Скрыть
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою

Следовательно, где нет этой любви, там искажены все черты образа. Божество над всем назирает, все слышит, все испытует, и ты приобретаешь понятие о существах посредством зрения и слуха и имеешь разум, способный делать разыскания и исследования о существах.

Об устроении человека

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 34-35 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою

Заповедь новую даю вам (13, 34). Так как они, слыша эти слова, естественно могли прийти в смущение, как люди, которые будут лишены всякой помощи, то Он утешает их, ограждая любовию – этим корнем и утверждением всех благ. Он как бы так говорил: вы скорбите о том, что Я отхожу? Но если вы будете любить друг друга, то вы будете еще сильнее. Почему же Он не так сказал? Потому, что сказал то, что было для них гораздо полезнее: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте (ст. 35). Этим уже показал вместе и то, что лик их не разрушится, как скоро Он даровал им и отличительный признак. Это Он сказал уже тогда, когда предатель был отделен от них. Как же Он называет эту заповедь новою, когда она была и в Ветхом Завете? Он сделал ее новою по самому образу; поэтому присовокупил: якоже возлюбих вы (ст. 34). Я, говорит, не долг вам отдал за предшествовавшие ваши заслуги, а Сам начал (любить вас). Так и вы должны благотворить своим друзьям, хотя бы и ничем не были обязаны им. Таким образом, умалчивая о чудесах, которые они имели совершить, Он отличительным признаком их поставляет любовь. Почему же так? Потому, что она-то в особенности означает святых людей, так как она есть основание всякой добродетели. Ею по преимуществу все мы и спасаемся. Она-то, говорит, и означает ученика. Тогда все похвалят вас, когда увидят, что вы подражаете Моей любви.

Что же? Не гораздо ли лучше показывают это чудеса? Нет. Мнози бо рекут: Господи, не Твоим ли именем бесы изгонихом? (Мф. 7, 22). И опять, когда Апостолы радовались, что им повинуются бесы, сказал: не радуйтеся, яко дуси вам повинуются; но яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10, 20). Правда, чудеса привели (ко Христу) вселенную, но это потому, что им предшествовала любовь. Если бы не было любви, не было бы и чудес. Она тотчас сделала Апостолов людьми добрыми и прекрасными, так что у всех было одно сердце и одна душа. А если бы они были несогласны между собою, то погибло бы все. Но не к ним одним это сказано, а и ко всем имеющим уверовать в Него. Ведь и теперь не другое что соблазняет язычников, а именно то, что нет любви. Но они, скажешь, упрекают нас и в том, что не бывает чудес? Да, но не столько. В чем же Апостолы показали любовь? Видишь, что Петр и Иоанн неразлучны друг с другом и вместе входят в храм? Видишь, что Павел также одушевлен любовию к ним, – и ужели еще сомневаешься? Если они стяжали другие добродетели, то тем более имели любовь, которая есть мать добра: она произрастает от души добродетельной, а где порок, там увядает это растение. Когда, сказано, умножится беззаконие, изсякнет любы многих (Мф. 24, 12).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 33-35 Дети! не долго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой

Так как они вскоре подвергнутся бедствиям, то Господь предсказывает им об этом, чтобы они помнили о бедствиях и приготовились к ним. Это же служит и к славе Его. Ибо возвещение ученикам вперед о том, что с ними случится, было немалою для Него славою, когда ученики впоследствии вспоминали, что Господь предсказывал им об этом. Показывая же, что не теперь только, в первый раз, Он узнает, но и задолго знал, что в искушениях будут искать Его, говорит, что Он, как задолго предведующий, говорил это самое и иудеям. - Словами: «куда Я иду», Господь показывает, что смерть Его есть переход и преставление в лучшее место, куда не принимаются тела тленные. Иудеям говорил: «будете искать Меня, и куда Я иду, туда вы не можете придти» (Ин. 7, 36), с тем, чтобы навести на них страх, а ученикам говорит для того, чтобы воспламенить в них любовь. Ибо, когда мы видим, что кто-нибудь из наших друзей удаляется, мы обыкновенно воспламеняемся горячей к нему любовью, особенно, если он отъезжает туда, куда нам прийти невозможно. Итак, говорит это им, чтобы воспламенить в них любовь. Посему и прибавил: «дети», чтобы не подумали, что Он сказал им это от такого же расположения, от какого иудеям, но от любви. Иудеи искали Господа, когда город их был взят, и отовсюду несся на них гнев Божий, как и Иосиф свидетельствует, что это последовало с ними за умерщвление Иисуса. Ученики же искали, когда бегали или другую скорбь испытывали. Посему и в другом месте говорит: «отнимется жених, и тогда друзья жениха будут поститься» (Мф. 9, 15). Итак, Господь предсказывает будущее тем и другим, но одним - по причине неверия, другим - по причине любви, чтобы они не подвергались бедствиям неожиданным. Поелику они, выслушав это, естественно, могли прийти в смущение, как люди, которые будут оставлены без помощи, то Он утешает их, говоря: не печальтесь: Я даю вам сильного стража - любовь; если будете ее иметь, то, подкрепляемые друг другом, будете непобедимы. Потом, иной мог спросить: Господи! почему Ты выдаешь любовь за новую заповедь, когда мы знаем, что любовь заповедана и в Ветхом Завете? Прибавляет: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Как, говорит, Я возлюбил вас даром, без предварительных заслуг, даже и тогда, как естество человеческое было во вражде с Богом и разлучении, Я однако же принял оное на Себя и освятил: так и вы любите друг друга даром; а если брат оскорбит тебя, ты не помни этого. Видишь ли, новая заповедь состоит в том, чтобы любить ближнего даром, хотя бы и ничем не были ему должны. А Закон говорил: «возлюби друга твоего», повелевая любовью как бы уплачивать долг ближнему, начавшему любить прежде. Показывая же, что они, по отшествии Его, не будут уничижены, но сделаются славными, говорит: «по тому узнают все». Видишь ли, объявляет, что они сделаются известными у всех, и этим немало утешает их. Умалчивая о чудесах, которые они будут совершать, отличительным их признаком поставляет любовь. Ибо многие из творивших чудеса услышат: «Я не знаю вас» (Мф. 7, 23). Если и вся вселенная чудесами была приведена к вере: что удивительного? Потому и была у них сила творить чудеса, что была у них любовь. А если бы они отстали и отделились друг от друга, то у них погибло бы все, и никто не поверил бы, когда бы они неистовствовали друг против друга, тогда как более чуда делало их достойными веры то, что у верующих - одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32).

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою

Кто здесь не видит слов Сына любви Отчей?

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою

такую, какую и Я имею к вам, так как истинный ученик подражает учителю. Это действительно отличительная, характерная черта христианина, самый верный признак, потому что истинная любовь есть основание всякой добродетели. Что же? Не гораздо ли более указывают на ученика Иисуса Христа – чудеса? Ни в каком случае. Иисус Христос говорил: мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас… (Мф. 7, 22-23); прочитай все толкование на это место. Правда, чудеса особенно привлекали людей к вере во Христа, но это потому, что чудесам предшествовала всегда любовь чудотворцев.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою

По тому узнают все и пр.: такою любовью вы будете отличаться от всех и такая любовь будет признаком, что вы действительно Мои ученики; любовь с каким-либо другим характером не будет таковым признаком. — Что сказано апостолам, то относится, без сомнения, и ко всем верующим во Христа. Потому у христианина и естественная любовь (семейная, родственная, дружеская) должна быть освящена любовью христианской.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Ст. 34-35 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. 

     
«Люби ближнего своего как самого себя», сказано было и в Левите XIX, 18 (Лев.19:18) но закон сей был почти совершенно не понят не только в древнем мире, но даже в ветхозаветной церкви среди Иудеев, хвалившихся изучением и соблюдением закона. Как понимали его Иудеи, современники Господа, – видно из притчи о человеке, впавшем в руки разбойников (Лк.10:29). Св. Иоанн Богослов называет заповедь о любви и древнею и новою (1Ин.2:7-8), ибо возгорелась сия заповедь в сердцах людей истинною Божией мыслию лишь с пришествием на землю воплощенного Бога Слова, пришедшего исполнить закон по Божией премудрости, а не по человеческому толкованию. «Правда, – говорит Златоуст, – чудеса привели ко Христу вселенную, но это потому, что им предшествовала любовь». 
       Великая, неизмеримая любовь Божия, выразившаяся в страшной жертве искупления, зажгла в сердцах верующих ту любовь, которую не мог возжечь закон ибо человек до пришествия Господа был лишь «под стражей закона» (Гал.3:23), доколе вера не указала ему, что любовь-то и есть исполнение закона (Рим.13:10). Но любовь, зажженная в сердце человека по вере его, благодатью Божией есть полное перерождение человека: любовь делается природой человека и, перерождая его, воздымает его от земли к небу. Но «благодать и истина Иисусом Христом бысть», говорит Богослов (Ин.1:17), и только Его пришествие внесло в душу человеческую благодать, способную зажечь истинную любовь. Посему и заповедь, даваемая Господом ученикам своим: «да любите друг друга», была заповедь новая, ибо она обращала в факт реальный отвлеченную доселе мысль, непонятую человеком и неисполняемую им. Идеалом этой великой заповеди должна была отныне служить та любовь, которою Господь возлюбил учеников Своих и все человечество: «якоже возлюбих вы, да и вы любите себе». Эта любовь, приносящая Себя в жертву, должна была предстоять всем помыслам и всем чувствам учеников. По милосердию Своему и любви братом стал Бог во образе плотском человеку и как человек отдал Он Свою душу за человека, брата Своего. Что жертва эта была принята Богом за человечество, потому что человек сей был тот же Бог, – это была другая высшая сторона таинства, – но как человек Он положил душу Свою за нас. Посему-то Сам Господь указывает о Себе: «Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13). И также прежде глаголал Он: «Сын человеческий не прииде, да послужат ему, но послужити и дати душу свою избавление за многих» ( Мф.20:28; Мк.10:45). 
       И те, которые исповедовали Христа и именовались христианами, отличались среди языческого мира не чудесами только, но более всего взаимною любовью, как то указывает Тертуллиан в своей «Апологии христианства» и этим в особенности обращали на себя внимание язычников, не понимавших этих братских, лишенных всякого эгоизма, отношений между членами церкви Христовой. Но это было естественно, если сравнить строй жизни языческого общества с принципами, руководившими христианскими общинами. Язычники думали исключительно о земных интересах и столкновение интересов возбуждало вражду и ссоры (Иак.4:1; 1Кор.6:6-8); христиане же первых веков мало заботились о земных нуждах, и заботы эти не мешали им стремиться к небу и исполнять от души заповедь Господню о любви. И доставляя на основании сей заповеди неимущему брату необходимое для земной жизни, они главнейше старались напитать и воспитать его духовно, приучая его к пренебрежению земли и плоти и стараясь любовью воздействовать на его внутреннее вечное «я» и поднять его в мир высший, духовный. Эта-то любовь душ и стала по слову Господню знаменем христиан: «по тому узнают все, что вы Мои ученики».
       Не одним только знаменем, но и страшною силою сделалась в мире любовь к Богу и ближнему. Вера в Господа и любовь к Нему неразлучны между собою, как указывает св. Иоанн Богослов, который произносит великие и торжественные слова, относящиеся к вере, но необходимо заключающие в себе неразлучную с нею любовь: «и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин.5:4).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою

Эта любовь в духе Христовом пусть служит отличительным признаком истинного последователя Христова (ср. 1Ин. 3:10). Kонечно, этим не отрицаются и другие признаки истинного ученика Христова, вера и добрые дела, тем не менее несомненно, что в писаниях апостола Иоанна все эти остальные добродетели подводятся под одно и то же понятие — любви (1Ин. 2:10, 4:7-8; Откр. 2:4), подобно тому как и у апостола Павла любовь признается совокупностью совершенства (Kол. 3:14). Но эта любовь, чтобы быть любовью в духе Христовом, должна быть свободной от всякой партийности и нетерпимости по отношению к людям, не исповедующим нашей веры. Нужно, конечно, начинать с любви к людям, нам родным по духу и происхождению, но затем идти всё дальше и дальше в расширении сферы любви, которая должна непременно возвыситься до степени любви ко всем людям, даже и к нашим врагам.

Толковая Библия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   в оправдание нарушения единения с Церковью православные ссылаются на слова апостола: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).
 

Ответ:   «Апостол говорит не о разномыслиях в догматах», – объясняет блаженный Феофилакт, – «но о таких разделениях, каково, например, относительно столов. Что же значит: надлежит? (1)
Так как вы – люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: «надобно прийти соблазнам» (Мф.18:7), т.е. Поскольку в мире есть злые, то необходимо будут и придут соблазны. «Дабы (ἵνα) открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).(2)
Частица «дабы» означает здесь не причину, но следствие дела, как видно из многих мест.(3) Ибо, когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, т.е. бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, кто хранит еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители».(4)
Так как возникшие среди коринфян «разделения» (1Кор.11:18), «разномыслия» (1Кор.11:19) касались их благоповедения (1Кор.11:21), то апостол обличает их кротко – «не похвалю» (1Кор.11:22,1Кор.11:16). Когда же он говорит о догматических распрях, касающихся веры, то грозно обличает лжеучителей и их последователей (Гал.1:8-9); называет то «псами» (Флп.3:2), то «сожженными в совести» (1Тим.4:2), то «служителями диавола» (2Тим.2:26). О единении верующих, выражающемся в единомыслии религиозном учил и молился Господь (Ин.10:16,13:35,15:4,17:21 и др.), учил и молился апостол (Еф.4:2-6; Рим15:5-6; 1Кор.1:10 и др.). Сектанты, нарушая единение веры своим лжеучением, осуждены апостолом (Гал.1:8-9) и подлежат строгому суду Божию (Иуд.1:4-23).

------------------------------------------------------------------------------------------

(1) - «Надлежит» (δει – должно, следует, нужно, необходимо) означает необходимость, обусловленную не предопределением Божиим, а религиозно-нравственным состоянием людей, ответственных за свои поступки (сн. 2Кор.5:10; Мф.12:36 и др.). «Ведь и Христос», – учит святой Иоанн Златоуст, – «сказал: надобно прийти соблазнам (Мф.18:7), – и, однако, не нарушил свободы воли... но предсказал будущее, которое произойдёт не вследствие Его предсказания, а от злой человеческой воли, от произвола развратных людей. Не потому происходили соблазны, что Он предсказал о них, но Он предсказал потому, что они произошли или произойдут ещё. Если бы соблазны происходили по необходимости, а не по воле производящих их, то Он бы не сказал: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7). Творения. Том 10. Бес. 29 на 1-е Посл. к Кор 1904 г., стр. 268-269.
(2) - «Искусные» – δόκιμοι (От δόκιμος) испробованные, испытанные, неподдельные, безукоризненные.
(3) - Ин.9:39; Рим.5:20 и др.
(4) - Толкования на Новый Завет. Том. 6. Толков. на Послан. к Кор 1906 г., стр. 101-102.

 

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible