Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 15:8
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 7-8 аще пребудете во Мне и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам: о сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите и будете Мои ученицы
Далее показывает, что значит пребывать, и говорит: аще глаголы Мои в вас пребудут (ст. 7). Видишь ли, что и прежде я справедливо сказал, что Он требует от нас доказательства от дел? Действительно, сказавши: еже аще что просите, то сотворю (14, 13), Он присовокупил: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (14, 15). Так и здесь: аще пребудете во Мне и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам (15, 7). Все же это Он говорил для того, чтобы показать, что злоумышляющие против Него будут сожжены, а они принесут плод. Перенесши, таким образом, страх от них на злоумышленников и показав, что они будут непобедимы, Христос говорит: о сем, прославися Отец Мой, да плод мног сотворите и будете Мои ученицы (ст. 8). Чрез это Он придает Своему слову достоверность. В самом деле, если принесение плодов имеет отношение к славе Отца, то Он не оставит в небрежении Своей славы. И будете Мои ученицы. Видишь ли, что тот Его ученик, кто приносит плод? А что значит: о сем прославися Отец? Это значит: Он радуется, когда вы во Мне пребываете, когда приносите плод.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Прославлен, говорит, Его Отец и Бог, справедливо вызывающий благоговение к Себе за несравненную благость и, как бы венцом некиим, украшенный проявлением до последнего предела доходящей милости, «ибо так возлюбил мир, – по написанному, – что Сына Своего Единородного дал, да всяк верующий в Него не погибнет, но имеет жизнь вечную» (Ин.3:16). Итак, плодом милости Бога и Отца является жизнь всех, очевидно совершаемая чрез Христа. Поэтому и Сам (Христос) сказал однажды, обращаясь с словом к Богу и Отцу: «Я Тебя прославил на земле, дело совершив, что Ты дал Мне, да исполню его» (Ин.17:4). Порученное от Отца спасение всех нас Единородный совершеннейшим образом исполнил, не в качестве слуги допущенный к этому, но будучи самопремудростью и силою Родителя, без которой и вообще ничего не могло бы быть, ибо «все чрез Него» (Ин.1:3), по святому Евангелисту, в особенности касающееся нас. Так и блаженный Давид как бы молится, чтобы Домостроение о нас и дарование жизни всем было вручено Отцом Сыну как Его силе и премудрости, говорит то: «Заповедай, Боже, Силе Твоей, – укрепи, Боже, то, что совершил Ты нам» (Пс.67:29), то опять: «Боже, суд Твой Царю дай» (Пс.71:1). Делом Одного, соцарствующего Богу и Отцу (Сына), было исправление всей подвергшейся порче земли и восстановление в тот образ, что был вначале. Итак, «тем прославится Отец Мой», отдав Сына Своего в выкуп за жизнь мира и благоволив видеть среди нас Того, Кто превыше всякой твари, конечно не для того, чтобы устроить какое-либо благо для Своей собственной природы – ибо Он всесовершен и ни в чем не нуждается, над всем имея власть, – но для того, чтобы «вы принесете много плода и будете Моими учениками». Ведь если бы Он не стал человеком, то и мы, удостоенные сродства с Ним, и сросшиеся с Ним наподобие ветвей, и наделенные от Него способностью к плодоношению чрез причастие Духа, отнюдь не породили бы плода богоугодной жизни, который Он называет «многим», ставя ниже плод от подзаконного служения и объявляя его меньшим. «Ибо закон не усовершил (не довел до совершенства) ничего», по слову Павла (Евр.7:19). Поэтому Он говорил святым ученикам, даже и ко всем нам, чрез веру и всецелую любовь соединившимся с Ним: «Верно, верно говорю вам: ежели не превзойдет праведность ваша праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20), и еще: «...всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку богатому, который извлекает из сокровищницы новое и ветхое» (Мф.13:52), то есть как бы из сокровищницы сердца – Моисеевы сообщения и памятование древних писаний. Напротив, благопослушный и любознательный и наполненный евангельским светом обладает многим и двойным богатством, разумею богатство в Духе, ибо новое извлекает и ветхое – сень закона и служение подзаконное преобразует в образ евангельского жития, ибо что закон открывал посредством прообразов, то Христос явил неприкровенно в истине. Поэтому и говорил: «Не пришел Я разрушить закон, но исполнить», и опять: «Верно, верно говорю вам: йота одна или черта одна не прейдет от закона, пока все будет» (Мф.5:17-18). Итак, «много плода» есть евангельское служение в духе и истине, когда Единородный стал человеком во славу Бога и Отца. А благодаря этому и «учениками» Его соделались обитатели земли. Так, древним некогда говорил чрез пророков (Евр.1:1) как Бог, но к нам и о нас говорил: «И будут все учениками Бога» (Ин.6:45). Нам, уверовавшим в Него, Он передавал Слово от Него (Отца), без всякого другого посредника, а также не было передавателя воли Его нам, как Моисей – израильтянам на горе Синай или после Моисея пророки – своим современникам, но Сам научил нас Христос. И ученики Бога чрез это – все мы. Никогда не соделались бы мы «учениками» Его и не породили бы «плод» боголюбия, и притом «много», если бы не «прославится » чрез милосердие «Отец», благоволив, чтобы Логос, происшедший из Его сущности, стал человеком. Так должны мы разуметь, когда слышим слова Божественного Писания, что дал (Отец) Своего Сына, ибо Он соблагоизволил это Пожелавшему пострадать за нас, почему и говорится, что (Отец) дал (Сына), и вполне справедливо.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
«Тем, – говорит, – прославится Отец Мой, если вы принесете много плода». Славу Бога и Отца составляет достоинство учеников Сына Его. Ибо, когда светил пред человеками свет апостолов, тогда прославляли и Отца Небесного (Мф.5:14-16). Плод апостолов суть и те народы, которые их учением приведены к вере и стали прославлять Бога. Если же Отец прославляется тем, когда вы приносите плод, то Он, без сомнения, не будет пренебрегать Своею славою, но поможет вам приносить больше плода, чтобы и Ему больше прославиться. «Отец Мой прославится тем, когда вы принесете много плода и будете Моими учениками». Видишь ли, кто приносит плод, тот истинный ученик. И Отец от этого «прославляется», то есть радуется и считает это Своею славою.
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками
Задача жизни христианина – приносить как можно больше добрых дел во славу Божию и благо ближних. Мы призваны Самим Спасителем к неустанному труду, к развитию всех своих данных от Бога при рождении, а пастырям – в таинстве священства, и всем верующим – в таинстве Церкви, и все это к добрым, светлым делам… Все мы должны делать именно в духе Христовом: чисто, свято, никакой грязи, чувств зависти или корысти, никаких преступлений ради добрых даже целей не должно быть у христианина. Это и значит: «И будете Моими учениками».
Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)
Евфимий Зигабен (†1118)
О сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите
Прославися здесь поставлено вместо: прославится; да плод мног сотворите, сказано вместо: аще сотворите. Таких идиоматизмов много в Священном Писании.
И будете Мои ученицы
сделаетесь совершенными. Значит тот, кто приносит много плода, делается совершенным учеником Иисуса Христа. Итак, Иисус Христос сказал, что Отец прославляется, или радуется многоплодности и совершенству учеников, желая побудить их к такому делу, которое действительно угодно Богу.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
От угрозы снова обращается Господь к увещанию, утешению и обетованиям. Образ виноградной лозы и ветвей почти оставляется (Ин.15:8.16), и речь идёт менее образная, более точная.
– Если пребудете во Мне: в смысле предшествующей образной речи, как ветви на виноградной лозе; если пребудете в духовном внутреннем общении со Мною.
– И слова Мои в вас пребудут: речь менее образная; если т. е. возьмёте учение Моё правилом всей вашей жизни и деятельности, будете осуществлять Моё учение в жизни. Постоянное хранение в мысли учения Господа и размышление о нем содействует пребыванию в общении с Господом, так как оно имеет оживляющую духовно силу.
– Чего ни пожелаете, конечно, такого, что сообразно с волей Божией, просите во имя Господа Иисуса Христа (Ин.14:13-14), и будет вам: будет исполнено, – просимое получите. Постоянное хранение в сердце учения Господа побуждает верующего к молитве веры, а такая молитва легко восходит к небу, к престолу Божию, по силе её всё получается.
– Тем прославится Отец Мой и пр.: новое побуждение к тому, чтобы ученики пребывали в общении с Господом. Честь виноградарю, если его виноградник, с любовью возделываемый им, приносит много плодов. Виноградарь есть Бог, и многоплодностью учеников Христовых в их жизни и деятельности Он прославится в мире. Той же многоплодностью, которая выразится в их деятельности, направленной к продолжению и распространению на земле дела их Учителя и тем – к славе Отца Небесного, они докажут, что они истинно Христовы ученики, вполне достойно носят имя учеников Господа (ср. Ин.14:13).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 15:8. О сем прославися Отец мой, да плод мног сотворите, и будете мои ученицы.
Прославление Отца небесного есть высшая цель человека на земле не только потому, что она готовит его всецело перейти в жизнь вечную, но и потому, что только человек, который стремится к ней, приносит плоды добра, и стремление к сей цели устрояет то общество, в котором возможно высшее счастье для всех людей, его составляющих. Кто же не согласится с тем, что общество идеально христианское есть единственное общество, могущее создать даже на земле нравственный и материальный рай. Что мы злы и сребролюбивы, и обуреваемы страстями, и жестокосерды, и не исполняем заповедей любви Христа Спасителя, и что вследствие этого наше общество похоже скорее на общество языческое, чем на христианское, – в этом нельзя не сознаться; но идеал вечный, начертанный Спасителем, предстоит вечно человеку и раскрывает ему, чего требует от него Отец Небесный и к чему придет человечество, когда наступят времена, Богом к тому предназначенные. «Се гряду скоро, глаголет Господь;... праведный правду да творит еще: и святый да святится еще» (Откр.22:11-12). «Прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия» (1Кор.6:20). «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.... иже Христовы суть плоть распяша со страстьми и похотьми» (Галат.5:22-24).
Вот те плоды общения с Господом и пребывания ветви на вечной Лозе, которых требует Господь от тех, кои хотят по истине именоваться учениками Его; сии только пребывающие на Лозе принесут плоды добра и суть выполняющие свое назначение прославить Бога и стать чадами Божиими.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками
Чтобы побудить учеников к совершению добрых дел («плода»), Христос говорит им, что они прославят чрез то Отца Его и станут в полном смысле учениками Христа. Очевидно, Христос знает, что ученикам этот мотив представляется весьма сильным, что им хочется прославить Бога и быть не по имени, а на деле учениками Христа.