Скрыть
так говорит Господь, Бог Израилев: подобно этим смоквам хорошим Я призна́ю хорошими переселенцев Иудейских, которых Я послал из сего места в землю Халдейскую;

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Книга пятая

Пятая книга Толкований на Иеремию начнется, брат Евсевий, с двух корзин, из коих одна будет означать сладость правой веры, а другая горечь еретического неверия. Хотя бы Анания сын Азура и восставал на Иеремию и хотя бы Шемаия Нехеламитянин желал бросить пророка в темницу, а священник Софония возбуждал заговор по словам лжепророков (Иер. гл. 28 и 29), однако же истина может быть заключена и связана, но побеждена быть не может; она довольствуется и малым числом своих сторонников и множества врагов не страшится. Итак простри с Моисеем руки к небу и повесь в пустыне змия древнего, и тотчас и Амалик будет сокрушен, и смертоносные угрызения не одолеют и народ Господень безопасно перейдет с Иисусом струи Иордана и после великой пустыни будет есть хлеб. родившийся в нашей деревеньке Вифлееме.

Ст. 1-10 Господь показал мне: и вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Господним, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и князей Иудейских с плотниками и кузнецами и привел их в Вавилон: одна корзина была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние, а другая корзина - со смоквами весьма худыми, которых по негодности их нельзя есть. И сказал мне Господь: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: смоквы, смоквы хорошие - весьма хороши, а худые - весьма худы, так что их нельзя есть, потому что они очень нехороши. И было ко мне слово Господне: так говорит Господь, Бог Израилев: подобно этим смоквам хорошим Я признаю хорошими переселенцев Иудейских, которых Я послал из сего места в землю Халдейскую; и обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню; и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим. А о худых смоквах, которых и есть нельзя по негодности их, так говорит Господь: таким Я сделаю Седекию, царя Иудейского, и князей его и прочих Иерусалимлян, остающихся в земле сей и живущих в земле Египетской; и отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их. И пошлю на них меч, голод и моровую язву, доколе не истреблю их с земли, которую Я дал им и отцам их

Под двумя кузовами или корзинами хороших и худых смокв некоторые разумеют закон и Евангелие, синагогу и церковь, Иудеев и христиан, геенну и царство небесное, из коих первая назначена для наказания грешников, а второе в жилище святых. Но мы, зная, по апостолу Павлу (Рим. гл. 7), что закон благ и свят и заповедь блага и свята и что того и другого завета Бог один, лучше будем относить это к уверовавшим и не уверовавшим во время пришествия Господа Спасителя, чтобы кричавшие по наущению книжников и священников: распни, распни Его (Лк. 23:21) были корзиною худых смокв, а уверовавшие из народа по вознесении Его были относимы к смоквам хорошим и кузову или корзине весьма хорошей. Но будем следовать простой и действительной истории, – что корзиною хороших смокв назвал Иехонию, который, по совету Иеремии и повелению Божию, предался царю Вавилонскому, и которому Бог обещает благополучие; а корзиною худых смокв Седекию, который, поступив вопреки определению Божию, был взят в плен и ослепленнный отведен в Вавилон и там умер (4 Цар. гл. 25). Для тех же, кои повиновались повелению Божию, Бог обратил очи Свои во благо им, возвратил их в землю свою, устроил и не разорил, насадил и не искоренил и дал им сердце познать Его, что Он есть Господь, чтобы они были Ему народом и Он был им Богом. Даже и в плену Он обратил очи Свои во благо им: попустил обрабатывать землю, строить дома, насаждать сады в стране Вавилонской; Даниил чрез чудесные знамения изменника вдруг сделан был князем (Дан. гл. 5) и три отрока славно избавлены были от пещнаго пламени, а по прошествии семидесяти лет, при Зоровавеле и священник великом Иисус, при Ездре и Неемии, большая часть их была возвращена в Иерусалим, перечисление которых содержится в книге того же Ездры (1 Езд. гл. 10–12). Следует заметить также, что это видение было пророку во времена Седекии, после того как Иехония был отведен в переселение, ибо не сказано отвел в плен, а переселил Иехонию, так как он сам передался туда. А под ремесленниками и кузнецами мы должны разуметь или толкователей закона и учителей, или художников и золотых и ювелирных дел мастеров, каковое искусство у варварских народов ценится особенно высоко. Вместо кузнецов Семьдесят перевели связанных, обозначая бедствие плена, и от себя прибавили богатых, чего в Еврейском нет. А корзину, в которой были смоквы хорошие, и хорошие очень, сравнивает с смоквами ранними, которые по-гречески называются πρώιμα, – т. е. с Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем, Аароном, Иовом и другими святыми мужами, о которых один из двенадцати пророков говорит: «как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице увидел Я отцов ваших» (Ос. 9:10). Поэтому и мы называемся сынами Авраама. И напротив об Иудеях говорится: еще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Ин. 8:39). Корзины же эти, в которых были и хорошие и худые смоквы, были не за дверями и вне церкви, а пред храмом Господа, – так как все открыто Его ведению. И не столько горечи в тех смоквах, которые находятся вне, сколько в тех, которые после исповедания веры изменились отступлением от веры; и не столько сладости имеют те хорошие смоквы, которые находятся не во храме Божием, – каковы философы, которые естественным благом и разумением Творца оказались не столько следовавшими, сколько одобрявшими добродетели, – сколько имеют сладости те смоквы, которые находятся в храме Божием и из коих одна смоква говорила: млеком вы напоих, а не брашном (1Кор 3:2) и: чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас (Гал. 4:19). Поэтому говорится, что пред храмом Божиим смоквы хорошие были хороши очень, а смоквы худые были худы очень. И чтобы не думали, что мы даем свое толкование, само Писание объясняет себя. Как хороши, говорит, эти смоквы, так я признаю хорошими переселенцев» Иуды, которых Я выслал из места сего в землю Халдейскую, имея в виду Иехонию и князей, которые с ним отправились в плен. И наоборот о корзине с худыми смоквами говорит: и каковы, весьма худые смоквы, которых нельзя есть, потому что они худые, та ими я сделаю Седекию царя, иудейского и князей его и убежавших в Египет и оставшихся в городе сем, и предам их на угнетение и поражение всем царствам земли (ниже гл. 42), когда и в Египте они были порабощены, когда Навуходоносор поставил в Тафнисе престол свой и когда Господь послал на них меч, голод и моровую язву, пока они не были истреблены с земли, которую Он дал отцам их. А сказанное о хороших смоквах: дам им сердце, чтобы, знать Меня, что Я есмь Господь подобно оному апостольскому: Бог есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти (Фил. 2:13), – что не только дело, но и расположение наше утверждается на помощи Божией. Вздор говорит относительно этого места всегда аллегорический толкователь, когда, желая насиловать историческую истину, ведет речь о плененных из небесного Иерусалима, что они переведены в землю Халдейскую и снова возвратятся в прежнее место, как Иеремия и прочие святые пророки, а другие, которые окажутся грешниками, умрут в этой земле и юдоли плача. Изложил я вместе весь отдел (περιχοπὴν) об этом видении, чтобы при толковании не разделять смысла.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Иер. 24:1-10.

Пророк снова излагает пророчество в притчах и знаменательных знаках, и видит в некоем откровении «две корзины смокв, поставлены пред Храмом» Божиим. Сказует же и время пророчества. Ибо говорит, что видел сие после переселения Иехонии и царствования Седекии, и что в одной корзине смоквы были хорошие и спелые; а в другой крайне худые и вовсе негодные в пищу. Получив потом вопрос о них от Бога, объяснил различие показанных смокв; и после сего узнает, что ими означается; потому что Бог всяческих смоквам зрелым уподобил сделавшихся уже пленниками, и обещает им возвращение из плена, Свое о них попечение, и вместе с благочестием благоденствие, а смоквам, не имеющим хорошего вида, уподобляет не только оставшихся в Иудеи, но и бежавших в Египет, с ними же и Царя Седекию и князей, и угрожает им воинством вавилонским, и скорбными событиями, какие бывают во время войны, голодом, язвою, убийством и пленом. Так предвозвестив все сие, предлагает пророчество, бывшее прежде сего; потому что доселе сказанное изречено было после Иехонии, а то, о чем будет говорить, – при Царе Иоакиме, отце Иехонии. Время же означает он ясно.

Толкование на пророка Иеремию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Господь показал мне: и вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Господним, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и князей Иудейских с плотниками и кузнецами и привел их в Вавилон

Пред храмом. Здесь стояли корзины с плодами, которые посвящались Богу. Священники, конечно, должны были сначала осмотреть плоды, прежде чем внести их в храм, и осмотр этот, конечно, производился во дворе храма. — О переселении Иехонии см. 4Цар. 24:14 и сл.

Ст. 1-10 Господь показал мне: и вот, две корзины со смоквами поставлены пред храмом Господним, после того, как Навуходоносор, царь Вавилонский, вывел из Иерусалима пленными Иехонию, сына Иоакимова, царя Иудейского, и князей Иудейских с плотниками и кузнецами и привел их в Вавилон: одна корзина была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние, а другая корзина - со смоквами весьма худыми, которых по негодности их нельзя есть. И сказал мне Господь: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: смоквы, смоквы хорошие - весьма хороши, а худые - весьма худы, так что их нельзя есть, потому что они очень нехороши. И было ко мне слово Господне: так говорит Господь, Бог Израилев: подобно этим смоквам хорошим Я признаю хорошими переселенцев Иудейских, которых Я послал из сего места в землю Халдейскую; и обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню; и дам им сердце, чтобы знать Меня, что Я Господь, и они будут Моим народом, а Я буду их Богом; ибо они обратятся ко Мне всем сердцем своим. А о худых смоквах, которых и есть нельзя по негодности их, так говорит Господь: таким Я сделаю Седекию, царя Иудейского, и князей его и прочих Иерусалимлян, остающихся в земле сей и живущих в земле Египетской; и отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их. И пошлю на них меч, голод и моровую язву, доколе не истреблю их с земли, которую Я дал им и отцам их

Видение двух корзин со смоквами и объяснение видения

Царь Иехония с частью своих подданных был переселен в Вавилон. В это время пророк видел в видении две корзины — одну с хорошими, другую — с негодными смоквами. Господь тут же объяснил пророку, что хорошие смоквы — эта переселенные в Вавилон с Иехонией иудеи, потому что там, в плену они обратятся к Богу. Худые же смоквы — это царь Седекия и оставшиеся в Иерусалиме иудеи, а равно иудеи, нашедшие себе убежище в Египте. Этих последних Господь поразит казнями всякого рода и отдаст на посрамление разным народам.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible