Скрыть
о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

о правде же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене

И о правде, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене (ст. 10), то есть что Я вел жизнь безукоризненную; а доказательство этому в том, что Я иду ко Отцу. Так как они всегда в обвинение Его говорили, что Он не от Бога, и потому называли его грешником и беззаконником, то Он говорит, что (Дух) отнимет у них и этот предлог к обвинению. В самом деле, если потому являюсь Я беззаконником, что они думают, будто Я не от Бога, то, когда Дух покажет, что Я отошел к Богу, и не на время, но с тем, чтобы пребывать там (это именно и значат слова: ктому не видите Мене), – что скажут они тогда? Смотри, как этими двумя (изречениями) опровергается их злое предположение. Ведь и творить чудеса несвойственно грешнику, потому что грешник не может творить чудес; и всегда быть у Бога также несвойственно грешнику. Следовательно, вы уже не можете говорить, что Он грешник, что Он не от Бога.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-11 И Он пришел обличить мир о грехе и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня: о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден

Утешитель придет. Какая же от того польза? Он «обличит мир о грехе» и покажет, что они, не веруя, грешат. Ибо, когда увидят, что Дух руками учеников совершает особенные знамения и чудеса, и после того не уверуют: как же они не будут достойны осуждения и не будут повинны в величайшем грехе? Ныне они могут говорить, что Я сын плотника, сын бедной матери, хотя Я и совершаю чудеса. А тогда, когда Дух во имя Мое совершит такие дела, неверие их будет неизвинительно. Итак, Он обличит их «о грехе», то есть покажет, что они согрешили непростительно. Обличит и «о правде, что Я иду к Отцу Моему», то есть докажет им, что Я, будучи праведен и безукоризнен по жизни, умерщвлен ими несправедливо, и доказательство сего в том, что Я иду к Отцу. Ибо Я не взошел бы к Отцу, если бы не был праведен. Так как они убьют Меня, как безбожника и беззаконника, то Дух докажет им, что Я не таков; ибо, если бы Я был противник Богу и преступник Закона, Я не удостоился бы чести у Бога и Законодателя, и притом чести не временной, но вечной. Ибо слова: «и уже не увидите Меня» - означают, что Он пребудет вечно у Отца. Обличит «о суде, что князь мира сего осужден», то есть что Я праведен и безгрешен, - это Дух докажет еще и тем, что Мною осужден и побежден князь мира сего. Они говорили: бесы в Нем (Ин. 8, 48-62; 10, 20); Он творит чудеса силою веельзевула (Мф. 12, 24); Он обольщает народ (Ин. 7, 12). Все это окажется ложным, когда диавол осужден и всем доказано, что он побежден Мною. Ибо Я не смог бы совершить это, если бы не был сильнее его, и не был свободен от всякого греха. Чем же это доказано? Тем, что с пришествием Духа все верующие во Христа попирали князя мира и посмеивались над ним. А отсюда видно, что Христом он осужден гораздо прежде. Итак, Дух обличит тех, кои не уверовали, как грешников. Ибо вера разрешает от грехов чрез отпущение их в крещении, а силы Духа, являемые в верующих, в неверующих не обнаруживаются. Отсюда оказывается, что они сосуды злые, скверные и недостойные вместить в себе Духа. И иначе. Дух обличает неверующий мир «о правде», то есть, что тот лишен праведности, кто не верует в Праведника Иисуса, за праведность вознесенного на небеса. Обличает и «осуждает» как ленивого, потому что по уязвлении сатаны он не хотел преодолевать его.

Евфимий Зигабен (†1118)

О правде же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене

Только праведный может идти к Богу и быть с Ним; такое значение имеют слова: и ктому не видите Мене. Если бы Я, как бы так говорит Иисус Христос, не был праведным, то каким образом Я пошел бы к Богу? Каким образом грешник, обольститель, нарушитель закона и противящийся Богу мог бы пойти к праведному, истинному, законодателю, к Богу? Но откуда будет видно, что Иисус Христос пойдет к Богу и будет с Ним? Откуда? Из свидетельства Святого Духа, которое откроется в просвещении учеников и в чудесах во имя Иисуса Христа, как сказано было выше. И ктому не видите Мене – разумеется – в теперешнем бесславии и уничижении, потому что ученики увидят Иисуса Христа, но уже не в таком виде, как прежде.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. 

И Он, придя и пр.: Господь в кратких, решительных чертах изображает ту нравственно-духовную победу, какую Дух Святой чрез них одержит над миром и князем мира сего. Эта победа выражается словом – обличит. Общее значение слова – вывести наружу, или – довести до сознания неправоту, преступление, грех (ср. Ин.3:20, 8:9, 46; 1Кор.14:24; Тит.1:9; Мф.18:15; Лк.3 и др.); таковое обличение есть то же, что нравственный суд над миром, следствием которого может быть или обращение ко Христу, под условием покаяния (ср. 1Кор.14:24), или совершенное духовное ослепление и ожесточение (Деян.24:25; Рим.11 и далее). Это обличение мира Духом Святым совершится посредством проповеди и действий тех, которые приимут Его в себя, т. е. действиями и проповедью прежде всего апостолов, а потом и вообще верующих, как живых органов Его действий. Три предмета представляются как предметы обличения мира Духом Святым: грех, правда и суд; но эти предметы обнимают собою всю совокупность христианской истины и все уклонения от неё, так как эти предметы существенные. Лучшее объяснение всего этого обетования Господня представляет речь св. Ап. Петра в день Пятидесятницы и её действие на слушателей (Деян.2). – Первый предмет обличения мира Духом есть грех, и именно грех неверия в Господа как Мессию: о грехе, что не веруют в Меня. Этот грех, грех неверия, доведён будет до сознания мира Духом Святым именно как грех и самый существенный, и самый тяжкий. Когда у иудеев речь была о грехе, под ним разумели преступления буквы закона, оскорбление субботы и пр. Это довело до того, что Святейшего сочли грешником (9:24). Дух Святой проповедью апостолов обличит мир в этом грехе, т. е. доведёт до сознания его, что коренной тяжкий грех, в котором как бы совокупляются все другие грехи, состоит в неверии в Иисуса как Христа, совершившего искупление всего мира; потому он коренной и тяжкий, что именно в нём выражается самым ясным образом вражда мира против Бога (15:22-24). Это именно выразительным образом даёт чувствовать иудеям св. Ап. Пётр (Деян.2:36 и далее; Деян.3:12 и далее), и некоторые из них чувствуют силу сего, каются и обращаются ко Христу (2 и далее), другие не следуют сему. Таким образом, совершается нравственный суд над миром вообще таковым обличением мира о грехе; одни вследствие такого обличения обращаются к вере во Христа чрез покаяние, другие ещё более ослепляются духовно и ожесточаются, или «грешат не веруя» (Евф. Зиг.). – Второй предмет обличения мира Духом Святым – правда: о правде, что Я иду к Отцу Моему. Если мир заблуждался в своём представлении о грехе, то не менее заблуждался и в своём представлении о правде, и – в этом обличит его Дух Святой устами апостолов. На взгляд мира, например иудейского, праведность представлялась под образом по внешности безукоризненного исполнителя закона Божия – фарисея. Дух Святой покажет миру другой истинный образ правды в лице праведника, Которого мир счёл грешником, беззаконником и как такового умертвил (18:30); но Он был совершеннейшим праведником (ср. 1Ин. 2:1, 29, 3:7; 1Пет.3:18), и эта праведность Его засвидетельствована Богом особенно в том, что Он спосадил Его одесную Себя на небесных (Еф.2:6), дав Ему всякую власть на небе и на земле (Мф.28:18), что́ и засвидетельствовано Духом Святым чрез проповедь апостолов, и таким образом мир обличён о правде (ср. Злат., и Феофил.).
– И уже не увидите Меня: телесно, по вознесению. Вознесение Господа с прославленным телом на небо есть действительно сильнейшее доказательство Его праведности и неправды мира в отношении к Нему. На это именно указывает опять св. Ап. Пётр иудеям, говоря о воскресении и вознесении Господа (Деян.2:24-36), и это опять – то же, что нравственный суд над миром, вследствие которого одни обращаются, другие ожесточаются. – Третий предмет обличения мира Духом Святым есть собственно суд над князем мира сего: о суде, что князь мира сего осуждён.
– Князь мира
 – дьявол или сатана: см. прим. к 12:31; 14:30. При обличении мира Духом Святым возможны два выхода: обращение обличаемых к вере во Христа чрез покаяние и – совершенное ожесточение; первые могут спастись, последние подлежат осуждению. Таковому осуждению подлежит особенно отец таковых ожесточённых (8:44) и владыка над ними, князь мира сего – дьявол, главный исконный враг Христа и Его Царства, – и Дух Святой проповедью апостолов доведёт до сознания мира, что дьявол уже осуждён. 
Осуждён – тем, что Господь совершил дело искупления человечества, вследствие чего верующие по вере во Христа освобождены от власти дьявола и поставлены в общение со Христом. Это – та же мысль, которая несколько прежде выражена Господом в словах: князь мира сего изгнан будет вон из мира (12, ср. прим.). Это – невидимое событие из области духовного мира, коего сущность – в кресте Христовом, а действия простираются на весь мир, будет возвещено миру чрез проповедь апостолов Духом Святым, и тем обличится мир о суде.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня

Святой Дух засвидетельствует и о существовании правды, опять также применительно к судьбе Христа. То обстоятельство, что Христос, удаляясь от Своих учеников, уходит к Отцу, ясно доказывает, что праведность существует и как свойство Бога, награждающего за великие подвиги возвышением, и как свойство или дело Христа, Kоторый Своим возвышением докажет, что Он праведен и свят (1Ин.2:1, 29; Деян.3:14, 7:52; 1Пет.3:18), хотя по воззрению иудеев Он был грешник (Ин.9:24). Святой Дух главным образом через проповедников о Христе и раскроет это значение удаления Христа от очей даже близких к Нему людей апостолов, которые теперь пока и сами придают печальное, а не радостное значение этому удалению. После же того, как на них низойдет Дух-Утешитель, они станут разъяснять истинный смысл этого удаления Христа как доказательства существования правды вообще. С такими разъяснениями выступил перед иудеями прежде всего апостол Петр (Деян.2:36, 3:15).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible