Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-13 Егда же умы ноги их, прият ризы Своя, возлег паки, рече им: весте ли, что сотворих вам; Вы глашаете Мя Учителя и Господа, и добре глаголете: Есмь бо

Егда же умы ноги их, прият ризы Своя, возлег паки, рече им: весте ли, что сотворих вам? Это говорит, обращаясь уже не к одному Петру, но и ко всем. Вы глашаете Мя: Господь и Учитель, и добре глаголете: есмь бо (ст. 13). Вы глашаете Мя, – ссылается на их суждение. Потом, чтобы не показалось, что это слова их приязни, присовокупляет: есмь бо. Таким образом, приведя их собственные слова, Он тем самым делает их не тягостными; а подтвердив приведенные слова Своим (словом), отстраняет от них всякое подозрение. Есмь бо, говорит. Видишь ли, как, беседуя с учениками, Он гораздо открытее говорит о Самом Себе? Как сказал Он: не называйте учителя на земле, един бо есть ваш Учитель, так же сказал: и отца не зовите на земли (Мф. 23, 8, 9). А выражение: един сказано не об Отце только, но и о Нем. Если бы Он говорил, не разумея здесь и Себя, то как мог бы сказать: да сынове света будете (Ин. 12, 36)? И опять: если бы называл учителем одного Отца, то как же говорит: есмь бо, и еще: един есть наставник ваш, Христос (Мф. 23, 10)?

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12-15 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

«Егда же умы ноги учеников и прият ризы своя и возлег паки, рече им: весте ли, что сотворих вам? Вы зовете Мя: Господь и Учитель! и добро глаголете, есть бо. Аще убо Аз умых ваши ноги, Господь и Учитель, и вы должны друг друга умывати ноги: образ бо дах вам, да якоже сотворих вам Аз, и вы творите». Теперь уже ясно высказывает причину Своего поступка и говорит, что ради нашей пользы дал этот «образец» несравненного смиренномудрия. Представляя неизвинительным порок гордости, считает нужным поставить на вид достоинство Своего лица. И в этом каждый усмотрит несравненное величие смиренномудрия. В самом деле, низменное само по себе и ничего не значащее каким образом могло бы подвергнуться унижению или куда может спуститься то, что лежит внизу? Ведь оно уже по природе своей может только низводить сверху вниз. А что находится на высоте, если оказывается в унижении, возбуждает удивление, ибо оно низошло в то, чем не было.

Итак, Господь наш Иисус Христос, давая Своим ученикам, а вернее – чрез них всем живущим на земле, необходимый урок смиренномудрия, не просто говорит, что как Я омыл ваши ноги, так и вы должны делать. Нет, Он прежде выставляет на вид Свое достоинство и, указывая на присущую Ему природную славу, самим делом постыжает славолюбие. Ведь «Вы, – говорит, – сами называете Меня: Господь и Учитель, и прекрасно говорите, ибо таков Я». Замечайте, как и между словом наперед позаботился об устроении верующих и предуказал на злоречие нечестивых еретиков. Ведь когда сказал к Своим ученикам: «вы называете Меня: Господь и Учитель», то, чтобы кто не подумал, что по природе Он не есть Господь и не Учитель, но имеет это название как бы в качестве почести от Своих будущих последователей, счел необходимым прибавить, уничтожая подозрения их: и прекрасно говорите, ибо Я таков. Не простое только имя чести заключает в себе это Господь, как, например, мы, оставаясь рабами по природе, но по благодати украшаемые именами, превышающими нашу природу и достоинство. Но Он есть по природе Господь, властвующий над всем, как Бог, к кому сказано в одном месте гласом Псалмопевца: «Потому что все в рабстве у Тебя» (Пс. 118:91). Он и Учитель по природе, «ибо всякая премудрость от Господа» (Сир.1:1) и всякий разум чрез Него. Как премудрость, Он умудряет существа духовные, и всякой твари разумной, как небесной, так и земной, Он всевает подобающий ей разум. Как Сам Он, будучи Жизнью по природе, оживотворяет все способное к жизни, так и, поскольку Он есть Премудрость Отца, влагает всем дары мудрости, то есть разум и всякое ведение благ. Итак, Сын есть по природе Господь всего и Учитель. Когда поэтому Великий по славе и такой, как Я, являюсь не умедлившим снизойти до такого уничижения, что даже умыл и ваши ноги, то как же и вы, говорит, станете отказываться делать это друг другу? Научает этим, что надо не превозноситься пред почестью других, но думать, что сораб превышает его и преимуществует во всем. Да, весьма прекрасное наставление, ибо не думаю, чтобы кто мог указать что-либо равное с привычкою смиренно мудрствовать, и ничто так не разделяет братьев и друзей, как ненасытное пожелание пустяшных отличий. Ведь мы всегда почти стремимся к большему и пустые почести мирские заставляют наш непостоянный ум увлекаться более блестящими. Поэтому, чтобы нам освободиться от такого недуга и прекратить столь отвратительные пожелания, – ведь обман и ничто другое есть страсть славолюбия, – будем воспринимать в свой ум Самого Царя всех Христа, для того омывшего ноги учеников, чтобы и мы умывали ноги друг друга. Чрез это будет устранен всякий род гордости и всякий вид мирского славолюбия удалится прочь. И действительно, если Господь по природе является как слуга, то как же раб не захочет потерпеть что-либо ему приличное и не подвергнется самому крайнему наказанию?

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IX

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
 
Господь уже не к одному Петру, но и ко всем обращает речь Свою и выставляет причину такого смирения со Своей стороны. Причина же заключается в том, что ученики должны подражать Ему в этом. Быть может, не о настоящем ли времени и говорит Господь, когда говорит Петру «узнаешь же после сего», то есть: «Петр, ты узнаешь после того, как Я возьму одежду Свою и возлягу, и начну учить вас и говорить: «знаете ли, что Я сделал вам?»

Толкование на Евангелие от Иоанна

Евфимий Зигабен (†1118)

Егда же умы ноги их, прият ризы Своя, возлег паки, рече им: весте ли, что сотворих вам

Иисус Христос спрашивает Своих учеников о том, чего они не знали, и делает это для того, чтобы возбудить в них внимание. Сначала умыл ноги ученикам, а теперь хочет объяснить им то, чего они не понимали.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.12-15. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.  Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 

Возлёгши опять:
вечеря, прерванная умовением ног, продолжалась, обряды пасхальной вечери совершались, и во время их Господь продолжал Свою последнюю беседу с учениками. Как видно из сопоставления сказаний об этом Иоанна со сказаниями первых евангелистов, Иоанн передаёт не всё, что говорил в это время Господь (как и каждый из первых евангелистов не всё передаёт), а только то, что относилось к описанному им умовению ног и указанию предателя. Зато беседу Господа с учениками, по удалению предателя, он один передаёт весьма подробно, восполняя первых евангелистов.
– Знаете ли, что Я сделал вам? «Спрашивает незнающих, дабы возбудить их к вниманию» (Евф. Зиг.). Знаете ли, какой смысл имеет это Моё действие? Приступает к тому, о чём сказал Петру, что уразумеет после.
– Учителем и Господом: первое название относится к Его учению, второе – к Его власти и силе. Так звали они Господа как Мессию, коего они были учениками и вместе рабами (Ин.13:16).
– И вы должны умывать друг другу ноги: «следовало бы сказать: тем более вы – рабы; но Он предоставил это совести слушателей» (Злат.). Так как умовение ног имело высший нравственный смысл, то узаконивает Господь не самое это внешнее действие – умовение ног, но все те нравственные действия, какие обозначаются этим внешним действием. Это, прежде всего, все и всяческие нравственные действия, какие заключаются в понятии деятельной любви к ближним вообще, выражающейся в смиренном служении им и в особенности – как показывает ст. Ин.13:10 – в таких самоотверженных и смиренных действиях, которые имеют целью – нравственное очищение и освящение ближних. Как Господь таковую деятельную любовь показал в Своём примере, омыв, как слуга, ноги учеников, будучи их Учителем и Господом, употребив это внешнее действие как символ духовно очищающей и освящающей их любви своей, так и они – с такой же самоотверженной любовью должны действовать в отношении взаимном и ко всем верующим, имея целью нравственное очищение и освящение. В лице апостолов даётся заповедь эта всем верующим, ибо таковая любовь – основоположение нравственное всего христианства. Вот почему Господь и говорил Петру, что если он не подчинится этому основоположению нового закона, то не будет иметь части с Ним. Принимать же всё это изречение в прямом буквальном смысле взаимного между христианами умовения ног не позволяет вся история, в которой мы не видим всеобщности этого обычая, даже между самими апостолами. Он встречается в апостольской истории только как один из видов добродетели гостеприимства (1Тим.5:10).

Толкование на Евангелие от Иоанна


Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?  Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.  Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.  Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 

– Возлёгши опять: вечеря, прерванная умовением ног, продолжалась, обряды пасхальной вечери совершались, и во время их Господь продолжал Свою последнюю беседу с учениками. Как видно из сопоставления сказаний об этом Иоанна со сказаниями первых евангелистов, Иоанн передаёт не всё, что говорил в это время Господь (как и каждый из первых евангелистов не всё передаёт), а только то, что относилось к описанному им умовению ног и указанию предателя. Зато беседу Господа с учениками, по удалению предателя, он один передаёт весьма подробно, восполняя первых евангелистов.
– Знаете ли, что Я сделал вам? «Спрашивает незнающих, дабы возбудить их к вниманию» (Евф. Зиг.). Знаете ли, какой смысл имеет это Моё действие? Приступает к тому, о чём сказал Петру, что уразумеет после.
– Учителем и Господом: первое название относится к Его учению, второе – к Его власти и силе. Так звали они Господа как Мессию, коего они были учениками и вместе рабами (Ин.13.16).
– И вы должны умывать друг другу ноги: «следовало бы сказать: тем более вы – рабы; но Он предоставил это совести слушателей» (Злат.). Так как умовение ног имело высший нравственный смысл, то узаконивает Господь не самое это внешнее действие – умовение ног, но все те нравственные действия, какие обозначаются этим внешним действием. Это, прежде всего, все и всяческие нравственные действия, какие заключаются в понятии деятельной любви к ближним вообще, выражающейся в смиренном служении им и в особенности – как показывает Ин.13.10 – в таких самоотверженных и смиренных действиях, которые имеют целью – нравственное очищение и освящение ближних. Как Господь таковую деятельную любовь показал в Своём примере, омыв, как слуга, ноги учеников, будучи их Учителем и Господом, употребив это внешнее действие как символ духовно очищающей и освящающей их любви своей, так и они – с такой же самоотверженной любовью должны действовать в отношении взаимном и ко всем верующим, имея целью нравственное очищение и освящение. В лице апостолов даётся заповедь эта всем верующим, ибо таковая любовь – основоположение нравственное всего христианства. Вот почему Господь и говорил Петру, что если он не подчинится этому основоположению нового закона, то не будет иметь части с Ним. Принимать же всё это изречение в прямом буквальном смысле взаимного между христианами умовения ног не позволяет вся история, в которой мы не видим всеобщности этого обычая, даже между самими апостолами. Он встречается в апостольской истории только как один из видов добродетели гостеприимства (1Тим. 5:10).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?

     Продолжая подобие, указанное св. Кириллом Иерусалимским о лентии, т. е. человечестве, которым препоясался Бог для уврачевания человечества, мы можем усматривать и в восприятии паки риз и возлежании образ возвращения воплотившегося Бога-Слова в лоно Отца в преславном Его вознесении. Но Он совозносит с Собою и просвещенные ризы человечества и возлежит окруженный верующими, знаменуя сим: «Аз с вами есмь до скончания века».
     На вопрос, поставленный Господом ученикам Своим о значении совершенного Им действия, в котором выразилось все Его служение человечеству, Господь Сам отвечает и разъясняет им такие великие истины, которые никогда не приходили, да и не могли прийти в ум ни одного из мудрецов. Сила и величие в смирении, в служении, в отказе от себя.
 

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 Kогда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам

Разъясняя ближайший смысл омовения ног, Господь говорит, что Он этим дал пример того, как Его последователи должны поступать в отношении друг к другу.

«Вы должны умывать…» Это повеление, конечно, нужно понимать не в буквальном, а в символическом смысле. Так, в 1Тим.5:10 омовение ног упоминается как проявление или синоним деятельной христианской любви к ближнему. Господь здесь говорит не о том, что именно должны делать Его ученики, а о том, как они должны, с какими мыслями и чувствами совершать служение ближним. Нужно делать это не только в силу обязанности, но из любви, как сделал это Сам Христос.

«Господь и Учитель». Эти названия соответствуют тогдашним еврейским титулам, какими величали раввинов их ученики: «мара» и «равви». Но Христос, конечно, придает этим наименованиям, с которыми апостолы обращались к Нему, реальное значение. Его апостолы, конечно, видят в Нем единого истинного Учителя и истинного Владыку, и они вполне правы, потому что Он в самом деле таков. А отсюда следует, что они обязаны во всей точности исполнять Его повеления.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible