Скрыть
Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 23-24 Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим. Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня

Это изречение повторяется везде, в домах, на площадях, в селах, в городах, на суше, на море, на островах, и куда ни пойдешь, везде услышишь мно­гих, которые говорят: написано: не в воле человека путь его; и не только повторяют это изречение, но прибавляют к нему и другие подобные, именно: не от желающего и не от подвизающегося (Рим. 9:16), и, кроме того, еще: если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители (Пс. 126:1). Это делают они для того, чтобы прикрыть божественными Писаниями собственное нераде­ние и чтобы такими словами лишить нас спасения и надежды. Этим они хотят доказать не что иное, как то, что нет ничего в нашей власти. Все наше погибает; напрасно обеща­ние царства, напрасна угроза геенною, напрасны законы, наказа­ния, воздаяния, советы.

Высказал это пророк Иеремия, но не о себе, а мо­лясь о других, об иудеях неблагодарных, бесчувственных, неисправимых, достойных осуждения и крайнего наказания, о которых Бог говорил ему: ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя (Иер. 7:16). Некоторые утверждают, что это ска­зано о Навуходоносоре. Когда этот иноплеменник вознаме­рился напасть на иудеев, уничтожить их город, взять их и отвести в плен, тогда пророк, желая убедить всех, что он овладеет городом не собственною силою и могуществом, но за их грехи, по попущению Бога, Который управляет войною и ведет его в свой город, сказал: знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим. Смысл слов его следующий: этот путь, по которому идет теперь неприятель, чтобы напасть на нас, не от него, и не от него зависит эта война и победа, но, если бы Ты не пре­дал нас в руки его, то он не одолел бы нас, не побе­дил бы. Потому, говорит, прошу и умоляю, – когда уже угодно Тебе, – совершить наказание не без меры: наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем. Но так как некоторые не соглашаются на это и утверждают, что здесь говорится не об иноплеменнике, а вообще о природе человеческой, то необхо­димо отвечать и им. Что же сказать им? То, что пророк молился за людей грешных, за которых молиться было часто запрещаемо; потому он наперед заставляет плакать сам город. Так как Бог постоянно говорил: не молись о них, то он наперед представляет город просящим о человеко­любии, чтобы отсюда получить некоторый предлог и справедли­вый повод к молитве за них пред Богом, обращает речь к городу и говорит: горе мне в моем сокрушении; мучительна рана моя; потом и тот говорит: «подлинно, это моя скорбь, и я буду нести ее; шатер мой опустошен, и все веревки мои порваны; дети мои ушли от меня, и нет их: некому уже раскинуть шатра моего и развесить ковров моих, ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо их рассеяно. Несется слух: вот он идет, и большой шум от страны северной, чтобы города Иудеи сделать пустынею, жилищем шакалов» (Иер. 10:19-22). Далее, когда тот (т.е. город) оплакал собственное несчастье, он (пророк) говорит: знаю, Господи, что не в воле человека путь его. Что же? Вследствие плача, скажешь, он ввел пагубное мнение во вселенную, отнимая у нас сво­боду и утверждая, что дела не зависят от нас? Нет; и среди плача он вне такой опасности. Сказав: не в воле человека путь его, он не замолчал, но прибавил: не во власти идущего давать направление стопам своим. Смысл слов его следующий: не все зависит от нас, но иное – от нас, а иное – от Бога. Изби­рать лучшее, желать, стараться, предпринимать всякий труд, – это зависит от нашей воли; а доводить свои желания до конца, не допускать падений и достигать успеха в делах, – это за­висит от вышней благодати. Бог разделил с нами добро­детель, не все предоставил нам, чтобы мы не возгордились, и не все взял на Себя, чтобы мы не впали в беспечность, но, оставив немногое нашим трудам, большую часть совершает Сам. А что действительно, если бы все зависело от нас, тогда многие возгордились бы и предались бы высокомерию, послушаем, что говорил фарисей, в какую впал он гордость, как превозносился и ставил себя выше всей вселенной (Лк. 18:10-14). Потому Бог сделал, что не все зависит от нас, но предоставил нечто и нам, чтобы иметь благовидный повод справедливо увенчать нас. Тоже Он объяснил и тою притчею, в которой говорит, что господин, нашедши людей в одиннадцатый час, послал их работать в винограднике (Мф. 20). Что могли они сделать в одиннадцатом часу? Но для Бога достаточно было и этого краткого времени, чтобы дать им полную награду.

А чтобы ты убедился, что пророк говорит истину и не отнимает у нас свободы, но любомудрствует здесь об окон­чании дел, выслушай дальнейшие слова его. Сказав: не в воле человека путь его, он тотчас прибавляет: наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем. Если бы совершенно ничто не за­висело от нас, то напрасно он говорил бы: наказывай меня, Господи, но по правде.

В самом деле, что может быть несправедливее того, чтобы наказывались те, которые не властны в делах своих, и чтобы подвергались осуждению люди, которых путь и жизнь находятся не в их власти? Таким образом, когда он является молящим Бога о том, чтобы наказание их не было слишком жестоко, то выражает не что иное, как то, что они достойны осуждения и наказания; а это показывает не что иное, как свободу их воли. Если бы они не были властны в де­лах своих, то не нужно было бы и просить, чтобы они подверглись более легкому наказанию, и даже совершенно наказы­вать их; или, лучше, не нужна была бы и просьба, потому что Бог не имеет нужды в чьей-нибудь просьбе о том, чтобы Он не наказывал невинных. Но что я говорю: Бог, – когда не делает этого и человек благоразумный? Итак, когда пророк является просящим за иудеев, то очевидно, что он просит за грешников; а грех бывает тогда, когда мы, имея власть не преступать закона, преступаем его.

Беседа на слова пророка Иеремии: «Господи, не в воле человека путь его.»

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 24-25 Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня. Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на племена, которые не призывают имени Твоего; ибо они съели Иакова, пожрали его и истребили его, и жилище его опустошили

Накажи меня Господи но в правде, а не во гневе Твоем, чтобы не уничтожить меня. Излей ярость Твою на народы, не познавшие Тебя, и на области (или племена), не призвавшие имени Твоего, ибо они съели Иакова и место его пожрали и красоту его (или пастбища) расточили, (или обратили в пустыню). Это место читаем и в псалме: Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене (Пс. 37:1). И смысл такой: хотя мы заслуживаем того, что терпим и заслуживаем гораздо большего, чем терпим; тем не менее молю, наказывай меня как отец, а не как враг, вразумляй как сына, а не поражай как врага; ибо ты наказываешь всякого сына которого приемлешь, и всякою скорбию и наказанием исправляешь Иерусалим. А враги не познавшие Тебя и области или страны не призвавшие имени Твоего должны чувствовать не суд, а гнев Твой. Ибо Ты предал нас для вразумления нашего, а они утягчили иго свое: не пощадили старости и поразили младенцев, сели, в конец истребили нас и обратили Иерусалим в такую пустыню, что разрушили все и общественный и частные здания и умертвили народ Твой.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

10:23 Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.

<Не во власти идущего> направить путь свой, и «давать направление стопам своим». Не устремился бы он <Навуходоноссор> на нас, говорит Пророк, если бы неугодно было сие Владыке. А если бы и устремился; то не совершил бы того, что хотел, если бы промышляла о нас десница Твоя. Ибо знаю, что потерпел Сеннахирим. Посему умоляем Тебя, пусть не он накажет нас за нечестие, но Сам Ты накажи нас, и наложи на нас отеческое наказание. Ибо сие сказует Пророк в последующих словах:

10:24 Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня.
10:25
 Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на племена, которые не призывают имени Твоего; ибо они съели Иакова, пожрали его и истребили его, и жилище его опустошили.

Так и из сказанного выше и из присовокупленного видно, что сказанное: знаю, Господи, что не в воле человека путь его (Иер.10:23), и свободу нашей воли не подчиняешь естественному рабству, и дел наших не подвергаешь необходимости рока, но ясно учит нас, что Владыка Бог держит кормило целого мира, и премудро им правит, и дарует блага, и справедливо наказует, когда после великого долготерпения, видит коснеющих в лукавстве.

Толкование на пророка Иеремию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня

Суди нас, но не потребляй нас в ярости Своей, Господи.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня

Народ умоляет Бога об уменьшении меры заслуженного им наказания.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 10:17

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible