Скрыть
все друзья твои забыли тебя, не ищут тебя; ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12–14 Ибо так говорит Господь: рана твоя неисцельна, язва твоя жестока; никто не заботится о деле твоем, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет для тебя; все друзья твои забыли тебя, не ищут тебя; ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились

Ибо так говорит Господь: не исцельна рана твоя, наихудшая язва твоя. Некому обсудить дело твое, чтобы перевязать рану твою, пользы врачеваний нет для тебя. Все любовники твои забыли тебя, не будут искать тебя. Ибо ударом врага Я поразил тебя, наказанием жестоким (или сильным); по множеству беззаконий твоих тяжки стали (или умножились) грехи твои. Что вопиешь ты о сокрушении своем? Неисцельна болезнь твоя, за множество беззаконий твоих и за тяжкие грехи твои Я сделал тебе это. Обращается как бы к красивой женщине, которой выше говорил: накажу тебя судом, чтобы ты не казался себе невинным, или не казалась себе невинною; метафорически говорит Иерусалиму, что судом Божиим он поражен весьма тяжко и может быть исцелен не иным кем, как только Самим поразившим. Некому, говорит Господь, обсудить дело твое, и глубочайшую рану никто не может перевязать. Куда бы ты ни обратился, нет для тебя пользы, ибо ты оскорбил Того, Кто есть истинный и единственный врач. Все любовники твои забыли тебя, – или священники, или князья, или лучше ангельские силы, ограждавшие тебя, пока ты не оскорбил Господа. Они не будут искать тебя, поступая вопреки апостолу, который искал верующих, а не принадлежащего верующим (2 Кор. гл. 12). Ибо ударом врага Я поразил тебя, наказанием жестоким. Иначе поражает друг, и иначе недруг; иначе отец, иначе враг. Тот бьет чтобы исправить, а этот поражает чтобы умертвить (Пс. 6). Поэтому и пророк сокрушенно говорит: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Пс. 27:1). Произошло же это потому, что по множеству беззаконий твоих, стали тяжки грехи твои. Дальнейшего: что вопиешь ты о сокрушении своем? Неисцельна болезнь твоя за множество беззаконий твоих у LXX нет, потому, конечно, что здесь в другой раз говорится по множеству беззаконий твоих, и тяжки грехи твои и первоначальные переписчики сочли это прибавкою. Смысл такой: что Я поразил тебя ударом врага и бил наказанием жестоким, это сделало множество беззаконий твоих и тяжкие грехи твои, которые могли быть излечены только самым едким порошком, жгучим прижиганием и самым острым ножом, которым Я отсек загнившиеся и неизлечимые части тела. И однако, за множество беззаконий твоих и тяжкие грехи твои, Я сделал тебе это не по произволу Моему, а вынуждаемый требованиями врачевания.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

30:11-18. Я́ко Азъ съ тобо́ю е́смь, глаго́летъ Госпо́дь, спаса́яй тя́: я́ко сотворю́ сконча́нiе во всѣ́хъ язы́цѣхъ, въ ня́же разсѣ́яхъ тя́: тебе́ же не сотворю́ во сконча́нiе, но накажу́ тя въ судѣ́ и очища́я не очи́щу тя́. Та́ко бо глаго́летъ Госпо́дь: возста́вихъ сокруше́нiе твое́, болѣ́зненна е́сть я́зва твоя́, нѣ́сть судя́й суда́ твоего́, на болѣ́знь врачева́лся еси́, по́льзы нѣ́сть тебѣ́: вси́ дру́зiе твои́ забы́ша тя́, ниже́ вопро́сятъ тя́, я́же о ми́рѣ твое́мъ: я́ко я́звою вра́жiею порази́хъ тя́, наказа́нiемъ тве́рдымъ: мно́жества ра́ди непра́вды твоея́ превозмого́ша грѣси́ твои́. Что́ вопiе́ши о сокруше́нiи твое́мъ? неисцѣ́льна е́сть болѣ́знь твоя́ мно́жества ра́ди непра́вды твоея́, и тве́рдыхъ ра́ди грѣхо́въ твои́хъ сотвори́хъ ти́ сiя́ [вся́]. Я́ко обяжу́ я́зву твою́ и от ра́нъ твои́хъ уврачу́ю тя́, рече́ Госпо́дь: я́ко расточе́ннымъ называ́ху тя́, Сiо́не лови́тва на́ша е́сть, я́ко нѣ́сть взыска́ющаго его́. Та́ко глаго́летъ Госпо́дь: се́, Азъ возвращу́ преселе́нiе Иа́ковле и плѣ́нники его́ поми́лую, и возгради́тся гра́дъ въ высоту́ свою́, и Хра́мъ по чи́ну своему́ утверди́тся.

30:11-18. Ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя: Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя. Ибо так говорит Господь: рана твоя неисцельна, язва твоя жестока; никто не заботится о деле твоем, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет для тебя; все друзья твои забыли тебя, не ищут тебя; ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились. Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились. Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь. Тебя называли отверженным, говоря: «вот Сион, о котором никто не спрашивает», так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; и город опять будет построен на холме своем, и Храм устроится по-прежнему.

Обещав сие, снова утешает их Бог, предвозвещая возвращение, и угрожает гибелью Вавилонянам. Дает же им обетование благ. «Тебе же не сотворю в скончание, но накажу тя в суде, и очищая не очищу тя»; то есть, накажу и утешу, и не попущу оставаться ненаказанным, и не оставлю беспомощным. Ибо сие означают слова: и «очищая не очищу тя», не попущу тебе не изведать бедствий. Великостию же угрозы желая сделать, чтобы отложили свое лукавство. Сильно «сокрушение твое, болезненна есть язва твоя». «Никто не заботится о деле твоем»; потому что ни один человек не обличал неправды Навуходоносоровой. «Заживить рану твою», то есть с ощущением боли. «Пользы несть тебе». Слово: польза употреблено здесь относительно не к душе, но к человеческой помощи. «Яко язвою вражиею поразих тя;» потому что не с обычным Мне долготерпением поступил Я, но глубоко надрезал болящий член. Это делает и врач, видя, что болезнь трудна. И объясняя справедливость наказания, Бог присовокупил: «Наказанием твердым»: «множества ради неправды твоея провозмогоша грехи твои». С сим согласны и последующие слова: «Множества ради неправды твоея»: потому что превозмогли грехи твои, «сотворих ти сия». Однако же и самим врагам, сделавшим нашествие, угрожает избиением и рабством; потому что избежавшие смерти сделались рабами победивших. Продолжает же и утешать народ Свой благими обетованиями. Открою врачевание твое, «от раны» болезненной «уврачую тя», «рече Господь». Употреблю в дело и резание и губку, и жестоко и легко действующие врачества. «Тебя называли отверженным, говоря: «вот Сион, о котором никто не спрашивает». Насмехались над Иерусалимом соседние народы, поставляя ему на вид и пленение и рабство. «Ловитва (Добыча) наша есть, яко несть взыскающаго его». Когда не обращал Я на него взора, и не защищал его, говорит Бог; тогда для враждующих на него был он, как готовая добыча. Но по наказании освобожу их от рабства; они возвратятся, построят города, воссоздадут храм, и будут совершать в нем богослужение по закону. Ибо сие сказал Бог: «И Храм по чину своему утвердится». Присовокупляет же и все прочее, что свойственно благоденствию.

Толкование на пророка Иеремию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-24 Слово, которое было к Иеремии от Господа: так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею. И вот те слова, которые сказал Господь об Израиле и Иуде. Так сказал Господь: голос смятения и ужаса слышим мы, а не мира. Спросите и рассудите: рождает ли мужчина? Почему же Я вижу у каждого мужчины руки на чреслах его, как у женщины в родах, и лица у всех бледные? О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это - бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него. И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: сокрушу ярмо его, которое на вые твоей, и узы твои разорву; и не будут уже служить чужеземцам, но будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им. И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его, ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя: Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя. Ибо так говорит Господь: рана твоя неисцельна, язва твоя жестока; никто не заботится о деле твоем, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет для тебя; все друзья твои забыли тебя, не ищут тебя; ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились. Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились. Но все пожирающие тебя будут пожраны; и все враги твои, все сами пойдут в плен, и опустошители твои будут опустошены, и всех грабителей твоих предам грабежу. Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь. Тебя называли отверженным, говоря: «вот Сион, о котором никто не спрашивает »; так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; и город опять будет построен на холме своем, и храм устроится по-прежнему. И вознесутся из них благодарение и голос веселящихся; и Я умножу их, и не будут умаляться, и прославлю их, и не будут унижены. И сыновья его будут, как прежде, и сонм его будет предстоять предо Мною, и накажу всех притеснителей его. И будет вождь его из него самого, и владыка его произойдет из среды его; и Я приближу его, и он приступит ко Мне; ибо кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? говорит Господь. И вы будете Моим народом, и Я буду вам Богом. Вот, яростный вихрь идет от Господа, вихрь грозный; он падет на голову нечестивых. Пламенный гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и не выполнит намерений сердца Своего. В последние дни уразумеете это

Основание нового Давидова царства после суда над Иудою и Израилем

Пророк видит не только Израиля, но и Иуду уже отведенным в плен после тяжелой борьбы за сохранение своей самостоятельности. Но вот его взору открывается картина светлого будущего, какое предстоит обоим еврейским царствам. На место чуждых властителей евреями будет управлять обетованный им сын Давидов или, как пророк выражается, сам Давид. Господь будет относиться к ним как к Своим чадам и снова образуется настоящее теократическое общество. Но все это явится не прежде, чем над евреями совершатся грозные суды Божии.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible