Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7–8 Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод

Благословен человек, который надеется на Господа, и будет Господь надеждою (или упованием) его: Он будет как дерево, пересаженное (или плодовитое) на воды, которое пускает корни свои при влаге и не убоится, когда придёт зной; и будет лист его зелен (или ветви его зеленеющими); и во время (или в год) засухи не потревожится (или не побоится) и никогда не перестанет приносить плод. Это сказано об Иудеях и еретиках, которые надеются на человека, то есть на Христа своего, о Котором думают, что он прийдет не как Сын Божий, а как простой человек. Напротив, муж церковный, который надеется на Господа, внемлет оному: уведите, яко Господь, той есть Бог (Пс. 99:3). Он надеется на Господа и уподобится тому дереву, о котором поется и в первом псалме: и будет, яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое: и лист его не отпадет (Пс. 1:3). А под словом: на воды разумей благодать Духа Святого, различные дарования. Которое пускает корни свои при влаге:— чтобы от Господа получить плодородие. Но можем сказать и иначе, — что от сухости иудейской мы перенесены в вечную благодать крещения, и когда придет время, или год засухи, когда разгневанный Господь заповедует облакам не проливать дождя на Израиля (Ис. 3), то он не убоится. А дальнейшее: и не перестанет приносить плода, может объяснить место, написанное у Марка, что пришел Господь к смоковнице и, не нашедши на ней плода, так как не было еще время, проклял ее, чтобы она не приносила плодов во веки (Мк. гл. 11). Ибо, кто надеется на Господа и Господь упование его, тот не убоится и иудейской сухости, но всегда будет приносить плод, веруя в Того, Кто однажды за нас умер и к тому не умирает (Рим. гл. 6) и говорит: аз есмь живот (Ин. 14:6).

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.6-8 Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод.

     
Сказанное: в «сухоте», [в русск. в степи] сирский толковник перевел: в норах. А всем сказанным изобразил Бог бесполезность такой выгоды. Но уповающего на Бога уподобляет и приравнивает растению, непрестанно орошаемому, которое не терпит вреда от сильного зноя и всегда приносит зрелый плод. Сказал же сие не напрасно, а советуя не полагаться на помощь Египтян, но исправлением жизни привлекать себе Божие содействие.

Толкование на пророка Иеремию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

17:7. И благослове́н человек, и́же надеется на Господ҃а, и будет Господ҃ь упова́ние его:
17:8. И будет яко дре́во насажде́нное при водах, и во вла́ге пустит коре́ние своѐ: не убои́тся, егда̀ приидет зной, и будет на нем сте́блие зеле́но, и во вре́мя бездо́ждия не устраши́тся, и не преста́нет твори́ти плода̀.

17:7. Благословен человек, который надеется на Господа, и котораго упование – Господь.
17:8. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной, лист его зелен, и во время засухи оно не боится, и не перестает приносить плод.

17.5-17.13. Этот отдел – учительного содержания и имеет такое же отношение к обличительной речи Иер.14:1-17:4, какое имеют Иер.10:1-16 к 7-9 гл., т. е. не имеет прямой и непосредственной связи с предметом пророческой речи, начинающейся с гл. 14, но несомненно имеет с ним связь отдаленную (см. ниже). – Содержание отдела следующее: проклят и обречен на страдание человек, надеющийся не на Господа, а на плотскую силу; напротив благословен и будет благоденствовать надеющийся на Господа. Лукавое сердце, неведомое для людей, ведомо Господу и подлежит Его суду. Неправдою приобретающий богатство лишится его и покроется стыдом. Отдел заключается славословием Господу, надежде Израиля и грозе всех оставляющих Его.

7, 8. Дерево, посаженное при реке, постоянно наполненной водою, на почве, влажность которой зависит не от дождей, надолго прекращающихся в Палестине, но орошаемой потоками, берущими начало в горах, вечно покрытых снегом, – такое дерево всегда зелено, живо и приносит плоды. Подобным образом и надеющийся на Господа будет благоденствовать и преуспевать в добре, – знак, что Господь благословил его (ср. Пс.1:3).

Толкования на Книгу Святого пророка Иеремии. Часть 1–2

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа

Очень вероятно, что пророк имеет здесь в виду царя Иоакима, который возлагал большие надежды на помощь со стороны египтян и, вопреки советам пророка Иеремии, вступал в заговоры против Вавилонского царя.

Ст. 5-11 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод. Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его. Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем

Ложная и истинная уверенность

Несчастен тот, кто надеется на людей, а не на Бога. Если он чего и достигнет, то Бог отнимет это у него. Напротив, надеющийся на Бога будет благоденствовать, как дерево, растущее при воде.

Толковая Библия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.
 

Сектанты говорят:   «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер.17:5).
 

Ответ:   Пророк говорит, что проклят тот человек, которого сердце удаляется от Господа и который надеется не на Господа, а на человека (Иер.17:7). Здесь нет речи о молитвенном ходатайстве святых. Если в приведенном месте (Иер.17:5) Бог будто проклял человека, обращающегося к молитвенному ходатайству святых, то как мог пророк говорить иудеям, просившим его о молитве пред Господом: «слышу, помолюсь Господу Богу вашему по словам вашим?» (Иер.42:4). Наоборот, Господь внял молитве пророка и не осудил его (Иер.42:7-22) за молитвенное ходатайство.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible