Скрыть
И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 47-49 и аще кто услышит глаголы Моя и не верует, Аз не сужду ему: не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир: отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день: яко Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю

Аще кто Меня не слушает, Аз не сужду ему: не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир (ст. 47). Чтобы не подумали, будто Он по немощи не обращал внимания на тех, которые пренебрегали Им, для этого Он сказал: не приидох, да сужду мирови.

Потом, чтобы не сделались от этого нерадивее, узнав, что если верующий получает спасение, за то и неверующий не подвергается наказанию, – смотри, как Он поставляет им на вид и Страшный суд, присовокупляя следующие слова: отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящаго ему (ст. 48). Но если Отец не судит никомуже и Ты пришел не с тем, чтобы судить мир, так кто же его будет судить? Слово, еже глаголах, то судит ему в последний день (ст. 48). Так как они говорили, будто Он не от Бога, то Он и сказал так, показывая, что для них тогда не будет возможности говорить это, но слова, которые Я изрек ныне, предстанут вместо обвинителя, будут обличать их и отнимут у них всякое оправдание. И слово, еже глаголах. Какое слово? Яко Аз не Сам от Себя пришел, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и возглаголю (ст. 49) – и все другие подобные слова. Следовательно, это говорилось так только для них, чтобы они не могли иметь никакого предлога к извинению. В противном случае, какое (Христос) будет иметь преимущество пред Исаиею? Ведь этот последний говорит то же самое: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово (Ис. 50, 4). Какое пред Иеремиею, который также, когда был послан, получил вдохновение? Какое – пред Иезекиилем? Ведь и этот говорил после того, как поглотил свиток. Притом же те, которые будут слушать Его слова, были бы причиною Его знания. Если Он получил заповедь, что Ему говорить, только тогда, когда был посылаем, то наконец ты должен будешь сознаться, что Он того не знал прежде, чем был послан. А что может быть нечестивее этих слов, если кто станет принимать их в этом смысле и не позаботится узнать причину их уничиженности? Апостол Павел говорит, что даже ученики знали, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 2): Сыну ли не знать до тех пор, пока Он не получил заповеди? Есть ли в этом какая-нибудь сообразность? Видишь, что Он говорит с чрезвычайным уничижением для того, чтобы и иудеев привлечь к Себе, и на последующих людей наложить молчание? Итак, для того Он говорит по-человечески, чтобы хотя этим способом понудить их к тому, чтобы они избегали всего низкого в Его словах, зная, что Он так говорит не по существу, а по немощи слушателей.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 47-48 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день

«И аще кто Моя услышит глаголы и не соблюдет, Аз не сужу его, не бо приидох, да сужу мир, но да спасу мир: отметаяй Мене и не приимляй глаголы Моя имать судящаго его – слово, еже глаголах, то осудит [судить будет] в последний день». Итак, самосудны, говорит, будут неслушающие Его и непринявшие спасающей веры, ибо Пришедший для просвещения пришел не для того, чтобы судить, но чтобы спасти. Поэтому неповинующийся и подвергающий себя величайшим бедам пусть сам себя бранит, как справедливо подвергающийся наказанию. Ведь Я не виновен в этом, желающий спасти имеющих подвергнуться суду и для этого пришедший. И это потому, что Кто полагает закон, наказующий непослушных, полагает его не ради того, чтобы наказывать преступников, но чтобы, слушая его и соблюдая, спаслись. Итак, Я, пришедши спасти, предлагаю вам веровать, а не пренебрегать Моими словами, так как настоящее время есть время спасения, а не суда. Ведь «в день» суда наведет на вас наказание за непослушание призвавшее вас к спасению «слово». Какое же это было «слово, что сказал Я»?»

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 46-47 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Опять и этими словами показывает Свое единосущие с Отцом. Ибо как Отец везде в Писании называется Светом, то и Он о Самом Себе говорит: «Я свет пришел в мир». Посему и апостол Павел называет Его Сиянием (Евр. 1, 3), показывая тем, что ничего нет посредствующего между Отцом и Сыном, но Отец и Сын вместе, как вместе свет и сияние. Итак, и Сын есть Свет, поколику избавляет от заблуждения и рассеивает умственный мрак, и потому, что как свет со своим явлением становится видим сам и показывает прочие видимые предметы, так и Сын, пришедши и явившись к нам, дал познание о Себе Самом и об Отце, и сердца тех, кои приняли Его, просветил всяким познанием. «Если, - говорит, - кто услышит Меня и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир». Смысл сих слов такой: не Я виновен в осуждении человека неверующего, ибо Я не за этим преимущественно пришел, но случилось это по последствию. Я пришел спасти и для этого учил. Если же кто не верует, то не Я причина его осуждения, но он сам на себя навлек оное. Это еще более уяснится из последующего. Слушай же, что далее.

Евфимий Зигабен (†1118)

И аще кто услышит глаголы Моя и не верует, Аз не сужду ему

в настоящем веке

Не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир

И прежде еще Иисус Христос сказал: не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин. 3, 17); прочитай там объяснение этих слов.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.  Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день

Если кто услышит
 и пр.: см. 3 и далее; 5 и далее; 8 и далее; Мф.7:26; Мк.4 и далее; 18, 20 и прим. Слово Христово так же божественно, свято и чисто, как и Его лицо; потому это слово Его будет судьёй человека в последний день. Конечно, Сам Христос будет судить (Ин.5:22, 27), но будет судить по тому, принято ли было и сохранено ли Его слово, Его учение, веровал ли Ему человек и поступал ли по Его учению (ср. Ин.7:51, где судящим представляется закон Моисеев).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 47-48 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.
 

Рассматривая в совокупности стихи 46–48 (Ин.12:46-48), мы видим, что Господь излагает все учение Свое для верующих, указывая во-первых на них (Ин.12:46) и во-вторых на неверующих (47–48). Первые, признающие в Господе единый источник Света, т. е. Бога (Ин.12:44-45), выводятся из тьмы и пребывают во свете и жизни вечной. Неверующим – и им даже обещается милосердие в ст. 47–48, если они вовремя обратятся к Господу.

Дело воплотившегося Бога было дело исключительно милосердия и любви: восприятие Богом на Себя души и плоти человеческой имело целию не суд над людьми, ибо тогда «не оправдалась бы никакая плоть» (Рим.3:20), – а спасение людей. Поэтому милосердый Господь пришел не как Судия, а как Целитель душ и телес и Искупитель. Посему, глаголя о неверующих (ст. 47), Господь говорит как о несчастных, которых Он, Бог, явившийся для спасения человечества, не судит, хотя сии несчастные суть ответчики пред Словом, глаголанным Богочеловеком, ибо правда Божия пребывает во веки и нарушение сей правды может быть изглажено пред Богом лишь верою в Богочеловека. Слово, посеянное Господом на ниве души человеческой, испытует человека и раскрывает душу его пред Богом, и – или глохнет на ниве и не приносит плода от окаменения и от забот житейских или от действия диавола, – или же приносит плод (Мф.13, притча о сеятеле). Посему слово Господне и есть Судия души человеческой с ее доброй или злой волей, ибо именно эта воля выражает собой внутреннего человека, или отдающего себя Богу любви и милосердия, или возмущающегося, как отец лжи диавол, против мысли Божией, чтобы поставить вместо нее свою маленькую и злобную мысль.

Пока Слово, внесшее Собою свет в мир, не явилось в смиренном образе человека, пока люди не «увидели свет великий» (Мф.4:16), – они находились во тьме, ожидая Обещанного, и это ожидание освещало им отчасти будущее; но более того: ожидая Обещанного, люди имели еще надежду оправдания пред вечным правосудием, ибо не совершилось еще великое событие пришествия в мир Бога во образе человеческом. Но когда Бог явил Себя людям и во образе человеческом отверз уста Свои, поучая их глаголам Божиим и открывая волю Божию людям, – и снял с них бремя закона, требуя одной любви, говоря: «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30тогда одни только черствые и окаменелые души, павшие в гордыне своей, могли отвергнуть учение любви и не понять, что учение сие от Бога, и что оно единственно может дать мир и счастие душе. Достаточно было даже одних человеческих способностей, чтобы понять величие и святость того учения, которое проповедовал Господь.

Потому неверующим Иудеям судия слово, которое глаголал Господь. Но кто же, уверовав в слово, мог не уверовать в Господа, с которым Слово было едино: «Слово было Бог» (Ин.1:1). «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин.6:68).

А между тем подивимся милосердию Господа: Он даже отклоняет на время суд; «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». В то время, когда Он произносил слова сии, а злоба приуготовляла страшное преступление, даже когда эта злоба убивает на кресте Богочеловека, и тогда еще не настает суд для преступников и неверующих: «Слово судит в последний день»: Другими словами, этим гонителям и хулителям и убийцам дается еще время уверовать в Слово. Все простится им, пусть только уверуют ранее последнего дня, который имеет два значения для человека; одно частное для каждой личности, коей дана земная жизнь для покаяния и веры; и другое, общее, указующее на последний великий день суда.

Мы знаем, что многие из гонителей и хулителей и убийц соделались однако верными рабами Господа и, по выражению Иоанна Крестителя, «бежали от будущего гнева» (Мф.3:7) и спаслись у ног Христа Спасителя в христианской общине. И один из лучших примеров сего спасения представляет, как известно, Павел, соделавшийся сосудом избранным.

Так велико милосердие Божие.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир

(См. Ин.3:17, 8:15).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Священном Писании.

Ин.12:44-47. Слово Христово так же божественно и свято, как и Его лицо, потому это слово Его будет судьею человека в последний день. Конечно, сам Христос будет судить: Ин.5:22, но будет судить по тому, принято ли было и сохранено ли Его слово, Его учение, поступал ли человек по Его учению: Ин.3:19-20;7:17-19.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible