Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 9:26
Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 25–26 Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем
Вот приходят дни, говорит Господь и Я посещу всякого имеющего крайнюю плоть обрезанною, Египет и Иудею, и Едом и сыновей Аммонових, и Моава и всех стригущих волосы, живущих в пустыне, ибо все народы имеют крайнюю плоть, а весь дома Израилев не обрезан сердцем. Жители многих языческих стран и в особенности сопредельных с Иудеею и Палестиною, до сих пор частью обрезываются, и особенно Египтяне, Идумеяне, Аммонитяне, и Моавитяне и весь народ Сарацинский, живущий в пустыне и о котором говорится: всех стригущих волосы, живущих в пустыне. Итак, Иуда, живущий среди указанных народов не должен хвалиться тем, что он не имеет крайней плоти, а по закону Божию обрезан, когда это делают и другие, которые не исполняют заповедей закона и не знают Бога Израилева.
Обрезание, данное в знамение, не приносит пользы, если не исполняются заповеди Господа, как и волосы, которые обозначают народ, а не крепость телесную и не храбрость ратников. Дальнейшие же слова: все народы, имеют крайнюю плоть, а весь дом Израилев не обрезан сердцем, имеют такой смысл: тогда как, кроме Египтян, Идумеян, Аммонитян и Моавитян и живущих в пустыне Измаильтян, кои большею частью обрезаны, все другие народы во всем мире не обрезаны плотью, — весь дом Израилев не обрезан сердцем, хотя и не плотью, каковое необрезание ведет к смерти; ибо то необрезание плоти, а это необрезание духа.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
9:26 Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем.
Идумеи, ведя род свой от Исава, обрезывались по закону, данному Аврааму; Аммониты же и Моавиты, как живущее в соседстве с Израильтянами, соревновали им по родству; и происходившие от Измаила и Хеттуры обрезались по закону предков. Их-то и называет Пророк «стригущих волосы на висках» потому что имели обычай выщипывать волосы на щеках. Египтян же научило обрезанию пребывание у них народа Божия. Пророк в ряду с ними поставил Иуду, смиряя их кичливость. А в последующих словах возводит на них еще большее обвинение:
Ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем.
Посему и ветхозаветные писания указуют и пользу духовного обрезания и неблагообразность телесного обрезания; потому что Пророк обвинил не народы необрезанные, но Иудеев, обрезанных телесно, и имеющих необрезанное сердце.Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем
Египтяне издревле совершали обряд обрезания. Точно также и родственные евреям едомитяне, аммонитяне и моавитяне имели у себя в эпоху Иеремии обряд обрезания. Впрочем впоследствии у едомитян, этот обряд вышел из употребления и только Иоанн Гиркан принудил их восстановить его. — Стригущие волосы на висках — это арабы, совершавшие этот обряд с целью угождения богам своим. — Эти народы необрезанны, т. е. с вашей точки зрения, их обрезание не имеет никакого значения и не делает их участниками теократической жизни. Точно также и иудеи не могут надеяться на свое обрезание, потому что у них не обрезано сердце, т. е. они далеки сердцем от Бога.
Особые замечания к VII–IX гл. Храмовая речь, заключающаяся в VI–IX гл., очевидно, представляет собою в обстоятельном изложении ту речь, какая кратко изложена в 26 гл. ст. 4-й и сл., и значит, за нее пророк претерпел те взыскания, о каких говорится в 26 гл. Вся эта речь проникнута живым пророческим одушевлением и несомненно представляет подлинное произведение Иеремии. Только 23–26 ст. IX главы, тоже, конечно, принадлежащие Иеремии, не находятся в связи с речью и им собственно следовало бы стоять отдельно. Некоторые толкователи (напр. Оrelli) полагают также, что 7 гл. ст. 16–20 и 27, в которых содержится откровение, направленное лично к Иеремии и 8:18 и сл. 9:2 и сл., где пророк изливает свои чувства, представляет собою вставки, сделанные пророком в храмовую речь тогда, когда он диктовал ее переписчику. Но нет, собственно в этих отрывках ничего такого, что не могло бы быть передано и в слух всего народа во храме.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Иер. 9:23