Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 16:14
Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 12-15 Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам: Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам. Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет и возвестит вам
Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (ст. 12). Значит, лучше Мне отойти, если вы в состоянии будете разуметь тогда, когда Я отойду. Что же? Разве Дух больше Тебя, что теперь мы не можем уразуметь, а Он даст нам возможность уразуметь? Ужели Его действие сильнее и совершеннее? Нет; и Он будет говорить Мое. Поэтому и прибавляет: не от Себе глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам. Вся, елика имать Отец, Моя суть (ст. 13–15). Так как Он сказал, что Дух вас научит и воспомянет, и утешит вас в скорбях, – чего Сам Он не сделал, – и что лучше Мне отойти, а Ему прийти, что теперь вы не можете разуметь, а тогда будете иметь эту возможность, и что Он наставит на всякую истину, – то, чтобы, слыша это, они не подумали, что Дух больше, и не впали в крайнюю глубину нечестия, Он говорит: от Моего приимет, то есть что говорил Я, то и Он будет говорить. А словами: ничего не будет от Себя – дает разуметь, что Дух не будет говорить ничего противного, ничего отличного сравнительно с Моим. Следовательно, как, говоря о Самом Себе: от Себе не глаголю (14, 10), разумеет то, что Он не говорит ничего, не принадлежащего Отцу, ничего такого, что было бы отлично и чуждо, так точно и о Духе. А выражение: от Моего значит: из того, что Я знаю, от Моего знания. Одно знание у Меня и у Духа. И грядущая возвестит вам. Этим Он ободрил их души, так как ни к чему столько не склонен человеческий род, как к знанию будущего. Об этом они постоянно спрашивали Его: камо идеши? Какой это путь? Итак, чтобы избавить их и от этой заботы, Он говорит, что предвозвестит вам все, чтобы ничто не постигло вас нечаянно. Он Мя прославит. Чем? Тем, что во имя Мое совершит знамения. И так как ученики, по пришествии Духа, имели совершить большие чудеса, – то, чтобы опять выставить равночестие (с Духом), Христос говорит: Он Мя прославит. Но о какой говорит Он всякой истине, когда свидетельствует, что наставит нас на всяку истину (ст. 13)? Сам (Христос) часто не говорил о Себе ничего великого и явно не отступал от закона, и потому что был облечен плотию, и для того, чтобы не подумали, что Он говорит Сам о Себе, и потому, что Апостолы еще не ясно знали о Его воскресении и были еще несовершенны, а также и по причине иудеев, чтобы не дать им повода думать, будто они наказывают Его как законопреступника. Когда же впоследствии ученики отделились от иудеев и иудеи были уже отвергнуты, когда многие имели уверовать и получить отпущение грехов, когда уже другие говорили о Нем, а не Сам Он о Себе, – тогда справедливо было сказано великое. Не Моему, значит, неведению, говорит (Христос), надобно приписать то, что Я не сказал всего, что следовало сказать, но – немощи слушателей. Поэтому, сказав: наставит на всяку истину, прибавил: не от Себе глаголати имать. А что Дух не нуждается в научении, послушай, что говорит Павел: такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2, 11). Следовательно, как дух человека знает не по научению от другого, так и Дух Святой. От Моего приимет, то есть будет говорить согласно с Моим (словом). Вся, елика имать Отец, Моя суть. Если же Отчее – Мое, а Дух будет говорить от принадлежащего Отцу, то, значит, Он будет говорить от Моего.
Но почему же не пришел прежде отшествия Христова? А потому, что тогда проклятие не было еще уничтожено, грех не был еще истреблен, все еще были повинны наказанию; поэтому Он и не пришел. Надобно, говорит Христос, чтобы наперед вражда была уничтожена и вы примирились с Богом, и тогда уже получили тот дар. Но почему говорит: послю Его (ст. 7)? Это значит: предуготовлю вас к принятию Его. Разве же возможно посылать Того, Кто вездесущ? С другой стороны, Он этим показывает и различие ипостасей. Все же это говорит так по следующей причине: так как ученикам тяжело было разлучиться с Ним, то этим Он убеждает их и держаться Духа, и чтить Его. Он мог, конечно, и Сам делать то же (что Дух); но предоставляет Ему творить чудеса, чтобы они познали Его достоинство. Как Отец мог создать все существующее, и, однако ж, творит Сын, чтобы мы познали Его могущество, так точно и здесь. Для того Сын и воплотился, чтобы предоставить действие Духу и чрез то заградить уста тем, которые доказательство неизреченного человеколюбия обращают в повод к нечестию. В самом деле, они говорят, будто Сын потому воплотился, что Он ниже Отца; но мы ответим им: что же вы скажете о Духе? Ведь Он не принял плоти, и, однако же, вы не говорите на этом основании, что Он больше Сына или что Сын ниже Его. Потому-то и при крещении воспоминается Троица. Хотя и Отец все может сделать, и Сын, и Святой Дух, но так как об Отце никто не сомневается, сомнение же было о Сыне и Духе Святом, то и принята (Троица) в тайнодействии, чтобы, по общению в подаянии тех неизреченных благ, мы познали и общение в достоинстве. А что Сын и Сам по Себе может то, что совершает с Отцом в крещении, равно как и Дух Святой, – послушай, как ясно об этом сказано. Так, (Христос) говорил иудеям: да увесте, яко власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи (Мк. 2, 10); и опять: да сынове света будете (Ин. 12, 36); и: Аз живот вечный дам им (10, 28); и потом еще: да живот, говорит, имут и лишше имут (10, 10). Посмотрим теперь, как то же самое совершает и Дух. Где это можно видеть? Комуждо же, говорит, дается явление Духа на пользу (1Кор. 12, 7). А Кто дарует это, Тот тем более отпускает и грехи. И опять: Дух есть, иже оживляет (Ин. 6, 63); и: оживотворит живущим Духом его в вас (Рим. 8, 11); и: Дух живет правды ради (8, 10); и еще: если же Духом водитесь, несте под законом. Не приясте бо духа работы в боязнь, но приясте Духа сыноположения (8, 15). Да и все чудеса, какие тогда творили (Апостолы), творили по действию пришествия Духа. И в Послании к Коринфянам Павел говорил: но омыстеся, но освятистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор. 6, 11). Итак, поелику об Отце многое слышали, а Сына видели многое совершающим, о Духе же ничего ясно не знали, то (Дух Святой) творит чудеса и вводит совершенное знание. Но, чтобы на этом основании они не стали считать Его, как я и прежде сказал, большим, – говорит: елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит (Ин. 16, 13). Если же это не так, то не должны ли вы будете допустить нелепости, будто только тогда должен был услышать, и ради учеников? Ведь, по вашему мнению, Он и тогда должен был получить знание только ради слушателей. А что может быть беззаконнее таких слов? С другой стороны, что бы Он мог и услышать? Не все ли это Он сказал уже чрез Пророков? Если Он должен был учить об упразднении закона, – это уже было сказано. Если о Христе, о Его Божестве и Домостроительстве спасения, – и это уже сказано. О чем же еще, и с большею ясностию, Он должен был сказать впоследствии? И грядущая возвестит. Этим в особенности показывает Его достоинство, так как предсказывать будущее преимущественно свойственно Богу. А если бы и это узнавал от других, то не имел бы ничего более в сравнении с Пророками. Но здесь обнаруживает совершенное знание, какое свойственно Богу, так как невозможно, чтобы Он говорил что-нибудь иное. Выражение же: от Моего приимет значит: или от дарования, которое привзошло в плоть Мою, или от знания, которое и Я имею, – но не потому, чтобы Он нуждался или научался от другого, а потому, что знание одно и то же. Почему же сказал так, а не иначе? Потому, что (Апостолы) еще не знали учения о Духе. Поэтому Он заботится только об одном, чтобы они уверовали в Него и приняли Его, и не соблазнялись. Так как Он сказал: един есть ваш Учитель, Христос (Мф. 23, 8), то, чтобы они не подумали, что окажут Ему преслушание, веруя Святому Духу, (Он говорит): Мое и Его учение одно и то же. Откуда Я должен был заимствовать Мое учение, из того же источника и Он будет говорить. Не думайте же, что Его учение – иное. И оно – Мое, и увеличивает Мою славу. Одна воля Отца, и Сына, и Святого Духа. Это же Он желает видеть и в нас, говоря: да будут едино, якоже и Ты, и Я едино есма (Ин. 17, 22).
Исихий Иерусалимский, прп. (†433)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 12-15 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам
Выше сказал Господь, что для вас полезнее, чтобы Я пошел. Теперь излагает это пространнее. Ныне, говорит, вы не можете вместить, а когда придет Он, тогда, получив от Него благодатные дары, вы будете наставлены на всякую истину. Какую же разумеет истину? Ужели познание обо всем? Сам Господь о Себе Самом не возвещал ничего великого, частью для того, чтобы подать образец смиренномудрия, частью по причине немощи слушателей и неблагонамеренности иудеев. Он не вводил явно и отменения законных обрядов, дабы все не сочли Его за противника Богу. А когда пришел Утешитель, тогда уяснилось достоинство Сына; обо всем сообщено истинное и ясное познание; законные обряды взяты от среды и упразднены; мы научены служить Богу в духе и истине; чудесами, совершенными Духом, вера утверждена. - Потом, так как Господь о Духе сказал нечто великое, то, чтобы иные не подумали, будто Дух больше Его, если Он наставит на истину, соделает их способными принять многое и великое, чего в присутствии Христа они не могли вместить, - чтобы не подумали этого, Он прибавляет «не от Себя говорить будет», то есть Он не будет говорить ничего отличного в сравнении с Моим. Ибо слова: «что услышит», означают то, что Он не будет учить ничему, кроме того, чему учил Христос. Как о Самом Себе Господь говорит: что Я слышал от Отца, то говорю (Ин. 15, 15), и тем выражает не то, будто Он Сам учится, наподобие дитяти, но то, что Он без Отца ничего не знает и ничему не учит: так должно понимать и о Духе. А что Дух не нуждается в научении, слушай, что говорит апостол Павел. «Как того, что в человеке, никто не знает, кроме духа, живущего в нем, так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор. 2, 11). Видишь ли, Святый Дух, как и наш дух, Сам Себя научает. Божество Духа благоразумный узнает и из того, что следует далее. Ибо говорит: «и будущее возвестит вам», А знать будущее преимущественно свойственно Богу. И как для природы человеческой ничто иное так не желательно, как знание будущего, то Господь и этим утешает апостолов. Столько, говорит, Он облагодетельствует вас, что дарует вам и предзнание будущего; а это дарование считается большим всех. И как они должны приготовиться к искушениям, то говорит: Он приготовит вас к тому, что имеет случиться с вами, чтобы вы по незнанию не пали от неосторожности. «Он прославит Меня», ибо все и говорить, и делать будет во имя Мое, а не будет говорить ничего противного. Посему чудеса, Им совершаемые, удостоверят, что Я - Бог, когда на вас, Моих учеников, изольется богатство благодати, и имя Мое после смерти Моей будет сиять еще более. Ибо это великая и непререкаемая слава, когда умерщвленный и обесчещенный после сего будет блистать еще более. Потом, так как Господь говорил, и они слышали, что один у них Учитель Христос (Мф. 23, 8), то чтобы не подумали: если один Учитель - Ты Сам, то как же говоришь, что будет и другой Учитель - Дух, - чтобы не подумали этого, Он прибавляет: «от Моего возьмет», то есть из того, что Я знаю, от Моего знания. Иначе: «от Моего», то есть от сокровища Моего, которое есть Отчее. И как все, что имеет Отец, есть Мое, и Мое богатство, а Утешитель будет говорить от Отца; то Я справедливо говорю: «от Моего возьмет», то есть сокровища, и богатства, и знания. Для чего же столько благ даровал нам Дух, а не Сын? На это, во-первых, скажем то, что путь к дарам Духа сотворил Сын, и Он есть виновник стольких благ. Ибо, если бы Он не истребил грех, как мы удостоились бы Духа? Ибо Дух не будет обитать в теле, повинном грехам (Прем. 1, 4). Посему, велики дарования Духа, но основание их во Христе. Потом, так как имели явиться еретики, уменьшающие достоинство Духа из-за того, что Он пришел после Сына, то Он предоставляет Ему действовать в апостолах более чем Сам, для того, чтобы, побуждаемые величием даров, они и против воли признали достоинство Духа и не считали Его меньшим Сына из-за того, что Он явился в мире после Него.
Евфимий Зигабен (†1118)
Он Мя прославит
именем Моим подавая вам силы, яснее раскрывая пред вами тайну Моего воплощения.
яко от Моего приимет и возвестит вам
От Моего, т.е. от Моего знания, или от Отца; приимет вместо: услышит. Иисус Христос говорит так, снисходя к немощи учеников, потому что – принимать и слышать – свойственно только тварям, а несотворенная Троица знает все, и никогда ни в чем не нуждается. Затем Он объясняет выражение: от Моего.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
– Он прославит Меня (ср. прим. к Ин.13:31-32): действиями Духа Святого в апостолах и верующих, а чрез них и во всём мире, прославится Христос, потому что Он будет учить тому же, чему учил Христос, и таким образом всё Его учение, всё Его дело как бы оправдается в мире Духом (1Тим.3:16), и тем прославится Сын Божий как истинный Христос. Отец ввёл Сына Своего и по человечеству в славу небесную, божественную, Дух Святый прославит Его на земле. Сын ищет только славы Отца, Дух прославляет Сына и Отец прославляет Его (ср. Вас. В. 3, 302).
– От Моего возьмёт: основание действий Духа Святого в мире есть совершение Иисусом Христом дела искупления человечества (Ин.7:39), без которого невозможно было бы такое действие Духа Святого (ср. ст.Ин.16:7). Это дело совершено Господом во исполнение воли Отца Небесного (Ин.16:3 и парал.), и, таким образом, в христианской истине явилась миру божественная истина; нет христианского, что не было бы божественным, нет божественного, что́ не было бы христианским. Вследствие сего и в действиях Святого Духа в христианстве выражается дело Христа и Бога Отца. В этом – смысл слов Господа: от Моего возьмёт, и – всё, что имеет Отец, есть Моё. Я по праву называю (так можно перефразировать слова Господа) божественную истину, которую возвестит вам Дух Святой, Моею, Моим достоянием, ибо всё, что в этом отношении имеет Отец (ср. Ин.1:14; 1Кор.15:27; Евр.2:8; Кол.1:19, 2:39), принадлежит Мне, как Сыну, который от Отца исшёл (Ин.8:42), освящён от Него и послан в мир (Ин.10:36) и пребывает в Отце и Отец в Нём (Ин.10:38;17:10).
– Возьмёт: собственно – берёт или принимает; означается деятельность Святого Духа как постоянная в единении с Сыном, а вместе и с Богом Отцом. «Не думайте же, что Его учение – иное. И оно – Моё, и увеличивает славу Мою, ибо одна воля Отца и Сына и Святого Духа» (Злат.).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Дух Святой глаголет словеса Сына Божия, но сии словеса суть и Отца, и три едино суть: таково откровение, даваемое Господом в последней беседе Своей. И на соборах сие откровение облекалось в формулу Символа веры не иначе как действием Духа Святого, ибо от первого собора слова: «ибо угодно Святому Духу и нам»(Деян.15:28) остаются неизменным выражением для всех постановлений, произносимых церковью Христовой, когда она глаголет устами Богом посвященных служителей, собравшихся во имя Господне, ибо Он посреди их (Мф.18:20). В стихах 14 и 15 мы читаем, что Дух Святой прославляет Сына, возвещая глаголы и деяния Сына Божия воплощенного. Но дела и глаголы Слова суть деяния и глаголы общие Отцу и Сыну, а потому Дух Святой говорить будет слова Отца, которые суть Мои (Ин.16:13-15). Воспоминая еще слова Господа: «Дух истины, Который от Отца исходит»(Ин.15:26), мы видим, что Господу угодно было вполне раскрыть догмат Ипостасей Святой Троицы единого Бога, различающихся не Существом, а действованием.
Прославление Духом Святым Бога Отца и Сына и Духа Святого происходит постепенным раскрытием человеку Истины и тайн Божьего к нему милосердия: судьба же человеческая по воле милосердного Бога слагается из двух факторов: из милосердия Божия и из действия воли, дарованной человеку. Человеку открыто милосердие, но «царство небесное силою берется»(Мф.11:12), и «только употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Но милосердие Божие и жертва Агнца и благодатное действие Духа Святого вечны; сей есть источник, из коего как сказано (Ин.7:37) «иди и пей». Но чтобы пить, надо идти. Иди! Во всякую минуту твоей жизни, Господь примет тебя (Ин.6:37).
«Возвестит Дух Божий», - говорит Господь (Ин.16:14), не определяя времени, это означает, что Он будет возвещать непрерывно во веки веков церкви Христовой и верующим, «не угасившим Духа»(1Фес.5:19) в себе. Сие есть вечное возвещение Божие из бесконечной вечности Божией в круг времени к тварям, когда в них должна открыться Премудрость Божия.
«Ибо, как говорит св. Кирилл Иерусалимский, не иные дарования Отца, а иные Сына, а иные Духа Святого... Отец все дарует через Сына и Духа Святого... ибо одно спасение, одна сила, одна вера, един Бог Отец, един Господь, единородный Его Сын, един Дух Святой Утешитель».
«Дух Святой живой и самостоятельный, всегда соприсущий Отцу и Сыну, Ипостасный, Сам глаголющий и действующий непрерывно и совокупно со Отцом и Сыном», даровал избранным благодать сообщать и другим Духа молитвой и возложением рук(Кирилл Иерусалимский, ср. Деян.8:17,9:17,10:44,19:6 и др.). Сей дар есть дар Нового Завета. Дух Святой сходил и на семьдесят старцев в пустыне, сходил и на праведников и пророков, не иной Дух в пророках, а иной в Новом Завете, и пророки говорили Духом Святым.
Но в Новом Завете среди искупленного человечества дары Духа Святого сделались достоянием всех верующих, пребывающих в общении с Богом во Христе и с Церковью Его. В Ветхом Завете дары Духа Святого сообщались исключительно отдельным избранным личностям, имевшим возвещать волю Божию и грядущее спасение человечества в Ожидаемом Мессии: это были люди вестники, посланные, могущие быть уподобленными Ангелам Божиим; но они не сообщали возложением рук даров Духа Святого, «не бе убо прославлен Сын человеческий»(Ин.7:39), и человечество не очищенное кровью Агнца в массе не могло воспринять Духа Святого. Но в Новом Завете, воспринявшем в лоно милосердия Божия всех людей всей земли, всякий верующий получил благодатное право креститься водою и Духом(Ин.3:5,1:26 Мф.3:11,23:19 Деян.1:5). Апостолы, первые окрещенные Духом Святым (Ин.20:22; Деян.1:5), восприняли возвещенное им Господом и Духом от Отца исходящим, и сделались благовестниками сего возвещенного, то есть тех слов жизни(Деян.5:20), кои влагал во уста их Дух Святой(Мф.10:20, Деян.4:8 и мн. др.) в прославление Отца и Сына, как сказал им Господь.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам
Христос опять повторяет, что Дух не будет основывать какую-то новую Церковь, а только будет «прославлять Христа», т. е. доводить до желанного раскрытия то, что после удаления Христа осталось еще нераскрытым и незавершенным в Церкви Христовой.
Отсюда видно, что все толки светских русских богословов (например, Д.С. Мережковского) о возможности скорого открытия какой-то новой Церкви или Царства Духа, которое должно стать на месте Царства Сына или Христовой Церкви, лишены всякой опоры в Священном Писании (Н. Розанов. О новом религиозном сознании. М., 1908).