Скрыть
Когда он еще не отошел, сказал Навузардан: пойди к Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова, которого царь Вавилонский поставил начальником над городами Иудейскими, и оставайся с ним среди народа; или иди, куда нравится тебе идти. И дал ему начальник телохранителей продовольствие и подарок и отпустил его.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Иер. 40:1-16

Потом Пророк извещает, что говорит ему архимагир Навузардан: Господь Бог твой изрек это бедствие на место сие, и навел его Господь и сделал то, что сказал; потому что вы согрешили пред Господом и не слушались гласа Его, за то и постигло вас это (Иер.40:2-3).
И из сего яствует, что Бог изначала избрал Израиля в благодеяние иным народам; потому что чудеса, совершенные ради Израильтян, всех приводили в изумление, и ясно научали, что Бог их есть единый истинный Бог, а также и скорбные события, с ними приключавшиеся, как их обвиняли в беззакониях, так провозглашали и правдивость Божия приговора. Посему и теперь Навузардан сказал, что по достоинству они наказаны, и Бог сотворил сие правдиво. Потом отдает на выбор Пророку, и если изберет для жительства Вавилон, обещает ему там свои услуги, а если пожелает остаться в Иудеи, дает обещание оставить, и говорит: Вот, вся земля перед тобою; куда тебе угодно, и куда нравится идти, туда и иди: и прежде нежели уйду, ты иди, и «пойди к Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова, которого царь Вавилонский поставил начальником над городами Иудейскими, и оставайся с ним среди народа; или иди, куда нравится тебе идти» (Иер.40:4-5). Ты полновластен, говорит Навузардан, и состоишь вне моей власти, под Божиим владычеством; делай, что угодно тебе. Сказав это и подобное сему, и дав Пророку многие дары, отпустил его; и пошел он к Годолии. Потом Пророк рассказывает, что и те из князей, которые спаслись бегством от Вавилонян, узнав о Годолии, пришли к нему, и Годолия с клятвой уверил их, что ничего горестного не потерпят от Халдеев, и советовал им собирать земные плоды, и в мире наслаждаться благами мира. Возвратились также бежавшие к Идумеям, Моавитянам, Аммонитянам, когда узнали, что правителем стал Годолия. Потом Пророк извещает, что Иоанан с другими князьями донес Годолии о некоем злоумышлении, составляемом Измаилом, но доносившие не могли уверить Годолию, что говорят истину, и Иоанан домогался тайно убить Измаила. Зачем допускать, чтобы он убил тебя, и чтобы все Иудеи, собравшиеся к тебе, рассеялись, и чтобы погиб остаток Иуды? (Иер.40:15). Но Годолия, выслушав это, не дал согласия, а запретил исполнить сие предприятие, обвинение называя клеветой.

Толкование на пророка Иеремию

Димитрий Ростовский, свт. (†1709)

Когда он еще не отошел, сказал [Навузардан]: пойди к Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова, которого царь Вавилонский поставил начальником над городами Иудейскими, и оставайся с ним среди народа; или иди, куда нравится тебе идти. И дал ему начальник телохранителей продовольствие и подарок и отпустил его

Покидая разграбленный и разоренный Иерусалим, Навузардан поставил над опустошенной Иудеею областным начальником Годолию, сына того Ахикама, который однажды избавил Иеремию от рук убийц и который избрал себе местожительство уже не в Иерусалиме, а в Массифе*, подле Иерусалима. Там же поселился и пророк Иеремия, чтобы жить, по распоряжению Навузардана, под охраной и покровительством областного начальника.

Пользуясь свободой и наступившим успокоением своей страны, святой Иеремия вместе с благоговейными священниками и левитами взял сохранявшуюся у него святыню дома Божия и отнес ее на гору в земле Моавитской, за рекой Иорданом, близ Иерихона, с которой некогда пророк Моисей созерцал обетованную землю, на которой он умер и погребен на месте, никому неизвестном (Втор. 34). На той горе пророк Иеремия нашел пещеру, внес в нее кивот завета; вход в эту пещеру загородили большим камнем. И камень этот как бы запечатал Иеремия, начертав на нем своим перстом имя Божие, — причем написание то было подобно написанию железным острием, ибо твердый камень под пишущим пальцем пророка был мягок как воск, а после опять отвердел по свойству своей природы. И сделалось место оное крепко, как бы отлитое из железа. После того святой Иеремия, обращаясь к сопровождавшим его людям, сказал: «Отошел Господь от Сиона на небо! — и возвратится Он с силою, а знамением Его пришествия будет: когда все народы земные поклонятся древу», (крестному, на котором распят Спаситель мира Господь Иисус Христос).

К тому Иеремия еще присовокупил, что ковчега того никто не может вынести с этого места, только Моисей и скрижалей завета, которые в ковчеге, никто из священников не раскроет и не прочитает, только Аарон, угодник Божий; в день же всеобщего воскресения он вынесен будет из-под запечатанного именем Божиим камня и поставлен на Сионской горе, и все святые соберутся к нему в ожидании пришествия Господа, Который избавит их от страшного врага — антихриста, ищущего их смерти. Когда святой Иеремия говорил это священникам и левитам, внезапно облако покрыло ту запечатленную пещеру и никто не мог прочитать имени Божия, начертанного на камне перстом Иеремииным, даже самое место оное сделалось неузнаваемо, так что никто не мог указать его. Некоторые из присутствовавших там и желали бы приметить это место и путь к нему, но никак не могли того сделать. Пророк же в духовном озарении сказал им: «Место это ни для кого не будет ведомо, доколе Господь не соберет соборы людей, а тогда, умилосердившись, Он покажет это место, — тогда явно для всех обнаружится слава Божия на нем и облако будет осенять его как то было при Моисее (Лев. 9:23-24) и при Соломоне» (3Цар. 8:10-11).

Так и остается в неизвестности пещера та, и неведомо будет то место до кончины мира; но слава Божия прикровенно осиявает кивот завета светлым пламенеющим облаком, как покрывала она его в скинии Моисеевой и храме Соломоновом, ибо озарение ее не может прекратиться!

По прошествии семидесяти лет, по возвращении из плена вавилонского, иудеи построили в Иерусалиме новый храм, но в нем уже не было славы древнего храма святыни Господней; сделан был тогда из золота новый кивот, по образцу Моисеева, устроено было, также по прежнему образцу, и все то, что находилось внутри его и что окружало его, но в нем уже не было чудодейственной силы, не осиявала его слава Божия. Сохранялся в новом храме только небесный огонь из прежнего храма, сокрытый, как сказано выше, в колодезе пророком Иеремиею и найденный впоследствии священниками.

* Массифа находилась недалеко от Иерусалима и в древности была местом молитвы; Самуил там принес жертву всесожжения пред отражением евреями напавших филистимлян (1Цар. 7:1-17).

Житие и страдание святого пророка Иеремии

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Когда он еще не отошел, сказал Навузардан: пойди к Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова, которого царь Вавилонский поставил начальником над городами Иудейскими, и оставайся с ним среди народа; или иди, куда нравится тебе идти. И дал ему начальник телохранителей продовольствие и подарок и отпустил его

Иеремия, очевидно, сначала не высказал желания оставить своих плененных соотечественников. Но потом, когда он услыхал, что и в Иудее еще остается община под управлением иудейского же начальника, он счел лучшим для дела остаться в Иудее, где могла снова возродиться теократическая жизнь.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 40:1

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible