Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 2:13
Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 12-13 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды
Изумитесь сему небеса, и врата их ужаснитесь сильно, говорит Господь. Ибо два зла сделали. народ Мой: оставили меня, источник воды живой, выкопали себе водоемы, водоемы разбитые, которые не могут держать воды. LXX: изумилось сему небо и содрогнулась чрезмерно и сильно и прочее так же. Небо, коему сказано: вонми небо и возлоголю (Втор. 32:1) и: слыши небо и внуши земле (Ис. 1:2), – небо, видя заповеди Божии попранными, ужасается и не может скрыть изумления. Ибо вся тварь совоздыхает и соболезнует о грехах человеческих. Народ Божий сделал два преступления: во-первых, оставил Бога, который есть источник жизни и который дал заповедь, говоря: Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския (Исх. 20:2); и во вторых преступил написанное в том же месте: да не будут тебе Бози инии, разве Мене, и вместо того пошел в след демонов, которых называет разбитыми водоемами, так как они не могут хранить заповедей Божиих И тому должно внимать, что Бог есть источник неизсякающий и имеет воды животные. Водоемы же и пруды наполняются или из потоков, или из вод мутных, с земли и от дождей. А вратами небесными называет те врата, о которых и в двадцать третьем псалме написано: «поднимите, врата, верхи ваши и войдет Царь славы», вместо чего LXX перевели: «поднимите, князья, ворота ваши», о которых подробнее будет сказано в своем месте. Что Акила и Симмах перевели небеса, a LXX и Феодотион небо, то пусть никто не смущается этим, ибо еврейское samaim числа общего, и его можно переводить и небеса и небо, подобно тому как Фивы, Афины, Салоны.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Водоемы разбитые» назвал идолов; потому что рукотворенный кладезь не имеет в себе ключевой воды, но принимает воду, нисшедшую из облаков и отовсюду стекшуюся. Если же он разорен и сокрушен, то и с неба собранную воду немедленно утрачивает. Таково свойство идолов; состав свой заимствуют они от вещества и искусства, но доставляемую ими красоту отнимает у идолов время. Истинный же Бог есть источник вечной жизни.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-13 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды
Призывая во свидетели тяжести преступления совершенного Израилем, небеса, которые не могут не изумляться неблагодарности Израиля к Иегове, пророк от лица Божия говорит, что Израиль оставил Бога — этот источник живой, самой чистой ключевой воды, в выкопал себе водоем для дождевой воды, притом даже такой водоем, который не обложен внутри крепкими вытесанными камнями и потому не удерживает в себе стекающей в него воды. Ясно, что под этими плохими цистернами или водоемами, не исполняющими своего назначения нужно разуметь языческие религии, к каким прилепился Израиль, оставив веру в истинного Бога.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Иер. 2:4