Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 31:27
Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 27–30 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет
Вот приходят дни, говорит Господь, и Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем людей и семенем скотов. И как Я бодрствовал над ними, чтобы искоренять и сокрушать, и разрушать, и губить, и поражать, так буду бодрствовать над ними, чтобы созидать и насаждать, говорит Господь. В те дни не будут говорить более: «отцы ели кислый виноград, a y детей на зубах оскомина, то каждый будет умирать за свое беззаконие и всякий человек, кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Дом и дом, то есть, дом Израилев и дом Иудин у LXX нет, а только Израиля и Иуду, так что стоит: и засею Израиля и Иуду, Слова: семенем людей и скотов, мы должны относить к разумным и простецам. И как в начале Иеремии сказано ему: «вот Я поставил тебя сегодня над народами и над царствами, чтобы искоренять и разрушать и губить и расточать и созидать и насаждать», и Я бодрствовал над ними чтобы выполнить угрозы свои: так, говорит, теперь Я буду бодрствовать над ними, чтобы созидать и насаждать. Ибо вы – Божия нива, Божие строение (1Кор. 3:9). Все такие обетования, по мнению Иудеев и наших иудействующих, имеют исполниться в тысячелетнее царство. Мы же, согласно с словом апостола: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти (1Кор. 3:6) и с словом пророка Исаии, что Спаситель есть строитель ограды и домов, утверждаема, что духовно это исполнилось в первое пришествие Христово, но исполнилось отчасти, а не вполне, ибо ныне видим зерцалом в гадании и не знаем так, как нам нужно знать (1 Кор. гл. 13); когда же придет совершенное, тогда то, что отчасти, упразднится. Или, лучше, веруем, что исполнится во второе пришествие, когда Господь явится во славе своей и войдет полнота язычников, так что весь Израиль спасется и не отчасти и в отдельных лицах, а во всех будет Бог все (Рим. гл. 11 и 1 Кор. гл. 15). Слова: в те дни не будут говорить более: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» и пр. мы очень подробно объясняли в толкованиях на Иезекииля, когда изъясняли место: Сыт человеческий, зачем вы употребляете в земле Израилевой пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Живу я, говорит Господь, не будут впредь говорить пословицу эту во Израиле: ибо все души Мои как душа отца, так и душа сына. Душа, которая согрешит, та умрет (Иез. 8:14). Из сего научаемся, что не Господь соделал смерть, а грех. Ибо душа, которая согрешит, та умрет. В настоящем месте говорится и то, что не на веки Израиль прогневал Господа грехами отцов, а своими заслугами и верою во Христа, он, спустя многое время, спасется. Следует заметить также, что кислым виноградом называются пороки и грехи; от него бывает оскомина на зубах, и те, кто ест его, не могут чувствовать приятности Того, о Котором говорится: вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33:9). Кто понимает Писания несообразно с истиною, тот ест виноград кислый. Поэтому все еретики, верующие превратному, не могут есть хлеба сходящего с небеси, но оскомина на зубах у них, не по грубости пищи, а по пороку зубов их.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 24-27 и живу́щiи во градѣ́хъ Иу́диныхъ и во все́й земли́ его́, ку́пно со земледѣ́лцемъ, и вознесе́тся во ста́дѣ. Я́ко упои́хъ вся́ку ду́шу жа́ждущу и вся́ку ду́шу а́лчущу насы́тихъ. Того́ ра́ди воста́хъ от сна́ и ви́дѣхъ, и со́нъ ми́ сла́докъ бы́сть. Се́, дні́е гряду́тъ, глаго́летъ Госпо́дь, и всѣ́ю Изра́иля и Иу́ду сѣ́мя человѣ́чо и сѣ́мя ско́тскоеь
Ст. 24-27 И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую. При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота
Потом снова Бог предвозвещает блага, какими насладятся по возвращении, и веселие, какое произойдет при сем. A cие: всею в дом Израиля и в дом Иуды семя человече, и семя скотское, означает множество.
Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)
Ст.27 Се, дние грядут, глаголет Господь, и всею Израиля и Иуду семя человечо и семя скотское.
Заключая завет с Авраамом, Господь обещал ему: Я произведу от тебя великий народ (Быт.12:2); весьма, весьма распложу тебя (Быт.17:6). После того как потомки Авраама, наследники данных ему обетований, нарушили завет свой с Господом (Иер.11:10), Господь стал «поражать детей» их (Иер.2:30), так что жена, имевшая семерых детей, покрылась стыдом безчадия (ср. Иер.15:9). Когда же Господь снова станет Богом своего народа (Иер.30:22), возобновит свои отеческие отношения к последнему, то следствием этого возстановления завета будет новое размножение Израиля. Прекратится то состояние страны, в котором она представлялась пустынею, без жителей (Иер.4:29) и даже без животных (Иер.4:25). Господь насадит новое насаждение (ср. Иер.31:22 по слав.-греч. переводу).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота
Бог изображается здесь как сеятель, щедрою рукою повсюду разбрасывающий семена жизни.
Ст. 27-40 Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина », но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа », ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф - имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила до ворот угольных, и землемерная вервь пойдет далее прямо до холма Гарива и обойдет Гоаф. И вся долина трупов и пепла, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки
Новый Завет
Господь Бог, доселе посылавший на иудеев в их страну такие ужасные бедствия, теперь будет заботиться непрестанно об умножении населения Иудеи и о благополучии ее обитателей. Проклятие за грехи предков, которое до сих пор тяготеет над иудеями, будет снято с них. Никто не будет страдать за чужие грехи. Но полное и окончательное блаженство для иудеев наступит тогда, когда Господь заключит с ними Новый Завет. Божественный Закон будет тогда начертан не на каменных скрижалях, но неизгладимо утвержден в сердцах людей. Самое же важное отличие этого будущего Завета состоит в том, что тогда народу будет даровано полное прощение грехов. Это все так же несомненно совершится, как несомненно тверд порядок в движении светил небесных. С топографической точностью пророк изображает далее дело восстановления Иерусалима, причем отмечается и то обстоятельство, что в новом Иерусалиме не будет более никакого скверного, нечистого места.