Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 32:35
Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду
И построили высоты (или жертвенники) Ваалу, которые находятся в долине сына Енномова, чтобы посвящать сыновей своих и дочерей своих идолу Молоху. Вместо посвящать в еврейском стоит ebir, что Акила и Симмах перевели проводить (через огонь), а LXX и Феодотион приносить. О долине сынов Енномовых, которая по еврейски Geennom, подробнее мы говорили выше, что она находится при потоках Силоама, и своею приятностью, так как это место влажное, возбуждала народ к разгулу, за которым следует идолопоклонство. Нужно заметить также, что жертвенники и высоты называются по- еврейски bamoth, – заметить для тех, кои сомневаются, что значит это слово в книге Самуила и Царей. Молох есть идол Аммонитян и в переводе значит царь. Указывает же божественное Писание, что на этом месте народ служил не только идолу Ваалу, но и Молоху и всем демонам.
Чего Я не повелевал им, и что не приходило на сердце Мое, чтобы они делали эту мерзость и вводили в грех Иуду. В капище Ваала и Молоха почитали демонские изображения собственно колена Иудино и Вениаминово; десять же колен, которые называются Самариею, Иосифом и Ефремом, как известно, почитали золотых тельцов в Вефиле и Дане. И столь велико было зло сделанное народом, что Бог свидетельствует, что Он никогда не думал и не приходило на сердце Ему, что они сделают это. Все это человекообразно (ἀνϑρωποπάϑως).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
И соградиша требища Ваалу, яже в дебри сына Енномля, башни, которая в Геве. Из сего видно, что Тафеоф [Молох в синод. переводе] было имя идола: потому что «ваал» – общее именование идолов. Сказует же Пророк, что в сих местах отваживались на yбиение сынов и дочерей. За сие то, говорит Бог, предал Я город сей мечу, гладу, мору и рабству. Однако же, по истечении определенного времени, снова дам порабощенным свободу, возвращу их в отечественную землю, и сподоблю прежняго о них попечения.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 26-44 И было слово Господне к Иеремии: вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня? Посему так говорит Господь: вот, Я отдаю город сей в руки Халдеев и в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он возьмет его, и войдут Халдеи, осаждающие сей город, зажгут город огнем и сожгут его и домы, на кровлях которых возносились курения Ваалу и возливаемы были возлияния чужим богам, чтобы прогневлять Меня. Ибо сыновья Израилевы и сыновья Иудины только зло делали пред очами Моими от юности своей; сыновья Израилевы только прогневляли Меня делами рук своих, говорит Господь. И как бы для гнева Моего и ярости Моей существовал город сей с самого дня построения его до сего дня, чтобы Я отверг его от лица Моего за все зло сыновей Израиля и сыновей Иуды, какое они к прогневлению Меня делали, они, цари их, князья их, священники их и пророки их, и мужи Иуды и жители Иерусалима. Они оборотились ко Мне спиною, а не лицем; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления, и в доме, над которым наречено имя Мое, поставили мерзости свои, оскверняя его. Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду. И однако же ныне так говорит Господь, Бог Израилев, об этом городе, о котором вы говорите: «он предается в руки царя Вавилонского мечом и голодом и моровою язвою », - вот, Я соберу их из всех стран, в которые изгнал их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их на место сие и дам им безопасное житие. Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня. И буду радоваться о них, благотворя им, и насажду их на земле сей твердо, от всего сердца Моего и от всей души Моей. Ибо так говорит Господь: как Я навел на народ сей все это великое зло, так наведу на них все благо, какое Я изрек о них. И будут покупать поля в земле сей, о которой вы говорите: «это пустыня, без людей и без скота; она отдана в руки Халдеям»; будут покупать поля за серебро и вносить в записи, и запечатывать и приглашать свидетелей - в земле Вениаминовой и в окрестностях Иерусалима, и в городах Иуды и в городах нагорных, и в городах низменных и в городах южных; ибо возвращу плен их, говорит Господь
Божественное объяснение
Господь отвечает пророку, что Иерусалим действительно будет взят халдеями, и указывает на причину этого — отступление от Бога и идолослужение. Тем не менее Господь не навсегда отвергает Свой народ. Он снова соберет его из разных стран, по каким тот будет рассеян, и заключит с ним Новый вечный Завет. Тогда-то земельные участки в Иудее снова будут возвращены их владельцам.