ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 10–14 Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое»; ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь

Слушайте слово Господне, народы, и возвестите в островах отдаленных, и скажите: кто разсеял Израиля, тот и соберет его и будет охранять его, как пастырь стадо свое. Ибо искупил Господь Иакова и освободил его от руки более сильного (или более крепкого). И прийдут они, и будут хвалить на горе Сионе, и стекутся к благам Господа, на пшеницу и вино и елей, на приплод скота и волов. И будет душа их как сад напоенный водою (или как дерево плодовитое), и более не будут томиться. Тогда возвеселится дева в хороводе (или девы) и юноши и старцы вместе, и обращу плачь их на радость, и утешу их и обрадую от скорби их. И напою душу священников (или сынов Левииных) туком, и народ Мой исполнится благ Моих, говорит Господь. Ясно указывается призвание язычников, когда Писание говорит: слушайте слово Господне, народы, и возвестите на островах далеких и скажите. Что возвещают они островам далеким? То, что Господь, который разсеял Израиля, Он же и соберет его. Следовательно разсеяние было делом не силы врагов, а воли Господа. И будет охранять его как пастырь стадо свое. Ибо пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. гл. 10). Ибо искупил Господь Иакова ценою крови своей и избавил его от руки более сильного, или более крепкого. Этим указываются противные силы, более крепкие сравнительно с слабою природою человеческою. Но и в первых и в последней есть силы: те крепче нас природою, а мы крепче верою, если только достойны быть избавленными Тем, кто может связать сильного и разрушить дом его. И приидут, говорит, – конечно избавленные от руки сильных – и восхвалят Избавителя своего на горе Сион, то есть в Церкви. И стекутся ко благам Гocпoдa, к изобилию во всем, которое разумеется не в плодах и яствах плоти сей, а в разнообразии добродетелей. На пшеницу и вино и елей, из чего делается хлеб Господень и исполняется образ крови Его и показывается благословение освящения, по слову Писания: помаза тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих (Пс. 44:8). И на приплод скота, – простецов в Церкви, и волов – рогатых, разгоняющих противников. А чтобы мы знали, что эти благословения относятся не к телу, а к душе, далее следует: и будет душа их как сад напоенный водою, или как дерево плодовитое, насажденное при истоках вод и как рай сладости. И более, говорит, не взалчут, – не тем голодом, о котором написано: блажени алчущие и жаждущие правды (Мф. 5:6), а тем, который заменяется сытостью и исключает недостаток в чем бы то ни было. Тогда возрадуется дева в хороводе, о которой пишет Апостол: обручих бо вас единому мужу, деву чисту представити Христови (2Кор. 11:2). И юноши которым Иоанн говорит: пишу вам юноши, яко победисте лукавого. И старцы, которым тот же Апостол в таинственной речи свидетельствует: пишу вам отцы, яко познаете безначального (1Ин. 2:13 – 14). И обращу, говорит, печаль их на радость, чтобы тех, коих устрашал крест, обрадовало воскресение. Я утешу их, и обрадую в печали их, по оному слову Господа: блажени плачущии, яко тии утешатся. И напою душу священников, – тех, кои имеют ведение о Боге, от уст коих верующие вопрошают о законе Господа, Которому пророк воспевает: ты еcи священник во век, по чину Мелхисидекову (Пс. 109:4). А того, что далее следует по LXX: сынов Левииных, в еврейском нет, и очевидно это говорится не о тех священниках, которые суть сыны Левия, а о тех, образом которых был Мелхиседек. Упоение же священников свидетельствуется и у апостолов, когда они горели верою и когда о них говорили, что они исполнены вином (Деян. 2). Поэтому и то место, на котором был взят Господь, называется Гефсимания (Мф. 26:36), что на нашем языке значит долина тука. И когда священники будут тучны учением Господа и, упоенные на пиру Иосифа (Быт. 43 и 44), скажут: чаша твоя упоевающи мя яко державна (Пс. 22:5), тогда будет и то, что теперь обещает Господь: народ мой исполнится благ Моих. Все это отчасти дается и теперь; вполне же будет дано тогда, когда узрим лицом к лицу, и тело смирения нашего изменится славою воскресения.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Иер.31:9-14

Напоминает Бог о плаче во время пленения, и предсказывает радость возвращения утешения во время путешествия. Ибо говорит:

Cо утешением возведу я, проводя чрез рвенники вод по пути праву, и не заблудят по нему.

И показывая причину сего о них попечения, присовокупил:

Яко Аз бех Израилеви во Отца, и Ефрем первенец Ми есть. Ефремом называет не сына Иосифова, но десять колен; между ними первородным был Рувим, а вторым Симеон; назывались же десять колен Ефремом, потому что в Ефремовом жребии построена была царская столица. Как и теперь от главного города у Римлян все мы называемся Римлянами, так и тогда от Ефрема получили себе имя десять колен. Бог повелевает провозгласить о сем и народам языческим, и всем возвестить о возвращении народа Божия. Но провозглашение было не словесное, хотя все слышали, потому что явственнее слов вопияли дела. Обещает также Бог плодородие земли, плодородие скотов, и душевное веселиe.

A cие: упою душу жерцев сынов Левииных значит: исполню их всяких благ. Это явствует и из последующих слов: и людие Мои благот моих насытятся, говорит Господь.

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст.11 ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его.

Ст.11 Яко избави Господь Иакова и изят его от руки сильнейших его.

     
Ср. Иер.30:7, 23:3.
     От руки сильнейших его, ср. русск. от руки того, кто был сильнее его: вм. масор., воспроизведенного в русском переводе, чтения חָזָק מִמֶּנּוּ 70 толковников прочитали: חֲזָקִים מֶנּוֹ.
 

Толкования на Книгу Святого пророка Иеремии. Часть 1–2

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-26 В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. Так говорит Господь: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля. Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся; снова разведешь виноградники на горах Самарии; виноградари, которые будут разводить их, сами будут и пользоваться ими. Ибо будет день, когда стражи на горе Ефремовой провозгласят: «вставайте, и взойдем на Сион к Господу Богу нашему». Ибо так говорит Господь: радостно пойте об Иакове и восклицайте пред главою народов: провозглашайте, славьте и говорите: «спаси, Господи, народ твой, остаток Израиля!» Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли; слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, - великий сонм возвратится сюда. Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой. Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: «Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо свое»; ибо искупит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь. Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои. Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой. Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей». Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь. Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои. Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!» И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую. При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне

Восстановление Израиля в своей стране после плена

Здесь продолжаются обетования «всем племенам Израилевым», но на первый план выступает собственно Израильское, 10-ти коленное царство. Господь снова соберет в Израильской земле уведенных из нее обитателей и они с покаянными слезами и горячими молитвами снова обратятся к своему Богу. Начнется в земле Израильской время радости, и теперь уже родоначальница Иосифова колена, Рахиль, должна утешиться предстоящим возвращением ее чад из плена. Израиль, с своей стороны, не должен откладывать свое обращение к Богу.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible