Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 13:19
Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я
«Отсель глаголю вам, прежде даже быти, да веруете, егда будет, яко Аз есмь. Необходимейшее и прежде времени (исполнения), говорит, делаю разъяснение того, что предстоит в ближайшем будущем, так как подкрепит слушателей и принесет немалую пользу, если они узнают цель события. Ведь Я не привык и не люблю тратить слова на ненужные разъяснения, но считаю нужным внедрить в ваш слух то, что окажется имеющим для вас немалую пользу, если дойдет до вашего познания. Поэтому «говорю теперь» вам о том, что уже готово совершиться, и даю вам знание о неисполнившемся еще, чтобы, когда случится на деле, сравнивая исполнение события с Моим предсказанием, вы уверовали, что Я – Тот Самый, о Ком Божественное Писание открыло это. Таким образом, Господь наш Иисус Христос одновременно и предателя старается благоприкровенно исправить, делая темноватое и несколько неясное обличение, и об исполнении предательства говорит, что оно послужит знамением и яснейшим доказательством того, что Он есть Христос. Как уже немного прежде сказали мы, кто сравнит предсказание Священных Писаний с дерзостью предателя, тот, думаю, весьма легко получит яснейшее и истинное о нем представление.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 19-20 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
Какая связь настоящих слов с предыдущими (Ин. 13:18)? Ибо доселе говорил о предателе, а теперь прибавляет «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает»? Связь есть, и самая близкая.
Господь сказал, что Он будет предан; говорил, что Он оставит их, что они потом разойдутся, рассеются, будут терпеть много бедствий; посему утешает их двумя способами. Во-первых, чрез Самого Себя. Ибо показал им, что Сам Он претерпит, и что Он сделал предателю, умыв ему ноги и допустив к участию за столом. Ибо если будут иметь это на душе, то легко перенесут всякие бедствия. Итак, один способ состоит в том, что Господь утешает их тем, что Он сделал врагу, до конца врачуя его, и что Сам претерпит.
Другой способ – в том, что Он отворяет для них дома всех, что все, которые послушают их учения, примут их. Видишь ли связь настоящих слов с предыдущими? Господь оставит их; они будут терпеть множество зол и бед; Он утешил их собственным примером, ибо будет предан учеником, а умывает его; утешает их и предречением им, что хотя они испытают много бед, но все будут их принимать. Принимающий вас Меня принимает, а чрез Меня – Бога и Отца. Примечай силу утешения. «Вас, – говорит, – люди будут чтить, как Самого Бога; посему не унывайте от злобы гонителей».
Евфимий Зигабен (†1118)
Отселе глаголю вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете, яко Аз есмь
для того, чтобы, когда это Писание исполнится, вы поверили, что Я – Тот, о Котором было сказано это пророчество.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Не о всех вас говорю: говорю именно, что вы блаженны, как не о всех вас сказал, что вы чисты (Ин.13:10-11). «Есть между вами один, который не будет блажен и не исполнит сего» (Август.).
– Я знаю, которых избрал, но – и пр.: знаю вас, знаю ваши нравственные качества, так что не ошибаюсь, если говорю не обо всех вас, что вы блаженны; знаю вас потому, что Я вас избрал, т. е. в особенные орудия устроения Моего Царства, в апостолы, и знаю также, что по особенному предопределению Божию избрал и такого, который не будет блажен вместе с вами, но которого избрание совершилось, да сбудется Писание, говорящее пророчески о предателе Моём. (Да сбудется Писание, см. прим. к 12 и парал.).
– Ядущий со Мною хлеб и пр.: изречение взято из псалма 40 (Ин.13:10). В этом псалме изображаются страдания праведника, и потому псалом этот имеет характер типологически-пророческий, так как в нём содержится идея страждущего праведника – Мессии. В числе страданий псаломского праведника, которые он претерпевает, псалмопевец представляет вероломство в отношении к нему друга его. Господь Иисус прилагает эту черту к Иуде в отношении его к Нему, указывая в этом исполнение ещё древнего пророчества.
– Поднять пяту: с угрозою нанести удар и, может быть, смертельный (раздавить), есть образ злодейского покушения на жизнь. Таковым злодеем является здесь человек приближённый, с которым вместе разделялась трапеза (знак дружества или вообще близости); в поступке этого человека выражается, таким образом, крайнее вероломство. Таковым представляется и поступок Иуды здесь, хотя преступность его гораздо тяжелее, так как предмет вероломства здесь не простой человек, но Мессия.
– Прежде, нежели сбылось: т. е. предательство.
– Вы поверили, что это Я: т. е. Я Мессия, которого вы называете Учителем и Господом, несмотря на то, чтобуду предан на страдания Моим учеником. Действиями Господа в отношении к предателю, как будто зависящего от воли предателя – ученика, ученики могли соблазниться. Господь, указывая им действие в сем Божие, ещё задолго предречённое псалмопевцем, поставляет дело так, что поступок Иуды послужит только к укреплению их веры в Господа.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Доселе Господь молча страдал и скорбел в многолюбящей человеческой душе Своей об измене и об изменнике: но теперь спасение других верных учеников зависело от того, чтобы они были уверены, что Господь «ведяше искони кии суть неверующии и кто есть предаяй Его» (Ин.6:64). Объявление Господом, что один из учеников предаст Его, было делом любви Его к остальным верным ученикам, да веруют, что Он есть Тот, которого имя Аз есмь (Исх.3:14), – что Он есть тожественный и единый с Богом Завета – Иеговой, устрояющим спасение человечества и соединяющим небо с землею (Ин.1:51).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 18-19 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я
С грустью опять Христос замечает, что не все Его ученики могут назваться «блаженными». «Я знаю, которых избрал», – прибавляет Христос. Ученики еще не знают, что среди них есть предатель, а Христос уже давно это знает. Но, подчиняясь воле Отца, выраженной в Священном Писании, Он не принял никаких мер к удалению предателя из среды окружавших Его апостолов. Псалом 40, из которого здесь приводится один стих (Пс.40:10), понимается евангелистом, несомненно, как псалом пророчественный, предрекающий тяжкую участь Мессии.
«Поднял на Меня пяту свою», т. е., притворяясь Моим другом, хотел раздавить Меня, когда Я лежал на земле. Некоторые же видят здесь сравнение с конем, который неожиданно бьет копытами стоящего сзади него хозяина или работника, поставленного ходить за конем. Пусть же апостолы знают, что предательство не застигло Христа неожиданно!
«Что это Я». Господь говорит о Себе как о всеведущем Иегове. См. комментарии к Ин.8:24.