Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-16 не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам. Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет, да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам

Вы друзи Мои есте. Не ктому вас глаголю рабы; раб бо не весть, что творит господь его. Вы други Мои есте, вся бо, елика слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин. 15, 14, 15). Как же он говорит: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (16, 12)? Словами: вся и: елика слышах Он внушает не другое что, но именно то, что Он не говорит ничего постороннего, но только слышанное от Отца. А так как преимущественным знаком дружбы считается то, когда сообщаются тайны, то вы, говорит, удостоены и этого общения. Когда же говорит: вся, то разумеет все, что им нужно было слышать. Потом выставляет и другой немалый знак дружбы. Какой же именно? Не вы, говорит, Мене избрасте, но Аз избрах вас (15, 16), то есть Я искал вашей дружбы. И на этом не остановился; но еще говорит: и положих вас, то есть насадил, да вы идете (все еще продолжает сравнение с виноградного лозою), то есть чтобы вы распространялись, и плод принесете, и плод ваш пребудет. Если же плод пребудет, то тем более вы. Я не только, говорит, возлюбил вас, но и осыпал вас величайшими благодеяниями, распростирая ветви ваши по всей вселенной.

Видишь ли, сколько Он употребляет способов, чтобы выказать любовь? Он открыл тайны, Он первый искал их дружбы, Он даровал им великие блага, Он за них подвергся страданиям. Здесь же показывает, что Он и постоянно будет пребывать с ними; они будут приносить плод, а чтобы приносить плод, для этого необходимо иметь Его помощь. Да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам (ст. 16). Но ведь исполнять прошения – дело того, кого просят: как же исполняет Сын, когда просят Отца? Это – чтобы ты знал, что Сын не меньше Отца.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

Ни слишком тяжкими словами не допускает святых учеников впадать в уныние, как Бог зная большую склонность человеческих помыслов к слабости, ни чрезмерными радостями не позволяет им быть расположенными к падению, ибо и это есть как бы некий горький недуг; но, из обоих как бы составив средину, надлежащим образом ведет на безопасную стезю и доставляет им знание об образе жизни твердом и свободном от всякого заблуждения. Таким образом, вполне достаточное утешение сообщив им словами и тем, что, по-видимому, должно было опечалить их, побудив, напротив, к радости, заповедями о трудолюбии опять поощряет их к мужественному настроению и повелевает, чтобы они, употребляя всякое рвение и осуществляя наивысший образ любви друг к другу, приносили пользу и тем, которые еще не веруют, и благочестивыми словами и делами старались уловлять заблуждающихся к желанию общения с Богом чрез веру.

Итак, Себя Самого представив образом и примером дела и поставив на вид уже совершенное Им с ними, убеждает их подражать, говоря: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» – и следующее за этим. Разумей, как бы так говорит: облекитесь, ученики Мои, любовью друг к другу! Ведь и вы сами должны мыслить и делать по отношению к другим то же, что Я уже ранее совершил в отношении к вам, ибо «Я избрал вас», а «не Меня», напротив, «вы». Я привел вас к Себе и вам, не знавшим Меня, Я Своим сверхъестественным милосердием соделал Себя известным и возвел вас к столь твердому настроению, что вы можете восходить или устремляться всегда к высшему и плодоносить Богу. И чрез это вы можете дойти до такого дерзновения, что даже «чего ни попросите» наконец «во имя Мое», это и получите. Итак, как скоро вы ходите вслед Моих слов и узаконений и усвоили подобающее истинным ученикам настроение, то вам не следует останавливаться в простом ожидании, пока кто-либо по собственному побуждению примет веру и по своему влечению усвоит благочестие. Напротив, для не знающих еще (Меня) и пребывающих в заблуждении вам следует являть себя руководителями, приводить (к вере) еще не решившихся узнать спасительную проповедь и увещевать их охотно идти к восприятию истинного Богопознания, хотя бы ум слушателей и загрубел уже в неверии. Тогда и они были бы подобны вам, то есть будут преуспевать и постоянно переходить к высшему в плодоношении Богу, так чтобы иметь плод, всегда пребывающий и остающийся, а молитву столь приятную (Богу), что получат, чего бы ни пожелали, если только будут просить о имени Моем.

Итак – надо опять кратко повторить смысл толкуемого изречения и представить ясно слушателям, – убеждает учеников иметь такую к другим любовь и желает им проявлять такую готовность к вполне неукоснительному уловлению в благочестие душ еще не уверовавших, какую и Сам Он уже ранее показал в отношении к нам или к ним (апостолам). Ведь несомненно, что Сам Он избрал учеников Своих, и считаю излишним говорить, как и при каких обстоятельствах было призвание каждого.

Впрочем, что изречение Спасителя заключает в себе такую цель, какую я только что сказал, в этом точно так же убеждают нас и следующие за ним слова: "Сие заповедаю вам, да любите друг друга." (Ин.15:17)

Толкование на Евангелие от Иоанна

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
 

   Сказав, что доказательством любви Моей к вам служит сообщение вам тайн, прибавляет и другой признак любви. «Я, – говорит, – вас избрал», - то есть не вы пристали к Моей дружбе, но Я к вам, и Я первый возлюбил вас. Как же Я оставлю вас на последующее время?
   «И поставил вас, - то есть Я насадил вас, - чтобы вы шли, - то есть, чтобы вы росли, умножались, расширялись, распространялись, - и приносили плод». Здесь Он ясно выставляет Сам Себя делателем. Он и выше объявил Себя очистителем, когда сказал: «Вы очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин.15:3), а теперь еще яснее, когда сказал: «Я избрал вас и поставил вас». Ибо известно, что делатель выбирает и полагает ветви в землю.
   Видишь ли равенство Отца и Сына? Выше называется делателем Отец, а здесь является делателем – Сын. Постыдись, Арий, с теми, которые вместе с тобою поработились нечестию.
Вот и еще признак любви. «Дабы, чего ни попросите от Отца, Он дал вам», - то есть Я дам вам. Хотя по связи следовало бы сказать: «Чего ни попросите у Отца, даст вам, - а Он сказал - Я дам вам»; - сказал так, без сомнения, по равенству силы. Ибо Отец, когда дает, дает Своею десницею, а десница Его – Сын.
   Примечай, прошу тебя, и то, что когда мы, быв насаждены, приносим плод, тогда и даст нам, чего ни попросим; если же не приносим плода, то не получим. Ибо кто не приносит плода, тот и не просит полезного и спасительного для души, но непременно просит мирского и бесполезного, а потому и не получает. Ибо сказано: «Просите, но не получаете, потому что не на добро просите» (Иак.4:3).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам

Избирая Себе апостолов и служителей Церкви Святой, Господь этим самым посылает их на непрерывный труд и подвиг. Христос Спаситель требует от Своих избранников плодов многих и верных. Не в преимуществе и почете состоит удел избранников Божиих, а в упорном постоянном труде апостольском: воспитании людей по началам Христовым и привлечение к Богу всех неверующих. Пока жив служитель Христов, он неустанно работает над виноградником Христовым, готовя себя и всех своих духовных чад к небесной вечной блаженной жизни. Не столько радуется служитель Спасов великой чести, оказанной ему от Бога, – избранию на высокий пост пастырства, сколько беспокоится о том, чтобы оказаться достойным этого избрания, помня строгие слова Господа: от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Евфимий Зигабен (†1118)

И плод принесете

так, как уже выше было об этом сказано. Или под плодом можно разуметь здесь духовные дарования, или множество людей, которые спасутся, благодаря усердию учеников.

И плод ваш пребудет

и чтобы плод ваш не погибал, не прекращался.

Да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вамво имя Мое

т.е. как Мои, как христиане, или же это значит: призвав имя Мое, как это и выше было сказано при объяснении слов Иисуса Христа: и еже аще что просите (от Отца) во имя Мое, то сотворю (Ин. 14, 13); а также: (и) аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 14, 14), – в которых высказывается равенство силы Бога Отца и Сына.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. 
 

И при этом высоком достоинстве, означаемом выражением – друзья Христовы, они не должны забывать своей полной зависимости от Него и соединённого с сим высокого назначения, которое они должны осуществить в своей жизни.
 Не вы Меня избрали, как учители ученика, а Я вас избрал, как Учитель учеников (Ин.6:70;13:18). Речь идёт об избрании их Господом Себе в апостолы, о котором повествуют евангелисты (Лк.6 и далее; Мф.10 и далее; Мк.3 и далее).
– И поставил вас, т. е. уполномочил, как учеников Своих, на особенное дело жизни,
– чтобы вы шли и приносили плод, шли для распространения и утверждения Евангелия в мире, приводили мир к вере в Меня и таким образом приносили плод в винограднике Моём, в духовном Царстве Моём, или Церкви (ср. Лк.10:3; Мф.28:19), и чтобы плод ваш пребывал (ср.Ин.4:36), т. е. чтобы следствия таковой вашей деятельности не уничтожались, но пребывали постоянно, продолжались в Церкви Христовой непрерывно и постоянно (ср. Ин.5:38). Средство к такой плодоносной в мире деятельности вашей есть молитва к Отцу во имя Христово; при таковой молитве, по которой всё дано будет вам, успех ваш в вашей деятельности будет несомненен, вы принесёте много плодов (ср. Ин.15.8).
– Чего ни попросите и пр.: см. прим. к Ин.13:13-14.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

Ст. 16. Не вы мене избрасте, но аз избрах вас, и положих вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет: да его же аще просите от Отца во имя мое, даст вам.


В первых словах сего стиха Господь указывает на неизмеримое расстояние, отделяющее Его и Его учение от других учителей и учений. Для того, чтобы человеческие учения привились и чтобы проповедник их был признан учителем, необходимо согласие слушающих его, необходимо еще, чтобы это учение соответствовало настроению ума массы в данное время (мы указываем на это явление при успехе учения Будды, выразившего желание масс; такова была проповедь и Мани или Манеса в Персии, создавшего среди народа сплав древне-персидской религии, с некоторыми догматами, взятыми из христианства; таково было значение и Магомета и других человеческих учителей). Но и самые великие пророки – Моисей и Илия и Елисей и Исаия и Иеремия и другие – представляли собою лучшую часть народа, верного Иегове и опирались на него. Но учение Господа не опиралось на желание народа, напротив оно встречало ожесточенное противодействие в той именно среде, которая окружала Господа. Господь не был представителем желаний и стремлений масс Своего времени, Он вносил слова благодати и истины, неведомые людям, слова, которые никогда не приходили на мысль мудрейшим из них на всей земле. Посему кто же бы мог и посмел избрать Его, ибо не представителем мысли человеческой, а представителем мысли Божией был Он. И не человеческой волею избрания стал Господь «Учителем и Господом» (Иоан.13:13) Своих учеников, а властною волею Бога избирает Он их и «полагает» (т. е. поставляет) их в учители мира. Также не заслугами своими, а по благодати сподобились ученики быть «друзьями» Господа и исполнителями Его воли о спасении человечества. На это указывает им Господь, да не возгордятся, но да помнят, что Господь Сам сыскал их и возлюбил их и призвал их и освятил их. Также как в Ветхом Завете Господь глаголал о народе израильском устами Моисея: «Господь нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой» (Втор.32:10. Ср. прим. на этот стих в Свящ. Летописи), – так Господь нашел учеников Своих в иссохшей и заглохшей и печальной пустыне ветхозаветной церкви и избрал их, да оживет мир росою учения благодати, проповедь которого Он вручает им.

Господь поставляет на служение учеников Своих, да идут и принесут плод: «и плод их пребудет». Господь удостоверяет учеников, что их труд не будет бесплоден, что «сеющий и жнущий вкупе радоваться будут» (Иоан.4:36), что последствия трудов их будут вечны, что врата адовы не поколеблют церкви Божией (Матф.16:18), и что все, что они будут просить от Отца во имя Его, дано будет им. С этою радостною уверенностью в душе пошли Апостолы после прославления Господа и слова их перевернули быт мира, ибо слова сии были слова Божии и такова была воля Божия. Господь наперед все сказал ученикам Своим (ср. Марк.13:23), чтобы они были тверды и непоколебимы, и врученная им проповедь «словес жизни» (Деян.5:20) овладела миром, и исполнилось слово Господне: «и плод ваш пребудет».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-17 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга

Чтобы побудить учеников к исполнению Его заповедей, Христос говорит, что исполняя эти заповеди, апостолы не будут подобны рабам, которым их господин отдает разные приказания, а, напротив, они покажут себя «друзьями» Христа. Есть большое различие в том, с каким чувством исполняется порученное нам дело. Можно смотреть на него только как обязанность и потому исполнять без увлечения, а можно делать его из любви к тому, кто поручил нам это дело. Понятно, что в последнем случае это дело будет сделано гораздо лучше, чем в первом. Ученики и должны исполнять заповеди Христа как друзья Его.

«Я уже не называю вас рабами». Господь называл так учеников прежде (Ин.13:16), но Он называет их и ниже таким же именем (стих 20), как же Он говорит, что не называет уже? Несомненно, что здесь выражение «называть» нужно понимать не в буквальном смысле слова, а в переносном. Господь может и называть учеников рабами, но относится к ним Он не как к рабам: Он вводит их в понимание всего плана божественного домостроительства, тогда как обыкновенным рабам их господин не открывает своих планов, заставляя их без всяких рассуждений исполнять свои приказания.

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Здесь – еще мотив к тому, чтобы ученики всегда исполняли заповеди Христа, всегда служили Ему. Тогда как у евреев было в обычае, чтобы желающие учиться Закону Моисееву сами избирали себе учителей-раввинов, апостолы стали учениками Христа только тогда, когда Он Сам избрал и призвал их к Себе. Но они заключили с Ним союз дружбы, и не в их воле поэтому расторгнуть этот союз (Вейс).

«И поставил вас». Здесь указывается на особое иерархическое положение апостолов в Церкви (ср. Деян.20:28; 1Кор.12:28).

«Дабы вы шли» – шли как Мои апостолы (ср. Мф.28:19) и «приносили плод», т. е. распространяли Евангелие и прочно утверждали его на земле («чтобы плод ваш пребывал»).

Это – первая цель избрания апостолов. Другая цель указана в словах: «дабы чего ни попросите…» Господь, избирая учеников, хотел сделать много полезного и им самим, хотел, чтобы молитвы их были исполняемы Богом.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 15-16. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

О пастырстве (священстве).


Это изречение есть только выражение чрезвычайной близости апостолов ко Христу, так как пред величеством Господа, как Бога, как апостолы, ученики Христовы, так и все люди были, есть и будут рабами: Лк.17:10; Деян.4:29; Рим.1:1; Гал.1:10. Словами «Я вас избрал и поставил» ... лишний раз подтверждается та истина, что честь пастырей никто сам собою предвосхищать не должен: Евр.5:41Тим.4:142Тим.1:6; Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   «мы, как избранные Отцом из погибшего рода человеческого, неизменно определены к вечной жизни, и имена наши написаны на небесах, и не можем быть вырваны из рук Христовых» (Рим.8:28-39,11:4-5;  Деян.13:48;  Еф.1:4;  Мф.25:34;  1Кор.1:26-28;  2Фес.2:13). (1)
 

Ответ:
Лжеучение сектантов о безусловном Божием предопределении, независимом от нравственного состояния предопределяемых и их личной свободы, не имеет оснований в Священном Писании. Для уразумения истинного смысла, как указанных мест Священного Писания, так и других, к данному вопросу относящихся, нужно помнить, что выражения «избрал», – «призвал», – «уготованный» (уготовал), «предопределил» употребляются не в одинаковом значении. Иногда ими обозначается избрание к славе, предопределение в собственном смысле, основанное на предведении нравственного достоинства предопределяемых (Мф.25:34,41; Рим.8:28-29; Деян.13:48), иногда – избрание или призвание в царство благодати, Церковь Христову, ко спасению во Христе (Рим.9:24,11:4-51Кор.1:26-28; Еф.1:4-52Фес.2:132Тим.1:9; Ин.15:16 и др.). «3ваным становится человек», – объясняет (Рим.8:28-30блаженный Феофилакт, – «по предуведению», т.е. по собственному его (человеческому) произволению.(2) Ибо одного звания недостаточно (потому что в таком случае все спаслись бы, так как все призваны), а нужно еще про изволение. «Ибо кого Он предузнал... Α кого Он предопределил, тех и призвал» (Рим.8:29-30). Бог наперед знает достойных звания, потом предопределяет. Итак, сначала предведение, потом предопределение. Под предопределением же разумей неизменную благую волю Бога... О ком Он наперед знает, что достойны звания, тех делает подобными образу Сына Своего. Чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати, сделавшись и сами сынами Божиими... «А кого призвал, тех и оправдал», освободив от грехов и соделав праведными через баню возрождения. «А кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:30), удостоив их усыновления и дав им прочие дары».(3) – «В ком предузнал твердое изволение, тех изначала предуставилпредопределил» –Рим.8:29)», – замечает блаженный Феодорит, – «а предуставив «призвал»; потом призвав оправдал крещением; оправдав же «прославил», наименовав сынами и даровав им благодать Всесвятого Духа. Но никто да не утверждает, что причина сего – предведение; потому что не предведение соделало их таковыми, но Бог издалека предусмотрел будущее, как Бог..,(4) а не доводит до необходимости одного преуспевать в добродетели, другого же делать зло. Ибо, если бы Сам принуждал к тому и другому, то несправедливо было бы одного провозглашать победителем и увенчивать, а другому определять наказание. Α если Бог справедлив, как и действительно справедлив, то побуждает к доброму и запрещает противное тому, хвалит делателей добра, и наказывает по воле Своей возлюбивших порок».(5)  В стихах Рим.8:38-39 апостол свидетельствует о своем глубоком убеждении, что никто и ничто не может погасить ни в нем, ни в подобных ему их любви к Богу за Его любовь, явленную во Христе Иисусе (Рим.8:34-37). «Выразился же так апостол» (Рим.8:38-39), – говорит святой Иоанн Златоуст, – «не потому, что ангелы или другие небесные силы действительно отвлекали его от Христа, нет; но из желания представить в высшей степени ту любовь, какую имел он ко Христу. Он любил Христа не ради чего-то, принадлежащего Христу, но ради самого Христа, к Нему устремлял взор свой и одного страшился – отпасть от этой любви».(6)

Сектанты хотят в словах апостола (Рим.8:38-39) видеть ту мысль, будто бы их (как избранных Отцом) так Бог любит, что никто и ничто (даже их греховное состояние) не может лишить их Божеской любви, поэтому они «не могут быть вырваны из рук Христовых» и покойны за будущую свою участь. Бог, несомненно, любит человека (Ин.3:16; Рим.5:8 и др.), зовет ко спасению, дарует все потребное ему для жизни и благочестия (2Пет.1:3 и др.), но если он остается нечестивым и порочным, «запутывается и побеждается сквернами мира» (2Пет.2:20), то сам лишает себя Божеской любви и подвергается праведному суду Божиему. Званым, но не ответившим любовью на любовь Божию, оказавшимся недостойными по своему нравственному состоянию Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф.25:41). Бог – не только любовь, но и правда (Пс.84:11,7:12,10:7,144:17; Мф.16:27; Рим.2:6,11 и др.). Отпадение сектантов от Церкви Христовой, хуления ее, их гордость, самомнение, вражда и злоба к православным свидетельствуют, что они сами себя отлучили от любви Божией и, как «удаляющие себя от Него, погибнут» (Пс.72:27).
_____________________________________
1 - Вероучение русских евангельских христиан – баптистов. Член. 5. 1906 г., стр. 5.
2 - По слав. читается (Рим.8:28): «сущим по предуведению званым», в рус. перев.: «призванным по (Его) изволению»; в греч. тексте читаем: τοῖς κατὰ πρόθεσιν κλητοῖς οὖσιν; πρόθεσιν от πρόθεσις, намерение, решение, воля, умысел,               наклонность. Чье разумеется изволение (произволение, воля)? Русск. перев. разумеет изволение Бога (Его), блаженный Феофилакт – изволение человека. Но так как Бог призывает ко спасению по Своему изволению, а люди                   становятся призванными по своему решению, то изволение разумеется (апостолом) Бога и человека.
3 - Толкование на Послание к Римлянам 1906 г., стр. 82
4 - Ориген, ограждая учение апостола Павла о предопределении (Рим.8:28-31) от превратных толкований, выражается так: не потому происходит что-либо, что Бог это предвидит, но «потому Он и предвидит, что должно это               произойти в силу собственного стремления (воли) совершающего». Катанский А. Учение о благодати Божией…1902 г стр. 134-135.
5 - Творения. Часть 7. Толкование на Послание к Римлянам 1861 г., стр. 94-95.
6 - Творения. Том. 9. Бесед. 15 на Толкование на Послание к Римлянам 1903 г., стр. 686.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible