Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-5 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем

Так по крайней мере отныне воззови ко Мне: Отец мой, Ты руководитель девства моего! Неужели Ты будешь гневаться навсегда, или пребудешь таковым в конец? Еретики, не хотящие обратиться к Отцу своему, пусть устыдятся и услышат: по крайней мере отныне воззови ко Мне: Отец мой, Ты руководитель девства моего! Он Сам обручает душу вашу для объятий Своих и учит, как должно молиться и приносить покаяние. Но чем милостивее Он, показывающий путь спасения после блуда, тем презреннее блудница, не желающая после ран получить исцеление. Вот ты сказала и сделала злое и возмогла. Вместо слов покаяния, ты богохульствовала словами надмения; ты выполнила помысл свой лукавый и показала против мужа силу свою, что ты можешь делать то, о чем ты говорила.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.4-5 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем.

Ст.4-5 (церк-сл.) Не аки ли домом Мене нарекла еси и Отцем и вождем девства твоего? Еда пребудет во век, или сохранится в победу? Сия глаголала еси, и сотворила еси злая, и возмогла еси.

     Не Мне ли давал ты древле сии родственные именования, называя Меня, то отцом, то мужем девства, то домом прибежища? Ибо так говорит и блаженный Давид: «будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня» (Пс.30:3).

     Еда пребудет во век? -  т.е. твоя ложь и шутливость речей. - или сохранится в победу? - Ужели думаешь, что сам преодолеешь и победишь?

     Потом говорит с укоризной: «Сия глагола еси, и сотворила еси злая, и возмогла еси», т.е. думал посмеяться и бежать, отважившись на такие беззакония.
 

Толкование на пророка Иеремию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст. 4-5 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! Неужели всегда будет Он во гневе? И неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем.

Ст. 4-5 (церк-сл.) Не а́ки ли до́мом мене́ нарекла́ еси́ и Отце́м и вожде́м де́в­ст­ва тво­его́? Еда́ пребу́дет во ве́к, или́ сохрани́т­ся в побе́ду? Сия́ глаго́лала еси́, и сотвори́ла еси́ зла́я, и воз­могла́ еси́.

На словах, устами не перестает Израиль выражать свою преданность Господу; он даже убежден, что гнев Божий не продолжится, не может продолжиться нескончаемое время. На деле же не только не перестает совершать те же самые грехи, за которые постигло его несчастие, но и более и более укрепляется в порочной жизни. Иеремия – от лица Господа – говорит здесь то же, что сказал он в другом месте (Иер. 7:9-10): вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите в след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: мы спасены, – чтобы впредь делать все эти мерзости. Поступая таким образом, они делали дом Господень домом разбойников (Иер. 7:11), другими словами – являясь в храм Господень, не переставали быть разбойниками. Призывали своими устами имя Божие, но в сердце своем упорно оставались противниками воли Божией, преступниками Его закона. Иеремия говорит то же, что сказал однажды Бог чрез пророка Исаию: приближается ко Мне народ сей устами своими, и устами своими почитает Меня; но сердце его далеко от Меня (Ис. 29:13).

Не а́ки ли до́мом мене́ нарекла́ еси́. «Наречь Бога домом», по толкованию блаженного Феодорита, значит считать его домом прибежища, (ср. Пс. 30:3), 70 толковников вм. מֵעַתָּה читали כְּבֵיתָה.

Еда́ пребу́дет во ве́к, или́ сохрани́т­ся в побе́ду: 70 толковников вм. הֲיִנְטֹר и יִשְמֹר читали הֲיִנָּטֵר и יִשָּׁמֵר. Масор. чтение буквально значит: «вечно ли будет Он хранить (гнев), постоянно ли питать негодование?»

Толкования на Книгу Святого пророка Иеремии. Часть 1–2

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Иер.3:1-5

Ст. 2-4 (церк-сл.) Воздвигни очи твои на правоту и виждь, где не смесилася еси? На путех сидела еси аки врана особящаяся и осквернила еси землю в любодеяниих и в лукавствех твоих, и имела еси пастырей многих в претыкание себе: лице жены блудницы бысть тебе, не хотела еси постыдетися ко всем. Не аки ли домом Мене нарекла еси и Отцем и вождем девства твоего?

Синайский феократический завет Бога с Евреями подобен брачному союзу. Закон гласит, что жена, получившая развод от своего законного мужа и вышедшая затем за другого, уже не может после того возвратиться к своему первому мужу, чтобы восстановить во всей силе первый брак; она считаеся уже оскверненною (Втор. 24:1-4). Израиль еще более нарушил первый завет свой с Господом, блудодействуя со многими пастырями и многократно возвращаясь к Господу, который милостиво и снисходительно принимал заблудшего. Но эта милость Божия не исправила развращенного народа. Вот, и доселе видны на высотах («на правоту» – на высоту) предметы идолопоклонства и вся земля Господня осквернена нечестием народа, который уподобился бесстыжей блуднице. Если и теперь из уст такого народа слышатся воззвания к Богу: «Ты – дом прибежища моего, отец и вождь девства моего!» (Иер.3:4), то это только на словах, а на деле он преуспевает лишь во зле.

Толкование на книгу пророка Иеремии

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем

Не будешь ли отныне… — правильнее: не взывала ли ты ко Мне только что: «Отец мой» и т. д. Пророк имеет в виду те благочестивые порывы, которые Израиль проявил при начале религиозных реформ царя Иосии (4Цар. 23:3), но которые скоро сменились полнейшим равнодушием к этому святому делу. Поэтому-то пророк и говорит, что Израиль, как настоящая блудница, только обещает быть верной своему мужу, а на деле поступает совершенно противно своим обещаниям.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 3:1

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible