Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 11-12 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось
И было слово Господне ко мне, говорящее: что ты видишь, Иеремия? Я сказал: жезл бодрствующий я вижу. И сказал Господь ко мне: хорошо ты видел; ибо Я буду бодрствовать над словом моим, чтобы исполнить оное. Вместо жезла бодрствующего Семьдесят перевели: палку ореховую. Поэтому нам следует потрудиться, чтобы латинский читатель в кратких словах понял еврейскую этимологию. Seced значить орех; а стража или страж или бодрствовать обозначается словом soced. Поэтому и ниже бодрствующий барс обозначается этим словом. Таким образом от слова орех, по его сходству с словом страж, допущена игра слов, подобно тому, как написано, по Феодотиону, и у Даниила, где от деревьев πρίνου и σχίνου, то есть ясени и мастикового дерева определяется разсечение и разрубление прелюбодейным старейшинам 1). Также и в начале Бытия от слова муж, по еврейски is, женщина называется issa 2), как бы некая мужественная, потому что взята от мужа. Вместо палка ореховая Акила и Симмах переведи жезл бодрствующий, а Феодотион – миндальный. А жезл бодрствует, замечая все грехи народа, чтобы бить и наказывать согрешающих. Поэтому и апостол пишет согрешающим: что хощете, с палицею ли прииду к вам, или с любовью и духом кротости (1Кор. 4:21). Это тот жезл, или палица, о которой Давид говорит: жезл твой и палица твоя та мя утешиста (Пс. 22:5). Прекрасно поставил утешиста ибо Господь наказывает для того, чтобы исправить. И как орех или миндаль имеет очень горькую кору и заключены в очень твердой оболочке, чтобы по устранении очень жесткого и твердого, получался весьма вкусный плод: так и всякое исправление и подвиг воздержания хотя в настоящем и представляется горьким, но производит плоды самые сладкие. Отсюда и известное древнее изречение: «корни учения горьки, а плоды его сладки». Некоторые под жезлом бодрствующим и ореховым разумеют Господа, о Котором говорит Исаия: изыдет жезл от корень Иессеова (Ис. 11:1). Отсюда и о жезле Аароновом говорится, что он, считавшийся мертвым, процвел – в воскресении Господа.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
И бысть слово Господне ко мне глаголя: что ты видиши иеремие? и рекох: жезл ореховый
О том, что значит у Иеремии жезл ореховый.
Многобедственный пророк Иеремия видел ореховый жезл - изображение священства, в котором видимое и наружное и, как сказал бы иной, первоначальное - нечто вяжущее, не спелое и имеющее вкус острый, а сокровенное и внутреннее постоянно, твердо и имеет силу укреплять. Посему надлежит и то, что многотрудно в священстве, переносить мужественно, и наград за оное ожидать ревностно.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
1:12 Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.
Показывает Бог Пророку «жезл миндального дерева». И когда Пророк был спрошен, отвечал, что он видел; Владыка сказал ему: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. Называет же «бодрствованием» Свою готовность к наказанию, а сном – долготерпение. Ибо блаженный Давид говорит: «востани, Вскую спиши Господи» (Пс.43:24)? И еще: и «воста яко спя, Господь» (Пс.77:65). Миндальный жезл дает разуметь скорость наказания; потому что миндальное дерево цветет ранее других деревьев.
А по переводу семидесяти должно понимать это так: плод орешника имеет горькую и твердую скорлупу, и ею покрыто удобоснедное; так и наказание имеет в себе, по видимости, нечто неприятное и скорбное, но по последствиям полезное.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-12 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось
Здесь не сказано, чтобы пророк в настоящем случае имел видение в состоянии пророческого экстаза. Нет, он действительно видел цветущую миндальную ветвь и взгляд на эту ветвь, под действием божественного вдохновения, привел его к убежденно, какое он выразил в 12-м и 14-м стихах. Миндальное дерево по евр. называется бодрствующим деревом очевидно потому, что оно раньше других расцветает после зимнего сна, именно — в Палестине — в конце января и в начале февраля, когда еще в природе, можно сказать, все мертво, все застыло от зимней служи. Образ этот разъяснить не трудно. Хотя в жизни человечества, по-видимому, еще все спокойно, все замерло, — Иегова бодрствует, и слово Его исполнится, придет в полное осуществление все, что Он определил народам и царствам. Пророк не должен поэтому смущаться кажущеюся прочностью того порядка вещей, о разрушении которого он будет проповедовать.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Иер. 1:4