Скрыть
Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-20 Вмале, и (ктому) не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя, яко иду ко Отцу. Реша же от ученик Его к себе: что есть сие, еже глаголет нам: вмале, и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя: и: яко Аз иду ко Отцу; Глаголаху убо: что сие есть, еже глаголет: вмале; не вемы, что глаголет. Разуме же Иисус, яко хотяху Его вопрошати, и рече им: о сем ли стязаетеся между собою, яко рех: вмале, и не видите Мене: и паки вмале, и узрите Мя; Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет

Душу, страждущую и одержимую великою скорбию, ничто обыкновенно так не поражает, как частое повторение слов, рождающих печаль. Для чего же Христос, сказав: иду, и: ктому не глаголю с вами (Ин. 14, 30), часто повторяет то же самое, говоря: вмале, и ктому не видите Мене, и: яко иду к Пославшему Мя? Лишь только ободрил учеников словами о Духе, как опять низлагает их помыслы. Для чего Он так поступает? Он испытывает их душу, делает ее совершеннее и, заставляя их слушать печальное, тем самым наилучшим образом приучает их к мужественному перенесению разлуки с Ним. В самом деле, привыкши к этому на словах, они легко уже могли потом перенести это и на деле. А если кто тщательно рассмотрит, тот найдет, что и то самое служит утешением, что Он сказал: иду ко Отцу: этим Он показал, что Он не погибнет, но что смерть Его есть некоторого рода преставление. В то же время Христос предложил им и другое утешение. Он не сказал только: вмале, и ктому не видите Мене, но и прибавил: вмале, и узрите Мя (16, 17), показывая тем, что возвратится, что разлука с ними будет кратковременная, а пребывание – постоянное. Но этого они не поняли. Поэтому справедливо кто-нибудь может подивиться, для чего они, много раз слышавшие об этом, недоумевают, как будто ничего о том не слышали. Отчего же, в самом деле, они не поняли? Или от печали, как я, по крайней мере, думаю, – так как она изглаждала из их памяти то, что говорилось, – или от неясности самих слов. Им казалось, будто Он утверждает два противоречия, хотя и не было противоречия. Если мы увидим Тебя, говорили они, то куда Ты отходишь? Если же Ты отходишь, то как мы увидим Тебя? Поэтому и говорят: не вемы, что глаголет (ст. 18). Что Он должен был отойти, это они знали; а что спустя немного времени Он опять придет к ним, того не знали. Поэтому-то Христос и упрекает их в том, что они не поняли сказанного. А чтобы лучше напечатлеть в них учение о смерти, что Он говорит? Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, – как и было во время смерти и креста, – а мир возрадуется (ст. 20). Так как они, не желая (видеть Его смерти), легко склонялись к вере, что Он не умрет, и, когда услышали, что Он умрет, были в недоумении, не зная, что значит: вмале, – то Он говорит: восплачетеся и возрыдаете. Но печаль ваша в радость будет.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-22 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мире. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас

Господь видел, что ученики, обремененные печалью, не совсем поняли слова Его; посему предлагает им яснейшее учение о Своей смерти, чтобы, свыкшись со словами и делами, мужественно перенесли ее. «Вы», говорит, «восплачете и возрыдаете» о том, что Я умру на Кресте, «а мир возрадуется», то есть иудеи, мудрствующие мирское, возрадуются, что уничтожили Меня, врага своего; но «печаль ваша в радость будет», а радость иудеев, напротив, обратится им в печаль, когда по воскресении будет славиться имя Мое. Под радостью мира можешь разуметь и не радость иудеев, которою они возрадовались умерщвлению Господа, но спасение мира, так что в словах сих будет такой смысл: вы будете печальны, но эти страдания Мои, о которых вы печалитесь, будут радостью всего мира и спасением. Потом приводит и обыкновенный пример женщины и родов. Это сравнение употребляли и пророки, жестокостью родильных болезней обозначая высшую степень скорби. Он говорит как бы так: вас застигнут скорби, как бы болезни рождения; но болезнь бывает причиною рождения. В то же время удостоверяет учение о воскресении и показывает, что умереть похоже на то, как выйти из утробы матерней на свет. Не удивляйтесь же, что радости вам должно достигнуть чрез такую печаль. Ибо и мать чрез скорбь и болезнь достигает того, что становится матерью. Здесь Он намекает на нечто таинственное, именно: что Он разрушил болезни и смерть и соделал то, что родился Человек новый, уже не истлевающий, уже не умирающий, который есть Сам Господь. Ибо, смотри, Он не сказал: женщина уже не помнит скорби потому, что родилось «у нее» дитя, но потому, что родился человек «в мир». Не без цели Он так сказал, но для того, чтобы загадочно и прикровенно намекнуть на то, что Он Сам есть Человек, родившийся не для ада, чревоболевшего Им, но для мира. Ибо для нас родился от воскресения новый и нетленный Человек, Иисус Христос, Бог наш. Итак, пример рождающей женщины не требует во всем приноровления к событиям Христовым, но только имеет целью показать, что печаль временна и что от этих болезней велика польза и что воскресение рождает для жизни и нового бытия. Все прочее в сравнении не имеет приложения, и справедливо. Ибо это - притча, а притча, если во всех частях сохранится, не есть уже притча, но то самое, что ею изображается. Так и здесь под болезнями рождения мы уразумеем печаль апостолов, под радостью - утешение их по воскресении, и опять под разрешением болезней - разрушение ада, а под рождением - воскресение Перворожденного из мертвых. Но уже не разумеем под матерью - ад; ибо не ад обрадовался, а возрадовались апостолы, и возрадовались такою радостью, которой у них никто не отнял. Ибо, когда их обижали, когда их бесчестили за имя Христово, они и тогда радовались (Деян. 5, 41). Словами: «радости вашей никто не отнимет», показывает также и то, что Он уже не умрет, но, всегда будучи жив, подаст им радость неиссякаемую.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает; а сего мира печаль, смерть соделовает

Не удивляйтесь, если я назвал печаль «медом», – потому что она является тем, о чем опять же Павел говорит, что – «печаль яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает». Потому что как для имеющих пораненный язык, предложенный мед представляется горьким, когда же вылечится от повреждения, тогда воспринимается как сладчайший, так и страх Божий, на основании евангельской проповеди зарождающийся во внимающих душах, действительно причиняет скорбь, когда раны грехов еще покрывают душу, когда же эти раны перестают быть, излеченные покаянием, тогда души вместо сего восприемлют евангельскую радость, согласно реченному Спасителем: «И печаль ваша в радость будет» (Ин.16:20). Какая печаль? – Та печаль, которую испытали Ученики Господни при утрате Господа и Учителя; которую испытал Петр при отречении от Него; которую испытывает всякий благочестивый, каясь о своих согрешениях и опущениях, сделанных вследствие нерадения о добродетели. Во что и мы впадая, будем винить не иного кого, как только самих себя; ибо ни Адаму, когда он преступил заповедь, никакой пользы не принесло перемещать вину на Еву, как ни ей, в свою очередь, – на началозлобного змия; потому что нами, созданными Богом самовластными и приявшими самодержавную власть над страстями, т.е. внутреннее руководящее начало души, отнюдь никто не владеет и не может силой принудить нас. Итак, вот, в чем заключается спасительная печаль о Бозе: винить себя самих, а не иного кого в том, что мы сами греховно совершили, и скорбеть о том и, чрез исповедь наших грехов и тяжкое сокрушение о них, умилостивлять Бога.

Омилия 29, имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет

Так и ныне бывает: добродетель в слезах, а мир ликует: у него все потехи и горя никакого. Но утешься, печальная добродетель: печаль твоя в радость будет.

Дневник. Том II. 1857–1858

Варсонофий Оптинский, прп. (†1913)

но печаль ваша в радость будет

«Горечь сия да превратится в радость». Когда евреи путешествовали по пустыне, они подошли к громадному озеру Мерра, которое существует до сих пор. Их томила жажда, но вся вода в озере оказалась горькой. Не было возможности ее пить. Народ готов был возроптать, но Бог указал Моисею некое дерево. Погрузил его в воду Моисей, и вода потеряла горечь, стала приятной на вкус. Но то были образы, непонятные для народа, разве только Моисей разумел сокрытый смысл происходившего. Что же преобразовало это дерево, усладившее горечь вод озера Мерра? Древо Креста. И ныне во всех самых горьких обстоятельствах жизни христианин имеет большую отраду в Кресте Господа Иисуса. Как бы ни был грешен христианин, он имеет драгоценную веру в Господа Иисуса и этой верой спасается. И ты спасешься, только держись за Христа. Вопи к Нему - и услышит. Конечно, не голосом вопи, а сердцем: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» И помилует. Помилует!

Слово, сказанное на общем благословении 3 января 1912 г

Евфимий Зигабен (†1118)

Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы

не видя Меня, погребенного под землею

А мир возрадуется

т.е. злые люди, думая, что они освободились от Меня.

Вы же печальни будете

на некоторое время. Смотри, как Иисус Христос сказал: восплачетеся и возрыдаете, и печальни будете, предсказывая постоянство и увеличение скорбей и этим все более и более упражняя учеников к перенесению их.

Но печаль ваша в радость будет

когда вы увидите Меня, уже воскресшего из мертвых. Затем Иисус Христос приводит общеизвестный достоверный пример радости, которая быстро сменяет печаль.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 20-22. Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;

– Вы восплачете
 и пр.: прикровенная речь о страданиях и смерти Господа, соответствующая выражению – вскоре вы не увидите Меня. Так действительно и было, как видим из евангельской истории: в таком состоянии духа были они после смерти Господа (Мк.16:10 и парал.).
– А мир – все враждебные Христу и Его делу, представителями которых были начальники народные, доведшие Господа до смерти – возрадуется: потому что, по-видимому, он одержал победу над ненавистным ему, как казалось ему, врагом его, умертвив Его. Гроб Христов, бывший причиною слез учеников (ср. Ин.20:11), был причиной радости врагов Его. Но вскоре всё это изменится: печаль ваша в радость обратится, а радость врагов – в печаль и страх. Речь – о воскресении Господа, соответствующая выражению – опять вскоре увидите Меня. Это действительно и видим из евангельской истории (ср. Ин.20:20), видим и то, что эта радость не оставляла их даже тогда, когда они расставались со своим Учителем и Господом при вознесении Его (Лк.24:52), и достигла полной степени по сошествии на них Духа Святого, даже до того, что и страдания за Христа они начали переносить с радостью (Деян.5:40-41). – Для показания силы этих чувств печали и радости Господь сравнивает их с чувствами рождающей женщины. Образ сей в этом смысле нередко употребляется в ветхозаветных книгах (Ис.21:3,26:17,37:3,66:7;Ос.13 и др.). Пунктом сравнения чувств апостолов с чувствами рождающей женщины служит здесь именно только сила чувств и быстрая их смена; все же остальные черты служат только украшением речи (ср. Феофил.).
 Когда рождает: когда приходит время родить, когда настают роды.
– Теперь имеете печаль: при этой прощальной беседе (Ин.16.6), при страданиях и смерти Господа до Его воскресения.
– Я увижу вас опять: сначала по воскресению, потом по сошествии Святого Духа, когда Господь вступит в теснейшее духовное таинственное общение с учениками (ср. прим. к Ин.16.14 и далее и парал.).  
– Никто не отнимет: она будет постоянно в сердце вашем, и никакие скорби, бедствия, гонения, враждебные люди не исторгнут её из груди вашей, – так будет она полна, совершенна. Всё это в точности исполнилось на апостолах, исполняется и на всех верующих.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

   Ст. 19-20 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

   «О том ли спрашиваете вы». После всего уже открытого Господом ученикам, казалось бы не должно было быть в умах их сомнения или недоумения о том «какою смертью Он умрет»(Ин.12:33) и о восхождении Господа ко Отцу. Но дело в том что скорбь этой мысли была так сильна, что ученики Господа боялись понять Господа, и со смущенным умом и сердцем старались отдалить от себя эту ужасавшую их мысль, что Господь оставляет их. Посему речь Господня, не скрывая от них будущего, вся направлена к тому, чтобы утешить их радостною надеждою. Без последней беседы, записанной только Евангелистом Иоанном, мы не могли бы уразуметь многих сторон и оттенков состояния души Апостолов прежде взятия Господа, и потом во время их страшной скорби, видя Господа пригвожденным ко кресту. Если бы словами предупреждения, утешения и надежды Господь не поддержал их веры, то едва ли бы она не поколебалась. Только любовь и надежда провели их чрез мрачную пропасть отчаяния, отверстую перед ними, но через которую перекинут был мост верою. Вы восплачете, говорит Господь, а мир, т. е. иудеи и представители власти, возрадуются, думая, что они одержали победу. Но помните, что печаль ваша обратится в радость. Любящие и верующие ученики Господа могли ли они забыть слова сии? слова сии Господа перенесли их через пропасть отчаяния.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-22 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас

По поводу недоумения, высказанного учениками о смысле изречения Христа «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня», Господь опять повторяет, что печаль и рыдание о Его смерти (в 20-м стихе глагол θρηνεῖν означает плач по умершем, ср. Мф.2:18) быстро заменятся среди учеников ликованием – по причине, конечно, воскресения Христа из мертвых. Мир будет торжествовать, думая, что он одержал победу над Христом, и эта радость мира еще сильнее опечалит учеников Христовых, и так уже пораженных смертью Учителя. Но то и другое будет очень недолговременно. Переворот совершится быстро и неожиданно. Так женщина неожиданно, иногда среди пирующих или будучи занята какой-нибудь работой, чувствует наступление болезненных родовых приступов! Но Христос хочет изобразить не только неожиданность Своего воскресения для учеников, но и особенно радостный его характер. Радость учеников, когда они увидят Христа воскресшего, может быть сравнена с той полнотой радости, какую чувствует только что благополучно разрешившаяся от бремени женщина. Она сразу забывает о всех муках, какие потерпела во время родов, и вся полна радостью от того, что видит своего ребенка. Некоторые толкователи продолжают сравнение, начатое Спасителем, и далее. Они сравнивают Его с новорожденным, как вошедшего в новую жизнь по воскресении, как нового Адама (1Кор.15:45). Но с таким расширением образа, взятого Христом, нельзя согласиться, потому что если Христос и может быть назван Новорожденным, то ученики уже ни в каком случае не могут иметь отношения к новому рождению Христа: они менее всего, как оставившие своего Учителя, принимали участие в Его рождении в новую жизнь.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible