Скрыть
В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 26-30 В той день во имя Мое воспросите, и не глаголю вам, яко Аз умолю Отца о вас: Сам бо Отец любит вы, яко вы Мене возлюбисте и веровасте, яко Аз от Бога изыдох. Изыдох от Отца и приидох в мир: (и) паки оставляю мир и иду ко Отцу. Глаголаша Ему ученицы Его: се, ныне не обинуяся глаголеши, а притчи ни коеяже не глаголеши: ныне вемы, яко веси вся и не требуеши, да кто Тя вопрошает: о сем веруем, яко от Бога изшел еси

И не Я умолю Отца (ст. 26). Ваша любовь ко Мне достаточно ходатайствует о вас. Яко вы Мене возлюбисте и веровасте, яко Аз от Бога изыдох, и приидох в мир. И паки оставляю мир и иду ко Отцу (ст. 27–28). Так как слово о воскресении немало утешало их, равно как и то, что Он говорил: Я пришел от Бога и к Нему иду, то Он часто повторяет эти слова. Одно удостоверяло в том, что они веруют в Него правильно; а другое – что они будут в безопасности. Итак, когда Он говорил: вмале, и не видите Мене, и вмале, и узрите Мя, – ученики, естественно, не понимали этого; теперь же не так. Но что же значит: Мене не воспросите? Не скажете: покажи нам Отца Твоего, и: камо идеши? – потому что узнаете всё, и Отец так же будет расположен к вам, как и Я. Теперь они узнали, что будут друзьями Отцу, и это особенно ободрило их. Потому и говорят: ныне вемы, яко веси вся (ст. 30). Видишь, как Его ответ сообразен был с их мыслями? И не требуеши, да кто Тя вопрошает (ст. 30), то есть прежде, чем Ты услышал, Ты знал, что соблазняет нас, и успокоил, сказав: Отец любит вы, яко вы Мене возлюбисте (ст. 27). Теперь только, после столь многих и великих (слов), ученики говорят: ныне вемы. Видишь, как они были еще несовершенны? Затем, так как они, как бы изъявляя Ему некоторую благодарность, говорят: ныне вемы, – Он отвечает: вам еще многое нужно, чтобы прийти к совершенству; вы ни в чем еще не совершенны. Вот и теперь вы предадите Меня врагам, и такой вами овладеет страх, что вы не в состоянии будете даже удалиться все вместе. Но я не потерплю от того никакого зла. Видишь ли, как опять слово Его приноровлено к их понятиям? В том-то Он и обвиняет их, что они постоянно нуждаются в таком снисхождении. Так как они сказали: се, ныне не обинуяся глаголеши, а притчи ни коеяже не глаголеши (ст. 29), и потому веруем Тебе (ст. 30), – то Он показывает, что и теперь, когда они веруют, они еще не веруют, и не допускает их слов. Это Он говорит, имея в виду дальнейшее время.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-28 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас; ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу

Притча есть речь, объясняющая какой-нибудь предмет косвенно, прикровенно и сравнительно. Так как Господь многое говорил прикровенно, и речь о женщине и рождении была приточная же, то Он говорит: «доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце». Ибо по воскресении, явив Себя живым, в продолжение сорока дней сообщил им об Отце познания таинственнейшие и подробнейшие (Деян. 1, 3). А прежде они думали, что Бог Ему Отец так же, как и нам, по благодати. Снова ободряя их, что они в искушениях получат помощь свыше, говорит: «будете просить во имя Мое», и уверяю, что Отец настолько любит вас, что вы уже не будете иметь нужды в Моем посредничестве. Ибо Сам Он любит вас. Потом, чтобы они не отстали от Христа, так как не имеют уже нужды в Нем и состоят в непосредственной любви Отца, говорит: «Отец любит вас», за то, «что вы возлюбили Меня». Посему, если отпадете от любви Моей, то немедленно отпадете и от Отца. А как слух о том, что Он исшел от Бога и опять идет к Богу, в разных отношениях утешал их, то Он часто говорит об этом. Посему и сами они, получив пользу от слуха об этом и воодушевившись, что говорят?

Евфимий Зигабен (†1118)

В той день во имя Мое воспросите

День очень часто употребляется вместо: время. Постоянно говорит Иисус Христос ученикам о просьбе во имя Его, чтобы этим убедить их в Своей силе и внушить им безбоязненность.

И не глаголю вам, яко Аз умолю Отца о вас

Тогда уже Я не скажу вам: Я буду просить Отца о вас.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 25-27. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. 

В этих стихах раскрывается та же мысль, что и в двух предшествующих, несколько подробнее и положительнее.
– Доселе (с подлинника – сие)  
– Я говорил вам притчами: сие, т. е. то, о чём Его спрашивали теперь ученики (Ин.16.17 и далее) и что Он ответил им на сие (Ин.16.20 и далее), именно – об отшествии Его, о новом пришествии к ним, об обстоятельствах и следствиях сего. Об этом Он говорил им притчами, т. е. приточными, не собственными, иносказательными выражениями (см. прим. к Ин.10:6; ср. Мк.12:1).
 Но наступает время и пр.: по воскресении и, особенно, по просвещении их духа Духом Святым, такая приточная не собственная речь о Боге прекратится и тайны божественные возвестятся им прямо. Ибо они тогда способны будут понимать эту истину и не под покровом образа, притчи, не собственной речи (ст. Ин.16:12-13). Речь здесь относительная, а не безусловная; она не значит, что образная речь не будет иметь места в устах апостолов, а значит только, что их ведение о Боге и тайнах божественных, по сошествии на них Святого Духа, будет полнее, совершеннее, точнее, определительнее, многое теперь непонятное будет ясно.
– В тот день: см. прим. к ст. Ин.16:23 и Ин.14:20.
 Будете просить: см. прим. к Ин.16:24 и Ин.14:13-14.
– Не говорю вам, что Я буду просить Отца за вас и пр.: изречение не значит, что Господь не будет просить Отца об услышании и исполнении молитв их, а значит только, по связи речи, что Отец Небесный становится Сам к вам в столь близкое отношение, что Моё личное посредство становится как бы уже не нужным. Прошение во имя Господа само собою уже предполагает посредство Его, но новое личное посредство Его при каждой их молитве делается при таких их отношениях к Богу Отцу как бы ненужным, хотя, конечно, сим оно и не исключается. «Отец настолько любит вас, что вы не будете уже иметь нужды в Моём посредничестве» (Феофил.). Изречение это не противоречит другому: Я умолю Отца (Ин14:16; ср. Ин.17:9); в последнем изречении говорится о молитве Господа прежде сошествия Святого Духа на учеников и именно о ниспослании Его, а здесь о молитве после уже сошествия Святого Духа. И при сем Господь всегда остаётся ходатаем за всех верующих в Него и прибегающих к Нему (ср. 1Ин.2:1; Рим.8:34; Евр.7:25). – Причина, почему Господь может не просить Отца об услышании и исполнении молитвы учеников, та, что Сам Отец любит их, и по этой любви к ним исполнит всякое их прошение во имя Христово (см. прим. к Ин.14:21,23). Причина же, по которой Сам Отец любит вас, – та, что вы возлюбили Меня: ибо Отец не может не любить того, кто любит вечный предмет Его любви – Сына Его Единородного (Ин.14:21,23).
– И уверовали, что Я исшёл от Бога, как посланный от Отца в мир (Ин.16:13 и парал.), т. е. уверовали, что Я обетованный и пришедший в мир Мессия. В этой вере в Господа как Мессию – содержание всей христианской веры (ср. Ин.20:31).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

   Ст. 26-28 В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.

   Господь раскрывает ученикам, что не следует думать, что молитва, возносимая к Богу во имя Его, проходит через Его посредство к Богу, но молитва восходит к Богу, с коим Он, – во плоти временно пребывающий, – един. Молятся христиане к Богу единому во имя Христа, во имя Любви и Милосердия Божьего, приявшего на Себя бренную плоть человеческую, и молитва приемлется потому, что Бог есть Любовь. С раскрытием познания о Единстве Бога Отца и Бога Сына, действующего в человеках Духом Святым, молитва учеников становится более и более возвышенною, чистою и преисполненною веры. Познание единства Господа с Богом Отцом устраняет теперь в них мысль, что Господь вне плоти будет молить о них Отца. Будучи единым со Отцом, Он Сам исполняет их молитву, произносимую во Имя Его, указывая и на отдельное чествование Ипостасей, но и соединяя Их в исполнении молитвы человеческой, – той молитвы, которая как мы говорили выше (Ин.16:23-24) внушается нам Духом Святым «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26). Бог, явленный человечеству в пределах пространства и времени, вторая Ипостась Святой Троицы, являющая Бога невидимого и непостижимого, ничего не требует от человека, кроме веры и любви.
   Несколько простых, но избранных Богом людей возлюбили душой воплощенного Бога и отдали Ему свои души; эта любовь и вера смертных созданий к бессмертному Богу, воплотившемуся, вознаграждена радостным бессмертием. Господь поясняет ученикам: «ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога».
   Посему всякий верующий и любящий Господа Иисуса возлюблен Богом, ибо Сам Господь Иисус есть Бог. «Я исшел от Бога», глаголет Господь и «и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу».
   Мир есть одно из славных проявлений воли Божией, и законы Божии для него постановленные непреложны и неизменны. Но мир материальный с его органическою и животною жизнью не полон без человека, в котором душа, как часть уделенного ему Божества, есть связь человека и всего мира с Богом. Сия душа человеческая, со свободною волею своею могла удалиться и удалилась от законов нравственных и должна была быть удалена от Бога источника всякой правды, как недостойная Бога, если бы не пришел сам Бог искупить эту душу и сделать ее достойной быть воспринятой в общение с Божеством, – «да будет Бог всяческая во всех(1Кор.12:6,15:28; сравни Еф.1:23), милостью и жертвою Господа Иисуса». Господь Иисус, предвечное Слово Божие, глаголет: «Я исшел от Отца и пришел в мир». Мир не часть Божества, а лишь часть бесконечности и вечности, находящихся в руках Божиих, посему Бог, входящий в мир, воспринимает на Себя ограничение времени и пространства, а глаголя: «и опять оставляю мир и иду к Отцу»,указывает, что Он разрешает эти узы, когда Он исполнит в сих узах страшную Жертву перед справедливостью Божией. Но самое пришествие Бога в мир осветило мир сиянием, и как существо человеческое освещается Духом Святым «как бы светильник освещал тебя сиянием»(Лук.11:36), так и мир с посещением его Богом во плоти воспринял Духа Святого, отныне и во веки освещающего все действия человеческие.
   И да не смущаемся, видя, что на некоторых пунктах земного шара свет меркнет в душах, отдающих себя растлению неверия. Он сияет ярче в других местах, где нет самообожания человека, этого греха по преимуществу сатанинского. Да помним то, что Господь сказал о Своей Церкви: «и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).
   Мы закончим этот отдел о единстве Бога Отца и Господа Иисуса, пришедшего в мир и восходящего из мира ко Отцу, словами Афанасия Великого:
   «Отличительная черта веры во Христа состоит в том, что Сын Божий, сущее Божие Слово (Ин.1:1), сущая премудрость и сила Отчая (1Кор.2:4) при скончании веков сделался человеком ради нашего спасения» «Он действительный человек и вместе с сим Бог, ныне одесную Отца сый во Отце и Отец в Нем всегда».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-27 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога

Речь Господа подходит к концу. Господь говорит, что все доселе сказанные Им во время прощальной беседы изречения (например, Ин.13:32, 14:2 и др.) имели характер притчи, т. е. были похожи на притчи, выслушав которые, ученики обыкновенно обращались ко Христу с просьбою разъяснить эти притчи (ср. Мф.13:36). Скоро наступит, однако, такое время, когда Господь будет «прямо» сообщать апостолам то, что им нужно знать, так что не потребуется, чтобы Христос сопровождал Свою речь особыми пояснениями. Kакое, однако, время Христос здесь имеет в виду? Тот ли сравнительно небольшой период, который прошел от Его воскресения до вознесения на небо, или же все время существования на земле Его Церкви? Так как речь эта имеет в виду прежде всего апостолов – им ведь пришлось сначала все узнавать под некоторым приточным покровом – то лучше видеть в обещании Христа указание только на Его личное обращение с апостолами по Своем воскресении, когда Он «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24:45).

«Не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас». Это не значит, что ходатайство Христа за апостолов прекратится: любовь, как говорит апостол, никогда не прекращается (1Кор.13:8) и всегда продолжает ходатайствовать за любимых. Но Господь этим хочет сказать, что сами апостолы станут в новые близкие отношения к Богу, за свою любовь ко Христу и веру в Него они удостоятся любви со стороны Отца.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О радостях христианина.

Ин.16:22-30. Здесь разумеется и радость учеников о Воскресении Христа, имевшая место во время явлений Воскресшего: Ин.20:20; и радость о соединении с Ним: Ин.14:23, особенно через таинство св. Евхаристии: Ин.6:51,56; тогда, и особенно по смерти, для истинных последователей Христа не будет притчи, не будет гадания: 1Кор.13:12;2:9-10.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible