Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 14:15
Е́сли лю́бите Меня́, соблюди́те Мои́ за́поведи.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иустин (Полянский), свт. (†1903)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 15-19 Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, Егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его: вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиры: прииду к вам: еще мало, и мир ктому не увидит Мене: вы же увидите Мя, яко Аз живу, и вы живи будете
Бог требует любви, являемой в делах. Потому-то и ученикам говорил: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. Так как Он сказал: аще чесо просите, Аз сотворю (14, 14), то, чтобы не подумали они, что довольно только просить, Он присовокупил: аще любите Мя, – то есть в этом случае сотворю. А как ученики, услышав: Аз к Отцу гряду, естественно пришли в смущение, то Он говорит, что любовь состоит не в этом, не в настоящем смущении, а в повиновении словам Его. Я дал вам заповедь, чтобы вы любили друг друга, чтобы вы так же поступали друг с другом, как Я поступал с вами. Любовь в том и состоит, чтобы исполнять это и подражать тому, кого любим. И умолю Отца, и иного Утешителя даст вам. Опять речь приспособительная. Так как ученики еще не знали Его, и потому, естественно, сильно желали быть вместе с Ним, слышать Его речи, видеть Его во плоти, и ни в чем не находили для себя утешения, скорбя о Его отшествии, то что Он говорит? Умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, то есть иного такого же, как Я. Да постыдятся же и зараженные недугом Савелия, и имеющие не надлежащее понятие о Духе Святом! В этом изречении то особенно и удивительно, что оно одним ударом ниспровергает совершенно противоположные ереси. Сказав: иного, указывает на различие Его ипостаси; а сказав: Утешителя, – на единство существа. Почему же Он говорит: умолю Отца? Потому, что если бы сказал: Я пошлю, то не столько бы поверили; а теперь Он заботился о том, чтобы Ему веровали. Впоследствии Он высказывает, что Сам посылает Его, говоря: приимите Дух Свят; а здесь говорит: умолю Отца, чтобы сделать для них слово достоверным. Ведь Иоанн говорит о Нем, что от исполнения Его мы вси прияхом (1, 16): как же Он может принимать от другого то, что Сам имеет? И опять: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Лк. 3, 16). Какое же Он имел бы преимущество пред Апостолами, если бы должен был умолять Отца, чтобы даровать Духа другим, между тем как Апостолы часто делали это, как видно, и без молитвы? И если Дух Святой по молитве посылается от Отца, то каким же образом Он Сам Собою нисходит? И как может от другого быть посылаем Тот, Кто вездесущ, Кто Сам по Себе разделяет (дарования) коемуждо, якоже хощет, и говорит со властию: отделите Ми Варнаву и Савла (Деян. 13, 2)? Хотя Богу служили эти служители, однако ж Он со властию призвал их на Свое собственное дело, – не потому, чтобы дело, на которое призвал их, было иное, но для того, чтобы показать Свою власть. Итак, что же, скажешь, значит: умолю Отца? Показывается время пришествия (Духа Святого).
Когда Он очистил их жертвою, тогда и снизошел Дух Святой. А почему Он не пришел в то время, когда (Христос) был с ними? Потому что не была еще принесена жертва. Когда уже и грех был истреблен, и Апостолы, получив повеление идти на опасности, готовились к борьбе, тогда надлежало прийти Тому, Кто укрепляет на подвиги. Для чего же Дух приходит не тотчас по воскресении? Для того, чтобы Апостолы сильнее возжелали Его и приняли с большею любовию. Доколе был с ними Христос, они не были в скорби; когда же Он отошел, они, лишившись Его, находились в великом страхе и, естественно, должны были принять Духа Святого с великим усердием. Да будет с вами. Это значит, что и по смерти не отойдет. А чтобы они, услышав об Утешителе, не предположили другого нового воплощения и не надеялись увидеть Его очами, Христос, отклоняя их от этого, говорит: Егоже мир не может прияти, яко не видит Его. Он не так будет с вами, как Я, но будет обитать в самих душах ваших; это и значит: в вас будет. А называя Его Духом истины, Он тем указывает на образы, бывшие в Ветхом Завете. Да будет с вами. Что значит: да будет с вами? То же, что Он о Себе говорит: Аз с вами есмь (Мф. 28, 20). Сверх того, Он намекает и на нечто другое, именно: не претерпит того, что Я претерпел, и не отойдет. Егоже мир не может прияти, яко не видит Его. А разве другой кто, скажи мне, может видеть Его? Нет; Он говорит здесь о познании, почему и присовокупляет: ниже знает Его. Он обыкновенно зрением называет и точное познание. Так как зрение яснее других чувств, то им всегда и означает точное познание. А под миром Он разумеет здесь злых людей. Таким образом, Он утешает учеников тем, что даст им особенный дар. Смотри, как Он превознес этот дар: сказал, что есть иной такой же, как Я; сказал: Он не оставит вас; сказал: к вам одним придет, так же, как и Я; сказал: в вас будет. И однако ж, несмотря на все это, не уничтожил в них печали. Они хотели видеть Его и чтобы Он был с ними. Потому-то, удовлетворяя их желанию, Он говорит: и Я не оставлю вас сиры: прииду к вам (Ин. 14, 18). Не бойтесь, говорит: не потому Я сказал: пошлю иного Утешителя, что Сам навсегда оставляю вас; не потому сказал: в вас будет, что Сам уже не увижу вас. Нет, Я и Сам приду к вам: не оставлю вас сиры. Как в начале речи сказал: чадца, так и здесь говорит: не оставлю вас сиры.
В начале Христос сказал: придете туда, аможе Аз иду, и: в дому Отца Моего обители многи суть; а здесь, – так как то время было далеко, – дает Духа. Но так как ученики, не поняв значения слов Его, не довольно ими утешились, то Он говорит: не оставлю вас сиры, – потому что этого они особенно и желали. А так как изречение: прииду к вам указывало на пришествие, то, чтобы они не ожидали опять такого же точно пришествия, какое было прежде, – смотри, как Он, не сказав об этом ясно, дал, однако ж, это понять. Сказавши: еще мало, и мир ктому не увидит Мене, Он присовокупил: вы же увидите Мя (14, 19). Как бы так говорил: Я приду к вам, но не так, как прежде, когда Я каждый день непрестанно был с вами. А чтобы они не спросили: как же Ты сказал иудеям: отселе не узрите Мене? – Он, в разрешение этого возражения, говорит: к вам одним, так же, как и Дух. Яко Аз живу, и вы живи будете (ст. 19). Крест не разлучит нас навсегда, но только на самое малое время скроет Меня. А под жизнию Он разумеет, как мне кажется, жизнь не только настоящую, но и будущую.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Любящий Меня, говорит Господь, заповеди Мои соблюдет (Ин. 14, 15). Заповедь же Моя сия есть, да любите друг друга. Итак, не любящий ближнего не соблюдает заповеди: а не соблюдающий заповеди не может любить и Господа.
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди
Любящий Христа, без сомнения, и подражает Ему по возможности. Христос же не переставал благотворить людям; встречая неблагодарность и поносим будучи, долготерпел; будучи от них бием и убиваем, претерпел то, никому отнюдь не вменяя зла. Сии три действия суть дела любви к ближнему; без которых говорящий, что любит Христа, или что получит Царствие Его, обманывает себя Ибо Господь сказал: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царствие небесное, но творяй волю Отца Моего (Мф, 7, 21). И опять любяй Мя и заповеди Моя соблюдет, и проч.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
Выше сказал «Я сделаю все, о чем ни попросите»; теперь показывает, что должно просить не просто, но с любовью к Нему и соблюдением заповедей. Ибо тогда Я сделаю, когда будете просить таким образом.
И иначе. Слыша, что будут Им оставлены, они, естественно, могли опечалиться и смутиться душами. Он говорит: «Любовь ко Мне состоит не в том, чтобы печалиться и смущаться, но повиноваться Моим словам. Я дал вам заповедь не бояться «убивающих тело» (Мф.10,28). Если вы любите Меня, то соблюдите ее и уже не скорбите из-за Моей смерти. Ибо хранящему помянутую заповедь не свойственно скорбеть. Как же, не соблюдая Моей заповеди, но боясь смерти, вы говорите, что любите Меня?»
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Ст. 14-15 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди
Истина непреложная, что неверный заповедям Божиим не может возводить к Богу уповательных очей ума своего. И Спаситель говорит, что Отец услышит всякого просящего во имя Его, но только тогда, когда при этом он любит Его и сохраняет заповеди Его.
Иустин (Полянский), свт. (†1903)
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди
Также и определенно Господь сказал о том, что исполнениe заповедей Его есть непременное условие любви к Нему! Итак, хочешь ли ты, друг мой, возлюбить Господа Бога-Спасителя твоего, всем сердцем и душою? Старайся всеми силами исполнять всякое слово Его: и это поведет тебя к блаженной в Боге и вечной жизни. «Из слов Господа видно, что надо так изучить Евангельские заповеди, чтобы они сделались достоянием – имуществом ума, чтобы они всегда предстояли в памяти и – чтобы на каждом нравственном шагу, для каждой мысли, для каждаго чувства и желания, для каждаго поступка – иметь в памяти своей готовое Евангельское наставление в них. Тогда только возможно будет точное, постоянное исполнение их, – такое исполнение, какого требует Господь. Такое изучение Евангельских заповедей и жизнь по ним есть первая существеннейшая потребность и священнейший долг каждаго истиннаго христианина, желающаго спастися» (Мысли Еп. Игнатия (Брянчанинова)).
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди
Старайся же тщательно исполнять волю твоего Искупителя.
Евфимий Зигабен (†1118)
Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите
Знаком вашей любви ко Мне будет служить соблюдение Моих заповедей. Соблюдение же заповедей значит исполнение их, осуществление на деле. Вероятно, ученики желали, чтобы Иисус Христос пребывал всегда с ними телесно и вел с ними обычные Свои беседы; поэтому Он продолжает еще успокаивать их смущение.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Небесные блага уготованы любящим Бога, а не только верующим в Него: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2,9). Он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак.1:12). Поэтому, если и Небесные блага, и венец жизни Бог уготовал любящим Его, то ясно, что и творящим волю Его и соблюдающим заповеди Его. Ибо любовь к Богу наиболее прекрасно показывается соблюдением Его заповедей, как Он Сам говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин.14:21). Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин.14:23). Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин.14:24). Так как Небесные блага воздаются любящим Бога, а любовь к Богу есть исполнение его заповедей, из этого несомненно следует, что Небесные блага воздаются любящим Бога и творящим волю Его исполнением Его заповедей. Итак, они воздадутся за любовь и исполнение, а не за одну веру, как учат противники.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Новое утешение ученикам в отшествии Господа, да не смущалось бы сердце их, Он предлагает им в обетовании иного Утешителя, Который пребудет с ними всегда. Обетование это Господь предваряет условием: соблюдите Мои заповеди, во имя вашей любви ко Мне.
– Заповедями называет всё Своё учение (ср. Ин.12:49-50) и в частности – может быть те именно заповеди и наставления, какие дал Он им в этот последний великий вечер Его с ними; соблюдать их значит принять их с верою и осуществлять их в практике нравственной и обыденной жизни. Во имя любви их к Нему, в коей Он, конечно, не сомневался, ибо видел опыты оной, Он заповедует им держаться неуклонно этих заповедей, и – не сомневаясь, что это так и будет, – Он изрекает им великое обетование о другом Утешителе.
– Я умолю Отца: смиренное выражение Господом Своих отношений к Отцу Своему, как Ходатая за искупленных Им собратий Его по плоти (ср. Ин.17:9,15,20). «Не удивляйся, если Он говорит: Я умолю Отца. Ибо Он не просит как раб; но для того чтобы уверить учеников, что к ним непременно придёт Дух Утешитель, снисходит к ним и говорит: Я умолю Отца (Феофил., ср. Злат.). "Умолю, говорит, чтобы не почли Его противником Богу и говорящим по иной какой-либо власти» (Григ. Б. 3, 126).
– Даст вам другого Утешителя: или ходатая, заступника, защитника – слово, употребляемое только в этой речи Господа (Ин.14:26;15:26;16:7) и в первом послании Иоанновом (1Ин.2:1). Говоря другого (т. е. кроме Меня), Господь, очевидно, и к Себе прилагает понятие Утешителя, и ев. Иоанн действительно и сам прямо называет Его этим именем (1Ин.2:1: παράκλητον – ходатая, утешителя), но этим же словом другого – Господь и отличает Его от Себя, как другое лицо. «Сказав – иного, Христос указывает на различие Его ипостаси; а сказав – Утешителя – на единство существа» (Злат.). Это – третье Лицо достопоклоняемой Троицы – Дух Святой (ст. Ин.14:26, ср. Мф.12:32), от Отца исходящий (Ин.15:26).
– Да пребудет с вами вовек: Господь видимым образом отошёл от Своих учеников и мира на небо, хотя невидимо пребывает и пребудет в Церкви Своей до скончания мира (Мф.28:20); и Утешитель пребудет с ними вовек, т. е. вечно, не оставляя их никогда, ни в сей жизни, ни в будущей (ср. Феофил.).
– Духа истины, т. е. Духа, Который есть истина, как и Христос, есть истина, Который будет научать их истине, как и Христос, и будет научать истине в более полной мере и степени, чем Христос, ибо они теперь ещё не могут многого разуметь, а тогда уразумеют (Ин.14:26;15:12-13). «Дух истины, т. е. Дух не Ветхого Завета, ибо он – образ и тень, а Нового, который есть истина. Имели Духа и те, кои жили под законом, но имели в образе и тенях, а ныне, можно сказать, истина сама существенно снизошла к ученикам» (Феофил.).
– Которого мир не может принять и пр.: мир – это неверующие во Христа (Ин.12:31), противники Христа и Его дела или вовсе не знающие Его, не просвещённые Его учением и «злые люди» (Злат.). Они принять этого Утешителя не могут, потому что в них нет внутренней способности к познанию и созерцанию Его, т. е. Он для них нечто совсем неизвестное и чуждое им (ср. Вас. В. 3, 314–315). Таковы представители этого мира – иудеи, говорившие о Христе, что в Нём бес и что Он силою бесовскою творит чудеса (Мф.12:24,32).
– А вы знаете Его: это знание ими Духа основывается на том, что Он с ними пребывает ив них будет. Этим выражением означаются два периода отношений к ним Духа, один настоящий, другой – будущий; настоящий как приготовительный, когда Дух пребывает с ними; будущий как совершительный, когда Он будет в них. Из учения Господа они узнали Духа Святого; из обращения с ними Господа они испытали на себе действия Святого Духа, чрез слово Господа, действовавшего в них к нравственному очищению их (Ин.15:3), действовавшего ещё предуготовительно (Ин.7:39); наконец, по прославлении Господа, Дух Святой сойдёт на них во всём обилии Своих даров и пребудет с ними вовек. Исполнение сего обетования последовало по вознесении Господа в день Пятидесятницы, о чём сообщает книга Деяний апостольских (Деян.2:1-4).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II
В словах сих Господь устанавливает завет Свой с учениками. Голос их, возносящийся к Богу, будет услышан; от них требуется любовь, которая научит их исполнить заповеди любимого Господа.
«Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю», – глаголет Господь. Прошение, обращенное к Богу, во Святой Троице покланяемому, может быть услышано лишь тогда, когда просящий просит ради Сына, являющего Божество, Сына, ныне воспринявшего плоть человеческую, страдавшего за человека и сострадавшего с ним в бренной плоти его. И как бы мог человек, – хотя и разумное духовное существо, – вопиять к недосягаемому Богу Творцу вселенной, если бы Бог не благоволил во второй Ипостаси Своей явить Бога невидимого человеку и в Ветхом Завете, и искупить его в Новом? От творения человека все Богоявления суть проявления второй Ипостаси св. Троицы, но в Ветхом Завете тайна сия была сокровенна, – ныне же Господь раскрывал ее ясно ученикам. Он, Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, слышит молитвы учеников Своих и всех верующих и исполняет их, ибо Он единосущен Отцу и неразделен с Ним. Человек не мог возвыситься к Богу, доколе Бог не снизошел к человеку, дабы поднять его к Богу: и к кому же может обратиться смертный, как не к Богу, воплотившемуся в смертное тело, дабы очистить его и воскресить его, ибо сие воплощение и подъятые воплотившимся Богом страдания знаменовали великую бесконечную любовь Его. Посему и Господь от возлюбленного Им (хотя недостойного) человека требует любви, истинной, нелицемерной, и мерилом сей любви ставит исполнение заповедей Его. И заповеди Господни не тяжки: «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (1Ин.5:3; Мф.11:30), глаголал Он.
Любовь возвышает человека от земли, заставляет его забывать свое я, вечно мешающее ему и его счастью. Любовь вместо всепоглощающего «я», прилепляется к предмету любимому, и если любовь сия есть любовь к Богу, то она и ведет человека к счастью, не дозволяя ему нарушать заповеди Того, к кому душа горит любовью. Когда сердце горит любовью, разве можно не верить, разве можно заведомо и намеренно не исполнять велений Того, которому отдана душа, Кого любишь, и в Кого веришь? Но это и есть высшее счастье, даруемое Господом человеку, – пребывать с Господом, который сказал «идеже есмь Аз и вы будете» (Ин.14:3). Итак, верующий и любящий надеется быть со Господом, и эти три чувства суть мудрость христианина, «ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих любы» (1Кор.13:13).... «исполнение убо закона любы есть» (Рим.13:10 ).... «а не любяй не позна Бога, яко Бог любы есть» (1Ин.4:8).
«И сказал им имя Твое, и скажу: да любы, ею же Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них», сказал Господь в последних словах молитвы Своей перед тем как отдать Себя на заклание (Ин.17:26).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди
Второе утешение (стихи 15–17) состоит в обещании Утешителя. Это утешение Христос предваряет увещанием соблюдать Его заповеди (ср. стихи 21, 23, 24). Это необходимо как условие со стороны апостолов для того, чтобы они могли удостоиться принятия Святого Духа. Можно также полагать, что Господь говорит здесь, как и выше (стихи 13–14), как Царь, основывающий Свое Царство, законы которого должны быть исполняемы Его подданными.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Зачем нам подвиги, добрые дела, когда мы спасены и притом даром (Еф.2:8; 2Тим.1:9; Тит.3:5).
Ответ:
Сектанты не хотят понять, что одно – дело устроение Богом необходимого для спасения человека и призвание его к нему (спасению), а иное дело – жизнь по призванию ко спасению, содевание человеком своего спасения. Все нужное для спасения Господь совершил «даром» (От человека ничего не требовалось и ничего не могло быть представлено), по Своей бесконечной любви (Ин.3:16; Еф.2:4); Он призывает человека ко спасению тоже «даром», не за дела его какие-либо, а по одной Своей благости, благодати (Еф.2:8; 2Тим.1:9; Тит.3:5) и, возбудив в нем покаяние и веру (уже не даром), прилагает его через крещение к Церкви Христовой в число спасаемых. По призвании добрые дела, жизнь добродетельная (Еф.2:10,4:22-24; Рим.6:18,22) обязательны для христианина (Ин.14:15,21,15:14; 1Ин.3:23-24), борьба с грехом необходима, а отсюда труды и подвиги, постоянная забота и внимательность к своему нравственному состоянию. «Не легкое дело», учит преподобный Макарий Египетский, «приобрести чистое сердце; много нужно человеку борения и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце и всецело искоренить в себе зло».*
----------------------------------------------------------------------------------
* - Духовные беседы 26. 1904 г стр. 205.
----------------------------------------------------------------------------------
Сущность спасения не в подвигах и делах, а в нравственном перерождении, изменении направлений и стремлений души; для возращения и укрепления этих стремлений и важны подвиги, труды и дела. «Вот почему и может случиться», – пишет архиепископ Сергий, – «что две лепты, принесенные вдовицей, перетянут все множество приношений богачей, а грешник-мытарь окажется ближе к Богу, чем праведный фарисей; пришедшие в одиннадцатый час и ничего не сделав получат равное вознаграждение с трудившимися весь день и перенесшими зной дневной».**
----------------------------------------------------------------------------------
** - Православное учение о спасении. 1910 г., стр. 238
----------------------------------------------------------------------------------
В Послании к Ефесянам (Еф.2:5-8) апостол говорит об устроении Богом спасения, в Еф.2:9 – о призвании Богом (через апостольскую проповедь) ефесян ко спасению или о Божеской стороне в спасении человека, а в Еф.2:10 – о жизни ефесян по призванию, о человеческой стороне в спасении.
Из слов апостола: «благодатью вы спасены», – «оживотворил», – «воскресил» и «посадил» по снесении их с другими текстами (1Кор.6:9-10,9:27,10:6-10,13:1-8; Евр.12:14; Откр.21:27 и др.) вывод только тот, что Господь все совершил для нашего спасения, и оно будет даровано нам, если пребудем тверды и непоколебимы в вере и не отпадем от надежды благовествования (Кол.1:23; Евр.3:14; Рим.8:24). Во 2-м Послании к Тимофею (2Тим.1:9), и в Послании к Титу (Тит.3:5) говорится о Божеской стороне в спасении человека: об устроении спасения и о призвании ко спасению; о человеческой стороне сказано во многих местах (2Тим.1:13-14,2:15-21,3:17; Тит.2:12;3:8 и др.).