Скрыть
И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Книга четвертая

Диавол всегда завидует доброму делу и ходящим право всюду ставить западни, как говорит пророк о служителях его: при стези соблазны положиша ми (Пс. 139:6) и как об этом подробнее вразумляет Евангелие, говоря, что птицы небесные расхищают и истребляют семена, брошенные при пути (Мф. гл. 13; Мк. 4; Лк. 8). Почему я начинаю так, покажет тебе, брат Евсевий, дальнейшая речь. Занятый множеством со всего мира стекающихся сюда и заботами о святых братиях и монастыре, я диктовал толкования на Иеремию с перерывами, недостаток досуга восполняя ревностью — как вдруг Пифогоровская и Зеноновская ересь ἀπαϑείας и ἀναμαρτησίαςбезстрастия и безгрешности, некогда задушенная у Оригена и потом у учеников его Грунния, Евагрия Понтийского и Иовиниана, стала оживать снова, и жужжать в странах не только Запада, но и Востока и на некоторых островах, и особенно в Сицилии и Родосе; и стала она заражать многих и распространяться с каждым днем, так как еретики учат втихомолку, а публично отрекаются от своего учения. Долго молчавший и глотавший в тишине скорбь свою, я, в следствие частых просьб братий, вынужден был отвечать на эту ересь; однако же и до сих пор я удерживался указывать имена виновников ее, желая более их исправления, чем безчестия, ибо я враг не людей, а заблуждения. А они, чтобы в отплату выместить на мне досаду свою, сплетая старые ругательства учителей своих, оказались настолько безязычными и жалкими, что не могли даже и выбранить меня своими словами. Их вздор тогда же был посрамлен изданными против них книгами, из которых желающие прочитать их ясно увидят, что это, по Исаии, —немые псы не умеющие лаять, что они хотя имеют неистовое стремление ко лжи, но не имеют способности выдумывать и лаять (Ис. гл. 56). Я им скажу коротко: или хорошо то, чему вы учите, или худо. Если хорошо, то защищайте свободно; если худо, то зачем тайно ловите в заблуждение несчастных и для обольщения некоторых простецов хвалитесь православием своего вероучения? Если оно истинно, то зачем укрывается? Если ложно, то зачем пишется? Что это за безсмыслица, скажите мне. Тогда как апостол заповедует нам быть готовыми к ответу всякому вопрошающему нас об основаниях нашего упования (1 Пет. гл. 3) и тогда как пророк восклицает: глаголах о свидениях твоих пред цари и не стыдяхся (Пс. 118:46), — они избегают публичности и шушукают по углам людей погибших и как бы о своем скорбят о том, что боятся признать своим. И когда мы скажем что-нибудь против пороков и еретиков вообще, они жалуются, что нападают на них, и зло совести выдают долго скрываемым негодованием. Если нам следует бояться того, чтобы поражая духовным мечем высокомернейшую ересь, не показаться нарушителями старой дружбы, то нам нужно будет, значит, терпеть муки за измену вере и сказать с пророком: «жил я в бедствии, когда вонзился в меня терн» (Ис. 31:4) 1). Нет, лучше пусть они услышат оное апостольское: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5:29) и еще: Аще бых человеком угождал, Христов раб не бых убо был (Гал. 1:10). Но это мы подробнее рассмотрим, если они не замолчат, в особом сочинении, а теперь продолжим начатый путь толкований на Иеремию и, кратко пробегая четвертую книгу, будем останавливаться только на том, что окажется темным.

Ст. 1-10 Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их. Как о сыновьях своих, воспоминают они о жертвенниках своих и дубравах своих у зеленых дерев, на высоких холмах. Гору Мою в поле, имущество твое и все сокровища твои отдам на расхищение, и все высоты твои - за грехи во всех пределах твоих. И ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть вовеки. Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод. Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его

Слово, которое было к Иеремии от Господа, говорящее: Встань и сойди в дом горшечника и там услышь слова Мои. И сошел я в дом горшечника, и вот от производил работу на кружале (или камнях). И развалился сосуд, который он делал из глины руками своими. И обратившись (или и снова) сделал тот сосуд другой, как угодно было в глазах его сделать. И было слово Господне ко мне, говорящее: Не смогу ли Я так же, как этот горшечник, сделать с вами, дом Израилев? говорит Господь. Вот как глина в руке горшечника, так вы в руке Моей, дом Израилев. Вдруг (или наконец) Я скажу против народа и против царства, чтобы искоренить (или уничтожить) и разрушить и погубить его. Если раскается народ этот от зла своего, которое Я сказал против него, то и Я раскаюсь о зле, которое помыслил сделать ему. И вдруг (или наконец) скажу о народе и царствии, чтобы созидать и насаждать его. Если он сделает злое в очах Моих, чтобы не слушать голоса Моего, то Я раскаюсь о благе, которое сказал, чтобы сделать ему. Хотя к суждению и разумению духа (предметы) доводятся посредством всех чувств — слухом, обонянием, вкусом осязанием, но в уме более удерживается то, что видится глазами. Поэтому пророку повелевается идти в дом горшечника и там услышать повеления Господа. И когда, говорит, я пошел и сошел в дом горшечника, он производил работу на кружале, которое LXX, введенные в заблуждение двусмысленностью слова, перевели камни, ибо слово аbаnim по свойству места и различию выговора значит и орудие горшечника, т. е. кружало, и камни. И когда, говорит, я смотрел, как делаетcя из глины сосуд, вдруг он развалился: по действию Промысла Божия, рука художника, неведомо для него, своею ошибкою изобразила притчу. Этот художник, испортивший при повороте кружала сосуд из глины, снова сделал себе другой, как ему вздумалось. И тотчас Господь говорит пророку: если горшечник имеет такую силу, что из той же глины снова делает то, что развалилось: то не смогу ли Я сделать того же с вами, которые сами по себе кажетесь погибшими? И чтобы указать на свободу воли, говорит, что Он тому или другому народу и царству возвещает и злое и доброе, и однако не происходит того, что Он предсказал, но напротив случается, что и доброе дается в удел злым, если они раскаются, и злое добрым, если после обетования они обратятся ко грехам. Это мы говорим не потому, чтобы Бог не знал, что народ или царство сделает то или это, но потому, что он предоставляет человека его воле, чтобы он по своей воле и по своей заслуге получал или награды или наказания. И вместе с темь имеющее случиться будет дело не человека, а благодати Того, Кто даровал все, чтобы во всем выражалась благодать Подателя, по оному пророческому: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: Аще не Господь сохранить град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1-2). Ибо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога (Рим. гл. 9).

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Слово, которое было к Иеремии от Господа

Сойди. Горшечники жили внизу, под городом, где они могли добывать себе глину — может быть, около долины Гинном.

Ст. 1-12 Слово, которое было к Иеремии от Господа: встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца

Горшечник и глина

Иегова, как Верховный Владыка, совершенно вправе и давать обетования и отменять их, подобно тому как горшечник может распоряжаться глиною, находящеюся у него в руках, как ему угодно. Изменяется состояние того или другого народа — изменяется и отношение к этому народу со стороны Иеговы. Но это увещание, переданное пророком народу, встретило со стороны народа полное противодействие.

1) Здесь, как и в предисловиях к другим книгам Толкований на пророка Иеремию бл. Иероним имеет в виду ересь Пелагиан и самого Пелагия. Возможно, что между Пелагием и бл. Иеронимом некоторое время были дружественные отношения когда оба они были в Риме и оба пользовалась дружбою Павлы, Димитриады и других благочестивых римских матрон; но возможно, что говоря о старой дружбе, бл. Иероним разумеет Иоанна иерусалимского, с которым он был прежде в дружбе, а потом обвинял как защитника Пелагиан.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible