Скрыть
Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть; глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела

Не веруеши ли, яко Аз во Отце? – то есть являюсь в Его существе. Глаголы, яже Аз глаголю, о Себе не глаголю (14, 10). Видишь, какая чрезвычайная близость и какое доказательство единства существа? Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела (ст. 10). Почему, начавши речь о словах, Он перешел к делам? Ему следовало бы сказать: Той глаголет глаголы. Это потому, что Он здесь говорит о двух предметах, об учении и чудесах, или же потому, что и слова Его были делами. Как же Той творит? В другом месте Он говорит: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры (10, 37). Как же здесь говорит, что Отец творит? Этим Он показывает именно то, что между Отцом и Сыном нет ничего посредствующего. Слова его значат вот что: не иначе творил бы Отец, чем как творю Я. А в другом месте Он, действительно, представляет делающим и Себя Самого, и Отца, говоря: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (5, 17). Там Он показывает безразличие, а здесь – тожество дел. Если же слова Его с первого взгляда представляются уничиженными, то ты не удивляйся этому. Он наперед сказал: не веруеши ли, и потом уже произнес те слова, показывая, что Он построил так речь для того, чтобы привести Филиппа к вере. Ведь Он проникал в сердца учеников.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца

До тех пор, пока в речении Священного Писания мы видим Слово Божие, воплотившееся посредством различных иносказаний, мы еще не различаем [своим] духовным оком нетелесного, простого, единственного и единого Отца в нетелесном, простом, единственном и едином Сыне, согласно написанному: Видевший Меня видел Отца и Я в Отце, и Отец во Мне. И требуется великое искусство, чтобы, проникнув прежде под покровы речений, окружающих Слово, затем зрить нагим умом Его [Самого], существующего в чистоте Собственного Бытия, когда Слово ясно являет Отца в Самом Себе, насколько это доступно восприятию людей. А поэтому необходимо, чтобы благочестиво взыскующий Бога не препобеждался никаким речением, дабы не воспринять ему то, что окрест Слова, вместо [Самого] Слова; то есть дабы не возлюбить ненадежной любовью [буквальные] речения Писания вместо [Самого] Слова [Божия] и чтобы, избегая умом это Слово, не считать, будто Оно находится во власти покровов [Своих], наподобие той египтянки, которая вместо Иосифа завладела одеждами его (Быт. 39:12). Или: [чтобы не уподобиться] ветхим людям, которые, завороженные одним только благолепием зримого, не заметили, что они служат твари вместо Творца (Рим. 1:25).

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-11 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам

Сын в Отце, так как является в Его существе, и опять Отец в существе Сына, подобно как царь является в образе своем, и образ в царе. Ибо одни черты у образа и у царя. А что Мое и Отчее существо одно, это ясно. Ибо «слова, которые говорю Я, говорю не от Себя», то есть говорю их не иначе, но как сказал бы Отец, так и Я говорю; потому что Я не имею у Себя ничего особенного, отдельного от Отца, но все общее; ибо одно существо, хотя лица разные. Но Отцу принадлежат не только слова, которые говорю Я, но и дела, дела Божественные. Если же дела - Божии, а Отец и Я - Бог: следовательно, дела - одного Существа, так что если Я делаю, Отец делает, если Отец делает, Я делаю. «Верьте, что Я в Отце, и Отец во Мне», то есть вам, которые слышите об Отце и Сыне, не следует искать никакого другого доказательства на Их сродство по существу. Если же этого вам недостаточно для доказательства единосущия и единочестия, и того, что Отец является в Моем существе и Я в существе Отца, то, по крайней мере, по делам верьте Мне: ибо дела - Божии.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть

потому что Мы познаемся один через другого, как совершенно подобные. Найди в десятой главе изречение: да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем (Ин. 10, 38) и прочитай объяснение его.

Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю

говорю не от Себя, потому что все Мое – Его и все Его – Мое: все Мы имеем общее и равное. Сказав об учении, затем говорит Иисус Христос и о делах.

Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела

В конце вышеупомянутой главы написано, что Иисус Христос сказал: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры (10, 37), а здесь Он говорит, что «Отец творит те дела, которые Я творю». И там, и здесь Он выразил одну и ту же мысль, именно – что Бог Отец и Бог Сын имеют одно и то же могущество и волю. Итак, Отец говорит через Сына, как через Свое Слово, а творит через Сына, как через Свою силу. Слова – во Мне пребываяй – значат то же, что – неотделимый от Меня или – во Мне отобразившийся.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.  Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?  Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.  Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам
 

– Филипп сказал Ему и пр.: один из учеников Господа, несколько сходный по характеру с Фомой (ср. Ин.6:5-7), Филипп, или не точно уразумев последние слова Его о знании и видении учениками Отца Небесного (в лице Христа), или даже недоумевая, о каком ви́дении Он говорит, возымел мысль просить Господа – показать ученикам Бога Отца, представляя, что им более ничего и не нужно будет в этом отношении; богоявление, богови́дение, подобно тому, как случалось это с пророками, с Моисеем, с Илиею, представляется ему таким средством утверждения веры учеников в Господа, кроме которого никакого другого средства и не нужно (довольно для нас).
– Столько времени Я с вами и пр.: выражение удивления и вместе как бы сожаления о такой непонятливости Филиппа.
 Не знаешь: т. е. неправильно понимаешь, Кто такой Я по существу Своему и по отношению к Богу Отцу.
– Видевший Меня, т. е. смотревший правильно на Меня, как на Сына Божия воплотившегося, видел и Отца, так как во Христе обитает вся полнота божества телесно (Кол. 2:7).
«Видел не отпечатление, не образ, потому что естество Божие не допускает в себе сложности, но – благость воли, которая созерцается в Отце и в Сыне как нечто сопутственное сущности, подобное и равное ей, лучше же сказать, тождественное с нею» (Вас. В. 3, 263).
– Как же ты после сего говоришь, покажи нам Отца? Знающий Меня должен знать, что во Мне видит он и Отца Моего. 
Разве ты не веришь: упрёк Филиппу, который, по-видимому, отрицал, что Отец – в Иисусе, но упрёк, выражающий или показывающий, что тут дело не в неверии собственно, а в недоразумении.
 Я в Отце и Отец во Мне (ср. Ин.10:38; 17:21): не нравственное только единение и общение Господа Иисуса с Богом Отцом разумеется здесь, а единство по существу (Ин.10:38), вследствие которого знающий и видящий Господа в Его богочеловеческом образе знает и видит Бога (ср. Злат., и Феофил.). Об одном только нравственном единении или общении их решительно нельзя понимать это место: даже самый совершеннейший христианин, стоящий в нравственном общении и единении со Христом, не может сказать, что видевший его видел Христа; самый совершеннейший еврей никогда не мог сказать, что видевший его видел Бога Иегову. Господь указывает далее Филиппу на две черты, в которых он может и должен познавать в нём Отца: во-первых, – учение Христово есть учение Бога Отца; во-вторых, – дела, совершаемые Христом, суть дела Бога Отца чрез Него.
– Слова, которые говорю: речь идёт не о тех только словах, которые Господь говорил им теперь, но вообще обо всём учении Господа.
– Говорю не от Себя, а изрекаю учение Отца (ср. прим. к Ин.7:15-16 и парал.).
– Отец, во Мне пребывающий: не действием только, но существом; иначе слова – во Мне пребывающий не имели бы значения, так как и всякий человек – посланник Божий – совершает необыкновенные дела силою и действием Бога.
– Творит дела: т. е. необыкновенные, и в особенности чудеса, как видно из дальнейшего. – Сила этого указания Господа Филиппу очевидна. Отрицание: учение Моё не есть Моё только человеческое – предполагает положение: Моё учение есть учение Бога Отца Моего, и соответствует изречению
– Я в Отце. Положение: Отец, во Мне пребывающий, творит дела необычайные чрез Меня – предполагает отрицание: Я не Сам по Себе только как человек творю дела необычайные, и соответствует изречению
– Отец во Мне. – Верьте же Мне, заключает Господь, обращаясь от Филиппа ко всем ученикам, что Я в Отце и Отец во Мне (см. выше).
– А если не так, если недостаточно для вас Моё словесное уверение (на что, по-видимому, указывал Филипп), то верьте Мне по самым делам, ибо дела сии суть фактические доказательства этого единства Моего с Отцом (ср. прим. к 5 и далее; 10 и далее и парал.). Итак, первый путь к познанию Отца в Сыне и СынаПятидесятниц в Отце есть путь самосвидетельства Господа о Себе и Отце; второй – Его необыкновенные дела или чудеса. Последние суть доказательства для тех, которые не веруют слову, а потому имеют второстепенное значение, каковое повсюду и даёт им Сам Господь.

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     Ст. 8-10 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

     
Говоря с Филиппом, Господь указывает ему на некоторую медлительность понимания и чувствования, если он, будучи столько времени в присутствии Господа, не уразумел Бога Отца в словесах и делах Господа Иисуса, подобно тому, как Иудеи не хотели видеть в учении и делах Господа вечного источника их, т. е. Единого всемогущего Бога. Филипп, когда Господь призывал его на служение (Ин.1:43), не колеблясь последовал за Ним; и здесь, по-видимому, Господь напоминает ему и его призвание, и исповедание Филиппа, признавшего Его Мессией (Ин.1.45), и то, что Господь сказал ему и Нафанаилу об ангелах Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому (Ин.1.51). 
      «Разве ты не веришь»? Неужели теперь овладевает тобой сомнение? Говорит Господь, поддерживая колеблющееся слабое существо человеческое. Господь повторяет для Филиппа и для всех учеников слова, которые Он говорил и вслух иудеям «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин.10.38) и напоминает ученикам и то, что Он глаголал: «никто не знает Сына кроме Отца, и Отца не знает никто кроме Сына и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). Эти последние слова заканчиваются в Евангелии от Матфея трогательным призывом: «приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас» (Мф.11:28). В совокупности священных слов сих мы прозреваем, что и в речи, обращенной к Филиппу и ученикам, Господь скорбит о медлительности сердца их и о несовершенстве веры их, ибо сия то вера и есть путь, приводящий к Господу и к успокоению сердец, ищущих любви и правды и обремененных горем мира сего. Господь ставит на вид Филиппу и другим ученикам не недостаток знания, а недостаток веры. Он повторяет им то, что Он и прежде глаголал: «Аз и Отец едино есма» (Ин.10:30), а посему и слова, глаголанные Господом, суть глаголы Бога Отца, нераздельного по Существу с Сыном и являющего в Сыне Свои дела: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела

Христос, говоря, что видевший Его видел Отца, конечно, понимал под видением веру.

«Видеть» Отца во Христе – все равно что «верить» в то, что Сын пребывает в Отце, действует в Его имя и что Отец самым реальным образом пребывает в Сыне, сообщая Ему Свое могущество. Таким образом, Отца видят только верою, ни один смертный обычным образом Бога не видел. Только один Единородный Сын Божий поведал нам об Отце (Ин.1:18). Поэтому вопрос Господа Филиппу (разве ты не веришь?) содержит призыв к вере. А призыв этот Господь основывает на том же, что указывал прежде иудеям (Ин.5:19, 7:16, 8:23, 38), именно на том, что Его учение и дела – все происходит от Отца, за Ним во всей Его деятельности стоит невидимый Отец (Ин.7:17, 8:28).

«Дела Мои», т. е. все чудеса, которые Я совершаю.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible