Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-20 Сия заповедаю вам, да любите друг друга. Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий господа своего: аще Мене изгнаша, и вас изженут: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут

Сия глаголах вам, да любите друг друга (ст. 17), то есть: Я говорю не в укор, что Я душу Мою полагаю, что Я предварил вас дружбою, но – для того, чтобы привести вас к дружеству. Потом, так как терпеть от большой части людей гонение и поношение – дело тяжелое и невыносимое, которое может повергнуть в уныние и душу возвышенную, то Христос приступает к этому предмету уже после того, как наперед сказал весьма многое. Предварительно Он смягчил их душу, а уже потом начинает говорить об этом и ясно показывает, что и это, равно как и все другое, как уже Он показал, совершается для их пользы.

Как прежде сказал, что не только не нужно скорбеть, а, напротив, нужно еще радоваться тому, что Он отходит к Отцу, – так как Он делает это не потому, что покидает их, а потому, что очень любит, – так и здесь показывает, что им должно радоваться, а не скорбеть. И смотри, как Он располагает к этому. Не сказал: знаю, что это прискорбно, но – потерпите для Меня, так как вы и страдаете за Меня. Такая причина была еще недостаточна для их утешения; и потому, оставив ее, Он предлагает другую. Какую же именно? Ту, что это служит доказательством самой высокой добродетели и что следует скорбеть не о том, что вас будут теперь ненавидеть, а напротив – тогда, когда бы вас стали любить. На это Он намекает словами: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы (ст. 19). Значит, если бы вы были любимы, то это было бы явным знаком вашей порочности. Но так как, сказав это, Он не успел еще утешить их, то опять продолжает речь: несть раб болий господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут (ст. 20). Здесь показывает, что поэтому-то в особенности они будут (Его) подражателями. В самом деле, пока Христос был во плоти, брань велась против Него; а когда Он переселился, тогда настала брань против них. И так как они, будучи малочисленны, тревожились тем, что должны будут сражаться против такого множества, то Он ободряет их души, говоря, что потому-то особенно им и должно радоваться, что их будут ненавидеть. Чрез это, говорит, вы сделаетесь соучастниками Мне в страданиях. Итак, вы не должны смущаться; вы не лучше Меня, потому что, как Я уже сказал, несть раб болий господа своего. Затем следует и третье утешение, именно то, что вместе с ними подвергается оскорблению и Отец.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

После того как весьма ясно показал, что и ненависть дело полезное, если время требует ее, – ибо легко переносимо и даже тревожделенно то, что бывает ради Бога и может давать силу препобеждать препятствия, – присоединяет благополезно то, о чем, как Бог, ведал, что это может заставлять их быть нерешительными и медлительными в деле проповедания учения небесного. Ведь так как назначенным к распространению учения большею частию приходится подвергаться бесчестию и опасностям, когда их слова окажутся неприятными для вразумляемых, причем случается и терпеть преследования, если бывает не принято их учение, то и повелевает им быть вполне готовыми мужественно и охотно переносить и это. Всячески и всесторонне как бы предуказывает то, что будет по причине ненависти со стороны тех, которых они должны наставлять. Это и в других словах выразил, именно: «Горе миру от соблазнов, ибо необходимо прийти соблазнам» (Мф.18:7). Повсюду, представляя Самого Себя в пример, наставляет их тому, чтобы они, стремясь к большему, не опозорились другим образом, но, как бы по необходимости идя позади славы Господа, не старались быть выше Его. Таким образом, без сомнения, указывает на то, что они будут подвергаться бесчестию, в словах: «раб не больше господина своего». Вот Меня, говорит, они, несчастные, необузданным языком своим бранили, не оставив без употребления всякого рода оскорбления, – называли беснующимся (Ин.10:20-21 ), винопийцею (Мф.11:19) и плодом блуда. Однако ж Я не требовал немедленного наказания, но, оставаясь неуязвленным их бранью, продолжал сообщать слушателям спасительное учение. Поэтому безвременно не ищите большего и не пренебрегайте мерою смирения Господа, Который ради вас низвел Себя до такого унижения, для пользы всем. Итак, заставляет их быть выше и жестокости в словах, и нечестия привыкших порицать, как, без сомнения, и блаженный пророк Иеремия, подвизаясь против того же самого, говорил: «Сила моя оскудела среди проклинающих меня» (Иер.15:10). Еще более прославившийся в этом и много подвизавшийся против нечестия оскорбителей своих божественный Павел говорит: «Оскорбляемые, благословляем, поносимые, увещеваем» (1Кор.4:12-13). Желание преодолевать это есть дело ума, нищенствующего духом, по написанному (Мф.5:3), и украшенного вполне смиренным настроением. Великодушие и незлобие в этом преимущественно проявляет свою природу и как бы от хорошего корня произрастает. Неспособность же быть терпеливым к оскорбительным словам и ко всякого рода хулам от кого-либо служит ясным признаком характера тщеславного и души, не вполне свободной от славолюбия мирского. В самом деле, что может сделать или какая обида может принесть вред любителю скромности? Напротив, для увлеченного мирскою славою разве не будет неисцелимым горем порицание от кого-либо?

Убедив их таким образом иметь в пренебрежении привременную мирскую славу, старается дать им нечто другое, полезное и необходимое. «Если Меня, - говорит, - гнали, (то) и вас будут гнать». И эти слова имеют смысл, родственный с прежними. Убеждает иметь терпение и присоединяет предуказание на слабость тех рассуждений, которых должно будет ожидать в нас. Ведь несомненно было, что ученики Спасителя, подпадая гневу врагов истины, будут подвергаться всем ужасам гонений. Но им со всею справедливостью надлежало иметь в виду, что они, распространяя проповедь о славе Христа, без всякого сомнения, получат обильную от Него милость, так что не окажется никакого препятствия к столь досточудной ревности их, но они препобедят всякий страх и опасность и не подвергнутся вообще ничему, что может доставлять печаль, напротив, – будут наслаждаться почестями от всех как проповедники у них спасительного учения. И ничего неестественного нет в том, что должны ожидать этого и стремиться к этому те, которые подвизаются над призыванием к вечной жизни и оказываются виновниками даров Божиих для слушателей. Но как каждый направляет влечение своей воли к тому, чего он желает, и обращается к желанному для него и доставляющему ему приятность, то надлежало оказаться и таким, которые враждебно настроены к истине, находятся в подчинении худым удовольствиям и признают должным сражаться с теми, кто отвращает их от этих удовольствий. Неприятны для сластолюбцев направляющиеся к этому учения. Итак, естественно было, как бы уже по необходимости, ожидать, что окажутся такие, которые, явившись в качестве врагов, будут преследовать, оскорблять и придумывать всякого рода искушения.

Таким образом, Христос повелевает им быть мужественными и против этого, не скрыв, что это случится, а, напротив, чрез повеление им оказываться смелыми проповедуя, что появятся преследователи. Ведь «если Меня, - говорит, - гнали, то и вас будут гнать». Это подобно тому, как если бы говорил: «Я, Творец всего, все в Своей власти имеющий как на небе, так и на земле, не наложил узды на их души и не остановил насильственно волю каждого из слушателей, напротив – произволению каждого предоставил избрать угодное ему и сделать то, что они пожелают. Так, гонимый, Я терпел, хотя и имел власть воспрепятствовать. Когда поэтому и вы подвергнетесь гонению, терпя немедленно нападения от ненавистников ваших и не очень досадуя на неблагодарность обязанных вам, но, идя вслед Моего Домостроения, руководствуйтесь теми же самыми желаниями, чтобы получить вам и одинаковую славу, ибо состраждущие и соцарствовать будут (2Тим.2:12)».

А присоединив и третье, именно: «если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше», не дозволяет впадать в уныние, если иногда и не будет принято учение их. И весьма прекрасно делает это. Ведь назначенный к этому (распространению учения) думает, что труд его остается бесполезным, если некоторые не захотят следовать словам его. Но это не так. Никто да не думает этого. Почему? Потому что наставник, раз высказав и предложив сведение о полезном, сделал то, что было возможно для него, – остальное должно зависеть от настроения слушателей, ибо для них легче обратиться к тому, чего каждый желает, – или к послушанию, или к противоположному. Поэтому наставникам добра и сообщающим с верою силу совершать не доступное нам не следует лениться всевать Божественною силою слово, могущее быть полезным даже и для отчаявшихся. Это и действительно бывшим или прекрасно изображенным мы и найдем в (притче о) раздаянии талантов. Один оказывается получившим десять, другой пять, третий два и, кроме этих, еще четвертый – один, который, отказавшись от прибыли, зарыл талант в землю. Поэтому и услышал: «Лукавый раб и ленивый! Надлежало тебе отдать деньги мои торговцам, и я пришед получил бы мое с прибылью» (Мф.25:26-27). Ведь как посвящающие свой труд земледелию и имеющие такое занятие, вспахивая землю плугами и потом зарывая семя в пашню, остальное уже не приписывают своей опытности, но предоставляют Божественной силе и благодати, разумею окоренение посеянного и возращение в плод совершенный, так, полагаю, и наставнику добра должно только сообщить учение, а остальное уже предоставить Богу.

Итак, Спаситель сообщает Своим ученикам средство, освобождающее от малодушия и беспечности, и увещание при этом. Никогда, говорит, не решайтесь лениться продолжать учение, хотя бы некоторые из раз получивших наставление и не придавали никакого значения преподанному им учению, но, находя и Мои слова иногда не принятыми у многих, не стремитесь превзойти Мою славу и, оставаясь и в этом позади Меня, отдаляйте от себя малодушие.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
 

   Что сказал выше, а именно, что Меня возненавидели прежде, нежели вас (Ин.15:18), то теперь излагает пространнее, подавая им большее утешение. «Вспомните, – говорит, – Мое слово о том, что раб не больше господина своего. А вы не больше Меня. Смотри же, как поступали со Мною. Если гнали Меня – Владыку, то тем более будут гнать вас – рабов. Если не гнали Меня, а соблюдали слово Мое, то и ваше будут соблюдать».

Толкование на Евангелие от Иоанна

Евфимий Зигабен (†1118)

Поминайте слово, еже Аз рех вам

А что это за слово, слушай далее:

Несть раб болий господа своего

Эти слова Иисус Христос несколько прежде сказал ученикам, и не один раз, а несколько. Итак, Он говорит: вы не лучше Меня.

Аще Мене изгнаша, и вас изженут

Это следует из того, что вы Мои ученики. Поэтому, с радостью переносите равное с Учителем и следуйте по стопам Моим.

Аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут

И не падайте духом, если вас будут преследовать и отвергать учение ваше. Что делали по отношению ко Мне, то же будут делать и в отношении к вам, и довлеет ученику, да будет яко учитель его, и раб яко господь его (Мф. 10, 25).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.20-21. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.  Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. 


– Помните слово и пр.; слово, сказанное в этот же вечер, после умовения ног учеников (Ин.13:16), которое, впрочем, и ранее ещё Господь говорил им (ср. Мф.10:24). Применение этого слова здесь, впрочем, иное, чем по умовении ног, более сходное с тем, какое Он сделал при послании апостолов на проповедь, именно: раб не может рассчитывать и надеяться на жребий лучший, чем каков жребий господина его (образ речи заимствован от отношений между господином и рабом в древних восточных государствах); если господину хорошо, то и рабу хорошо, если господину не хорошо, то рабу не будет лучше, чем ему. Этот образ Господь тотчас же и поясняет применением к настоящей речи.
 Если Меня гнали, т. е. враждебно отнеслись к Моему учению и преследовали Меня за него, то же будет и с вами; 
– если Моё слово соблюдали, т. е. веровали Моему учению, принимали его и прилагали к жизни (ср. Ин.14:15,23-24), то же будет и с учением, которое вы будете проповедовать, потому что это учение – Моё учение, и вы сами в этом отношении заступите место Моё. Судьба ваша и вашего учения будет одинакова с Моей.
– Но всё то: разумеются не благоприятные, а ненавистные отношения мира к апостолам и их учению, как видно из всего дальнейшего хода речи.
– За имя Моё: имя того, кто сделал – вместо обозначения самого дела; название имени есть исповедание того дела, которое сделано лицом, носящим то имя. Из истории мы видим, что за одно призывание имени Христова мир влёк исповедников Его на казни и смерть.
– Потому что не знают пославшего Меня: если бы они имели истинное познание о Боге, то приняли бы и Христа, потому что знали бы, что Он послан от Бога, а потому за имя Его не преследовали бы учеников Его. Это неведение, впрочем, не извиняет преследователей, потому что оно добровольное, а не невольное, и потому заключает в себе вражду и ненависть, чего нет в неведении невольном. Это Господь раскрывает в дальнейшей речи. Таким образом, эта вражда есть вражда не только против Христа, но и Бога Отца. «Посему, если не что иное, то это самое, что одни и те же суть враги вам и Мне и Отцу Моему, до́лжно служить к вашему утешению» (Феофил., ср. Злат.).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 20-22. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. 

Ст. 20-22. Поминайте слово, еже аз рех вам: несть раб болий господа своего. Аще мене изгнаша, и вас изженут: аще слово мое соблюдоша и ваше соблюдут. Но сия вся творят вам за имя мое, яко не ведят пославшаго мя. Аще не бых пришел и глаголал им, греха не Быша имели: ныне же вины (извинения) не имут о гресе своем.


«Несть раб болий господина своего, ни посланник болий пославшаго его», глаголал Господь еще в начале беседы (Иоан.13:16), после омовения ног учеников Своих, указывая на пример смирения и служения, Им поданный. Но стараясь уподобиться возлюбленному Учителю и Господу, они должны были помнить, что гонения и страдания, подъятые Им, будут и их уделом. Господь не глаголет однако, что они будут везде изгнаны: Он прибавляет: «аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут», указывая опять на разделение, вносимое в мир проповедью Истины, и на отделение верующих, «соблюдающих слово Господне», от неверующих и изгоняющих и преследующих проповедников правды.

«Но сия вся творят вам за имя Мое», глаголет Господь, относя сия вся к ненависти, которую проявят чада мира, и сие относится к Иудеям (как и последующий стих) также, как и к язычникам, но с несколько разным значением: Господь прибавляет: «яко не ведят пославшаго Мя». Неведение для Иудеев собственно не есть отсутствие ведения, а отсутствие желания ведать и уверовать; среди Иудеев было злобное сопротивление Богу, как ясно видно из Деян.5:33, когда члены синедриона «разрывались от гнева», слыша обличение Апостола Петра. Полное неведение было только у язычников, которые, не слушаясь голоса совести, – этого гласа Божия, начертанного в сердцах всех людей (Римл.2:14-15), падали все ниже и ниже (Римл.1:20-24), доколе не сделались хуже диких зверей в нравственном своем растлении. Они-то суть те, которые воздвигали самые жестокие гонения на Христа и Его церковь. И если Иудеи не хотели признать Христа Господом, потому что поистине не хотели ведать Пославшего Его, то и гонители из язычников, развратные владыки мира, также не ведали Творца вселенной, забыв законы, «начертанные в сердцах их». (Рим.2:15)

Но те из язычников и Иудеев, кои знали и помнили Бога и познавали Его или из закона, или из творений Его (Римл.1:20. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы»), скоро примкнули к единственному убежищу правды в мире – к церкви Христовой.

Слова Господа: «аще не бых пришел и глаголал им, греха не Быша имели: ныне же вины не имут о гресе своем», относятся прежде всего к Иудеям, но затем и ко всем, которые слышали благовестие Апостолов.

Иудеи из уст Самого Господа удостоились слышать слово Божие и как народ отвергли Его и Его слово: посему не только отдельные отвергнувшиеся личности, но весь народ Иудейский несет кару, ибо он не имеет извинения в грехе своем. Господь пришел к своим и «свои Его не прияша» (Иоан.1:11), и учители закона ответили злобой и злодейством на слова любви и милосердия и успокоения и правды и пренебрегли теми указаниями, закона и пророков, кои предсказывали о пришествии Мессии и которые исполнились во Иисусе Христе Господе нашем.

Но затем, язычники, – хотя не были приуготовлены законом к восприятию Мессии, – и они были ответственны перед Богом за не сохранение в себе образа и подобия Божия, положеннаго на всякого человека и выражающегося в стремлении к добру и правде. Но им было по слову Господа еще извинение, доколе они не услышали о пришествии Господнем и благодатных глаголах Его. Сие благовестие объясняло сохранившим в себе образ и подобие Божии то, чего требует Бог от человека, а услышав сие, уверовав и полюбив и призвав имя Господне (Иоил.2:32; Римл.10:13-16, они стали чадами Божиими и грехи их прощены им 1Иоан.2:2,12; Римл.3:30,4:7,5:1; Кол.2:13 и мн. др.).
Но проповедь Христова наполнила мир, как сказано: «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Римл.10:18; Псал.18:5). Языческий мир ко времени пришествия Господа уже давно утратил веру не только в свои мифологические басни, но и во все аллегорические и символические объяснения их, даваемые разными философскими школами. Тогда мысль человеческая поражена была новым учением любви, и те, которые стали злобно противодействовать сему учению, – отвечавшему однако высшим стремлениям человека, – сделались виновными пред Господом, и словами Его: «Аще не бых пришел и глаголал им, греха не Быша имели: ныне же извинения не имут о гресе своем».

Но вот учение Господне овладело миром, вот оно создало строй жизни христианской; вот проповедь любви поставлена принципиально превыше всех стремлений человеческих и человек стал человеком новым, ничем по основам общественным не напоминающим развратного и кровожадного, при всем уме своем, члена римского общества. С каким же извинением явится человек нашего времени перед Богом, наученный, что Господь пришел на землю, изучавший глаголы Его, знающий, что сотворило учение Господа, и за сим отвергающийся Его?

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-21 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня

Переходя теперь к речи о той ненависти, с которою будут в мире встречены апостолы-избранники Христа, идущие исполнять Его повеления, Господь утешает их, прежде всего, тем, что в этом случае апостолы будут испытывать со стороны мира ненависть, с какою еще раньше мир относился ко Христу. Во-вторых (ст. 19), эта ненависть совершенно естественна, а все естественное, обыкновенное не должно пугать человека. Напротив, этой ненависти апостолы должны еще быть благодарны, потому что существование ее ясно свидетельствует о том, что они стоят на правильном пути, что они не заражены грехами мира: ненависть к Церкви представляет собою, так сказать, ручательство в том, что Церковь стоит на высоте своей задачи, которую Ей поставил Её Основатель. (Мир у Иоанна везде мыслится как стоящий под властью греха ср. Ин.14:30).

Мысль эту Господь повторяет (ст. 20 и 21), употребляя при этом те же выражения, в каких Он говорил о судьбе учеников, когда отправлял их в первый раз на проповедь Евангелия (см. Мф.10:22–25:28).

«Не знают Пославшего Меня». Здесь указана причина ненависти мира к проповедникам Евангелия, требующим от людей веры во Христа (за имя Мое). Эта причина указывалась и раньше (Ин.8:19).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 18-21. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

О гонениях.


Одно положение человека страждущего и гонимого не может свидетельствовать об истинности его веры и вероучения, так как за вероучение религиозное гонимы были не одни святые апостолы, но за свое ложное вероучение страдали и разные люди негодные, как, например: Деян.5:36-37, и от этого страдания вера их, как ложная, не сделалась истинной, да и в Писании сказано: 2Тим.2:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible