Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 15:25
Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
Ясно показывает, что и это не было неизвестно все предвозвестившему закону. Впрочем, закон предсказал это, полагаем, не для того, чтобы неправедно возгорелась ненависть иудеев на Сына и Отца, но так как она имела быть со стороны их, то и наперед провозгласил Божественный и священный закон, показывая, что Дух ведает все будущее. Так, в книге псалмов написано от лица Христа, обвиняющего безумие иудеев и говорящего, что «ненавистью неправою возненавидели Меня» (Пс.24:19). В самом деле, разве не неправою ненавистью раздражены были (против Христа) те, которые должны были быть столь далеки от ненависти, что, напротив, если справедливо судить о природе бывшего в отношении к ним (со стороны Христа), они со всем рвением и любовью должны были восхотеть следовать за Ним. В самом деле, пусть скажет нам какой-либо защитник иудейского неверия, какую причину вражды мог бы иметь кто? Что из сделанного Христом достойно ненависти или вражды? То ли, что Он изъял нас от смерти и тления? Что освободил от диавольского жестоковластия, и разрушил владычество греха, и рабов возвел к сыновству с Богом? Что по человеколюбию и милосердию явил праведными умерщвленных грехами? Что сделал общниками Святаго Духа и Божественной Природы, доставил нам самое жилище святых Ангелов и соделал небо доступным для людей? И неужели же справедливо быть ненавидимым Тому, Кто стал нам подателем и уготователем таких благ, а не, напротив, быть благословляемым несмолкаемыми славословиями и получать за это от нас непрестанные благодарения? Но ничто, полагаю, не преклонит жестокого иудея к желанию мыслить, что должно мыслить. Ведь он «возненавидел напрасно» Того, Кого, напротив, надлежало от всей души любить и венчать почестями благопослушания. Впрочем, и здесь Господь показал Себя не неведавшим злоумие иудеев, но предрекшим и предведавшим, что оно будет, и, однако ж, проявившим кротость и долготерпение. Ведь и при таком беззаконном расположении их Он предложил им слово, призывавшее ко спасению, подкрепив и чудесами исповедание веры в Него, если бы кто оказался добрым и благодарным. Также и этим дает ученикам полезное наученье тому, чтобы они долготерпеливо предлагали спасительное учение даже старающимся наносить обиды им и в этом самом являться идущими вослед добродетели, в Нем Самом и первом воссиявшей. Ведь если есть что доброе, то в первом Христе, и (уже) на нас от Него исходит все хорошее.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Потом ссылается на свидетельство пророка: «Возненавидели Меня напрасно» (Пс.68:5). Ненависть их родилась от одной только злобы, а не от иной причины. Законом, как мы часто говорили, называет не только Закон Моисеев, но и Книги пророков, как и здесь назвал Законом Книгу Давида. Давид Духом Святым вперед возвещал, что будет делать злоба их; а они, без сомнения, по злобе исполнили предсказанное пророком, и тем подтвердили истину пророчества.
Евфимий Зигабен (†1118)
Но да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша Мя туне
И здесь выражение с союзом ινα (да) означает не причину, а только указывает на то, что должно случиться, именно – что должно исполниться это изречение закона. Законом здесь называется книга псалмов, в которой написано: и словесы ненавистными обыдоша мя и брашася со мною туне (Пс. 108, 3). Значит, иудеи ненавидели Иисуса Христа напрасно, без всякого основания, по своему только лукавству. Но апостолы могли сказать Иисусу Христу: если иудеи Тебя преследовали и не исполнили Твоих слов; если им не принесло никакой пользы то, что они слышали такое учение и видели такие чудеса; если они возненавидели Тебя и Отца Твоего; если они подобным же образом будут поступать и с нами, то зачем же Ты посылаешь нас к таким людям? Поэтому Иисус Христос утешает их, говоря, что им будет содействовать Дух Святой.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
– Если бы Я не пришёл и пр.: неизвинимый, непростительный грех, о котором говорит здесь Господь, есть грех ненависти неверующих ко Христу и Отцу Его Небесному (Ин.23:24). Это – тот же грех против Духа Святого, о котором ещё прежде говорил Господь, что он не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32; см. примеч.) – сознательное и упорное противление Христу и ненависть к Нему, несмотря на очевидные доказательства Его мессианского достоинства. Учение Господа и Его необычайные дела (чудеса) должны были открыть глаза неверующим в Него как в Мессию, тогда и грехи простились бы им; но так как они ослепили очи свои и в своём ослеплении с ненавистью и хулою отнеслись ко Христу, то впали в такой грех, который ничем нельзя извинить и который вследствие того не простится им, если не покаются.
– Если бы Я не пришёл, с неба от Отца Моего на землю как Мессия – Искупитель человечества, и не говорил им, не изложил всего учения о Своём лице и Своём деле как Мессии, не предложил всего Учения об искуплении человечества Мною, то не имели бы греха неверия в Меня и Отца Моего и вражды против Нас; их грех был бы только грех неведения путей Божиих, который не ведёт к ожесточению и ненависти против Христа и Бога и который при покаянии может быть прощён. А теперь, когда Господь изложил учение о Себе и деле Своём, они не имеют извинения в этом своём грехе неверия и ненависти против Христа и Бога.
– Ненавидящий Меня как Мессию ненавидит и Отца Моего, Который послал Меня в мир и с Которым Мы – одно по существу (Ин.8:30). «Так как они в своё оправдание везде ссылались на то, что гонят Его ради Отца: то этими словами Он отнял у них такое оправдание. Они не имеют никакого извинения» (Злат., ср. Феофил.). Если они не верили учению Господа о Себе и Своём деле (ср. Ин.15:8 и далее), то должны были, по крайней мере, из Его необычайных дел – чудес увидеть, что Он истинно Мессия (ср. Ин.10:25,37-38 и прим. и парал.); но они и им не верили и с ненавистью отнеслись к чудотворцу (ср. Ин.15:12 и далее).
– Если бы Я не творил между ними, т. е. между неверующими иудеями, первыми представителями враждебного Господу мира, дел необычайных, таких чудес, каких никто другой не делал, так как они были столь необычайны и велики, что являли в себе именно дела Божии (ср. Ин.5:36; 9 и далее; Ин.10:37;14 и др.), то не имели бы греха (см. прим. к ст. Ин.15:22).
– А теперь, когда эти дела совершены пред их глазами, – они их видели сами, но, вместо того, чтобы уверовать в Меня как Мессию, возненавидели и Меня и Отца Моего, потому что эти дела суть и Мои и вместе Отца Моего (10 и парал.). Но эта ненависть их ко Мне не имеет основания ни в учении Моём, ни в делах Моих, и потому они возненавидели Меня напрасно, как и предсказано было о том в их священных книгах.
– Да сбудется слово: см. прим. к Ин.12:40.
– В законе их: см. прим. к Ин.10:34. Изречение заимствовано из псалма 68 (ст.Ин.15:5), в котором изображается невинно страждущий праведник, как прообраз страждущего невинно Мессии (ср. Пс.34:19). Господь прилагает их к Себе в том же смысле, как и Ин.13:18.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 24-25. Аще дел не бых сотворил в них, их же ин никто же сотвори, греха не Быша имели: ныне же и видеша и возненавидеша мене и Отца моего. Но да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша мя туне.
В стихе 22 Господь говорил о «глаголах Им сказанных», которые слышали Иудеи, не имеющие потому оправдания перед Богом; (Иоан.15:22) здесь, в стихе 24-м Он указывает на дела, сотворенные Им, и которые свидетельствовали о том, что «Он от Бога изшел» (Иоан.7:17,8:42,13:3 мн. др). Оба сии свидетельства вкупе (как мы старались изложить в изучении 22-го стиха) оставляют неверующего – не только Иудея, но и всякого слышавшего глаголы Божии и видевшего чудные дела Его и Его промысла, – без оправдания: «всяк книжник научився царствию небесному подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая» (Мф.13:52). Здесь дело воли человеческой, что он изнесет, ветхого человека, тлеющего в похотях (Ефес.4:22), или нового человека (Ефес.4:24, Кол.3:10), угодного Богу верою и любовью, «творящего» ради любви «елика заповеда» Господь (выше Иоан.15:14). Но отрицаться неведением никто из нас не может; ибо «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Пс.18:5, см. Римл.10:18 и след.). «Возненавидеша Мя туне», глаголет в 25 ст. Господь, приводя слова псалма 68-го ст. 5. (Пс.68:5) При сем мы можем вспомнить и другие подобные слова, произнесенные боговдохновенным царем, коему Господь даровал мудрость пророка и уста сладкопевца. В псалме 34, рисующим под образом Давида страдальческий и гонимый образ Мессии, пророк восклицает: (Пс.34:19) «враждующие против Меня неправедно» и (выше Пс.34:7) «без вины скрыли для Меня яму – сеть свою; без вины выкопали ее для души Моей».
Весьма знаменательны слова Господа: «да сбудется слово писанное в законе их» (έν τώ νομω αύτών). Господь сим словом навсегда отделяет новозаветную церковь от ветхозаветной: ибо Дух Божий отступил от последней и буквы закона сделались мертвыми без животворящего Его влияния. Вечны и животворны те же слова, но которые в живой церкви Христовой воспринимаются благодатью, действующею в душах верующих и освящаемых потому Духом Святым. Их закон, говорит Господь о законе, понимаемом в иудейском смысле, это уже не закон Божий, это нива, засеянная добрым семенем, но засохшая и заглохшая, не напояемая росою благодати и посему бесплодная. Но когда Иудей делался верующим, то живительная сила Божия опять в душе его возращала семена закона в добрые колоски, а не в плевелы, в которые неверие превращало доброе семя, слово Божие.
До воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неправильное и неясное понимание слов Завета отчасти конечно зависело от того, что не пришло еще время разъяснения сих слов, – но, во-первых, мы видели, как низко пал народ иудейский нравственно в лице своей интеллигенции, сделавшейся неспособною понимать слова Божии в законе написанные, – во-вторых, им были говорены слова жизни и правды и любви и они злой волей отринули их, и потому открылась непроходимая бездна между законом их и законом Божиим, хотя слова закона оставались теже, но значение их для Иудея и христианина было совершенно различно. Не могли вместить Иудеи духа любви, коим проникнуты все словеса Божии, – и до страдания и Воскресения Господа и после Его славного Воскресения. Посему и оставился им дом их пуст, доколе некоторые из них не воскликнули с верою: «Благословен грядый во имя Господне» (Матф.23:38-39).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 22-25 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно
Так как мир мог в свое оправдание выставить неведение, о котором говорит здесь Христос, то Христос разъясняет, что такое самооправдание совершенно неосновательно. Самое это неведение является несомненным грехом после того, как Христос учил иудеев и совершал перед их глазами Свои великие дела или чудеса. Нет, если они не воспользовались этими средствами к приобретению истинного познания о Боге, Пославшем Христа, то ясно, что они питают в своем сердце ненависть не только ко Христу, но и к Богу.
«Но да сбудется слово…» Ученикам такое неверие мира могло казаться чем-то неожиданным для Самого их Учителя. Поэтому Господь указывает в этом неверии, в этой ненависти к Нему со стороны мира на исполнение ветхозаветного пророчества. Ближе всего Господь, по-видимому, говорит здесь о словах Давида, содержащихся в Пс.68:5. Здесь Давид изображает обрушившиеся на него гонения со стороны врагов, но Господь усматривает в Давиде Свой прообраз и в отношении к Давиду его врагов – предуказание на те отношения, в которые станет мир к истинному Царю Израилеву, потомку Давида по плоти (68-й псалом поэтому принято называть мессиански-прообразовательным). Такие же мысли находятся в Пс.34:19, 118:161.
Псалмы названы здесь «законом» в общем смысле, так как вообще всё Священное Писание считалось у евреев руководственным началом в жизни. Называя закон «их», т. е. еврейским законом, Господь этим не хочет отвергнуть обязательность закона и для Своих последователей, а указывает только на то, что иудеи слишком часто ссылаются на закон как на свое священное достояние. Вот эта-то их опора и говорит теперь против них, обличая их в несправедливом отношении ко Христу.