Скрыть
Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте (убо): и отселе познасте Его, и видесте Его

Как же Он, сказавши: аможе Аз иду, весте, и путь весте, присовокупил: аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо. И отселе познаете Его и видесте Его (14, 7)? Этим Он не противоречит Себе, потому что ученики, хотя и знали Его, но не так, как следовало. Бога они знали, а Отца еще не знали. Уже впоследствии Дух, сошедший на них, сообщил им совершенное знание. Смысл слов Христа такой: если бы вы знали Мое существо и достоинство, то знали бы и Отца. И отселе познасте Его и видесте Его (одно относится к будущему, а другое к настоящему), то есть чрез Меня. Под видением же Он разумеет познание умом. Кого мы видим, тех можем и видеть, и не знать; а кого знаем, тех не можем знать и не знать. Поэтому Он говорит: и видесте Его в том же смысле, в каком сказано, что Его видели и ангелы (1Тим. 3, 16). Хотя они видели не самое существо Его, однако ж говорится, что они видели Его, то есть так, как могли видеть. А сказал Он так для того, чтобы ты знал, что, кто видел Его, тот знает Родившего Его. Видели же Его не в обнаженном Его существе, но облеченным плотию. Есть и другие места, где Он называет познание видением, – например, когда говорит: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистыми Он называет тех, которые свободны не только от блуда, но и от всех грехов, так как всякий грех оскверняет душу.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его, и видели Его

Выше сказал, что вы знаете, куда Я иду, знаете и Путь сей, то есть Меня; а здесь говорит, что если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Как же это? - В словах Его нет противоречия. Ибо они знали Отца, но не так, как следовало, знали как Бога, но как Отца - еще не знали. Уже впоследствии Дух, нисшедший на них, сообщил им совершенное познание. Итак, слова Его имеют такой смысл: если бы вы знали Мое существо и достоинство, то знали бы также существо и достоинство и Отца. И отныне вы начали познавать Его чрез Мое посредство, и видели Его, то есть познали умом вашим, насколько возможно. Так как вы признаете Меня Господом и Учителем, то, без сомнения, о Мне, насколько для вас достижимо, получили познание достаточное и об Отце, ибо совершенного еще не получили. И иначе. Слова: если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего, выражают не то, будто они не знают Его, но имеют такой смысл: Я сказал вам, что вы знаете, куда Я иду, то есть к Отцу, и знаете Путь сей, то есть Меня. Фома сказал Мне: «не знаем, куда идешь» и прочее, не знаем и пути сего. Я сказал Фоме: Я есмь Путь, и никто не приходит к Отцу иначе, как только чрез Меня. Итак, если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Но вы знаете Меня, следовательно, знаете и Отца Моего. Ибо отныне, говорит, вы знаете Его и видели Его, видевши Меня.

Лука Крымский, свт. (†1961)

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его, и видели Его

См Толкование на Ин. 14:6

Евфимий Зигабен (†1118)

аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте (убо): и отселе познасте Его, и видесте Его

Аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте (убо)

Сказав ученикам немного прежде: и аможе Аз иду, весте, и путь весте (ст. 4), Иисус Христос показал, что они знают и Бога Отца и Его, а приведенными здесь словами: аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте (убо), Он показывает, что ученики не знают ни Бога Отца, ни Его. Так Он говорит очень часто. Ученики, конечно, знали и Бога Отца и Его, но не так, как следовало бы. Совершенное знание об этом сообщил им впоследствии сошедший на них Всесвятой Дух. Поэтому-то, Иисус Христос иногда говорит, что ученики знают Его и Бога Отца, так как они имели кое-какое познание, а иногда говорит, что они не знают, потому что они не имели должного познания. Теперь же Он говорит: аще Мя бысте знали, как должно, кто Я по существу Своему, и Отца Моего знали бысте (убо). Так как Отец равен Мне и не отличен от Меня, то познавший Меня, познал и Отца.

И отселе познасте Его

Так как вы узнали Меня, хотя и не так, как должно было бы, то таким же образом вы знаете и Отца. Златоуст слово познасте (γινωσκετε) толкует в смысле познаете (γνωσεσε), т.е. узнаете Его, как должно, в скором времени, когда сойдет на вас Дух Святой.

И видесте Его

И видели силу Бога Отца, в Моей силе, в тех Божественных знамениях, которые Я совершил. Что могу Я, то и Он может.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. 

– А куда Я иду и пр.: между тем Господь видел, что в уме учеников не все вопросы относительно Его отшествия разрешены, что они объяты недоумениями, и Он даёт им повод высказать эти недоумения (Феофил.).
– Куда Он идёт, ученики должны были знать, так как Он ясно и нередко говорил им, что идёт к Отцу; и путь должны были знать, так как Он нередко также говорил им, что это путь страданий и смерти. Но они, собственно, не знали пути, потому что ещё не знали, что этот путь есть именно Сам Христос в том смысле, что только чрез Него все верующие могут приходить к Отцу (дверь; ср. Ин.10:9). Потому, как Господь, так и Фома, равно могли сказать – один: вы знаете, другой: мы не знаем. Притом Господь говорит о Своём отшествии и Своём пути, которым Он пойдёт, а каким возьмёт к Себе апостолов, выше Он не обозначил. В мысли Фомы было, вероятно, что тот же путь предстоит и им, и Господь указывает Фоме, что для них и для всех верующих в Него Он Сам есть путь. Наконец, мысль о пути Господа в дом Отца Его ещё затемнена была для учеников мыслью о земном царстве Мессии. Они всё ещё не перенесли своих мессианских ожиданий от мира на Бога, от земли на небо (ср. Деян.1:6), и недоумевали об отшествии от них Господа и пути Его шествия. Это недоумение и выразил резко Фома, отличавшийся некоторой взыскательностью рассудка (ср. Ин.20:25), словами: не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь? В ответе Своём Господь прямо говорит, что Он Сам есть путь, и объясняет, в каком именно смысле: Я, и никто другой кроме Меня, есмь путь, которым вы и все должны идти, чтобы прийти к Отцу Небесному в Его обители славы, и истина и жизнь. Так как никто, не идя по сему пути, не усвоив себе божественной истины и не нося в себе задатков божественной жизни, не может достигнуть этой цели – прийти к Отцу, то выражение – никто не приходит относится ко всем трём средствам шествия – пути, истине и жизни, а не к одному. Христос есть путь (как прежде Он назвал Себя дверью, Ин.10:7) потому, что в Нём и Им даны человеку все средства к спасению, усвояя которые верою, человек приходит к Богу. Христос есть истина потому, что Он, как Бог воплотившийся, сообщил людям откровение божественной истины. Христос есть жизнь (ср. Ин.1:4), потому, что, как Бог, Он есть источник жизни, так что кто верою не принимает Его в себя (ср. 6 и д.; Ин.11:25 и далее), тот подлежит смерти.
– Никто не приходит к Отцу и пр.: так как Христос есть Искупитель и только верою в искупительные заслуги Его возможно спасение, то чрез Него только и можно достигнуть блаженства или, что то же – прийти к Отцу.
– Если бы вы знали Меня и пр.: Я и Отец одно, говорил Господь (Ин.10:30); во Христе, говорит св. Ап. Павел, обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:9), в нём полное откровение Бога, как в образе ипостаси Его (Евр.1:3). Следовательно, познание Его человеком есть вместе познание и Отца Его – Бога. Господь, по-видимому, отрицает познание Его учениками (если бы), и действительно, более полно и совершенно они познали Его только со дня Пятидесятницы, по принятии особенных даров Святого Духа (Ин.14:20). «Ученики, хотя и знали Его, но не так, как следовало... Уже впоследствии Дух, нисшедший на них, сообщилим совершенное ведение» (Злат., ср. Феофил.). Но первые шаги на этом пути они уже сделали (Ин.14:4): отныне знаете Его и видели Его. Господь открыл им, особенно на вечери сей, так много, что мог сказать, что именно отныне они узнали Его более чем прежде, и видели Его, невидимого, видели во Христе, как видно из последующего (ср. Феофил.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

     

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II


      Ст. 6-7 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. 

     
«Я есмь путь и истина и жизнь», глаголет Господь: не пророк Он, посланный лишь указать путь, или проповедать о пути, ведущем к Богу и о грядущей истине и обещаемой жизни. Сам Господь есть и путь к цели – вечному блаженству, и Господь есть и сама цель, к коей должен стремиться человек: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
      «Нельзя идти, не зная пути, говорит Фома Кемпийский; нельзя знать без истины, нельзя жить без жизни. Я, говорит Господь, есмь путь, по коему ты должен идти; Я истина, коей ты должен верить, Я жизнь, коей ты должен надеяться».
      «Если Я жизнь, говорит Господь, то и самая смерть не может воспрепятствовать вам придти ко Мне»; так толкует стих 6-й св. Иоанн Златоуст.
      В следующем 7-м стихе Господь еще глубже разъясняет слова свои 6-го стиха: «никто не приидет ко Отцу токмо Мною». Он глаголет о единстве Отца и Сына; «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его».
     Отец познается человеком лишь чрез Сына и лишь по заслугам Сына; иначе сказать – Бог познается лишь по милосердию Бога воплощенного. Зная Сына, мы знаем Бога Вседержителя в Его любви бесконечной. Никто не может видеть Бога, или познать Существо бесконечное: «Бога никтоже виде нигдеже», но часть великой тайны Существа Божия явлена нам в деянии бесконечной любви Его к созданию, сотворенному по образу Его и подобию и искупленному священною кровью Богочеловека. Любовь Его есть откровение, а откровение сие совершилось в воплощении Бога Слова: «единородный Сын сый в лоне Отчи, той исповеда» (т. е. проявил) (Ин.1.18).
      Последними изучаемыми нами двумя стихами снимается последняя завеса с человеческих очей учеников, и они, – правда лишь позже, лишь по воскресении Господа, – воспринимают откровение, вполне для них ясное впоследствии, что, зная Сына, они познают Бога Отца, и не могут иначе познать Его, как посредством Сына. Доселе они преимущественно видели в Господе посланного от Отца и как бы отделяли Сына Божия от Отца. Но вот ныне Господь указывает им, что такого разделения нет и быть не может: Бог един невидимый и воплощенный, Творец вселенной и облеченный в смиренный образ смертного; недосягаемый и неприступный и терзаемый людьми на земле: единый Бог и всемогущества и величайшей любви, выразившейся в страданиях человеческих. Все сие однако могли понять ученики лишь по просветлении умов их словами Господа: «приимите Дух Свят» (Ин.20.22), дотоле же они лишь воспринимали словеса Божии и хранили их, как земля хранит зерно, имеющее прозябнуть под живительным действием силы Божией. Посему то и делает Филипп следующий вопрос, который доказывает неясное еще для него понимание слов Господних и, – как замечает Златоуст в 74-й бес. на Иоанна, – указывает на желание его и надежду видеть Отца в телесном образе, ибо он знал из Писания о видениях пророков. Но это именно и исправляет Господь, указывая, что телесными очами можно видеть Бога Отца лишь в Сыне. Заметим кстати, что и все пророческие видения были видения Бога Слова, второй Ипостаси Св. Троицы, Сына Божия, «коему свойственно являть Бога, никем (наипаче же грешниками) не видимого».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его

На вопрос Фомы Христос не отвечает прямо. Он только пользуется этим вопросом как поводом к тому, чтобы напомнить апостолам учение о Своем назначении (по вопросу же, который предложил Ему Фома, Он много говорил выше), Христос – Сам путь к истине и жизни, или, иначе говоря, к Отцу-Богу. Некоторые толкователи, например, Сильченков, считают выражения истина и жизнь эпитетами, которые Христос прилагает к Самому Себе: «Христос есть сама истина – вне Его все ложно. Он есть сама жизнь – вне Его нет жизни». Но такое толкование противоречит дальнейшим словам Христа: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Для чего бы Христос стал говорить апостолам еще о прохождении к Отцу как о чем-то необходимом для них, если бы во Христе они имели все и без Отца? Нет, Христос говорит об Отце как об истинной цели всех человеческих стремлений. Люди стремятся к вечной славе, в которой пребывает Отец, а Христос – есть путь, ведущий к этой высокой цели.

Если бы вы знали Меня. Если бы апостолы узнали Христа в Его истинном отношении к Отцу, с Kоторым Он находится в теснейшем единении по существу, то они узнали бы и Отца. Ясно, что Господь признает для апостолов возможным такое познание и этим самым считает довод, высказанный Фомою («не знаем… как можем знать…»), совершенно неосновательным: нет, они могли знать!

И отныне знаете. Но, высказав некоторый упрек по отношению к апостолам, Господь сейчас же и утешает их. Пусть они и не имеют полного знания о Христе, пусть они любят Его больше как Учителя-Мессию, тем не менее и такое знание представляет собой нечто положительное, оно приведет их к полному познанию, фундамент для которого уже заложен (на это указывает выражение отныне). Некоторые (например, Гольцман) видят в последних словах Христа только «оптимистическое предположение, не отвечающее действительности»: апостолы-де не имели на самом деле такого познания и не видели во Христе Сына Божия, а следовательно, не знали и Отца… Но с таким мнением согласиться нельзя ввиду того, что далее Господь прямо говорит, что Он «открыл» апостолам имя Отца (Ин. 17:6), а это открытие началось уже давно.

Толковая Библия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О христианском единении.

Мф.10:34,36. Под враждою здесь разумеется борьба христианина со злом и диаволом: Иак.4:4; орудиями коих могут быть и «домашние» (ст. 36), но разделения вопреки истинному учению не должны быть: Рим.16:17. Для религиозного единения Господь преподал Свой мир: Ин.14:7; без мира нельзя увидать и Господа: Евр.12:14.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible