Скрыть
Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-32 глагола Иисус: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем: аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе, и абие прославит Его

После того как Иуда вышел, чтобы предать Его, Он говорит: ныне прославися Сын Человеческий (ст. 31). Этим Он ободряет поверженные в уныние души учеников и убеждает не только не сетовать, но даже радоваться. По этой-то причине Он и Петру еще прежде сделал упрек. Быть преданным смерти и победить смерть – это действительно великая слава. Вот это и значат слова, которые Он говорил о Себе: егда вознесен буду, тогда познаете, яко Аз есмь (12, 32; 8, 28); и опять: разорите церковь сию (2, 19); и еще: знамение не дастся вам, токмо знамение Ионы (Лк. 11, 29). И не великая ли, в самом деле, слава в том, что Он после смерти явился более могущественным, чем прежде смерти? Ученики, чтобы уверить в воскресении, совершили большие чудеса. А если бы Он не воскрес и не был Бог, то как бы они именем Его совершили такие дела? И Бог прославит Его (Ин. 13, 32). Что значит: и Бог прославит Его в Себе? Значит: чрез Самого Себя, а не чрез другого. И абие прославит Его (ст. 32), – то есть вместе с крестом. Не после продолжительного времени, говорит; не будет ожидать отдаленного времени воскресения и не тогда явит Его славным, а тотчас же, на самом кресте обнаружится слава. И в самом деле, тогда солнце померкло, камни распались, завеса раздралась, многие тела усопших святых воскресли; на гробе были печати, его окружала стража, над телом лежал камень, – и, однако ж, тело воскресло. Прошло сорок дней, и сошел Дух, и все тотчас же стали проповедовать Его. Это-то и значит: прославит Его в Себе, и абие прославит Его: не чрез ангелов и архангелов, и не чрез другую какую-нибудь силу, а чрез Самого Себя. Но как же Он прославил Его чрез Самого Себя? Он все сделал для славы Сына, хотя все совершил Сам Сын. Видишь ли, что (Христос) Свои дела относит к Отцу?

Беседы на Евангелие от Иоанна

Максим Исповедник, прп. (†662)

Бога славит не тот, кто только одними словами чтит Его, но тот, кто стойко переносит тяготы трудов ради добродетели, - и он, в свою очередь, прославляется Богом, стяжая, как некую награду за добродетель, славу Божию и благодать бесстрастия, [даруемую] по причастию. Ибо всякий славящий Бога в самом себе через страдания ради добродетели при [духовном] делании и сам прославляется в Боге через бесстрастное сияние Божественного при созерцании. Ибо Господь, идя на страдание, говорит Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Отсюда ясно, что за страданиями ради добродетели следуют божественные дары благодати.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 31-32 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его

Так как помыслы учеников ниспали, то Господь восставляет их, говоря: «ныне прославился Сын Человеческий», Убеждает их не сетовать, а лучше радоваться. Ибо страдания и доставление посредством бесчестия чести людям составляют славу Его. И иначе: Он прославился чрез чудеса, совершившиеся на Кресте, именно: когда солнце померкло, камни распались, завеса раздралась, и все прочие знамения совершились. - Что значит «Бог прославит» Сына «в Себе»? То, что прославит чрез самого Себя, не чрез другого, не чрез ангелов и архангелов, не чрез другую силу, но чрез Самого Себя, ибо Он делал все для славы Сына. - «Вскоре прославит Его», то есть не замедлит, но прославит на самом кресте, потом чрез три дня воскресит Его и чрез сорок дней ниспошлет ученикам благодать Духа. Посмотрим еще и на цель сих слов. «Ныне прославился Сын Человеческий», то есть Я, учащий, совершающий чудеса; и слава не останавливалась на Мне, но восходила к Богу и Отцу. А как Моя слава становится славой Отца, то не сетуйте. Ибо Отец опять прославит Меня, чтобы и Ему прославиться. Ибо Я славы не присвояю Себе, и не к Нему ли она восходит? Да, слава у Нас общая. Посему и опять прославит Меня, и не замедлит, но вскоре: когда Я буду терпеть бесчестные страдания, когда, по-видимому, Я буду взят из среды живых чрез смерть, тогда-то Он более почтит Меня, тогда-то чрез воскресение прославит Меня.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его

Эта слава Божия ожидает всякого, кто ревностно заботится в этой жизни о прославлении имени Божия словом и делами и всею жизнию своею. Бог не остается в долгу у усердных рабов Своих.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе

Бог Отец прославит Сына в Себе, когда явит во время Его крестных страданий страшные и дивные знамения и этим покажет, что Он истинный Сын Его. Поэтому-то еще прежде Иисус Христос сказал: егда вознесете Сына Человеческого, тогда уразумеете, яко Аз есмь (Ин. 8, 28); смотри более подробное и ясное толкование этого места в восьмой главе.

И абие прославит Его

вскоре, во время самих крестных страданий. Иисус Христос сказал это, чтобы ученики не подумали, что Он говорит о той славе, которая будет во время второго Его пришествия, и о которой Он часто учил их. Этими словами Иисус Христос ободряет учеников, которые совершенно упали духом, и убеждает их не только не скорбеть, а напротив, радоваться об Его славе, которая вскоре откроется.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его
 

– Когда он вышел, Иисус сказал и пр.: Иоанн не повествует об установлении Господом таинства Евхаристии, как повествуют первые три евангелиста, а потому непосредственно после упоминания о выходе Иуды из среды святого общества начинает изложение пространной последней прощальной речи Господа к ученикам. По снесению сказаний о сем первых трёх евангелистов со сказаниями Иоанна необходимо предположить, что по выходе Иуды и, кажется, немедленно по выходе его, Господь установил таинство Евхаристии и приобщил апостолов в первый раз Телом и Кровью Своею (ср. Мф.26:26-29; Мк.14:22-24; Лк.22:19-20). К этому именно времени – по приобщению апостолов (кроме ушедшего Иуды) – особенно идут эти торжественные слова победной песни: ныне прославился Сын Человеческий и пр. Вероломный ученик удалился для исполнения страшного дела предательства, Господь установил святейшее таинство Нового Завета, изображающее тайну искупления, как бы уже совершившуюся, так что Он как бы уже принесён был в жертву, как бы совершена была уже Его смертью победа над всеми враждебными силами. И вот ввиду сего как бы уже совершившегося дела Своего Господь восклицает победную песнь: ныне прославился Сын Человеческий. Наименование Сын Человеческий, без сомнения, нарочито теперь употреблено Господом для обозначения Своего человеческого существа, которое принесено было в жертву искупительную. Слава разумеется здесь ещё не небесная (о которой речь в следующем стихе), а слава в страданиях Сына Человеческого и смерти Его, которой Он искупил всё человечество. «Ибо быть преданным смерти и победить смерть, это действительно великая слава» (Злат., ср. Феофил.). Эта слава Господа Иисуса есть вместе и слава Бога Отца, так как Господь совершил смертью Своею дело примирения всесвятого Бога с грешным человечеством и в этом явилась слава Божия, – таков смысл слов: и Бог прославился в Нём, т. е. в лице прославившегося Богочеловека. Необходимое следствие того, что Бог прославился в лице умершего за весь род человеческий Сына Своего – то, что и Бог Отец прославит Его в Себе: речь идёт уже о небесной славе Сына Божия, которая есть вместе слава Бога Отца (почему и поставлен глагол в будущем времени – прославит). Это прославление Господа совершилось в Его воскресении и вознесении к Богу Отцу, с чем вместе Он вошёл в славу Свою и в славу Бога Отца. Это именно слава не другая какая, как слава Бога Отца (Кол.3:3), явленная миру Единородным Сыном Его, восприявшим по уничижению на земле славу Божию на небе.
– Вскоре прославит: указание, что недолго ещё продлится уничижение Его в страданиях и, по-видимому, позорной смерти; скоро после сего Его воскресением начнётся видимое Его прославление. (К этому, вероятно, времени прощальной беседы относятся передаваемые ев. Лукою слова Господа с завещанием ученикам Царства (Лк.22:28-30), ибо в повествовании Иоанновом здесь, кажется, перерыв речи Христовой.)

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Ст. 31-32 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.

     
Необходимо сопоставить последнюю беседу Господа с учениками с предыдущей беседой Господа с учениками на горе Елеонской, когда Он, смотря на Иерусалим за два дня перед сим, говорил о гибели Иерусалима и затем о кончине мира (Мф.24:2).
На горе Елеонской (Мк.13:3), имея перед Собою священный град, Господь раскрывал ученикам таинственные судьбы Божии, в коих гибель Иерусалима была как бы предвозвестницей и прообразованием грядущей (во времена человеку неизвестные) (Мф.24:36) кончины мира. Но и на горе Елеонской, говоря о грядущих бедствиях и о страхе, напавшем на всех, Господь говорил ученикам: «Начинающим же сим бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша: зане приближается избавление ваше» (Лк.21:28). Это слово соединяет беседу Господа на горе Елеонской о кончине мира с последней беседой, в которой Господь раскрывает ученикам тайны духовной жизни и возрождения души человеческой Духом Святым, при котором все цели и стремления человека изменяются, земные блага становятся ничем, земное горе и земной страх исчезают и перед человеком является новый идеал счастья, независимый от мимолетных явлений его земной жизни. Посему то когда начинает наступать эпоха бедствий, верующие восклоняют главы свои, ибо земное преходит, близится царствие Божие. Таким образом эти две речи дополняются одна другой. Сначала Господь глаголет: «Вы же блюдитеся: се прежде рех вам вся» (Мк.13:23). Ныне же в Своей беседе Он указывает им на любовь (Ин.13:34), на Утешителя (Ин.14:26 и сл. Ин.16:7 и сл.), на их радость (Ин.16:22), и на прославление Сына да прославится Отец. (Ин.13:31). Сия слава Божия, явленная в Сыне, есть единая, истинная, вечная радость человечества, когда оно сподобилось Духа Святого, и с сего именно великого таинства вечной радости начинает Свою беседу Господь, как только вышел из среды учеников Иуда предатель, представитель гордости и своеволия, представитель тех, которые ставят свою волю и мысль вместо воли и премудрости Божией.
      «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его», так глаголал Господь среди верной общины Своей, знаменуя, что грядет великая слава Божия, являемая в смиренном образе человеческом. Сим обещанием Господь умягчает скорбь (временной) разлуки Своей с учениками, о которой Он глаголет в след. 33 стихе. Наступает время жертвы. Бог уже прославился в Сыне человеческом, в Его любви и чудесах и благодатном учении, но высшее прославление Бога во Иисусе Христе было в страшном Его страдании и смерти и в славном Его воскресении. «Прославил и паки прославлю», вещал глас с небеси (Ин.12:28). «Дух Христов, говорил Апостол Петр, предвозвещая Христовы страдания, предвозвещал и последующую за ними славу» (1Пет.1:11). «Вот я вижу небеса отверстыя и Сына человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:55) говорил исполненный Духа Святого первомученик Стефан, прозревая духовными очами в светлый вечный мир, куда звал уже его Господь. Бренная плоть человеческая и смиренный образ человека, воспринятые Богом, совозносятся прославленные к престолу Отца, а посему Господь воплощенный и препрославленный есть Дверь овцам.
      Еще заметим со Златоустом, что слава Христова явилась не только после воскресения Его, но и на самом кресте, ибо солнце померкло, камни распались, церковная завеса разодралась, многие тела усопших святых воскресли и гроб не мог удержать Владыку жизни.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 31-32 Kогда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его

С удалением предателя, отправившегося за отрядом, который должен был взять Христа, Господь видит Свою деятельность уже законченной. Сын Человеческий, или Мессия, теперь является уже прославившимся, но это еще не то вечное, последнее прославление, о котором предсказывали пророки и которое будет иметь место только в будущем (стих 32: «прославит Его»), а прославление посредством принятия страданий и мученической смерти за все человечество. «Полнота славы Христа явилась в страдании Его за грехи мира» (свт. Kирилл Александрийский). Называя Себя здесь Сыном Человеческим, Господь хочет дать понять Своим ученикам, что в Своих страданиях Он является представителем человечества перед Божественным Правосудием и что, следовательно, благодаря Его подвигу прославляется и все человечество.

«И Бог прославился в Нем». Через Христа Бог исполнил все Свои обещания, данные человечеству, и вместе Сам получил прославление от людей, ранее не прославлявших Его, как должно (Рим.1:19). Притом само человечество в состоянии прославления или восстановления есть слава Божия, потому что в страданиях и смерти Христа человечество ответвило те идеальные требования послушания Богу, какие к нему были предъявлены Богом при введении прародителей человечества в рай (см. Сильченков. Прощальная беседа, с. 15).

«Если Бог прославился в Нем…» Здесь говорится прежде всего о той славе, какая ожидает Самого Христа. Представителя человечества Бог прославил в Себе, т. е. облечет Своей высшей, небесной славой и человеческую природу Христа, божественная же природа Христа никогда не лишалась божественной славы, как это видно из факта преображения, когда временно эта всегда присущая Христу божественная слава просияла сквозь телесную оболочку.

«Вскоре прославит Его». Некоторые (например, Цан) видят здесь ограничение мысли о прославлении, высказанной Христом: Христос будто бы имеет в виду то, что последует в ближайшем будущем, т. е. только Свое воскресение. Но правильнее видеть здесь указание на быстроту последующих событий – вознесения Христа на крест и вознесения на небо: быстро пронесутся дни страданий Христа и недалеко прославление!

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible