Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Книга пророка Иеремии 6:20
Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне
Для чего приносите мне ладан из Савы и тростник благовонный из земли далекой? Всесожжения ваши неприятны, и жертвы ваши Мне не угодны. Всякому известно, что ладан идет из Савы, откуда и известный Виргилиевский стих: «и сотня алтарей курятся ладаном из Савы» (Энеид. 1) А относительно тростника, который по-еврейски называется сапе, вместо чего LXX и Феодотион перевели корица (cinnamum), слово пророка свидетельствует, что он идет из страны дальней, давая разуметь Индию, из которой Красным морем идет очень много ароматов. Этот род мази врачи называют χασίαν σύριγγος. Смысл таков: напрасно для приготовления мира приносите мне предписанные законом благовонные масти и возжигаете всесожжения, вы, которые не творите воли Моей, данной в законе, согласно с сказанным вами: словес Моих не слушали и закон Мой отвергли. Это собственно относится к тем, кои приносят жертвы от грабежа и обнажения бедных и думают, что милостынями от неправды они могут искупить грехи. Избавление мужа души, говорит Писание, свое ему богатство (Притч. 13:8), собираемое не от неправды, но тру дом и правдою.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вскую Мне кадило от Савы приносишь, и «кинамон от земли дальней? Всесожжения ваша не суть приятна, и жертвы ваша не усладиша Мя». Если и тогда, как в силе был закон, признавалось сие излишним, то напрасно безумствовали Иудеи, по отмене закона стараясь об излишествах закона, как о чем-то необходимом. Снова же Пророк предсказывает (Иер.6:21) «болезнь», коею были они связаны, не только принуждаемые рабствовать, но и делаясь для всех ненавистными. После сего начинает пророчество о царе Вавилонском, и о царях с ним ополчившихся и описывает их силу, их вооружение, жестокость и зверство нрава (Иер.6:22-23). Сказует же и о боязни Иудеев. Ибо говорит: (Иер.6:24)
Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)
6:20. Вскую мне кади́ло от Савы̀ прино́сите, и кинамон от земли да́льния; всесожже́ния ва̑ша не суть приятна, и же́ртвы ваша не услади́ша мя.
6: 20. Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши не угодны, и жертвы ваши неприятны Мне.
16–26. Напрасно Господь, чрез своих пророков, убеждал народ обратиться на путь добра. Народ упорствует в своем непослушании и коснеет в своих пороках. За то Господь, пред всеми народами, объявляет ему наказание. Его, Святейшаго, не умилостивят лицемерными жертвами. Народ воинственный и жестокий идет с севера и наведет страх и ужас на иудеев. Глубокая печаль и уныние наполнит сердца этих последних.
20. «Ладаном», или ливаном (ср. примеч.) называлась благовонная смола неизвестно какого дерева. Сава (שְׁבָא), откуда получалась эта смола в Палестине, была область Счастливой Аравии, известная в древности вообще благовонными веществами, золотом и драгоценными камнями (см. Ис.60:6, Иез.27:22; ср. Пс.71:10, 3Цар.10:1 и сл.). И кинамон от земли да́льния. Евр. выражение, соответствующее слову «кинамон» буквально значит: трость добрая (или тростник добрый). По смыслу своему, это выражение тожественно с выражением: «трость благовонная» Исх.30:23. Этот благовонный тростник не был также туземным растением Палестины. Из какой дальней страны получался он здесь, неизвестно. Ладан и благовонный тростник были приносимы в храм Господень вместе с другими жертвами. О ливане это положительно известно из Иер.17:26, Иер.41:5. О благовонном тростнике известно только, что он входил, как одна из составных частей, в миро помазания, которым помазана была скиния свидения и все ее богослужебные принадлежности (Исх.30:23 и сл.). Что он приносим был также и как жертва или как прибавка к жертвам, это можно сказать только предположительно. Вторая часть стиха, в двух параллельных одно другому предложениях, говорит о жертвах, которые были обязательны для каждого еврея, между тем как ливан и благовонный тростник были, вероятно, не обязательными приношениями, которые только дозволялись лицам богатым. Итак, какими бы вещественными дарами ни старались евреи угождать Господу, исполняли ли они только предписания закона относительно жертв, или даже делали и сверхдолжные приношения, – во всяком случае они не достигали своей цели. Благоволение Божие не обещается им – почему? Ответ на этот вопрос дается только связию пророческой речи. Именно в Иер.6:16 и сл. Господь говорит, что Он (чрез пророков) убеждал евреев, жизнь свою сообразовать с указаниями закона Господня, и только в исполнеии этого закона указывал средство найти душевный покой. Другими словами, всякий поступок в жизни должен сопровождаться мыслию о Господе, желанием исполнить Его волю. Духу закона Божия противно показывать в храме, пред жертвенником, свое благоговение к Богу, а вне храма на каждом шагу нарушать Его закон. Духу закона Божия противно внешним образом служить Богу, а в душе питать упорно беззаконные намерения. Ср. Ис.1:13, Ис.66:3.
Вскую мне кади́ло от Савы̀ прино́сите. Слову «кадило» в греч. тексте соответствует слово λίβανον, созвучное с соответствующим еврейским לְבוֹנָה и в Иер.17:26 по славянски оставленное без перевода: «ливан» = ладан. «Приносите» соответствует русскому идет: 70 толковников читали תָּבִיאוּ вм. תָּבוֹא. Кинамо́н – оставленное без перевода греческое слово ϰινάμωμος или ϰιννάμωμος – в переводе на русский язык значит: «корица».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 18-21 Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет. Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли. Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне. Посему так говорит Господь: вот, Я полагаю пред народом сим преткновения, и преткнутся о них отцы и дети вместе, сосед и друг его, и погибнут
Все народы приглашаются выслушать приговор Божий над иудеями. Иудеи не слушали слов Иеговы, думая покрыть все свои преступления принесением отборных курений и жертва (ладан из Савы или Счастливой Аравии и благовонный тростник из заграницы не были обязательными приношениями). Поэтому Бог положит пред иудейским народом преткновения, т. е. пошлет на них народы с севера.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Иер. 6:9