Скрыть
Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовеки. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною

Братия, желающие служить своим братиям, должны служить им так же, как рабы служат своим господам и как послужил Господь апостолу Петру. Хотя Он был Владыка и Творец его, однако не возгнушался послужить ему. В сем случае Господь показал, что столь же немилосердны те, кои отказываются от предлагаемой им услуги и никому не позволяют, подобно апостолу Петру, послужить себе, как и те, кои сами стыдятся служить своим братиям; почему они и не будут иметь части с Господом, как Он же сказал Петру. Ибо Сам Господь научил нас взаимно служить друг другу.

Ответы на некоторые вопросы, предложенные братией

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Глагола Ему Петр: не умыеши ногу моею во веки. Отвеща ему Иисус: аще не умыю тебе, не имаши части со Мною

Что же Петр? Продолжает противиться и говорит: не умыеши ногу мою во веки (ст. 8). Что ты делаешь, Петр? Разве не помнишь прежних слов? Не ты ли сказал: милосерд Ты, и услышал: иди за Мною, сатано (Мф. 16, 22, 23)? Ужели и это не вразумило тебя, и ты все еще горячишься? Да, говорит; но теперь совершается дело необыкновенное и поразительное. Поелику же Петр поступал так по великой любви, то и Христос опять уловляет его тою любовию. Как тогда Он сильно укорил его, сказав: соблазн Ми еси (Мф. 16, 23), так и теперь говорит: аще не умыю тебе, не имаши части со Мною (ст. 8).

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 6-8 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною

«Прииде же к Симону Петру, и глагола Ему: Господи, Ты ли мои умыеши нозе? Отвеща Иисус и рече ему: еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих. Глагола Ему Петр: не умыеши моею ногу во век». Во всех, можно сказать, Писаниях каждый может усматривать, что движения (души) Петра всегда почти были пламеннее и гораздо стремительнее к благоговению. Так и теперь, следуя своему нраву и характеру, он отклоняет это наставление доходящего до последнего предела смиренномудрия и любви, представляя в уме своем, кто был он по природе и Кто с другой стороны Тот, Кто приносил ему умывальницу и не отказывался исполнять обязанность слуги. Сильно устрашает его это деяние Спасителя, как трудно восприемлемое для веры, хотя бы оно и было видно многим глазам. В самом деле, кто не содрогнется, узнав, что Тот, Кто вместе с Отцом есть Господь всего, совершил столь унизительное служение Своим ученикам, что Сам и вполне добровольно восхотел исполнить нечто такое, что и у слуг, кажется, занимает самое последнее место, в пример и образец смиренномудрия? Итак, испугался божественный ученик столь тяжкого подвига и заявляет отказ как плод обычного и свойственного ему благоговения. Еще не уразумев причины деяния Господа, думает, что Господь делает что-то ненужное и заботится только о простом покое тела для них. Ведь умытие ног содействует отчасти и этому и несколько ослабляет утомление от ходьбы. Поэтому-то весьма горячо останавливает (Господа), говоря: «Господи, Ты мои моешь ноги?» Ведь надлежало-то, говорит, делать это нам как слугам по природе, а не Тебе, Господу всяческих. Но Христос откладывает объяснение этого поступка до Своего времени, потому что Он имел вполне достаточную причину тому, чтобы совершенное Им Петр уразумел «после этого», говорит, очевидно, когда Он сделает пространнейшее объяснение этого.

Так же и это нам вместе с другим принесет немалую пользу. Смотри, как Он, когда время призывало к делу, откладывает слова, а когда, напротив, время побуждало к слову, прекращает дело. Все должно принадлежать соответствующему и надлежащему времени.

Итак, когда Петр отклонял и решительно отказывался, что не умоет (Господь) его «ноги во век», Спаситель поставляет на вид имеющий быть отсюда вред, говоря: «Отвеща ему Иисус: аще не умыю тебе, не имаши части со Мною».

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IX

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-9 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовеки. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки, и голову

Петр глубоко уважает своего Учителя, посему и благоговеет пред Ним, и не принимает от Него служения. Хотя при ином случае Петр получил упрек от Господа (Мф. 16, 22) и во избежание того упрека должен был бы теперь принять умовение от Господа, однако же поелику совершаемое теперь Христом дело очень важно, Петр противится, а не помышляет, что Господь, быть может, сделает ему опять выговор еще более строгий, как непокорному. Что же Христос? Он не говорит Петру: Я учу тебя смирению и для того умываю ноги твои. Ибо Петр сказал бы Ему, даже с клятвою, что я и без умовения ног буду иметь смирение. Что же говорит ему Господь? Что, по ведению Господа, могло особенно затронуть сердце Петра, то Он и поставляет ему на вид, как бы некоторую угрозу. «Если, - говорит, - Я не умою тебя, ты не имеешь части со Мною». Так как Петр более всех прочих учеников желал быть вместе с Христом, почему и спрашивал Его, куда Он идет, и по любви обещался положить за Него душу свою (Ин. 13, 36. 37), то настоящею угрозою Господь потрясает душу его. «Если, - говорит, - Я не умою тебя, ты не имеешь части со Мною». Петр, услышав такую страшную угрозу, насколько был тверд в сопротивлении, настолько же, и еще более, силен в изъявлении согласия; ибо дает и голову свою на умовение. В том и другом случае он руководится любовью: сопротивляется умовению потому, что очень почитает Господа; соглашается потому, что не хочет разлучиться с Ним. А я прошу тебя: когда увидишь, что кто-нибудь сильно настаивает на своем по неразумению и с клятвою обещает: «не буду делать того-то», потом из уважения к клятве пребывает в том, чего не обсудил хорошо и из-за этого терпит вред по душе или по телу, - то пользуйся благоприлично примером апостола Петра, который настаивал на своем, но, когда увидел, что его настойчивость может разлучить его со Христом, отстал от нее.

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвеща ему Иисус: аще не умыю тебе, не имаши части со Мною. Глагола Ему Симон Петр: Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу

Иисус Христос не сказал Петру, зачем Он делает это, потому что знал, что от этого Петр не убедится, а еще больше будет противиться Ему. Так как Петр противоречил Иисусу Христу вследствие сильной любви к Нему, то этою же любовью Иисус Христос и воспользовался, чтобы убедить Петра. Пригрозив ему лишением любви, Иисус Христос тотчас склоняет его и делает так, что Петр сам теперь просит о том, о чем прежде просили его, и высказывает теперь такую же готовность, какое прежде высказал сопротивление, и даже большую; потому и говорит: не нозе мои токмо, но и руце и главу. Таким образом, Петр и сначала противоречил, а потом согласился только вследствие сильной любви к Иисусу Христу.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?  Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.  Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.  Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.  Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.  Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. 

– Подходит к Симону: из рассказа видно, что Симон был не первый, к коему Он подошёл (ср. Злат., и Феофил.); вероятно, он возлежал не близко от Христа (ср. Ин.13:24), а Господь начал с ближайших к Нему. (О возлежании на вечерях см. прим. к Мф.23:6 и Лк.7 и далее). Пётр поражён был таковым смирением Господа особенно (ср. Вас. В. 5; 22), и – тогда как прочие ученики, может быть, в смущении беспрекословно давали Господу совершать омовение ног их – он возразил против сего и воспротивился. Св. Златоуст и бл. Феофилакт делают догадку, что Господь умыл сначала ноги Иуды, который по дерзости своей не воспротивился сему, а потом подошёл к Петру.
– Тебе ли – Мессии исполнять обязанность раба в отношении ко мне – рабу Твоему, Тебе ли умывать ноги мои?
Ты теперь не знаешь: т. е. не разумеешь внутреннего смысла того действия, которое Я теперь совершаю. Пётр видел только внешнее действие Господа – исполнение Им обязанности раба, и глубоко поражён был этим, но уразуметь более глубокий смысл сего действия должен был, по слову Господа, после, т. е. после имеющего сейчас последовать разъяснения Господом смысла его (ст. 12 и далее), и потом уразумевать более и более всю глубину смысла сего действия опытами всей жизни и апостольской деятельности – в отношении к верующим во Христа.
– Не умоешь ног моих вовек: т. е. никогда. Ответ, вызванный смирением и благоговением пред Господом Петра, показывал, однако же, истину слов Христовых, что он ещё не понимает внутреннего смысла сего действия, и Господь должен был высказать ему угрозу, чтобы образумить его и заставить повиноваться Себе.
– Если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Не иметь части, значит не участвовать в чём-либо. Господь не указывает здесь, в чем Пётр не будет иметь части с Ним, – предполагается ни в чём, т. е. Господь угрожает отлучением Петра от Себя, отлучением его от общения с Собою. Это показывает, какой глубокий нравственный смысл соединяется с сим действием Спасителя, если Пётр, узнав смысл сего действия, уклонившись в образе своей деятельности от сего смысла, не может быть участником с Христом в Его мессианской деятельности. Этот высший смысл действия Христа объясняется далее, ст. 12 и далее (см. примеч.). Омовение есть древнесвященный символ духовно-нравственного очищения. Смысл слов Христовых, значит, таков: если Я не очищу тебя духовно, как хочу теперь очистить (омыть) твои ноги, то ты не будешь участвовать со Мною в совершении Моего мессианского дела и, следовательно, не будешь участником Царства Моего.
– Не только ноги мои, но и руки и голову: ответ показывает, что Пётр понял теперь только внешний смысл (внутренний он должен был уразуметь после) слов Господа, т. е. что Он требует только Его послушания и грозит в случае неповиновения отделением от Себя и Своего общества, а потому с живостью и стремительностью выражает желание повиноваться Ему более чем другие; другим умыты только ноги, он предлагает умыть и другие открытые части тела – и руки и голову. «Горяч в сопротивлении, но ещё горячее в изъявлении согласия, а то и другое – от любви» (Злат.). Я, говорит этими словами Пётр, покорнее всех, только не лишай меня части с Тобою. Как в этой частной черте характеризуется Симон Пётр, который решается идти к Господу по волнам и вопиет – погибаю, который ударяет раба архиереева ножом и потом убегает, который проникает во двор, где судили Господа, там отрекается от Него и уходит с горькими слезами!
– Иисус говорит и пр.: в ответе Своём на эти слова Симона Господь отчасти указывает ему и вместе прочим ученикам, которые также могли не понимать Его действия, на тот высший смысл, какой в нём заключается, но указывает ещё несколько загадочно, а евангелист далее поясняет эту загадочную речь.
– Омытому нужно и пр.: простой буквальный смысл слов Господа таков, что кто омыт, тому более ничего не нужно, как только омыть ноги (к которым на дороге может пристать нечистота), потому что, как омытый, он чист всем телом, кроме ног. – Но дальнейшие слова – и вы чисты, но не все – показывают, что под простым буквальным смыслом изречения скрывается другой высший смысл, именно: кто из вас (апостолов) достиг уже нравственного очищения духа в общении со Мною, подобно очистившему тело своё омовением, тому нужно только очищение от неизбежных в жизни частных греховных пятен, как омовение одних только ног омытому; он вообще чист в своей нравственной личности, ему нужно не всецелое, но частное омовение – очищение. Это – частное покаяние пред Богом во грехах своих.
– И вы чисты, продолжает Господь, делая применение только что высказанной общей истины к Своему малому обществу, и – вы чисты в том смысле, в каком говорил Я об омытом, вы стяжали себе в общении со Мною эту нравственную чистоту вообще (ср. Ин.13:10), и вам нужно только частное очищение, как омытому – омовение только ног; но не все вы таковы, заключает Господь: есть один между вами, который из общения со Мною не вынес этой нравственной чистоты духа и остаётся нечистым. Так объясняет сам евангелист изречение: вы чисты, но не все, ибо, говорит, знал Он предателя Своего (ср. 6 и прим.).

 


 

Толкование на Евангелие от Иоанна


Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?  Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.  Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.  Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.  Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.  Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. 

– Подходит к Симону: из рассказа видно, что Симон был не первый, к коему Он подошёл (ср. Злат., и Феофил.); вероятно, он возлежал не близко от Христа (ср. ст. Ин.13.24), а Господь начал с ближайших к Нему. (О возлежании на вечерях см. прим. к Мф.23:6 и Лк.7 и далее). Пётр поражён был таковым смирением Господа особенно (ср. Вас. В. 5; 22), и – тогда как прочие ученики, может быть, в смущении беспрекословно давали Господу совершать омовение ног их – он возразил против сего и воспротивился. Св. Златоуст и бл. Феофилакт делают догадку, что Господь умыл сначала ноги Иуды, который по дерзости своей не воспротивился сему, а потом подошёл к Петру.
– Тебе ли – Мессии исполнять обязанность раба в отношении ко мне – рабу Твоему, Тебе ли умывать ноги мои?
Ты теперь не знаешь: т. е. не разумеешь внутреннего смысла того действия, которое Я теперь совершаю. Пётр видел только внешнее действие Господа – исполнение Им обязанности раба, и глубоко поражён был этим, но уразуметь более глубокий смысл сего действия должен был, по слову Господа, после, т. е. после имеющего сейчас последовать разъяснения Господом смысла его (Ин.13.12 и далее), и потом уразумевать более и более всю глубину смысла сего действия опытами всей жизни и апостольской деятельности – в отношении к верующим во Христа.
– Не умоешь ног моих вовек: т. е. никогда. Ответ,вызванный смирением и благоговением пред Господом Петра, показывал, однако же, истину слов Христовых, что он ещё не понимает внутреннего смысла сего действия, и Господь должен был высказать ему угрозу, чтобы образумить его и заставить повиноваться Себе.
– Если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Не иметь части, значит не участвовать в чём-либо. Господь не указывает здесь, в чем Пётр не будет иметь части с Ним, – предполагается ни в чём, т. е. Господь угрожает отлучением Петра от Себя, отлучением его от общения с Собою. Это показывает, какой глубокий нравственный смысл соединяется с сим действием Спасителя, если Пётр, узнав смысл сего действия, уклонившись в образе своей деятельности от сего смысла, не может быть участником с Христом в Его мессианской деятельности. Этот высший смысл действия Христа объясняется далее, ст. 12 и далее (см. примеч.). Омовение есть древнесвященный символ духовно-нравственного очищения. Смысл слов Христовых, значит, таков: если Я не очищу тебя духовно, как хочу теперь очистить (омыть) твои ноги, то ты не будешь участвовать со Мною в совершении Моего мессианского дела и, следовательно, не будешь участником Царства Моего.
– Не только ноги мои, но и руки и голову: ответ показывает, что Пётр понялтеперь только внешний смысл (внутренний он должен был уразуметь после) слов Господа, т. е. что Он требует только Его послушания и грозит в случае неповиновения отделением от Себя и Своего общества, а потому с живостью и стремительностью выражает желание повиноваться Ему более чем другие; другим умыты только ноги, он предлагает умыть и другие открытые части тела – и руки и голову. «Горяч в сопротивлении, но ещё горячее в изъявлении согласия, а то и другое – от любви» (Злат.). Я, говорит этими словами Пётр, покорнее всех, только не лишай меня части с Тобою. Как в этой частной черте характеризуется Симон Пётр, который решается идти к Господу по волнам и вопиет – погибаю, который ударяет раба архиереева ножом и потом убегает, который проникает во двор, где судили Господа, там отрекается от Него и уходит с горькими слезами!
– Иисус говорит и пр.: в ответе Своём на эти слова Симона Господь отчасти указывает ему и вместе прочим ученикам, которые также могли не понимать Его действия, на тот высший смысл, какой в нём заключается, но указывает ещё несколько загадочно, а евангелист далее поясняет эту загадочную речь.
– Омытому нужно и пр.: простой буквальный смысл слов Господа таков, что кто омыт, тому более ничего не нужно, как только омыть ноги (к которым на дороге может пристать нечистота), потому что, как омытый, он чист всем телом, кроме ног. – Но дальнейшие слова – и вы чисты, но не все – показывают, что под простым буквальным смыслом изречения скрывается другой высший смысл, именно: кто из вас (апостолов) достиг уже нравственного очищения духа в общении со Мною, подобно очистившему тело своё омовением, тому нужно только очищение от неизбежных в жизни частных греховных пятен, как омовение одних только ног омытому; он вообще чист в своей нравственной личности, ему нужно не всецелое, но частное омовение – очищение. Это – частное покаяние пред Богом во грехах своих.
 И вы чисты, продолжает Господь, делая применение только что высказанной общей истины к Своему малому обществу, и – вы чисты в том смысле, в каком говорил Я об омытом, вы стяжали себе в общении со Мною эту нравственную чистоту вообще (ср. Ин.13:10), и вам нужно только частное очищение, как омытому – омовение только ног; но не все вы таковы, заключает Господь: есть один между вами, который из общения со Мною не вынес этой нравственной чистоты духа и остаётся нечистым. Так объясняет сам евангелист изречение: вы чисты, но не все, ибо, говорит, знал Он предателя Своего (ср.Ин.13.6 и прим.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

    Ст. 5-8 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

     
Иоанн Златоуст, указывая на слова стиха 6-го: «прииде ко Симону Петру», догадывается, что прежде Петра Господь умыл уже ноги кого-то и думает, что не Иуда ли по наглости своей возлежал выше Петра, и что не ему ли может быть Господь умыл ноги ранее Петра. Это, по-видимому, очень древнее предположение.
     Может быть отчасти и омовение ног надо разуметь в пророчестве Иезекииля 16, 9, в словах Господних: «омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем». Нет сомнения, что сие пророчество относится ко всей деятельности Господа нашего Иисуса Христа на земле и заключает в себе и крещение и омытие кровию Господнею человечества и освящение человека Духом Святым в символистике елея. Но и в омовении Господом ног учеников происходит таинство посвящения их и приготовления их к апостольской деятельности, ибо, к ним относятся слова пророчества Исаии: «коль прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благая» (Ис.52:7).
     
Симон Петр, противясь омовению ног Господом, не согрешал великим грехом самонадеянности, или гордости, но тем не менее согрешал грехом непослушания. Не понимая происходящего, он должен был всецело отдаться воле Того, которого он столь горячо любил. Он грешил, впрочем, из чувства любви к Господу и в порыве благоговения вероятно выразил чувства, волновавшие всех Апостолов в эту минуту (кроме, конечно, предателя). Господь указывает Петру, – и в лице его всем ученикам, – что они должны, хотя не понимают совершаемого действия, безмолвно подчиниться Ему, с полною уверенностью, что мудрость Божия раскроет им понимание сего и всего другого впоследствии, когда придет время просвещения умов их Духом Святым после свершения грядущей тайны.
       Петр однако в своем еще не вполне развитом духовном уме и благоговении вторично противится Господу. В эту минуту вероятно священный ужас овладевает им при мысли, что Тот, Которого он исповедал быть Христом и Сыном Божиим (Ин.6:69), хочет служить ему как раб, – и он решается сказать Господу: «не умоешь ног моих вовек».
       Тогда Господь, зная верное сердце Петра и честную его душу и великую любовь его, не смотря на все его слабости и увлечения, врачует его угрозой: «не имеешь части со Мною». В этих словах указание, что прежде всего Господь требует повиновения. Тогда Петр со свойственною ему подвижностью мысли впадает в другую крайность.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-8 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною

Ученики, пораженные тем, что начал делать их Господь и Учитель, не в силах были произнести ни одного слова и молча приняли омовение из рук Христа. Но Петр, как человек, не может сдерживать овладевавших им чувств, выражает горячий протест против того, что хочет для него сделать Христос. Господь не признает возможным в настоящее время объяснить Петру весь смысл Своего действия: Петр поймет это «после», т. е. отчасти в наступающую ночь, когда Петр на опыте собственного падения постиг необходимость смирения и самоуничижения, которое проявил Господь в обряде омовения ног, отчасти же впоследствии, по воскресении Христа, когда Петр увидит, к чему приведет Христа Его самоуничижение (ср. 1Пет.3:22). Однако Петр из смирения, которое, однако, было далеко не истинным, потому что в то же время сопровождалось его противлением воле Господа (истинное смирение всегда сопровождается послушанием Господу), упорствует. Чтобы победить упорство Петра, Господь несколько объясняет ему смысл совершаемого Им очищения ног учеников. Он говорит Петру, что омовение ног означает омовение всего человека вообще: «если не умою тебя», а не «ноги твои» только…

«Не имеешь части со Мною». См. комментарии к Мф.24:51; Лк.12:46. Господь внушает Петру, что он, не будучи очищен Христом, не будет участвовать с Ним в тех благах, какие заключает в себе основанное Христом Царство, или в вечной жизни. Таким образом, омовение ног истолковывается здесь Господом не только как приглашение учеников к смирению, но и как действие, которым подается ученикам очищающая их от грехов благодатная сила, которая необходима всякому человеку для достижения спасения.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible