Скрыть
Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 37-38 Аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом (Моим) веруйте: да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем

Когда же утишил их гнев, тогда приводит ясное доказательство. Сначала, чтобы слово Его было принято, Он говорил с некоторым уничижением; а наконец возвысил и сказал так: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры; аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте (ст. 37–38). Видишь ли, как Он доказывает то, что я выше сказал, именно, что Он ничем не меньше Отца, но во всем равен? Так как невозможно было видеть существа Его, то вот Он в доказательство равенства своего могущества представляет равенство и тождество дел. Чему же именно, скажи, веровать? Тому, что Аз во Отце, и Отец во Мне (ст. 38). Я не иное что, а то же, что Отец, только пребываю Сыном; и Он не иное что, а то же, что Я, только пребывает Отцом. И кто познал Меня, тот познал и Отца, уразумел и Сына. Но если бы (Сын) был меньше (Отца) по могуществу, то и познание было бы ложное. Нельзя познать ни существа, ни могущества одного лица посредством другого, отличного от него.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 37-38 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем

Хотите ли вы, говорит, познать Мое равенство с Отцом? Равенство по Существу вы не можете познать, потому что познать Существо Божие невозможно; но равенство и тождество дел примите за доказательство тождества силы; ибо дела будут для вас свидетельство о Моем Божестве. И вы узнаете и поверите, что Я не иное что, как Отец. Ибо, пребывая Сыном и отличаясь Лицом, Я имею одно и то же Существо; равно как и Отец, пребывая Отцом и отличаясь Лицом, есть не иное что, как Сын, разумеется, по Существу и Естеству. Хотя Мы и различаемся Лицами, но Лица неразлучны и нераздельны, а Отец и Сын пребывают один в другом неслитно. У нас отец существует отдельно от сына, хотя и одно по природе. Но в Лицах божеских не так, как у нас; а Они пребывают одно в другом неслитно. Посему о нас и говорится: «три человека», ибо мы - раздельные Лица, а не составляем собственно одно; а о Святой Троице говорится: «един» Бог, а не три, потому что Лица неслитно сопребывают Одно с Другим. Прибавь к сему тождество воли и хотения.

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом (Моим) веруйте

Ст. 37-38: Из равенства и тождества дел Своих с делами Отца, Иисус Христос доказывает равенство и тождество Свое с Отцом.

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 37-38 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. 
 

Господь делает различие между верой в Него и верою в дела, которые Он творит. Первый вид веры есть высший; он есть полное упование на Господа, любовь к Нему, возженная благодатию, и полное подчинение воле Божией с совершенным отречением от себя и своей воли (Мф.16:24). Второй вид веры есть грубейший, но могущий вести к высшей ступени нравственного развития, и Господь по милосердию Своему, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4), и этих озлобленных Иудеев хощет навести на тот путь, по которому они могут дойти до Него; «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). Веруйте, глаголет Господь, по крайней мере в то, что видят очи ваши, вопросите свой человеческий разум, – кто может творить великие чудеса, дела Божии, если он не от Бога? Уверовав в то, что Я творю дела Божии, вы даже человеческим мышлением достигнете убеждения, «что Отец во Мне и Я в Нем».

Но очи духовные их были ослеплены и они не хотели видеть. Истинная высшая вера, вспыхивая в сердце, не требует знамений и чудес. Иоанн Креститель в пустыне, когда Господь требовал от него крещения, – не видя еще великих знамений, совершившихся при крещении, узнал Его сердцем с первого взгляда, говоря Ему: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14). Точно также и ученики его Андрей и Иоанн пошли за Господом, влекомые сердцем, не видя еще ни знамений, ни чудес (Ин.1:35-40). Точно также вспыхнула вера в сердцах Симона Петра и Филиппа, не требуя знамений и чудес (Ин.1:42,44-45). Требуют же знамений и чудес настойчиво фарисеи (Мф.12:38) и, видя их, остаются в неверии своем. Но был один случай упомянутый евангелистом Иоанном (Ин.4:48-53), что царедворец, просивший об исцелении сына, уверовал в Господа, увидев и уразумев совершившееся чудо. Он был Иудей, воспитанный во всех их предрассудках, и достиг веры посредством того пути, который Господь указывает теперь Иудеям, говоря: «а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем».

Господь ставит им в сущности дилемму человеческой логики, так как они не в состоянии воспарить к Господу душою на крыльях разума высшего, духовного, который есть вера. Господь говорит им: вы не можете отрицать чудеса и знамения, вами виденные, – но если вы их видели, то должны сознать, что Я действую Духом Божиим (Мф.12:28). Но если это вы признаете, то не можете отрицать, что «Я и Отец – одно» (Ин.10:30), что «Отец во Мне и Я в Нем», и что «конечно достигло до вас царствие Божие» (Мф.12:28).

Но именно этого и не хотели допустить фарисеи и книжники и партия первосвященника. Более всего боялись они, что «достигло до них царствие Божие», царство правды и света, пришедшее разрушить их дела тьмы и лукавства, ибо в царстве правды им не было места.

«Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» Ин.1:11-12)

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 37-38 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем

Чтобы еще более убедить слушателей в Своем божественном достоинстве, Господь указывает на дела Свои, которые дают Ему полное право требовать от иудеев совершенного доверия к Нему (ср. Ин.5:36).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible