрый (Притч.10:12). Но одно из первейших проявлений любви есть обращение грешника, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15:32). Являя в своем послании пример ревностного обращения заблудших на путь правый, Апостол Иаков в то же время призывает к подобному доброму делу и других, указывая им, что они в этом благом деле обретут великое утешение и для себя. «Братие, говорит Апостол Павел, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости» (Гал.6:1). И как не позаботиться о людях, погибающих через грехи навеки, как не позаботиться нам о братиях наших по вере, за коих Христос пролил кровь Свою? Это есть наиприятнейшая жертва, приносимая желающему спасения всех. «Не хощу бо смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему», глаголет Господь (Иез.33:11). «Аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши», говорил Господь еще через пророка Иеремию (Иер.16:19). Иисус же Христос говорит: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем» (Мф.5:19).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О заблудших.

Мф.18:12-14. Радуется Сын Человеческий о той заблудшей овце, которая нашлась, но не о тех, которые еще блуждают. Человеку предложены путь жизни и путь смерти: Иер.21:8, и чего он пожелает, то и дастся ему: Сир.15:17; если заблудший пожелает вернуться на путь истины, то не только он, но и обративший его получает прощение множества грехов: Иак.5:19-20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible