Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 32:18
Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф!
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 16–19 И, передав купчую запись Варуху, сыну Нирии, я помолился Господу: «о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его
И передав книгу купчую Варуху, сыну Нерии, я помолился Господу, говоря: увы, увы, увы, Господи Боже (или Ты, сущий, Господи Боже). Вот Ты сотворил небо и землю силою Твоею великою и мышцею Твоею протертою (или высокою); не будет для Тебя трудно (или невозможно) никакое слово (или по LXX, ничего у Тебя не сокрыто). Ты творишь милость тысячам, и за беззаконие отцев воздаешь в недро детям их после них. Крепчайший, великий, сильный (что по еврейски gibbor), Господь воинств (или сил) имя Тебе. Великий в совете и непостижимый мыслию, очи Коего отверсты на все пути сынов Адама (или человеческих), чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его. После совершенной по закону покупки поля и после определения Господа, по которому Он обещал, что и после будут владеть домами, полями и виноградниками, пророк молится Господу и скорбь сердца своего изливает в воздыханиях, говоря: увы, увы, увы, Господи Боже, вместо чего LXX перевели ὁὤν т. е. сущий Господи Боже, согласно с тем, что говорится Моисею: тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам (Исх. 3:14), – не в том смысле, чтобы другие не существовали, а в том, что иное дело существовать по милости Творца, и иное существовать по вечности своей природы. Пророк славословит Господа, и из созерцания тварей проповедует Творца. И сначала превозносит силу, милость и правду Его, явленные во всем роде человеческом, а потом переходит к Израилю, и хвалебною речью изображает, сколь великое Он оказал ему. И говорит, что после столь великих благодеяний, они, не помня добра Его, вызвали на горечь милосердие Его, так что город осажден и прежде вторжения в него врагов истреблен голодом, мечем и моровою язвою. Все же это предпослал для того, чтобы потом высказать то, что составляет по видимому упрек против определения Божия: а Ты говоришь мне, Господи Боже, купи за деньги поле и пригласи свидетелей, тогда как город передан в руки Халдеев. Таково содержание всего этого отдела. Теперь обратимся к частностям. Ты сотворил небо и землю силою Твоею великою. Иоанн говорит о Сыне: вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3). Ибо Он есть Божия сила, по слову апостола: Христос Божия сила и Божия премудрость (1Кор 1:21). И мышцею Твоею простертою, или высокою, из каковых выражений и то и другое означают действие поражающего. Это та мышца, о которой Писание говорит: и мышца Господня кому открыся (Ис. 53:1). Не будет для Тебя трудно никакое слово. Ибо невозможное у людей возможно у Бога; или для Которого ничто не сокрыто, – по оному слову Псалмописца: яко тма не помрачится от Тебе и нощь яко день просветится (Пс. 138:12). Ты творишь милость тысячам и беззакония отцев воздаешь в недро детям их после них. Велика милость Творца, простирающего милосердие Свое на тысячу родов и являющего правду Свою в другом поколении. Правда эта также соединена с милосердием, ибо Бог не тотчас наказывает согрешающего, но ожидает покаяния, так что после долгой отсрочки наказание воздается только детям, если они будут подражать порокам родителей. Крепчайший, великий, сильный, Господь воинств, или сил, имя Тебе. Имена эти обозначают могущество Творца. Впрочем собственно имя Бога есть Отец, – имя открываемое в Евангелии Господом, который говорит: Отче, явих имя Твое человеком. Великий в совете. И дерзает кто – либо проникать в тайну Господа и судить о судах Его! И непостижимый мыслью. Кого не может постигнуть мысль, каким образом может обнять слово? Коею очи отверсты на все пути сынов Адама. Следовательно напрасно человек думает укрыться от ведения Божия. Словами: чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его указывает на то, что иногда по чрезвычайному долготерпению суды Его кажутся несправедливыми. Это место апостол подробнее объясняет в послании к Римлянам: разве ты не знаешь, яко благость Божия на покаяние тя ведет; по жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божья (Рим. 2:4-5). Итак чем позже воздаяние согрешающим, тем оно справедливее, как это видно из примера Фараона, который не вразумившись десятью казнями, а упорствуя в своем жестокосердии, наконец был поглощен волнами Чермного моря (Исх. гл. 14).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Принес я молитву Богу, говорит Пророк, сказав следующее: Ты создатель неба и земли, над всем назираешь, не утаится от Тебе ничтоже, ни настоящее, ни будущее; у Тебя неизмеримые сокровища милости, и Ты же требуешь отчета за грехи. Но если и дети будут подражать лукавству отцов, Ты налагаешь на них большие наказания, как на не вразумившихся бедствиями отцов.
Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)
Ст.18-19 творяй милость в тысящы и отдаяй грехи отчи в недра чад их по них: Бог великий и крепкий, Бог велика совета и силен делесы, Бог великий Вседержитель и великоименит Господь: очи Твои отверсты на вся пути сынов человеческих, дати комуждо по пути его и по плоду начинаний его:
Если Бог «творит милость в тысящи и отдает грехи отчи в недра чад их по них»: то Он делает это, не нарушая законов Своего правосудия, по которым Он «воздает комуждо по пути его». Он милостив только к тем, которые сами исполняют волю Его, не полагаются исключительно на достоинства своих предков, а на благоволение Божие к ним. Но и за грехи отцов он наказывает только тех потомков, которые сами подражают грехам предков. Ср. толков. Иер.31:29,30.
Бог велика совета и силен делесы, Бог великий Вседержитель и великоименит Господь – перевод, следующий Ват. сп. и Альд. изд. перевода 70 толковников. Согласнее с евр. текстом чтение Комплют. изд., в сущности сходное и с лат. вульгатою: ϰύριος τῶν δυνάμεων ὄνομα αὐτῷ, μέγας βουλῇ ϰαὶ δυνατὸς τοῖς ἒργοις = «Господь сил имя ему, велик советом и силен делесы».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-25 И, передав купчую запись Варуху, сыну Нирии, я помолился Господу: «о, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его, Который совершил чудеса и знамения в земле Египетской, и совершаешь до сего дня и в Израиле и между всеми людьми, и соделал Себе имя, как в сей день, и вывел народ Твой Израиля из земли Египетской знамениями и чудесами, и рукою сильною и мышцею простертою, при великом ужасе, и дал им землю сию, которую дать им клятвенно обещал отцам их, землю, текущую молоком и медом. Они вошли и завладели ею, но не стали слушать гласа Твоего и поступать по закону Твоему, не стали делать того, что Ты заповедал им делать, и за то Ты навел на них все это бедствие. Вот, насыпи достигают до города, чтобы взять его; и город от меча и голода и моровой язвы отдается в руки Халдеев, воюющих против него; что Ты говорил, то и исполняется, и вот, Ты видишь это. А Ты, Господи Боже, сказал мне: «купи себе поле за серебро и пригласи свидетелей, тогда как город отдается в руки Халдеев
Молитва пророка о разъяснении смысла этого действия
В своей молитве пророк исповедует веру во всемогущество и справедливость Иеговы. То и другое Иегова обнаружил особенно по отношению к израильскому народу, который Он ранее сильною рукою вывел из Египта, а теперь, за непослушание, подверг всем ужасам осады. Предвидя, что вся страна иудейская назначена Богом на опустошение, пророк спрашивает, для чего же Господь, повелел ему купить участок земли.