Скрыть
Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-21 Бяху же нецыи Еллини от пришедших, да поклонятся в праздник: сии убо приступиша к Филиппу, иже бе от Вифсаиды Галилейския, и моляху его, глаголюще: господи, хощем Иисуса видети

Бяху же нецыи еллини от пришедших, да поклонятся в праздник (12, 20). Будучи уже близки к тому, чтобы сделаться прозелитами, они пришли на праздник и, когда молва о Христе дошла и до них, говорят: хощем Иисуса видети (ст. 21). Филипп приходит к Андрею, как старшему, и сообщает ему об этом. Но и Андрей сам собою не решает этого, так как он слышал уже: на путь язык не идите (Мф. 10, 5). Поэтому, поговорив с Филиппом, он вместе с ним доводит дело до Учителя; они оба сказали Ему об этом.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 21-22 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу

«Сии убо приступиша к Филиппу, иже [бе] от Вифсаиды Галилейския, и моляху его глаголюще: Господи, хощем Иисуса видети. Приходит Филипп и глаголет Андрею: приходит Андрей и Филипп и глаголют Иисусу». Даже сами того не зная, фарисеи говорили истину в словах: «вот мир весь за Ним ушел» (Ин. 12:19). Не только иудеи, но и язычники должны были уверовать. Поэтому и случилось тогда, как бы в качестве начатка, пришествие эллинов к Нему, – и, как галилеяне, эллины «приступили к Филиппу», так как и сам он был галилеянин, чтобы показал им «Иисуса», которого желали «видеть», слыша далеко распространившуюся о Нем добрую славу, чтобы поклониться Ему и получить, чего желали. Но Филипп, вспомнив, что Господь говорил им: «На путь язычников не уходите и в город самарянский не входите» (Мф. 10:5), опасался, чтобы не показалось, что Он оскорбляет Христа, приводя к Нему неуверовавших, так как не знал, что Господь благопромыслительно запретил ученикам входить к язычникам, дотоле пока первые иудеи отвергнут данную им благодать. Как более ревностному и способному на это говорит «Андрею». И одобрив это, оба возвещают Господу. Рассудительно поступив так, Филипп научает нас тому, что нехорошо с высшими себя говорить как попало, хотя бы и казалось это чем-либо хорошим, но надо, напротив, советоваться с рассудительными о том, что делать.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 20-24 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые еллины; они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, умрет, то принесет много плода

По причине красоты храма и чудес, передаваемых у иудеев, многие и из эллинов пришли поклониться. Они были близки к тому, чтобы стать и пришельцами, то есть принять иудейство. Когда дошла до них молва об Иисусе, они подходят к Филиппу и просят его доставить им возможность видеть Иисуса. Филипп, по смиренномудрию и благочинию, говорит Андрею, как высшему себя. Андрей не берется за доклад, не решает этого сам собой, но, взяв с собой и Филиппа, осмеливается доложить Иисусу (такой добрый порядок и взаимная любовь господствовали между ними). Что же Господь? Так как Он заповедовал ученикам не ходить на путь к язычникам (Мф. 10, 5), а теперь видел, что язычники уже сами приходят к Нему (ибо эллины, желавшие видеть Его, без сомнения, были язычники), а иудеи строят Ему ковы, говорит: время, наконец, идти на страдание, ибо наступило время Креста, чтобы прославился Сын Человеческий. Какая польза не принимать язычников, приходящих к нам, и навязываться иудеям, ненавидящим и гонящим? Итак, поелику язычники приходят к нам, то теперь время уже быть распятым. Итак, Я позволю иудеям докончить их козни и допущу им распять Меня, чтобы они впоследствии были без всякого извинения, так как Я благословно оставлю их как распинателей и убийц и обращусь к язычникам, которые уже начали приходить к Моему учению. Ибо очень несправедливо было бы ничего не давать язычникам, жаждущим слова и спасения, и изобильно давать иудеям, которые попирают даруемое им и умышляют зло Благодетелю. Потом, чтобы ученики не соблазнились тем, что Он умирает тогда, когда начали приходить и язычники, Он говорит: это самое, то есть смерть Моя, еще более увеличит веру язычников. Ибо как пшеничное зерно тогда приносит много плода, когда, быв посеяно, умрет, так и Моя смерть принесет много плода для веры язычников. Итак, пусть никто не соблазняется, потому что Моя смерть не препятствует присоединению язычников, но примером зерна пусть убедится, что падение Мое в смерти Моей приумножит число верующих. Ибо если так бывает с зерном, тем более будет, со Мною. Ибо, умерши и воскресши, Я чрез воскресение еще более явлю силу Свою, и тогда все уверуют в Меня как Бога.

Евфимий Зигабен (†1118)

Сии убо приступиша к Филиппу, иже бе от Вифсаиды Галилейския, и моляху его, глаголюще: господи, хощем Иисуса видети

Еллины хотят видеть Иисуса Христа, так как они много слышали о Нем по молве.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. (Ин.12:21-22)

– Они подошли и пр.: когда и где это случилось, евангелист не говорит. Ев. Лука говорит, что Господь в эти последние дни Своей земной жизни днём учил во храме, а ночи проводил на горе Елеонской, и народ с утра приходил к Нему во храм слушать Его (Лк.21:37-38). Посему вероятно, что еллины приступили к Филиппу с своею просьбою во храме, т. е. в одном из дворов или притворов храма. Когда это случилось – нет точных данных.
– Подошли к Филиппу и пр.: евангелист прибавляет, что Филипп был из Вифсаиды Галилейской: не служит ли это указанием, почему еллины обратились именно к Филиппу, а не к другим? Не были ли эти еллины из пределов десятоградия (см. прим. к Мф.4:25), соседних с пределами Вифсаиды, где некоторые места заселены были греками, и не был ли им известен этот апостол Христов? Примечательно, во всяком случае, что Филипп и Андрей (последний также из Вифсаиды; Ин.1:44), которые являются посредниками между Христом и еллинами в настоящем случае, единственные между учениками Господа, которые носят греческие имена. Может быть, Филипп был в это время в некотором отдалении от Господа, окружённого народом, и еллины решились обратиться к нему.
– Просили его: некоторое усиление желания своего, выражающееся и в почтительном названии – господин, и показывающее, что еллины с особым почтением относились к ученику столь знаменитого учителя.
– Нам хочется видеть Иисуса: выражение указывает не одно простое любопытство, и видеть не значит здесь только посмотреть на Господа, потому что смотреть на Него мог всякий бывший около Него, когда Он ходил по дворам храма и учил. Видеть значит здесь войти в более близкое отношение с Ним, быть представленными Ему, конечно, для того, чтобы говорить с Ним, слушать Его речь об их вопросах и пр., быть более близкими учениками Его. Если эти чужестранцы были свидетелями торжественного входа Господа в Иерусалим, очищения Им храма от осквернявшей святость его торговли, посрамления разных сект иудейских и торжественных речей Его о Себе как Мессии, о судьбе народа иудейского, об участии язычников в Царстве Мессии (о каковых речах Его в это время повествуют первые три евангелиста), то желание их войти в ближайшие отношения с Ним тем понятнее. Если они знали о несправедливой вражде к Нему начальников и руководителей народных, то по речи Господа, говорённой при сем случае, нельзя ли догадываться более определительно, что было в мысли и намерении их? Не хотели ли они предложить Ему, ввиду этого упорного и грубого противодействия Ему и злобы против Него руководителей народной жизни, предложить Ему идти с проповедью к иноплеменникам, которые при своём сравнительно высшем образовании могли лучше оценить такого мудрого учителя? История церковная (Евсевий, 1, 13) повествует нам, что царь Едессы Авгарь отправлял посольство к Иисусу Христу с предложением Ему поселиться у него, обещая Ему царственный приём и почёт. Это сказание имеет сходство с рассматриваемым фактом. Во всяком случае, в нём выразилось стремление со стороны язычников к Царству Христову, и так это понято было Самим Христом.
– Филипп говорит о том Андрею: Филипп чувствует важность этого случая и не решается один исполнить просьбу еллинов; он сообщает о сем одному из довереннейших учеников Господа, имя которого постоянно в перечислениях имён апостольских стоит на одном из первых мест (Мф.10 и парал.) и который, кажется, был более близок к Филиппу (Ин.6:5-8), и уже вместе по совещании сказывают о просьбе еллинов Господу. Вероятно, Андрей передал эту просьбу еллинов, почему имя его и стоит на первом месте. Причина нерешительности одного Филиппа, вероятно, та, что Господь и о Себе говорил, что Он послан к овцам погибшим дома Израилева (Мф.15:24; ср. прим.) и апостолов посылал к ним же только (Мф.10:5-6), и не знал, как поступить с просьбой еллинов – не иудеев (ср. Злат., и Феофил.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 21-22 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 
 

Почему, спрашивают некоторые, они обратились к Филиппу? Не лишена основания догадка, что Апостол, носивший чисто греческое имя Филиппа, привлекал особенно греков, во-первых ожидавших в нем встретить полуодноплеменника и может быть, и лицо говорившее по-гречески. И очень может быть, что носивший греческое имя Апостол воспитывался в семье, которой и язык и обычаи греческие не были чужды, и у которой быть может были и родственники греки.

Пришедшие в Иерусалим Эллины не решаются предстать пред лице Господа, не испросив на то предварительно Его позволения. Но и Филипп не осмеливается говорить об этом Господу, не посоветовавшись с первозванным Апостолом Андреем, который может быть был и старший летами среди учеников Господа. Но и оба Апостола вместе не смеют дать грекам позволения приблизиться к Господу, доколе Сам Господь, сего не разрешит. Указывая на это обстоятельство, Иоанн Златоуст в беседе 66 на Иоанна объясняет это тем, что Господь, в начале проповеди посылая учеников Своих, заповедовал им: «на путь к язычникам не ходите» (Мф.10:5); посему они не были уверены, что Господь позволит язычникам предстать пред Себя, и ждут от Него решения сего вопроса. Но уже исполнилось слово: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). Наступило время, когда «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом Мой» (Лк.14:23), ибо «брачный пир готов, а званые не были достойны»(Мф.22:8).

Посему, хотя это прямо не указано в Евангелии от Иоанна, – но из следующих слов Господа можно уразуметь, что пришедшие Эллины были допущены к Господу и слышали словеса благодати, исходящие изо уст Его.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса

Эти прозелиты видели, как иудейский народ встречал своего Мессию, с ожиданием Kоторого они не могли не быть ознакомлены прежде, и пожелали «видеть Иисуса», т. е. познакомиться с Ним («видеть» же Его они могли и прежде). С просьбою познакомить их с Христом они обращаются к апостолу Филиппу. Иоанн, говоря, что Филипп был из Вифсаиды Галилейской (см. Лк.9:10), этим самым дает понять, что Филипп мог быть известен этим «эллинам», по всей вероятности, пришедшим из Десятиградия, в отношении к которому Вифсаида занимала соседнее место (ср. Мф.4:25).

Нет ничего невероятного в том предположении, что эти прозелиты присутствовали при изгнании Христом из храма торгующих, которое имело место на другой день после входа Христа в Иерусалим. (И Иоанн не говорит, чтобы эллины обратились к Филиппу в самый день «входа»). Ведь торгующие занимали в храме именно тот двор, какой был отведен для молитвы прозелитам, и Христос, изгнав отсюда торгующих, этим самым как бы взял под Свою защиту прозелитов. Отсюда, естественно, в прозелитах явилось сочувствие к Нему и желание ближе узнать Его.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible