Скрыть
Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11–13 Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца». Посему так говорит Господь: спросите между народами, слыхал ли кто подобное сему? крайне гнусные дела совершила дева Израилева

Итак скажи теперь мужу Иуды и жителю (или правильнее, жителям) Иерусалима, говоря: так говорит Господь: Вот Я готовлю против вас злое и замышляю против вас умысел: Пусть обратится каждый от пути своего злого и исправьте пути ваши и стремленья ваши. А они сказали: «мы отчаялись (или укрепимся), ибо будем ходить по помыслам своим и каждый будет поступать по развращению (или как угодно) сердца своего злаго.« Поэтому так говорит Господь: спросите народов, кто слышал столь ужасное, что сделала в крайней степени дева Израилева?

Господь пополняет притчу, которую преподал и словами и видимым знаком, и говорит: вот Я готовлю против вас злое, как горшечник глину, — злое же, сообразно с словом Исаии: аз творяй мир и зиждяй злая (Ис. 45:7), — не потому, чтобы оно само по себе было зло, а потому что кажется злом для терпящих его. И замышляю против вас умысел, т. е. думаю произнести приговор над вами по заслуге вашей. Измените действия, и исправьте пути ваши, чтобы и наказание заменилось благоденствием. А они, говорит, напротив сказали: укрепимся, то есть в злых делах, или, по Акиле, мы отчаялись и, по Симмаху, изнемогли, из чего то и другое оскорбляет Бога, — как отчаяние во спасении, так и изнеможение духом к благоугождению Богу. И будем, говорит, ходить по помыслам своим. Где же, следовательно, без благодати Божией сила свободного произвола и определение собственной воли, когда следовать своим помыслам и творить волю злого сердца есть великое оскорбление Богу? Поэтому и присовокупляет: спросите народов и все в окружности страны, кто из служащих идолам сделал, кто слышал то, что сделала в крайней степени дева Израилева? Называет же девою потому, что она служила единому Богу, как говорит пророк: ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его (Пс. 75:2).

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Слово, которое было к Иеремии от Господа

Сойди. Горшечники жили внизу, под городом, где они могли добывать себе глину — может быть, около долины Гинном.

Ст. 1-12 Слово, которое было к Иеремии от Господа: встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца

Горшечник и глина

Иегова, как Верховный Владыка, совершенно вправе и давать обетования и отменять их, подобно тому как горшечник может распоряжаться глиною, находящеюся у него в руках, как ему угодно. Изменяется состояние того или другого народа — изменяется и отношение к этому народу со стороны Иеговы. Но это увещание, переданное пророком народу, встретило со стороны народа полное противодействие.

1) Здесь, как и в предисловиях к другим книгам Толкований на пророка Иеремию бл. Иероним имеет в виду ересь Пелагиан и самого Пелагия. Возможно, что между Пелагием и бл. Иеронимом некоторое время были дружественные отношения когда оба они были в Риме и оба пользовалась дружбою Павлы, Димитриады и других благочестивых римских матрон; но возможно, что говоря о старой дружбе, бл. Иероним разумеет Иоанна иерусалимского, с которым он был прежде в дружбе, а потом обвинял как защитника Пелагиан.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible