Скрыть
Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-36 Взяша же камение паки Иудее, да побиют Его. Отвеща им Иисус: многа добра дела явих вам от Отца Моего: за кое их дело камение мещете на Мя; Отвещаша ему Иудее, глаголюще: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога. Отвеща им Иисус: несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте; Аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание: Егоже Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий Есмь

Так именно поняли Его и иудеи, и потому стали бросать в Него камни. Однако ж, несмотря и на это, Он не опроверг такого их мнения и предположения. Между тем, если бы они сделали предположение неправильное, следовало бы поправить их и сказать: для чего вы это делаете? Я сказал это не для того, чтобы приписать Мне и Отцу равное могущество. Но Он поступает совсем напротив: Он утверждает и одобряет их предположение, и все это – несмотря на их ожесточение. Он не только не извиняется в Своих словах, как нехорошо сказанных, а, напротив, еще их укоряет в том, что они имеют о Нем не надлежащее понятие. Так, когда они сказали: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога (Ин. 10, 33), – послушай, что Он отвечает: аще оных рече писание богов, к нимже слово Божие бысть, како вы глаголете, яко хулу глаголю, зане рех: Сын Божий есть? (см.: 10, 35–36). А эти слова означают вот что: если те, которые получили это название по благодати, не подвергаются обвинению, когда называют себя богами, то как может по справедливости подлежать укоризне Тот, Кто имеет это по естеству? Но Он так не сказал, а доказал это после, употребив наперед выражения более смиренные и сказав: Его же Отец святи и посла в мир (ст. 36).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 31-36 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги» (Пс. 81, 6)? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - тому ли, которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что я сказал: Я Сын Божий

Так как Господь сказал, что Я и Отец - одно, разумеется, по власти и силе, и показал, что рука Его и Отца одна, то иудеи сочли это за богохульство и хотели побить Его камнями за то, что Он делает Себя равным Богу. Господь, обличая их и показывая, что они не имеют никакой благословной причины к неистовству против Него, но ярятся напрасно, напоминает им о чудесах, какие Он совершил, и говорит: Я показал вам много добрых дел; за которое из них хотите побить Меня камнями? Они отвечают: мы хотим побить Тебя камнями за богохульство, за то, что Ты делаешь Себя Богом. Он не отрицает этого, не говорит, что Я не делаю Себя Богом, Я не равен Отцу, но еще более утверждает их мнение. А что Он Бог, доказывает это тем, что написано в законе. Законом же называет и книгу Давида, равно как и все Писание. Слова Его имеют такой смысл: если получившие обожение по благодати суть боги (Пс. 81, 6), и это не поставляется им в вину, то какая справедливость, когда вы осуждаете Меня, Который по естеству - Бог, Которого Отец освятил, то есть определил на заклание за мир? Ибо отделенное Богу называется святым. Очевидно, когда Отец освятил Меня и определил на спасение мира, Я не равен прочим богам, но есмь истинный Бог. Если же и те, к которым было Слово Божие, то есть Я, ибо Я - Слово Божие, и Я, вселившись в них, даровал им сыноположение, если они суть боги, то тем более Я могу без всякой вины называть Себя Богом, Я, Который по Естеству Своему Бог, и прочим дарую обожение. - Да постыдятся сих слов ариане и несториане. Ибо Христос есть Сын Божий и Бог по Существу и Естеству, а не тварь, и дает обожение прочим, к которым было Слово Божие, а не обожается Сам по благодати. Очевидно, Он настоящими словами отличает Себя от обожаемых по благодати и показывает, что обожение даровал им Он, будучи Слово Божие и вселившись в них. Ибо это обозначается словами: «к которым было Слово Божие», с которыми было, в которых обитало. Как же Я богохульствую, когда называю Себя Сыном Божиим? Ибо хотя Я ношу плоть и происхожу от потомства Давидова, но вы не знаете тайны и того, что плотское естество человеческое не иначе могло принять беседу с Богом, как только если Он явится ему во плоти, как бы под завесою.

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвеща им Иисус: несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте

Законом, в этом месте, Иисус Христос назвал книгу Псалмов, так как изречение это находится в Псалтири. Эта книга тоже есть закон, потому что и она заключает в себе Богодухновенные слова, потому что и она руководит и наставляет людей.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? (Ин.10:34-36)

Иисус отвечал им: ответ Господа разделяется на две части. Оправдывая Себя в возводимом на Него обвинении в богохульстве, Он из Писания доказывает, что не богохульствует, называя Себя Сыном Божиим (Ин.10:34-36), и потом из дел Своих доказывает, что Он одно с Отцом (Ин.10:37-38). Кратко выразить доказательства, приводимого Господом из Писания, можно так: если Писание, называя богами особенных посредников между Богом и Его народом, как прообразов истинного посредника между Богом и человечеством – Мессии, не богохульствует; если «те, которые получили это название по благодати, не подвергаются обвинению, когда называют себя богами» (Злат.): то нет никакого права называть богохульством слова Мои, что я Сын Божий, потому что Я действительный посланник – посредник между Богом и людьми, освящённый и посланный Богом как исполнение всех тех посредников – прообразов, которых, не богохульствуя, Писание называет богами.
– В законе вашем: слово закон означает собственно Пятикнижие Моисеево, в котором изложены богодарованные чрез Моисея законы, но употребляется иногда в приложении и ко всему Ветхому Завету, так как весь он есть слово Божие, а слово Божие есть закон для человека (Ин.12:34,15:25;Рим.3:191Кор.14:23).
– Я сказал: вы боги. Указываемое место находится в Псалме 81, ст. 6. Особенные чрезвычайные органы божественной воли называются от Самого Бога богами в особенных исключительных случаях. Посылая Моисея и Аарона к фараону, Бог говорит Моисею об Аароне: он будет твоими устами (так как Моисей был косноязычен), а ты будешь ему вместо Бога (с подлинника Богом), Исх.4:16Господь сказал Моисеюсмотри, Я поставлю тебя Богом фараону. Исх.7:1. Поэтому и другие непосредственные органы Бога в отношении к народу, например судьи, назывались (конечно, не в строгом собственном смысле) богами (ср. Исх.21:6,22:28), точно так же и цари (Зах.12:8) и пророки, как видно из вышеприведённых слов Божиих к пророку Моисею. Итак, органы воли Божией и посредники между Богом и народом в качестве примирителей праведного Бога с неправдами народа, они были, вообще говоря, прообразами Единого истинного посредника и примирителя – Мессии, и как особенные причастники жизни Божией назывались богами, как образы и прообразы Бога. В них и чрез них весь Ветхий Завет идёт, так сказать, навстречу единому истинному Посреднику и Примирителю, Он – их цель и исполнение. В помянутом Псалме Псалмопевец называет этим именем богов – судей Израилевых, как посредников между Богом и народом в важнейшем для народа деле – суде, как органов Божией правды среди народа Своего. Священный поэт представляет истинного Бога Иегову стоящим в сонме этих богов, среди них, и произносящим Свой суд о них же самих (ст.Ин.10:1), потому что они сами потеряли из виду идеал истинных судей, как органов суда божественного, и стали судьями неправедными (Ин.10:2-5). Как бы с сожалением, вследствие этого, Бог говорит им: Я сказал: вы боги, т. е. в своём идеальном достоинстве, как органы божественной правды, – а вы изменили правде Божией и сами подвергнетесь осуждению (Ин.10:6-7). Из этих слов Господь выводит заключение, что если Писание не богохульствует, называя таковых людей богами, то тем более не богохульствует Он, называя Себя Сыном Божиим, поскольку Он действительно таков. Оборот речи такой же, как Ин.7:3.
– Если Он назвал: Он, т. е. закон, т. е. всё ветхозаветное Писание так называет.
– К которым было слово Божие: т. е. указанное изречение Бога. – Я сказал: вы боги. Это изречение относится не ко времени Псалмопевца, а вообще выражает мысль Божию о высоком достоинстве божественных органов Божией власти в народе (ср. Пс.2:7).
– Не может нарушиться Писание: не может потерять своей силы, не может сделаться не истинным, не обязательным (ср. Мф.5:19; Ин.5:18,7:23). Очевидно, в этом положении – вся сила доказательства, приводимого Господом, на нём всё оно опирается. Вместе с тем, это изречение Господа показывает Его полное благоговение пред ветхозаветным Писанием во всей его целости, как пред непререкаемою истиною, в полном его составе, как пред непреложным словом Божиим; следовательно, в этом изречении содержится учение Самого Господа о богодухновенности ветхозаветного Писания в полном его составе.
– Отец освятил и послал в мир: образ речи заимствован от освящения пророков, первосвященников и царей (см. прим. к Мф.1:1) пред поставлением их в исправление их высоких обязанностей. Речь идёт о предвечном совете Божием, в котором определено было Искупление человечества воплощением Единородного Сына Божия (Евр.10 и далее; 1Пет.1:20; Ин.6:38,17:2).
– Освятил: таинственное действие, вследствие которого Мессия явился в мир с властью Мессии, полнотой духа не в меру (Ин.3:34), полнотой благодати и истины (Ин.1:14).
– Я сказал: Я Сын Божий. Прямо Он не сказал именно этих слов, но они заключались в словах ст. Ин.10:29-30 о единстве Его с Отцом и во всех тех местах, где Он называл Бога Отцом Своим, многочисленных в этом особенно Евангелии.

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 33-36 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
 

Мы ясно видим, что главное обвинение Иудеев заключается в том, что Господь раскрывал им, что Он Мессия. Они не могут отрицать в ответе своем, что дела его велики и добры, но они ясно указывают, что не хотят признать Его Сыном Божиим. Господь для этих узких умов, не могущих воспрянуть на крыльях веры, приводит выводы человеческой логики. Напоминая им слова псалма 81-го, обращенного преимущественно к начальствующим и судьям:... 2. «Доколе будете вы судить неправедно?.. 6. Я сказал вы боги и сыны Всевышняго все вы 7. Но вы умрете как человеки» (Рим.13), – Господь указует им, что даже смертные человеки, поставленные Богом судьями (Ин.8:37), пользуются в сем звании божественными преимуществами и называются сынами Всевышняго. Но Господь еще ранее сего говорил Иудеям, что Отец весь суд отдал Сыну, и что Он есть истинный великий Судия мира, а потому если те названы богами, «к нимже слово Божие бысть», – то как же они, Иудеи, откажут в имени Сына Божия тому, которого «Отец освятил и послал в мир». При этом Господь явно имеет в виду последние слова 81-го псалма, пророчествующего именно о Том, Которому «Отец суд весь даде». Слова сии – 8 «Восстань Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы». Это пророчество раскрывало в Ветхом Завете будущее величие христианства, имеющего охватить все народы и признающего в воплощенном Боге Слове, Господе нашем Иисусе Христе, единого Судию всех.

Хулой осмелились назвать Иудеи откровение им Сына Божия, ибо «не могли никогда вместить (по злобе), словес Божиих» (Ин.8:37). Посему и говорил Господь: «Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят» (Лк.11:49). Господь, напоминая Иудеям, что те, к коим обращено было слово Божие, сами становятся богами, – ибо воспринимая его, освящаются и воздымаются, делаясь «своими Богу» (Еф.2), переходит к важнейшему моменту жизни человечества, когда Слово Божие воплотилось и Само глаголет миру.

Отец освящает не Бога Слово, а человека Иисуса. Но Иисус есть Бог, глаголющий к людям чрез завесу плоти, по выражению Григория Богослова, и сего освященного Богом человека не хотят признать Сыном Божиим Иудеи, называя это хулою. Господь знает, что они не могут вместить тайну Триипостасного Божества, что они видят в Нем лишь человека, но Он закрывает им уста словами закона, когда они осмеливаются назвать хулою то, что Он назвал Себя Сыном Божиим, ибо Он творил дела Божии (Ин.5:20,36) и глаголал слова Божии (Ин.3:34; Ин.6:63), в чем они сами сознавались (Ин.3:2. Так говорили лучше из них ср. Ин.9:16).

Св. Иоанн Златоуст говорит еще на это место; «Эти слова означают вот что: если те, которые получили это название (сынов Божиих) по благодати не подвергаются обвинению, когда называют себя богами, то как может по справедливости подлежать укоризне Тот, Кто имеет это (существо Божие) по естеству».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 34-36 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, Тому ли, Kоторого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий

Господь прежде всего снимает с Себя обвинение в богохульстве. Да, он назвал Себя, хотя и не прямо, Сыном Божиим. Но не поступает ли так даже с простыми людьми само Слово Божие (Христос называет его в общем смысле «законом»)? Людей, особо выдающихся по своему положению, оно называет иногда богами (Пс.81:6), и, однако, из-за этого никто не станет сомневаться в истинности Писания и его авторитетности для избранного народа («не может нарушиться Писание»).

Почему же иудеи так раздражались против Него? Ведь Господь Иисус Христос освящен, т. е. избран для Своего высокого служения и послан в мир Самим Отцом. Kак же могло бы совершиться это избрание, имевшее место от вечности (ср. Еф.1:4), если бы Сам избираемый не существовал прежде Своего избрания как Личность, Kоторая может свободно принять и не принять это избрание? Не ясно ли, что Христос, как существовавший от вечности и от вечности уже принявший на Себя известную миссию, есть Существо вечное? А вечность была для иудеев первым свойством существа Божия, и Бога они иногда кратко называли Вечным. Следовательно, Христос указывает здесь на Свое вечное существование, в силу которого Он и имеет право называть Себя Богом в собственном смысле этого слова, а не в том, в каком Священное Писание называет некоторых людей. Он, следовательно, не богохульник, а возвещает чистую истину.

Отсюда можно видеть, как неправы ученые (например, Бейшлаг), которые в этом месте видят пример того, что и Сам Христос будто бы признавал Себя Сыном Божиим только в нравственном или переносном значении этого слова. Если бы Христос этими словами хотел сказать что-нибудь подобное, то, во-первых, Он сказал бы прямо, что Его природа не одинакова с природой Отца (свт. Иоанн Златоуст), а во-вторых, и иудеи не вооружились бы против Него по поводу данного Им здесь разъяснения.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О божестве Иисуса Христа.

Ин.10:34-35. В Ветхом Завете «богами» назывались богоизбранные судьи и начальники народа: Исх.22:28 (см. славянский текст). Иисус Христос не равняет их с Собою, а только обличает злобу фарисеев, изыскавших повод к хуле на Него в том, что Он называет Себя Сыном Божиим, тогда как и на самом деле Он был единосущ с Отцом: Ин.10:30,36. Следовательно, к нам, смертным и грешным людям, это место Писания относить не приличествует: Пс.115:2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible