Скрыть
Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 24-25 доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет. Сия в притчах глаголах вам: но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам

Доселе не просисте ничесоже (Ин. 16, 24). Этим опять показывает, что Ему лучше отойти, так как до того времени они ничего не просили, а тогда получат всё, о чем ни попросят. Хотя Я уже не буду вместе с вами, – вы не думайте, что вы оставлены: имя Мое даст вам большее дерзновение. Так как эти слова были прикровенны, то Он говорит: сия в притчах глаголах вам; но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам (ст. 25). Будет время, когда вы все ясно уразумеете. Это Он говорит о времени воскресения. Тогда яве о Отце возвещу вам (ст. 25). И действительно, в продолжение сорока дней Он был и беседовал с ними, вместе вкушая пищу и глаголя яже о Царствии Божии (Деян. 1, 3). Теперь, будучи в страхе, вы не внимаете словам Моим: тогда же, увидев Меня воскресшим и пребывая со Мною, вы безбоязненно узнаете все, потому что Сам Отец возлюбит вас, когда ваша вера в Меня сделается твердою.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 23-24 И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна

Когда, говорит, Я воскресну, а затем придет Утешитель к вам и наставит на всякую истину, тогда вы не спросите Меня ни о чем, как, например, прежде спрашивали: куда Ты идешь? (Ин. 14, 5), покажи нам Отца (Ин. 14, 8). Ибо силою Духа вы будете знать все. Или «спросите» употреблено вместо: попросите, потребуете. Итак, когда Я, по воскресении из мертвых, пошлю вам Утешителя, тогда вы уже не попросите Меня, то есть не будете нуждаться в Моем посредничестве, но довольно будет вам произнести имя Мое, чтобы желаемое получить от Отца. Итак, здесь Он показывает силу Своего имени; так как Его не будут видеть и не будут просить, а только назовут имя Его, и Он будет творить такие дела. «Доныне вы ничего не просили во имя Мое», а отныне «просите и» непременно «получите». Посему полезнее, чтобы Я умер; ибо отныне вы получите большее дерзновение пред Отцом Моим. Хотя Я и разлучусь с вами, но вы не думайте, что вы оставлены Мною; ибо разлучение Мое даст вам большее дерзновение, и радость ваша тогда будет самая полная, когда вы получите все просимое. Примечай же: получает тот, кто просит во имя Христа. А из тех, кои желают предметов мирских и душевредных, никто не просит во имя Христово, а потому и не получает. Ибо имя Христа Божественно и спасительно. Если же кто просит пагубного для души, то неужели мы скажем, что он просит во имя Спасителя?

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Моление молитвой Иисусовой есть установление Божественное. Установлено оно не через посредство пророка, не через посредство Апостола, не через посредство Ангела – установлено Самим Сыном Божиим и Богом. После тайной вечери, между прочими возвышеннейшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силу имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. «Еже аще что просите, – сказал Он святым Апостолам, – от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю». «Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите и приимете, да радость ваша будет исполнена» (Ин. 16:23-24). О, какой дар, Он – залог нескончаемых, безмерных благ! Он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем человеческим – Спаситель. Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собой Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божеские свойства и силу.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 23-24 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна

Что такое — просить во имя Господа Иисуса? Просто сие для простых, искренних и смиренных сердец и без исследовательного объяснения, или понятно для них, или ощутительно. Миро излиянное имя Твое (Песн. 1:2), Господи Иисусе! Когда изливается миро — его благоухание распространяется, и непритупленное или неподавленное обоняние без искусства и усилия получает ощущение услаждающее и ободряющее. Когда имя Господа Иисуса изливается в молитве — от него распространяется благоухание Святого Духа, и не отягченное земными пристрастиями сердце, не заглушенное страстями чувство внутреннее, легко и просто приемлет ощущение благодати, услаждающее и возвышающее. Так верующая душа в имени Господа Иисуса и чрез то в благодати Духа Святого приближается к Отцу Небесному и с дерзновением вопиет Ему: Авва Отче, с детскою простотою сказует Ему свои прошения; и Он благоприемлет ее прошения, сопутствуемые ходатайством Его Единородного Сына и Единосущного Духа.

Из Слова в день обретения мощей прп. Сергия

Евфимий Зигабен (†1118)

Доселе не просисте ничесоже во имя Мое

Правда, ученики действовали во имя Иисуса Христа и тогда, когда Он послал их и даровал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь, и всякую немощь (Мф. 10, 1); но тогда они не просили об этом Бога Отца во имя Иисуса Христа.

Просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет

чтобы вы, зная, какую силу имеет Мое имя, имели радость совершенную, т.е. великую, сильную.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.23-24. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна. 
 

Великим следствием этого будущего таинственного единения Господа с учениками во Святом Духе будет их полное духовное просвещение и исполнение всякой их молитвы во имя Господа Иисуса.
– В тот день: или с того дня, в то время, когда придёт к ним другой Утешитель, в Котором придёт к ним Сам Господь и вступит с ними в постоянное таинственное духовное общение (ср. прим. к Ин.14:20).
– Не спросите Меня ни о чём: потому что чрез просвещение от Святого Духа духу вашему будет открыта всякая истина (Ин.16.13), так что не будете иметь нужды спрашивать Меня ни о чём (как теперь, ст. 19); всё тёмное и непонятное теперь тогда для вас будет ясно, ибо Святой Дух всё возвестит вам (Ин.16.14-15; ср. Феофил.). Сверх сего, тогда они получат силу молитвы, по которой всё им дано будет, чего ни будут просить во имя Господа: о чём ни попросите и пр.: см. прим. к Ин.14:13-14): «Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнести только имя Моё, чтобы получить всё» (Злат., ср. Феофил.).
– Доныне вы ничего не просили во имя Моё: доныне соответствует выражению – в тот день. До дня Пятидесятницы апостолы и верующие во Христа не просили ничего во имя Христа, ибо не совершено ещё было Им дело искупления и Он не вошёл ещё вполне в славу Свою и не послал им иного Утешителя. Когда всё сие совершилось, и излился Дух Святой на верующих, тогда стало возможно прошение во имя Господа Иисуса, как Искупителя мира, Которому дарована всякая власть на небе и на земле.
– Проси́те, т. е. во имя Моё, и полу́чите. Это, так сказать, всемогущество их молитвы соделает то, что радость их будет совершенная, полная (ср. прим. к Ин.15:11).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

   Ст. 23-24 Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна.

   Начало стиха 23 - см. толк. под ст. 22

   Один из примеров торжественного исполнения сего обещания Господа мы видим например в древнейшей церкви в Деян.4:24-31, или Деян.12:5 и след. Но это же исполнение молений, воссылаемых ко Отцу во имя Сына, есть вся жизнь Христовой церкви вкупе, и отдельных членов её в частности и по ныне. Это великое обещание (Ин.14:13) доселе и во веки есть основание всех молитв наших, она действует и будет действовать в церкви Христовой там, где моления не прекратятся и вера не оскудеет, ибо моление означает и веру.
   А о чем молиться, тому учит верующих Сам Господь Духом Божиим, ибо как говорит Апостол, «Мы не знаем о чем молиться как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными»(Римл.8:26). Все сие глаголет Господь ученикам с тем, чтобы удостоверить их, что отшествие Его и восхождение ко Отцу необходимо для их счастья и радости: «Лучше для вас чтобы я пошел»(Ин.16:7). Господь не только приносит великую Жертву, но еще хочет облегчить для Своих учеников и свидетелей горе достающееся на долю их, и дает им власть и право сообщаться с Ним в молитве. Некоторые западные комментаторы замечают, что слово просите (αίτεϊτε) означает здесь (как и в Матф.7:7, «просите, и дано будет вам») не случайное моление, а одно непрерывающееся постоянное моление(1Фес.5:17), проходящее через всю жизнь человеческую, служащее связью между человеком и Божеством и выражающее стремление человека исполнить волю Божию. Сие то моление освящается Духом Божиим и исполняется по слову Господа: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам»... (Ин.16:23) и радость ваша исполнена будет.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-24 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна

Господь изображает счастливые последствия Своего пришествия к ученикам по воскресении.

«В тот день» (ср. Ин.14:20), т. е. во время бесед с воскресшим Господом.

«Вы не спросите Меня ни о чем». Мы знаем, что и после воскресения ученики спрашивали Господа о том, что особенно их занимало (например, об устроении царства Израилева; Деян.1:6). Поэтому выражение οὐκ ἐρωτήσετε лучше понимать в смысле «не будете обращаться с вопросами постоянно, по поводу всякого Моего непонятного для вас слова и даже постоянно повторять одни и те же вопросы, как вы делали во время этой Моей беседы с вами» (стих 18). Положение апостолов в настоящее время – положение неопытных детей, которые обо всем расспрашивают старших по возрасту, изменится после того, как они увидят воскресшего Христа, на положение взрослых людей.

«О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Здесь указан другой признак нового положения, какое займут апостолы по воскресении Христа по отношению к Богу. Прежде, под гнетом мысли о судьбе Сына Божия они чувствовали какой-то испуг перед карающей так грозно – за грехи человечества – неповинного Христа десницей Господней. Тогда они будут смотреть на эту десницу как на заключающую в себе всякие милости для искупленных страданиями Христа.

«Доныне», т. е. до тех пор, пока Христос не вошел к Отцу и не получил вечного прославления и по человечеству, они ничего не просили в Его имя (см. Ин.14:13), т. е. в своих молитвах обращались прямо к Господу, Богу отцов своих, не опираясь на «имя» своего Учителя и Господа. Тогда же, после прославления Христа, им будет особенно радостно, что в своих молитвах они будут призывать имя столь близкого им Христа и в этой близости Его к ним находить ручательство в том, что молитвы их не останутся неисполненными.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О радостях христианина.

Ин.16:22-30. Здесь разумеется и радость учеников о Воскресении Христа, имевшая место во время явлений Воскресшего: Ин.20:20; и радость о соединении с Ним: Ин.14:23, особенно через таинство св. Евхаристии: Ин.6:51,56; тогда, и особенно по смерти, для истинных последователей Христа не будет притчи, не будет гадания: 1Кор.13:12;2:9-10.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible