Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 12:14
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Исихий Иерусалимский, прп. (†433)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Николай Сербский, свт. (†1956)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 14-15 Обрет же Иисус осля, вседе на не, якоже есть писано: не бойся, дщи Сионя: се, Царь твой грядет, седя на жребяти осли
Но как же другие (евангелисты) говорят, что Он послал учеников и сказал им: отрешите осля и жребя (Мф. 21, 2), а (Иоанн) не говорит ничего такого, но что Он, обрет осля, вседе на не (12, 14)? Вероятно, было и то и другое: в то время, как ученики, отрешив ослицу, вели ее к Нему, – вероятно, Он нашел осля и сел на него. Между тем народ взял ветви финиковых и масличных дерев и постилал одежды, показывая тем, что он уже имеет о Нем высшее понятие, чем о Пророке, и говорил: осанна, благословен грядый во имя Господне (12, 13). Видишь ли, как всего более их уязвляло всеобщее убеждение в том, что Он не противник Божий? Как всего более разделяло народ то, что Он говорил о Себе, что пришел от Бога? А что значит: не бойся, дщи Сионя (ст. 15)? Так как все цари их были по большей части несправедливы и корыстолюбивы, предавали их врагам, развращали народ и подчиняли его неприятелям, то и говорит: не бойся; этот (Царь) не таков, но кроток и незлобив, как показывает и ослица. Не войском окруженный, вошел Он, а имея при Себе одного осла.
Исихий Иерусалимский, прп. (†433)
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 14-15 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле
Когда великое множество народа окружало Его и величало, Он по крайнему смирению воссел на осла, научая нас не превозноситься в похвалах и не выходить за пределы необходимости. Матфей пространнее сказал об относящемся к ослу, Иоанн же, как это было обычно ему, коснулся самой главной стороны дела. Так как Господь, вопреки своему обычаю, только теперь является восседшим на осла, то мы утверждаем, что Он воссел ни потому, что было далеко от города, ибо он отстоял не более пятнадцати стадий (Ин. 11:18), ни потому, что был народ, ибо и в другое время, находясь вместе с народом, не делал этого, – но делает это, показывая, что новый народ из язычников нечистый Он имеет подчинить Себе и возвести в достоинство праведности, в горний Иерусалим, которого образом был земной, в который входит народ, ставший чистым, со Христом, воспеваемым безгрешными Ангелами, которых образом служили младенцы. Молодым же называет осла, так как народ из язычников не был упражняем в вере, ведущей к благочестию.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
Прочие евангелисты говорят, что Господь сказал ученикам: «отвязав, приведите ко Мне» (Мф.21:2; Мк.11:2; Лк.19:30). А здесь Иоанн ни о чем этом не упоминает, а просто говорит: «Иисус же, найдя молодого осла». Впрочем, разногласия между евангелистами нет. Прочие сказали пространнее, а Иоанн короче сказал: «Иисус же, найдя молодого осла». Когда ученики отвязали и привели, Иисус нашел его и сел на него.
Николай Сербский, свт. (†1956)
Ст. 12-15 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле
Событие, далее описываемое в сегодняшнем евангельском чтении, показывает, насколько народ был более открыт для истины, чем вожди его, более великодушен и благодарен. Событие сие известно под именем торжественного входа Господня в Иерусалим.
На следующий день после вечери в Вифании Господь отправился в «Иерусалим, город, избивающий пророков» (Мф.23:37). Но Иерусалим был не только обиталищем жестокосердых фарисеев, надменных книжников и первосвященников-богоборцев; это был невиданный людской муравейник, огромный стан паломников и богомольцев. Во время Пасхи в Иерусалиме было почти столько же человеческих душ, сколько и в Риме, тогдашней столице мира. Сия необозримая людская масса собиралась в Иерусалим, чтобы быть ближе к Богу. Нельзя сказать, что сердце не соблазненной народной массы не является прозорливым. В том случае и в тот день оно воистину ощутило удивительную близость Божию и прозрело в Господе Иисусе Христе вожделенного Царя из колена Давидова.
Потому, когда Господь спускался по горе Елеонской, этот народ восходил на ту же самую гору в сретение Ему. Одни постилали свои одежды по дороге пред Ним; другие резали ветви с маслин и прочих дерев и ими украшали путь; третьи для цели сей намеренно избирали пальмовые ветви; и все вместе, исполненные радости, приветствовали Господа восклицаниями: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Вопреки железному гнету римскому, вопреки развращенности и партизанской мелочности своих старейшин, душа народная веровала в возможность чуда Божия, кое полностью и мгновенно изменит невыносимое положение. И народная душа почувствовала: носитель этого чуда – Господь Иисус Христос. Потому Его и приветствовали так радостно. Как Он произведет сию коренную перемену в положении вещей, народ не ведал; он был так воспитан, что знал только один способ осуществить эту перемену, а именно, с помощью царя из колена Давидова, который воссядет на престоле Давидовом в Иерусалиме. Оттого-то народ видел в Иисусе сего царя и приветствовал Его с радостью и надеждою, что теперь Он воцарится в Иерусалиме вопреки Риму и вопреки Иерусалиму. Однако эта вера народная вызвала страх у фарисеев; и эта радость народная вызвала у них гнев. Потому некоторые из фарисеев сказали Христу, да запретит им восклицать так. А кроткий Господь, ведущий непреоборимость силы Своей, ответил им: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:39-40). Такой ответ дал им Царь царствующих, переоблаченный в нищего и едущий на молодом осле. Ибо, по описанию евангелистов, Господь при сем величественном вхождении ехал на молодом осле.
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин. 12:14-15). Другие евангелисты исчерпывающе описывают, как нищий Господь, нигде не имевший никакой собственности, приобрел того осла. Посему святой Иоанн опускает это, как уже известное, говоря просто: найдя молодого осла. Самое подробное Евангелие, от Луки (Лк. 19:29-35), рисует чудо прозорливости и власти Христовой, доставившее Господу того осла. Пойдите в противолежащее селение; – изрек Господь некоторым из учеников, – войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Ученики отправились по Его повелению и, действительно, нашли все, как им было сказано. С молодым ослом была и ослица, его мать. Почему Господь сел не на ослицу, а на осла, на коем никто из людей никогда до того не ездил? Потому что ослица не позволила ни сесть на себя, ни увести себя. Ослица представляет собою народ израильский, а молодой осел – народы языческие. Так истолковывают святые отцы, и толкование их, несомненно, является верным. Израиль отвергнет Христа, а язычники примут Его. В основном язычники пронесут Христа чрез историю и вместе с Ним войдут в Горний Иерусалим, в Царствие Небесное.
Евфимий Зигабен (†1118)
Во утрий (же) день народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваиа от финик и изыдоша в сретение Ему
Ст. 12-13: Иисус Христос идет в Иерусалим, чтобы из-за Него не убили Лазаря, а также для того, чтобы народ с ветвями в руках вышел к Нему навстречу и чтобы этим были поражены все злоумышляющие против Него и могли еще облагоразумиться. Народ взял в руки ветви, как знамя победы, и этим воздал честь Иисусу Христу, как победителю смерти.
Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
Иисус Христос посылал двух Своих учеников, чтобы привести к Нему молодого осла; и сии, приведши, возложили ризы свои и всадили на него Иисуса. Иоанн же о сем и о других обстоятельствах, так как уже написали о том прежде его писавшие Евангелисты, умолчав, написал только, что Иисус «найдя молодого осла, сел на него, как написано», то есть, по предсказанию пророка Захарии, которого Иоанн и Матфей содержание только изобразили, а не все в точь слова. Ибо Захария, пророчествуя о входе Христовом во Иерусалим, так предвозвещал: «радуйся зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подьяремника и жребца юна» (Зах.9:9); Иоанн же написал только сие: «Не бойся, дщерь Сионова!». Ибо народ, когда юный царь восходит на престол, страшится, опасаясь жестокости и злости бывших некоторых своих царей.
Но что же означает молодой осел, пророком Захарием предсказанный, Богочеловеком же то пророчество сидением на нем исполненное? Молодой осел, так как молод, бывает зверским и неудобоукротимым, но как осел, нечист, посему, по закону, не приятен был Богу; но пременяемо был овцею. И так, поскольку нечисты были, по неверию их, все языки земные, были также они зверски и неудобоукротимы, как не имеющие Божеских законов: сидение Иисуса Христа на молодом осле означало покорение Ему языков. Также, что и Апостолы привели молодого осла к Иисусу Христу и возложили на него одеяния и всадили на него Спасителя мира: «и приведоста е ко Ииусови», пишет Богоглаголивый Лука, «и возвергше ризы своя на жребя, всадиша Иисуса» (Лк.19:35), – это ясным было знаком и образованием того, что Апостолы, возвергая Евангельскую проповедь на языки, привели их и покорили Христу, обогатившему оные Божественными Своими дарованиями.
Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами, часть 2
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
На другой день после вечери в доме Симона прокаженного, т.е. в первый день недели перед Пасхою (Ин.12:1), Иисус Христос открыл торжественное, царственное шествие в Иерусалим. Об этом событии евангелисты рассказывают в общем очень согласно. Однако же каждый из них сообщает здесь некоторые особенные обстоятельства, так что только из снесения и соединения их сказаний получается одно обстоятельное повествование. Так, время дня, в которое совершилось вшествие Иисуса Христа в Иерусалим, как царя Израилева, указывается у ев. Марка: это было в послеполуденное время, ибо, войдя в храм, Иисус Христос не мог долго оставаться в нем, потому что время было уже позднее (Мк.11:11).
Место, откуда началось шествие Господа, вполне точно определяется только у ев. Иоанна, так как он один передает, что Иисус Христос пред этим событием день пробыл в Вифании; другие евангелисты, изображающие шествие Иисуса Христа в Иерусалим из Заиорданской страны безостановочным, указывают то Виффагию (Мф.), то Виффагию и Вифанию вместе (Мк., Лк.), как селения, откуда шествие Господа приняло торжественный характер. Так как у ев. Матфея нет упоминания о Вифании, то из его повествования яснее можно видеть, что селение, откуда ученики, по повелению Господа, должны были привести ослицу и осленка, была Виффагия. Это же должно заключать и из рассказа ев. Иоанна, так как по нему, нахождение И. Христом молодого осла совершилось уже во время пути из Вифании (Ин.12:12-14).
Относительно числа животных, приведенных к Иисусу учениками, находится точное указание только у ев. Матфея: тогда как все другие евангелисты обращают внимание на то, что осел, на которого воссел Иисус, был молодой, на которого никто из людей не садился, ев. Матфей сообщает точно, что к Иисусу были приведены ослица и осленок. Но зато у других евангелистов, при неупоминании об ослице, нет ничего неясного в том, на которое из двух животных воссел Иисус; евангелист же Матфей ясно на это не указывает, он говорит: «Привели ослицу и молодого осла, и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их» (Мф.21:7), т.е. одежд. А приведенный ев. цитат из пр. Захарии (Мф.21:5, Зах.9:9) по первом впечатлению можно понять так, что Мессия, творя царственное шествие в Иерусалим, восседал одновременно и на ослице, и на осленке. Однако же это место у пр., сообразно с свойствами еврейского параллелизма, следует читать так: «Се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и собственно на молодом осле, сыне подъяремной». Затем у ев. Иоанна вовсе опущены обстоятельства нахождения И. Христом молодого осла; об этом передают первые три евангелиста и из них особенно подробно ев. Марк, у которого находятся даже такие частные черты, что ученики Иисуса «нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице» (Мк.11:4).
Когда началось торжественное шествие Иисуса Христа на молодом осле, которого ученики покрыли своими одеждами, народ устилал дорогу и своими одеждами и древесными ветвями. При этом ев. Лука сообщает ту частную черту, что народный восторг особенно усилился и сопровождавшие Иисуса начали велегласно прославлять Его, как Царя Израилева, в то время, когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской (Лк.19:37), когда, следовательно, взору путешественников открылся во всей своей красе и величии Иерусалим, столица прославляемого ими Царя Израилева. К этому, быть может, нужно присоединить указание ев. Иоанна, что «множество народа, пришедшего в Иерусалим на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, ваяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна» и проч. (Ин.12:12-13).
Народные восклицания передаются у евангелистов несколько различными словами, именно потому, что эти восклицания и на самом деле были по слововыражению не одинаковы: «Осанна Сыну Давидову (т.е. Мессии)! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф.21:9, почти тоже Мк.11:9-10, Ин.12:13). «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних» (Лк.19:38). Ев. Лука указывает на причины такого народного восторга по отношению к лицу Иисуса Христа: «Все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какия видели они» (Лк.19:37). А ев. Иоанн свидетельствует, что особенно сильной причиной народного возбуждения было воскрешение Лазаря, не очень давно совершенное И. Христом и бывшее еще у всех в памяти и предметом всеобщей молвы (Ин.12:17-18). Эти же два евангелиста указывают на то, как отнеслись к событию фарисеи – враги Иисуса Христа: между собою они говорили: «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним» (Ин.12:19), а Иисуса Христа они призывали запретить народу такими восклицаниями сопровождать Его. На это Иисус Христос отвечал следующим присловием: «Сказываю вам, что если они умолкнут, камни возопиют», (Лк.19:39-40), т.е. слава Иисуса Христа, как богопосланного Мессии, так очевидна, что если бы разумные существа, люди, не захотели узнать и признать ее, то предметы неразумной природы в своих чрезвычайных явлениях обличили бы их несправедливость.
Когда же приблизился И. Христос к городу, то, смотря на него, заплакал о нем, – заплакал о печальной судьбе, ожидающей Иерусалим за неверие его жителей (Лк.19:41-44). Настоящий день Своего открытого царственного входа в Иерусалим Иисус Христос считает особенно знаменательным для Израиля. Последнему было обетовано от Бога ниспослание из потомков Давида Царя, который долженствовал принесть мир народу своему. Вследствие того, что понятие о теократическом царе, каковым долженствовал быть Мессия по истинному смыслу ветхозаветных обетований и пророчеств, у современных иудеев извратилось в плотское представление о чисто земном царе-завоевателе, – Иисус Христос до сих пор и Сам прямо не высказался о Себе, как Мессии, и другим (изгоняемым из людей бесам, исцеляемым больным, апостолам) воспрещал открыто исповедывать Себя Мессиею.
Однако же, если бы И. Христос так и закончил Свое земное служение, не заявивши Себя прямо тем, кем Он был на самом деле, неверие иудеев на суде Божием имело бы для себя некоторое оправдание. Поэтому пред концом Своего служения Иисус Христос дает полный простор народному энтузиазму, открыто заявляет Себя Сыном Давидовым и приемлет в этом смысле славословие от народа. «О, если бы и ты, Иерусалим, до сих пор проявлявший такое ожесточение и неверие, хотя бы в сей великий для тебя день узнал, что служит миру твоему!» Но Иисус Христос провидит духом Своим, что сие сокрыто ныне от глаз несчастного города, что и это знаменательное событие не обратит его на путь истины, и за то предсказывает ему конечное разрушение.
Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
– Найдя молодого осла и пр.: евангелист не упоминает о том, каким образом найден был этот ослёнок; об этом подробно говорят первые три евангелиста (Мф.21:1-3,6-7; Мк.11:1-7; Лк.19:30-35; см. прим. к сим стихам).
– Как написано и пр.: у пророка Захарии (Зах.9:9); см. прим. к Мф.21:5. Евангелист свободно, не по букве, приводит пророчество Захарии, имея в виду указать лишь смысл пророческой речи.
– Не бойся: торжествуй, не боясь, не опасаясь ничего, веселись и радуйся. «Так как цари иерусалимские по большей части были несправедливые и корыстолюбивые, то пророк говорит: не бойся, дочь Сиона. Царь, о котором я предсказываю тебе, не таков, но кроток и смиренномудр» (Феофил., ср. Злат.).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Молва о воскресении Лазаря волнует народ Иерусалимский; люди простые от искренности чувств своих устраивают встречу Господу, слыша, что Он грядет: встреча эта есть встреча царю, признанному всем народом повелителю. Встреча эта не подготовляется никем, она есть внезапное и можно сказать Богом внушенное выражение самых святейших и лучших чувств человеческих, когда душа радуется о славе Божией и о чудных делах Его. Грядущий на вольное страдание и смерть Господь наш Иисус Христос в первый и последний раз в земной жизни Своей не отклоняет выражение чувств восторженного народа, признающего Его (хотя не надолго) царем своим. И когда фарисеи сказали Ему, чтобы Он запретил эти восторженные клики, то Он ответствовал: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк.19:40).
Соединяя воедино сказания о сем великом событии всех четырех Евангелистов (Мф.21 Мк.11 Лк.19:29 Ин.12), мы видим, что во-первых событие это было предсказано в книгах ветхого Завета, в выражениях, не допускающих ни малейшего сомнения в точности применения сих пророчеств к событию, – во-вторых, что Господь после входа в Иерусалим вечером возвратился в Вифанию (Мф.21:17), – в-третьих, что на другой день после сего Он снова был в Иерусалиме и совершил вторичное изгнание из храма торгующих в нем и менял.
В Иерусалиме, как мы видим из сказаний всех Евангелистов, было сильное возбуждение умов: «Смущен был сиротствующий Иерусалим, когда волхвы возвестили ему рождение Царя Иудейского: смутился Иерусалим и тогда, когда узрел Царя своего во славе грядущего во град престольный» (митр.Исидор). Страх овладевает начальниками и фарисеями (Мк.11:18) до того, что когда Господь опять, вторично, изгоняет продающих из храма, то Он уже не встречает, как в первый раз, негодующих вопросов фарисеев (Мы напоминаем, что в Ин.2:13-16 и сл. указано первое изгнание в начале проповеди Господа, в синоптических Евангелиях второе изгнание продающих перед страданием Господа). Все они молчат и страшатся и только замышляют убить Господа, ибо сознают, что если только Он Сам захочет, то немедленно станет земным Царем, ибо и Пилат знал (Ин.19:15), что народ несомненно признавал Его таковым. Говоря человеческим языком, Господь, – если бы Ему это было угодно и если бы Он был только человек, – мог бы, в чем никто не сомневался, утвердить в эту минуту (земное) царство на земле. Народ, взяв в руки по-восточному обычаю древесные ветви, шел на встречу именно к Царю своему, самое восклицание, сделавшееся общим для толпы есть восклицание, взятое из 117-го псалма (Пс.117), преимущественно Мессианского, и признаваемого Мессианским в ветхозаветной церкви. «Камень, его же небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О Господи, спаси же (По-еврейски хоша-на - Осанна) ; о Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне!» (Пс.117:22-25)
К восклицанию, взятому из Псалма Мессианского, народ присовокупляет восклицание Царь Израилев! так что с одной стороны он в кликах своих признает Господа посланным от Бога Мессией, а с другой выражает желание или требование, чтобы признаваемый им Мессией был Царем его.
Народ конечно думал, что земное царство Господа нашего Иисуса Христа начинается; действительно «достигло до них царствие Божие» (Мф.12:28; Лк.10:9-11; Лк.11:20 и др), но это было царство над душами, – не величание праха земного, а величие нетления и бессмертия.
Мы знаем, что в первых трех Евангелиях более подробно описано, чем у Евангелиста Иоанна, приведение к Господу «молодого осла» на которого воссел Он. Евангелист Иоанн и не повторяет сего сказания, а говорит кратко об этом: «найдя молодого осла».
Но с чувством благоговения читаем мы, как все сии события земной жизни Господа были ясно, хотя прикрытые полупрозрачной завесой ожидания, изображены в писаниях пророков, коим повелено было Богом предречь события в свидетельство неверующим и верующим. Пророчество Захарии (Зах.9:9) приведено в самом Евангелии; к нему надо присовокупить еще и пророчество Исайи: «Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» (Ис.62:11).
Итак, муж, о котором пророчествовали ветхозаветные книги, и которого называл Исайя Спасителем, и Захария Царем дщери Сиона, – торжественно входит в Иерусалим, окруженный толпами ликующего народа, выполняющего бессознательно великие пророчества о Царе и Спасителе, но имеющего однако во устах и сердце мессианское восклицание Псалма 117-го.
Под именем Сиона в ветхозаветных пророчествах всегда разумеется град Иерусалим и ветхозаветная церковь. Но «дщерь Сиона» или дщерь Иерусалима имеет более таинственное значение. В сем названии несомненно открывается новозаветная церковь, которая созидалась Господом на основаниях незыблемых, на которых доселе стояла кончавшая однако свое существование церковь ветхозаветная. Груды обломков должны были быть удалены с сего основания, на котором уже возвышалось величественное здание церкви Христовой. В ней была будущая жизнь человечества. Предшествовавшая ей церковь Иудейская, или лучше сказать Израильская, исполнила одно из своих назначений – быть хранительницею обетований и пророчеств, но для будущего души человеческой она не могла дать ничего, утратив Дух Божий и посему умирала в грехах своих, ибо общество, ее составлявшее, по крайней мере в руководителях своих искало смерти Того, Который принес свет и жизнь на землю. Только дщерь Сиона, обновленная и освященная Духом Божиим восприяла рассеянных чад древней церкви, признав Царем и Спасителем Того, Которого отверглась древняя ветхозаветная церковь.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано
То, что Иисус не Сам нашел осла, видно из слов 16-го стиха: «это сделали Ему», т. е. конечно, ученики Его.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 13-15 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле
В земле иудейской было мало коней. Кони употреблялись там почти только для войны. Таким образом, вход Иисуса Христа на осле был знаком мира. Торжественные въезды в городе употреблялись царям и победителям. Бросать цветы и ветви древесные по пути, равно и держать ветви в руках, и восклицать было обычаем при въезде в город победителей. Осанна значит спаси, даруй спасение. Сыну Давидову, т. е. Мессии. Благословен грядущий во имя Господне. Прийти во имя Господне значит быть особенным посланником Божиим, заменяющим или представляющим Самого Господа. Постилать одежды по дороге – это выражение особенного почтения. Таким образом, все, совершавшееся при въезде Иисуса Христа в Иерусалим, означало, что на Него стали смотреть, особенно после воскрешения Лазаря, как на обещанного Мессию, который, по ошибочным понятиям евреев, сядет на престоле и будет их царем. Осанна, восклицаемое евреями, и значило: спаси нас от иноплеменного (римского) ига, которое в то время тяготело над ними, воцарись над нами.
Сион – это гора, на которой построена была верхняя часть города Иерусалима. Дщерь Сионская – это то же, что граждане Иерусалимские и весь народ Израильский.
Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года