Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 26-27 Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне: и вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте

Чтобы, помышляя об этом, они не смущались, смотри, какое Он предлагает утешение. Егда приидет Утешитель, Егоже Аз послю, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне. И вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте (15, 26–27). Он будет достоин веры, потому что Он – Дух истины. Потому-то и назвал Его не Духом Святым, а Духом истины. А слова: иже от Отца исходит показывают, что Он знает все в точности. Так Христос и о Самом Себе говорит: вем, откуду приидох и камо иду, рассуждая и здесь об истине. Егоже Аз послю. Вот видишь, не один только Отец посылает, но и Сын. И вы тоже будете достойны веры, так как вы были со Мною, а не от других слышали. И Апостолы, действительно, утверждались на этом, говоря: иже с Ним ядохом и пихом (Деян. 10, 41). А что это сказано не из лести, о том свидетельствует Дух.

Что значит – «исходит»? Не сказал: «рождается». Чего не написано, о том не должно и рассуждать. Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца.

Ты разведываешь от меня вообще о различии, каким образом Тот рождается, а Этот исходит? Что же? Узнав, что Сын рожден, ты узнал и об образе Его происхождения. И, когда ты слышишь, что проповедуется Сын, ты с тем вместе постигаешь и образ Его рождения. Имена – то, что почитается верой и блюдется благочестивой мыслью. Какой же смысл слова «исходит»? Чтобы избежать имени «рождение» и чтобы не назвать Духа Сыном, Писание говорит о Святом Духе: «Который от Отца исходит». Оно называет Его исходящим, подобно тому как вода бьет ключом из земли. Как сказано о рае: «река же исходит из Едема» (Быт. 2:10), так исходит и истекает Дух. Отец называется источником «воды живой», как об этом говорит пророк Иеремия: «Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили» (Иерем. 2:12-13). Божественное слово, определяя Отца как источник «воды живой», говорит об исходящей из источника жизни живой воде: «который от Отца исходит». Что исходит? Дух Святой. Каким образом? Как вода из источника. Но почему Святой Дух называется водой? Спаситель говорит: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан. 7:38). Предлагая объяснение касательно этой воды, евангелист присоединяет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Иоан. 7:39). Итак, если евангелист Иоанн, давая объяснение относительно Духа Святого назвал Его живою водой, а Отец говорит: «Меня, источник воды живой, оставили», то, следовательно, Отец – источник Духа; поэтому Дух от Отца и исходит. Следовательно, повторяю – Дух Святой называется Духом Божиим и Духом, Который от Бога, Духом Отца и Духом, Который от Отца.

Беседа о Святом Духе

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст.26-27   Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Сказав, что Он и Отец находятся в ненависти у неразумных иудеев, и притом даром и без всякого основания, благополезно сопривносит Духа, вместе с тем представляя в своем рассуждении восполнение Святой Троице и Его (Святой Дух) также показывая сообесчещенным (вместе с Отцом и Сыном), чтобы зрители чудес, неистовствовавшие так сильно против Сына, были изобличены и как оскорбители столь сверхъестественного всемогущества Верховной Сущности не только тем, что полагали должным не принимать Христа, хотя и творившего удивительные чудеса для удостоверения их, но и тем, что уже делали, нечествовали против Него так, что об этом страшно даже только и подумать.

Вот для тебя, безрассудный иудей, – так может сказать кто-либо, – Христос и был творцом чудес, которые превышают славу и Моисея и блеск всякого святого, ибо слова Господа: «Если бы дел не сотворил Я у них, которых никто другой не сотворил» (Ин.15:24) дают нам такую мысль. Однако ж служителя и исполнителя гораздо меньших дел, разумею Моисея, ты венчаешь столь блестящими почестями, а несравненно превосходнейшего Совершителя и гораздо высших дел не стыдишься столь неразумно отвергать, хотя Он приводит к некогда возвещенному концу Моисеевы откровения и тень наконец заключает в истину.

Итак, Господь наш Иисус Христос счел необходимым вместе с Собою и Отцом внести упоминание и о Духе. При этом Он доказывает также истинность прежде Им сказанного, то есть что если кто решился питать ненависть к Сыну, то он, без сомнения, будет ненавидеть и Отца, от Кого Он рожден. Почему это и как, смотри опять.

Вот сейчас назвав «Утешителя Духом Истины», то есть Себя Самого, говорит, что Он «исходит от Отца». Это потому, что Он есть как собственный Дух Сына, природно в Нем существующий и чрез Него исходящий, так и (Дух) Отца. А кому Дух общ, у тех не разделены, конечно, и свойства сущности. Пусть же некоторые из привыкших нечествовать своими невежественными рассуждениями не увлекают нас к тому, что не подобает мыслить, именно что Сын, исполняя некую служебную должность, сообщает твари Духа, который от Отца. Ведь и это некоторые неразумцы не побоялись высказать. Напротив, следует веровать, что как скоро Он есть Его собственный, как, без сомнения, и Бога и Отца, то посылает Его святым Своим ученикам для освящения. Если же желают думать и говорить что-то острое, представляя Сына опять и здесь слугою нам и исполнителем, то разве не следует сказать: «безумные и слепые» (Мф.23:17), не сознаете вы, куда опять идете, и восстаете против славы Единородного, вследствие присущего вам невежества составляя жалкие рассуждения? Ведь если Сын подает Духа от Отца, всецело считаемый в качестве некоего слуги, то разве не необходимо признавать, что Он (Дух) совершенно чужд сущности Его, а может быть, и выше и гораздо лучше Его, если это так, как утверждаете вы по своему невежеству? В самом деле, если Сын, по-вашему, не исходит от Отца, то есть из сущности Его, то разве не должно будет представлять Духа более высшим сравнительно с Сыном? Но в таком случае что скажем, когда услышим слова Сына о Нем, что «Он Меня прославит, потому что от Моего примет и возвестит вам» (Ин.16:14)?

К сказанному должно как бы по необходимости уже присоединиться и еще вот что. Если вы считаете Сына исполняющим служебную деятельность в сообщении нам чуждого, то есть от Бога и Отца, Святого по природе Духа, то Сын не по природе свят, а по причастию, как и мы, ибо согласно невежеству нечестивцев утверждается, что Он чужд сущности Отца, из которой и исходит Дух, чрез Него подаваемый. В таком случае надо допускать, что если Дух не есть собственный Дух Сына, но и Сам Он имеет приобретенную святость, как и тварь, то может когда-либо и отпасть от этой присущей Ему святости. Ведь то, что приобретено в качестве приложения, разве не допускает возможности и отсутствовать? Но кто не убежит от таких догматов? Более же правильною считаю такую речь.

Итак, любезна нам истина и догматы истины. И мы не последуем за теми (лжеучителями), но, идя по следам веры святых отцов, утверждаем, что собственный Сына есть Утешитель, то есть Дух Святой, и не привходит отвне или приобретен в Нем, как и в тех, кто восприемлет святость, у которых и бытие – из не сущего, но единосущный Его, как, без сомнения, и Отца. Таким образом, смысл церковных догматов не должен уходить у нас к многобожному баснословию, но Святая Троица сосредоточивается в одно представление Божества. В одно и то же время поэтому показывая и единство сущности, разумею Своей и Бога и Отца, и называя Утешителя Духом Истины и говоря, что Он от Отца исходит, тем самым ясно и непререкаемо изобличает христоборца всецелым и богоборцем. Ведь кто восхотел всячески неистовствовать против Сына, тот справедливо должен мыслиться прегрешившим и против Самого Того, из Кого Он есть.

Итак, «когда придет Утешитель, – говорит, – Дух Истины», то есть Мой, «что от Отца исходит, Он засвидетельствует о Мне». Как же засвидетельствует? Именно совершая в нас и чрез нас чудеса, свидетелем будет праведным и истинным Моей Божеской власти и всемогущества. Ведь – Мой Дух тот, что действует в вас. Но как Мой, так и Бога и Отца. Поэтому необходимо думать, что вместе с тем оскорбляются и совершавшие чрез единого благого Духа чудеса для удостоверения веры, как бы в лице Христа, в Котором вселилась, по Павлу, не часть какая-либо неизреченного Божества, но «вся полнота телесно» (Кол.2:9).

Но со свидетельством Духа, говорит, будете сосвидетельствовать и вы сами. Ведь вы стали самовидцами и зрителями (Лк.1:2) того, что совершено у ваших единоплеменников, всегда сопребывая со Мною как ученики.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
 

Господь сказал ученикам: «Вас будут гнать, слова вашего не будут соблюдать» (Ин.15:20). Они могли сказать: «Господи, зачем же, наконец, Ты посылаешь нас? Как нам будут верить? Кто будет внимать нам? Кто послушает нас?» Дабы не сказали этого, Господь прибавляет: «Когда приидет Утешитель, Он будет свидетельствовать о Мне». Он – свидетель достоверный. Посему обличаемые от Духа в том, что они грешат безответно, будут принимать вашу проповедь.
Слова «Которого Я пошлю», показывают равенство Его с Отцом. Ибо в ином месте сказал, что Отец пошлет Духа (Ин.14:26), а здесь говорит, что Он Сам пошлет Его. Сим показывает не что иное, как равенство. А чтобы не подумали, будто Он восстает против Отца, когда посылает Духа иною властью, прибавил «от Отца». Пошлю Его Сам, но «от Отца», то есть по благоволению Отца, и пошлю вместе с Ним. Ибо Я не извожу Духа из Собственных недр, но от Отца Он подается через Меня.
Когда слышишь, что «исходит», под исхождением не разумей посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа. Если мы будем понимать исхождение не так, но как совне бывающее посольство, то не видно будет, о каком Он Духе говорит. Ибо бесчисленны духи, «посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:14). Но здесь исхождение есть какое-то особенное и отличное свойство, принадлежащее собственно одному Духу. Итак, под исхождением мы должны разуметь не посольство, а естественное бытие от Отца.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Евфимий Зигабен (†1118)

Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне

о Моем Божестве. Если Отец различными способами свидетельствовал о Мне, то, конечно, и Дух Святой различными способами будет свидетельствовать о Мне. Свидетельствовать же Он будет тем, что просветит души ваши для более совершенного знания и будет творить чудеса во имя Мое. Обрати внимание, что посылает Духа Святого и Сын, как равночестный Богу Отцу, но посылает от Отца, потому что Дух Святой от Отца исходит; а от Отца исходит Он, потому что происходит из существа Его. Поэтому и Дух Святой, подобно Сыну, знает все, что знает Отец. Если же кто-либо спросит, почему же и Дух Святой не называется Сыном, если Он происходит от одного и того же Отца, то мы скажем: потому что Он не рождается так, как Сын, но исходит из Него другим образом; а рожденному прилично имя Сын, исходящему же – Дух. А если он все-таки будет продолжать спрашивать: что это за исхождение, то мы в ответ ему скажем то, что говорил Григорий Богослов, несколько изменив его слова: скажи нам, что такое рождение Сына и мы объясним тебе, что значит исхождение Духа Святого, – и, как сумасшедшие, вместе попытаемся вторгнуться в тайны Божий. Почему же Сын и Дух Святой не называются братьями, если Они имеют одного и того же Отца? Потому что Они не одинаковым образом происходят из Него: Сын рождается, а Дух Святой исходит.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 26-27. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Когда же приидет
 и пр.: ободряя учеников в этой борьбе с неверующим и ненавидящим их миром, Господь указывает им на всесильного свидетеля, который в обличение этой ненависти и вражды будет свидетельствовать о Нём, как о Мессии.
– Утешитель: см. Ин.14:16.
– Когда приидет: разумеется день Пятидесятницы, когда сошёл на апостолов Дух Святой (Деян.2 и далее).
– Которого Я пошлю вам от Отца, или – что то же – Которого Отец пошлёт во имя Моё (Ин.15:14 и прим.). Разумеется временное послание в мир Духа Святого, вследствие искупительных заслуг Богочеловека (Ин.15:7 и прим.). Так как обильное излияние даров Духа Святого на человечество и могло только последовать после того, как Христос искупил человечество, то в сем смысле и говорит Господь, что Он пошлёт Духа Святого, «показывая собственное достоинство» (Григ. Б. 3, 127).
– Дух Истины: см. Ин.14:17.
– Который от Отца исходит: говорится о вечном исхождении Святого Духа от Отца, а не временном, потому что иначе в речи Христовой было бы необъяснимое тождесловие. «Когда слышишь, что исходит, под исхождением не разумей посольство, как посылаются служебные духи; но исхождение есть естественное бытие Духа» (Феофил.). «Поскольку Он от Отца исходит: то – не тварь. Поскольку не есть рождённое: то – не Сын. Поскольку есть среднее между Нерождённым и Рождённым: то Бог» (Григ. Б. 3, 109).
– Он будет свидетельствовать обо Мне: т. е. как об истинном Мессии, вопреки неверию и ненависти к Нему мира. Подробнее об этом свидетельстве Духа Святого о Христе говорится далее (Ин.16:7-15; см. примеч.). «Свидетельство Его будет достоверно, ибо Он – Дух истины. Как Дух истины, Он будет свидетельствовать об истине. Как исходящий от Отца, Он знает всё в точности; ибо Он – от Того, от Кого всякое познание. Слова: Которого Я пошлю показывают равенство Его с Отцом. А чтобы не подумали, будто Он восстаёт против Отца, когда посылает Духа иною властью, прибавил: от Отца. Пошлю Его Сам, но от Отца, т. е. по благоволению Отца и пошлю вместе с Ним. Ибо Я не извожу Духа из собственных недр, но от Отца Он подаётся чрез Меня» (Феофил., ср. Злат.). Дух Святой будет свидетельствовать о Христе, без сомнения, чрез апостолов, ибо Он будет говорить и действовать чрез них (Мф.10:20; Мк.13 и прим.); но так как они не были бессознательными орудиями действующего чрез них Духа, но, под влиянием Его состоя, были вместе и самостоятельными, лично свободными деятелями, то Христос говорит и о свидетельстве их собственном о Себе, потому что они сами были очевидцами Его дел и слушателями Его учения с самого начала Его общественной деятельности, и, таким образом, как бы независимо от Духа могли представлять и своё личное человеческое свидетельство о Нём как Мессии – Сыне Божием. – В этом смысле говорил после св. Ап. Пётр о свидетельстве Духа Святого о Христе и апостолов: свидетели Ему в сем мы и Дух Святый (Деян.5:32). При различии свидетелей свидетельство их, однако же, совершенно одинаково, или одно по существу свидетельство (ср. Деян.1:8; Рим.8:16,9:1).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Дух Святый 

Дух Святый – третье лицо Пресвятой Троицы. Он есть истинный Бог (Деян.5:3,4), Животворящий (Ин.3:5), исходит от Отца (Ин.15:26), Ему приличествует поклонение и прославление равное со Отцем и Сыном (Мф.28:19), Он глаголал чрез пророков (2Пет.1:21), чрез апостолов (1Пет.1:12), открылся человекам некоторым особенным образом чрез сошествие на апостолов в виде огненных языков в 50-й день по Воскресении Христовом (Деян.2:3-4), сообщается и ныне всем истинным христианам чрез усердную молитву и таинства (Лк.11:13, Тит.3:4-6;1Кор.3:16). Главнейших из более общих даров Св. Духа, по исчислению прор. Исаии, семь (Ис.11:2-3).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 26. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 

Ст. 26. Егда же приидет Утешитель, его же аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне.


«Ветхий Завет яве проповедовал Отца, Сына же темнее. Новый явственно показал Сына, Божество же Духа прикровенно назнаменовал», говорит св. Григорий Богослов (Григ. Богосл. Сл. о Св. Духе - о Богосл. V, в изд. 1843, ч. II, л. 167). Таинственно и велико учение о Святом Духе, Которого Господь благодатным словом Своим называет Утешителем человеков.

«Бог у нас един, – говорит Григорий Богослов, – зане едино Божество, к Нему же Единому и сущая из Него отношение имут, аще и три веруются. Не бо едино больше, другое же менее есть Бог; ниже едино прежде, другое же после; ниже хотением (волею своею) разделяются» (Григ. Богосл. Слово о Духе Святом, листы 161 на об. и 168).

«Наш един есть Бог Отец (говорит в другом месте тот же Отец церкви), из него же вся; и един Господь Иисус Христос чрез него же вся; и един Дух Святой, в нем же вся» (Григ. Богосл. слово 39-е на святые светы Богоявлений - так называется в греч. церкви день Богоявления, прим. архиеписк. Иринея на лист 178 на обор. в изд. 1843, лист 183 ч. II).

«Бытие Отца совключается с рождением единородного Сына, из Него сущего, но не после Его... Слышиши рождение, но как, не любопытствуй. Слышиши, яко Дух от Отца исходит, как же, не испытывай» (Григ. Богосл. сл. 29-е о догмате 1843 ч. II, л. 85).

«Дух Святой от Отца исходит, а посему не есть создание, а поскольку не рожден, не есть Сын. Поскольку же среди не рожденного (Отца) и рожденного (Сына) есть, – то Бог есть» (Григ. Богосл. о Духе Святом сл. 37 л. 158 на обор).

«Все чрез Сына и в Духе», говорит св. Афанасий Великий (Аф. Велик. 2-е посл. к Серапиону, ч. III, стр. 68, изд. 1852).

Утешитель нам есть Дух Святой, Дух Истины (Иоан.14:17,16:13), глаголал Господь, восприявший во образе человека и яко человек Духа Святого при крещении Своем и дарующий Духа Святого и братиям Своим по плоти. «Он, Господь наш Иисус Христос, говорит св. Афанасий Великий, есть Бог плоть носящий, а мы благодатью становимся духоносными человеками. В нас начаток и залог Божества, а во Христе всяко исполнение Божества телесне (Колос.2:9). Христос послал Духа Своего как Бог, воспринял же Его долу (при крещении), яко человек. От Божества Его нисходит Дух на человечество Его, а чрез Него и на нас, им же дарует Духа Утешителя» (Афанас. Вел. о явлении во плоти Бога Слова слово 28. В изд. 1853 ч. III, стр. 294).

Дух Святой есть Утешитель, ибо Он есть вечное пребывание с верующими Бога, источника всякой истины. Сын явил Бога, и явив Его человекам, сделал человека способным воспринять непрестанное с ним милосердое присутствие Бога Вседержителя, в лице третьей Ипостаси Святой Троицы покланяемого. Сего Утешителя Господь наш и Искупитель посылает от Отца, как выражается то человеческими словами, указуя на единого Бога. Единый Бог во Святой Троице покланяемый, явив бесконечное милосердие Свое воплощением и искуплением Своим человека, не оставляет его затем сирым и беспомощным, не предоставляет человечество его слабым силам и слабому разуму, а обещает вечное Свое присутствие, но не в образе Сына и Слова воплощенного, а в Духе, которого имеют приять верующие (Иоан.7:39).

Ниже (гл. ХVI) Господь наш Иисус Христос раскрывает действие и дары Духа Божия, перерождающего того человека, который верует в Господа Иисуса и любит Бога во Иисусе Христе. Нисшествие Духа Святого на человечество, ниспосланное от Отца Господом Иисусом, есть исполнение всех ветхозаветных обетований и пророчеств и обещаний Господа Иисуса; а священное присутствие Духа Святого есть вечное свидетельство о Боге Слове: «той свидетельствует о Мне».

Посему и то надо иметь в виду, как говорит св. апостол Павел, что: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3); и св. Иоанн Богослов говорит: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Иоан.4:2) Наша заслуга может заключаться лишь в доброй воле, в борьбе против злых помыслов и искушений и сомнений, в решимости противостоять злу и неверию, под какими бы формами они не представлялись нам. Но благодать не наша заслуга, она есть дар тому, кто волею своею стремится к Богу. Это Бог, Который «посылает в сердца наши Духа Сына Своего вопиющего Авва Отче» (Галат.4:6. Дух Сына есть тот же Дух, снисшедший на воплощенного Сына Божия, ибо мы можем восприять Духа Святого лишь по образу Господа нашего Иисуса Христа во плоти). Господь прямо указал, что человек не может ни глаголать, ни творить добра без помощи Духа Святого: «Святой Дух научит вас, что должно говорить» (Лук.12:12); «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан.16:13, ср. Деян.2:1-4,38; 4:8,31, и мн. др.).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 26-27 Kогда же приидет Утешитель, Kоторого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Kоторый от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною

Об этой виновности мира, возненавидевшего Христа, будет свидетельствовать Дух-Утешитель и сами апостолы, которые могут припомнить миру многие факты из деятельности Христа, так как апостолы были с Христом с самого начала Его служения.

«От Отца исходит». Здесь содержится учение о вечном исхождении Святого Духа от Отца. Это видно из того,

1) что здесь об исхождении говорится как о чем-то настоящем и постоянном (глагол ἐκπορεύεσθαι стоит в настоящем времени), между тем как о временном послании Духа в мир Христос говорит как о чем-то будущем (пошлю, ср. Ин.14:16, 26);

2) если понимать выражение «исходить» в смысле будущего – «изойдет», то это выражение будет совершенно лишним повторением первых слов 26-го стиха «приидет» и «пошлю».

Западные толкователи (Лютард, Генгстенберг, Гольцман и др.) все-таки настаивают на том, что здесь речь идет только о «временном» послании Духа Отцом, так как, – говорит Гольцман, – точкой, на которую устремляется или нисходит Дух, является земля. Но, скорее всего, можно сказать, что здесь об исхождении Духа говорится безотносительно, слово «исходит» прибавлено для того, чтобы обозначить отличительное свойство Духа в вечности. Иначе Христос во избежание всяких недоразумений мог бы сказать если бы имел в виду только временное исхождение Духа с неба: «Мы, т. е. Я и Отец, пошлем Духа». Ведь обобщил же Он подобным образом пришествие Свое и пришествие Отца в выражении «Мы придем к нему…» (Ин.14:23).

«А также и вы…» Так как, собственно говоря, свидетельство апостолов вообще совпадает со свидетельством действовавшего в них Святого Духа, то здесь, раз их свидетельство выделяется, нужно видеть уже указание на их служение как евангелистов, т. е. на передачу ими истории жизни Христа, причем более всего имела значение их сила воспоминания.

Гладков, Б. И. (†1921)

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне

В этой же беседе Иисус сказал Апостолам, что умолит Отца, чтобы Он даровал им Утешителя, Духа истины (Ин.14:16); теперь же Он говорит, что Сам пошлет Его от Отца, от Которого Дух Святой исходит. Противоречия в этих словах нет: по человечеству Своему, Иисус молит Отца о даровании Апостолам Духа Святого; по божеству же Своему посылает Его Сам, ибо Он и Отец – одно.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible